Шайх-Баба ибн Гульахмад ад-Дагестани

Шайх-Баба ибн Гульахмад ад-Дагестани - религиозный и политический деятель

Шайх-Баба ибн Гульахмад ад-Дагестани родился в селе Маграка близ Дербента (год рождения не известен). Его дед Шайх-Курбан был этническим турком. Младенцем, осиротев во время Русско-турецкой войны, он был усыновлён дагестанцем Шайх-Махмудом (прадед которого Шайхшам происходил из Сирии).

Будучи религиозным деятелем Шайх-Баба принимал активное участие в антиколониальной борьбе имама Шамиля, за участие в Дербентском восстании был сослан на каторжные работы в Пермь, затем на вольное поселение в деревню Молвино (Мулла-иле) Свияжского уезда Казанской губернии. Там он женился на Фатиме – дочери местного ишана Валида из рода Тамты-Хытайи. Родственники жены Шайх-Баба жили в деревне Кестым Глазовского уезда Вятской губернии, поэтому он часто бывал гостем в этой и других окрестных деревнях и остался в народной памяти как аулийа – святой.

Шайх-Баба ездил по местам компактного проживания татар, распространяя ислам. По преданию, он показывал людям различные чудеса (карамат), предсказывал события. Согласно семейному преданию, в 1889 г., отправляясь в очередное путешествие, он предупредил свою семью, что это будет в последний раз и что он умрёт в Перми, назвав даже дату смерти. Его предсказание сбылось – Шайх-Баба умер в Перми в 1889 году, завещав похоронить его на мусульманском кладбище Перми «Зирет» (ныне Егошихинское кладбище). Позже на могилу Шайх-Баба был установлен мