306 Внезапный выход в море 19 01 1974
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 306. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Внезапный выход в море. 19.01.1974 г.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:
Карта-схема «господства» ВМС США-НАТО на Европейском ТВД (театре военных действий). Середина 70-х годов XX века.
Обратите внимание на американские ПЛАРБ – объекты «охоты» и устремлений больших противолодочных кораблей пр. 1135 типа «Буревестник». На борьбу с такими АПЛ «специализировался» БПК «Свирепый» и другие корабли такого же типа Балтийского и Северного флотов.
База данных о боевой подготовке ВМС США-НАТО в 1974 году из статьи капитана 2 ранга А. Кислякова в журнале «Зарубежное военное обозрение». 1975. №8. с. 65-69.
В предыдущем:
На БПК «Свирепый» сыграли очередную учебную боевую тревогу, и я прервал своё письмо-исповедь…
Оказалось, что кому-то из высшего начальства не понравилось что-то в том, как мы сдавали элементы курсовой задачи «К-1». По БПК «Свирепый» пронёсся слух, что «мы не дорабатываем до стандартов ВМС НАТО». Это было неожиданно, досадно и очень обидно…
Из бесед на политзанятиях, из обрывков разговоров офицеров и мичманов, которые выписывали журналы «Зарубежное военное обозрение» и «Морской сборник», а также из самих этих журналов, которые считались полусекретными («для служебного пользования»), я знал, что ВМС США и НАТО активно готовятся в военным действиям в различных частях Мирового океана в условиях как «всеобщей ракетно-ядерной, так и в ограниченных (локальных) война». Причём «боевая подготовка ВМС США и НАТО имеет откровенно агрессивный и наступательный характер».
В 1974 году боевая подготовка ВМС США-НАТО «была направлена на повышение слаженности действий кораблей в составе оперативных групп и соединений». При этом сначала велась «подготовка одиночного корабля», потом действия корабля «в составе однородных и оперативных групп и соединений», а затем участие боевого корабля «в типовых и объединённых учениях, пребывание в составе передовых группировок» соответствующих флотов. Практически по такому же плану велась боевая подготовка и наших, советских боевых кораблей, подготовка БПК «Свирепый».
В 1974 года интенсивность боевой подготовки и повседневной деятельности ВМС США была такой же как в 1973 году, но особенно часто проходили учения КУГ (корабельных ударных группировок) в Средиземном море, в Восточной Атлантике и в западной части Тихого океана. На интенсивность морских учений и походов сказался «энергетический кризис», начавшийся в конце 1973 года из-за действия арабских стран, поставщиков нефти на Запад.
Боевая подготовка Атлантического флота США-НАТО в 1974 году «осуществлялась путём одиночного и совместного плавания американских и натовских кораблей, организации учений по ПЛО (противолодочной обороны) и ПВО (противовоздушной обороны), а также за счёт артиллерийских, торпедных и ракетных стрельб, постановки и траления мин, учений по борьбе за живучесть кораблей, пополнения запасов снабжения на ходу в море, маневрирование на разных скоростях хода и т.д.
Наша боевая подготовка была практически точно такой же. Курсовые задачи «К-1», «К-2», «ПВО» и другие были практически одинаковыми с программами боевой подготовки американских и натовских кораблей, потому что военно-морская службы, жизнедеятельность и боевое применение кораблей всех и любых флотов мира были одинаковыми, типичными. Даже вооружение боевых кораблей всех флотов мира было практически однотипным…
В крупнейшем весеннем учении ВМС США и НАТО с 29 апреля по 17 мая 1974 года должны были принять участие «около 70 кораблей ВМС США и пяти стран НАТО, а также некоторые подразделения морской пехоты и авиации». Руководить этим учением должен был командующий Карибским военно-морским округом. Все действия ВМС США на этом учении должны были проводиться «по планам объединённых вооружённых сил США-НАТО». То же самое происходило и у нас в объединённом командовании вооружённых сил СССР и стран, участников «Варшавского договора».
Основная цель американо-натовских и советских учений в 1974 году – это «проверка боеготовности флота для ведения наступательных и оборонительных операций в условиях ядерной и обычной войны». К весеннему учению ВМС США-НАТО «привлекались корабли, авианосная и базовая авиация Атлантического флота».
Значит, Балтийский и Северный флота должны были противопоставить этому весеннему учению ВМС США-НАТО в 1974 году своё учение, и оно называлось «Балтика-74».
ВМС США-НАТО экономили горючее, поэтому они, как и мы, проводили отработку задач «при минимальном сроке пребывании кораблей в море» и «во время стоянки в базах (в течение трёх недель) непосредственно перед выходом их в море». Практические ракетные и артиллерийские стрельбы и мы и они проводили по специальным плавающим мишеням (старые корпуса кораблей, барж со щитами).
Особенно интенсивно шла отработка нами элементов задач ПВО и ПЛО, то есть противовоздушной и противолодочной обороны. Считалось, что манёвренные самолёты-штурмовики АУГ ВМС США-НАТО могут издали поразить наши советские боевые корабли. При этом ПЛ (подводные лодки) «вероятного противника» тоже представляли серьёзную угрозу кораблям Балтийского флота, так как они могли стеречь нас возле Датских (Балтийских) проливов и атаковать нас одновременно с береговыми противокорабельными ракетными системами. Вот почему наши радиометристы-наблюдатели ПВО и акустики ГАС ПЛО усиленно оттачивали своё мастерство.
В главном штабе ВМФ СССР и в штабах Балтийского флота уже знали, что с 5 февраля по 3 марта 1974 года у восточного побережья США американские ВМС совместно с ВМС Великобритании, ФРГ, Канады и Нидерландов, проведут учение объединённых ВМС США-НАТО под кодовым наименованием «Сейф пасс». В учении «Сейф пасс» будет участвовать более 40 кораблей, «включая постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике», около 60 самолётов авиации ВМС США-НАТО.
В роли «вероятного противника» будут «играть» шесть подводных лодок («две американские, канадская, голландская и две английские»), два быстроходных патрульных катера и различные самолёты. Цель учения «Сейф пасс» - «противолодочная, противовоздушная и противокатерная оборона авианосного ударного соединения (АУГ)».
За ходом учения «Сейф пасс» должны были наблюдать «представители ВМС Италии, Португалии, Норвегии и Дании. Руководить учением «Сейф пасс» должен был командующий 2-м флотом США, вице-адмирал Джон Финнеран. Отсюда следовало, что Балтийский и Северный флота должны были тоже провести в марте-апреле 1974 года сборные учения под руководством командующих флотами.
В 1974 году американцы и натовцы усиленно готовили и тренировали свои амфибийные силы и свою морскую пехоту. Их восьми учений в Атлантике, на четырёх учениях были запланированы высадки десанта на морское побережье. Сначала «морпехи» США тренировались на острове Вьекес и на полигонах морской пехоты Кэмп-Лэджен (штат Северная Каролина, США).
Роты, потом батальоны, а затем и объединённые соединения «морпехов» с артиллерийским дивизионом десантировались на полигонах, потом обучались «приёмам ведения боевых действий на суше в составе батальонов, в наступлении и обороне». Сразу после обучения и тренировок эти амфибийные силы включались в состав ВМС США в Средиземном море.
Нацеленность учений морской пехоты США была «прозрачна» и ясна: в июне 1974 года в районе Кэмп-Лэджен должно было быть учение «под условным наименованием «Экспресс чаджер» с целью – «организация преодоления водных преград и непосредственного авиационного противодействия и поддержки десанта». Всего в этом учении должно было быть занято до 5000 человек из «2-й дивизии и 2-го авиакрыла морской пехоты, дислоцирующихся на восточном побережье США».
С 24 мая по 6 нюня 1974 года в Западной Атлантике должно было состояться «наиболее крупное десантное объединённое учение сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил США под условным наименованием «Солид шилд-74». Основная цель этого учения – «проверка и уточнение планов оперативной и боевой готовности соединений и частей видов вооружённых сил к проведению совместных операций на театре военных действий». Вот так, «чёрным по белому» - «на театре военных действий»…
Практически американцы готовились по планам захвата нефтеносных районов Ближнего Востока с целью «стабилизации цен на нефть» и «прекращения нефтяной войны арабских стран против западного мира». При этом глобальной целью США летом 1974 года было – «использование нефтяной войны арабских стран-добытчиков и поставщиков нефти и газа для сокрушительного удара по экономике СССР и стран Варшавского договора».
О масштабных планах боевой подготовки объединённого командования ВС США-НАТО свидетельствует тот факт, что «американские ВМС (в 1974 году) активно участвовали во всех крупных учениях НАТО на Атлантике, Северо-Европейском и Южно-Европейском ТВД (театре военных действий). На учениях «проверялись и уточнялись оперативные планы НАТО, отрабатывались, как правило, все вопросы ведения войны на море как в системе объединённых ВМС, так и в системе объединённых вооружённых сил».
Особое внимание уделялось поддержке ВМС сухопутных сил, высадке десантов морской пехоты. Крупными учениями 1974 года на Северо-Европейском ТВД должны были быть «Коулд Вннтср-74» и «Аргус экспресс» «с участием сухопутных войск, авиации и военно-морских сил не только США, но и Норвегии. Великобритании, Канады, Нидерландов и других стран».
Крупнейшее учение ВМС США-НАТО «Нозерн меджер» должно было состояться в сентябре 1974 года в Северном и Балтийском морях и проливе Ла-Манш. В нём должно быть задействовано около 200 кораблей и судов, до 700 самолётов и 40 000 военнослужащих ВС США-НАТО. Целью учения «Нозерн меджер» было – «проверка возможности объединённых ВМС США-НАТО по обороне северного фланга НАТО, осуществление высадки морских и воздушных десантов, отработка мероприятия по защите океанских и морских коммуникаций».
Все эти учения и боевая подготовка «позволяла объединённым ВС США-НАТО и военно-политическому руководству США-НАТО иметь вблизи очага агрессии (на Ближнем Востоке) значительное количество боеготовых сил и средств, что ещё больше накаляло обстановку в этом районе», потому что СССР не могло оставить без адекватного ответа концентрацию таких сил, могущих кардинально изменить всю мировую систему экономики.
В Средиземном море также постоянно велась боевая подготовка ВМС США-НАТО. Так с 25 апреля по 11 мая 1974 года должны были пройти учения «Дон пэтрол-74». В этом учении должны были проверяться «готовность авианосных ударных сил к боевым действиям на Южно-Бвропейском ТВД» (театре военных действий). При этом отрабатывались способы и приёмы «противовоздушной и противолодочной обороны соединений кораблей в море».
Отличием весеннего учения «Дон пэтрол-74» было наличие планов «высадки морского десанта и проведение тренировки по нанесению бомбоштурмовых ударов по наземным объектам и войскам «вероятного противника». В учении учения «Дон пэтрол-74» должно было участвовать около 80 кораблей, в том числе 6-й флот ВМС США, корабли, авиация, морская пехота ВМС Великобритании, Италии, Греции и Турции.
Предварительно, на первом этапе учения «Дон пэтрол-74» в районе «Иберийской Атлантики» (25-28 апреля 19674 года) должны были отрабатываться задачи «защиты океанских коммуникаций и борьбы с подводными лодками с участием кораблей и базовой патрульной авиации ВМС Франции, Канады, ФРГ, Нидерландов и Дании», а это уже военно-морские силы нашего, Восточно-Атлантического ТВД (театра военных действий).
На Тихом океане американские ВМС в 1974 году в основном должны были заниматься «повышением боевых возможностей флота и поддержанием его в постоянной готовности к ведению боевых действий». Там, в основном, у западного побережья США, тренировки велись «одиночными кораблями при взаимодействии в составе однородных групп и соединений 3-го и 7-го флотов ВМС США», а также тренировки и плавания кораблей «по планам военных блоков» США и тихоокеанских стран.
Обычно ВМС США отрабатывали в одиночных плаваниях типовые задачи, подобные нашим курсовым задачам «К-1», «К-2», «ПВО» и «ПЛО», а потом в составе КУГ (корабельных ударных групп) – «комбинированных зачётных учения» (сборпоходы). Как правило, в таких КУГ «участвовали до 20 кораблей, в том числе один-два ударных или многоцелевых авианосца и крейсер УРО».
В ходе комбинированных зачётных учений «проводились ракетные и артиллерийские стрельбы по наземным и воздушным целям, бомбометание, высадка морских и вертолётных десантов, поиск, обнаружение и «уничтожение» ПЛ (подводных лодок).
Наиболее крупным учением на Тихоокеанском ТВД (театре военных действий) 19-27 августа 1974 года должно было быть учение «Бэлл кэм». Основная цель учения «Бэлл кэм» - «проверка боевой готовности 3-го флота ВМС США к ведению морских операций, включая противолодочные, испытания катера па подводных крыльях «Хай Пойнт», вооружённого противокорабельными ракетами «Гарпун», а также отработка действий в составе эскадрилий новых палубных истребителей F-14 «Томкэт» с борта атомного многоцелевого авианосца «Энтерпрайз». В морских учениях ВМС США обязательно принимали участие ВМС Канады…
20-25 марта 1974 года в восточной части Тихого океана должно было быть учение «Бит корал» с участием «свыше 20 кораблей и около 150 самолётов авианосной и базовой авиации ВМС США и Канады». При этом ВМС США «выставили» на эти учения: «два ударных авианосца, два крейсера УРО, четыре эскадренных миноносца (из них два эсминца УРО), четыре сторожевых корабля, две атомные подводные лодки, транспорт спецбоеприпасов, танкер и другие вспомогательные суда, а также подразделения командования прибрежных действии ВМС, 80-й авиационной противолодочной группы, 33-й эскадрильи противолодочных самолётов. 9-п патрульной эскадрильи, 65-й патрульной эскадрильи резерва, 67, 69 и 8-й эскадрилий противолодочных вертолётов».
ВМС Канады выделило на учения «Бэлл кэм»: «два сторожевых корабля, подводную лодку, транспорт и подразделения 407-й патрульной эскадрильи». Руководить учением «Бэлл кэм» должен был «командир 7-й группы ударных и многоцелевых авианосцев контр-адмирал Оберг с борта ударного авианосца «Орискани».
В конце 1974 года (в декабре) запланировано учение «Ридикс 2-74» ВМС США и Канады у побережья Северной Америки. В этом учении должны были участвовать «11 кораблей и около 100 самолётов» ВМС США. На этот раз должны были отрабатываться задачи «противодесантной обороны, проводки прибрежных конвоев и их охранения, борьбы с подводными лодками и самолётами в условиях применения ракетно-ядерного оружия». США и НАТО неустанно готовились к ядерной войне…
Энергетический кризис 1974 года внёс коррективы в планы боевой подготовки ВМС США и НАТО, например, «в десантной подготовке большое внимание уделялось вопросам тактики действий морской пехоты в сложных климатических условиях на местности, напоминающей пустынные районы Северной Африки и Ближнего Востока». Вот почему «в конце 1974 года в районе Твентинайн-Палмз (штат Калифорния) было запланировано учение морской пехоты «Элкали каньон-74», в котором должны были участвовать части и подразделения 1-й и 2-й дивизии морской пехоты» ВМС США.
То же самое должно было быть в Коралловом море и на северо-восточном побережье Австралии в июне 1974 года, где «объединённые силы блока СЕАТО с целью выявления возможности проведения десантных операций» должны были проверить боеготовность морских десантников ВМС США, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании. Эти учения получили «условное наименование «Кенгуру-1» и в нём должны были принять участие «38 кораблей, более 120 самолётов и до 15 000 морских пехотинцев».
Этот «дальний» район Тихого океана американские вооружённые силы совместно с войсками стран СЕАТО тоже учились «оборонять» от кого-то. Так в сентябре 1974 года в районе Гавайских о-вов должно было пройти учение «Римпэк-74», в котором должны были участвовать «более 30 кораблей и до 200 самолётов и вертолётов ВМС США, Канады, Австралии и Новой Зеландии».
Кроме этого «периодически корабли и авиация 7-го флота ВМС США должны были в 1974 году участвовать в совместных учениях с военно-морскими силами Японии и Южной Кореи, с заходом кораблей в Японское море», что, естественно, нарушало интересы КНР и Северного Вьетнама.
На Южном ТВД в Индийском океане в 1974 году также должны были состояться крупное учение «Мидлинк-74» объединённых флотов ВМС США и их союзников (около 50 кораблей и вспомогательных судов ВМС США, Великобритании, Ирана, Пакистана и Турции). Эти учения должны были продемонстрировать военно-морскую мощь США и СЕНТО в районе, расположенном на подходе к Персидскому заливу. Опять акция устрашения для ближневосточных стран-добытчиков нефти…
Несомненно, все указанные учения ВМС США-НАТО и США-СЕНТО в 1974 году имели агрессивный, оперативно-тактический и стратегический характер и направленность на устрашение стран-экспортёров нефти. При этом ВМС США выполняли в этих учениях главную роль – ударных сил, способных не только нарушать морские коммуникации транспортировки нефти, но и захвата нефтедобывающих районов разных стран.
Обо всё об этом вполголоса, спокойно и даже буднично докладывал и рассказывал наш командир БПК «Свирепый», капитан 2 ранга Е.П. Назаров на партийном собрании офицеров корабля, а потом командиры боевых частей, уже не так подробно, но всё же понятно и «прозрачно», передавали нам, матросам и старшинам, на занятиях по боевой и политической подготовке.
Может быть, поэтому никто из ребят особо не роптал на частые выходы БПК «Свирепый» в море, на частые учебные боевые тревоги, на практические занятия и изнуряющие тренировки. Мы беспокоились только за «молодых» и «салаг», выдержат ли они…
Свидетельство о публикации №216102301445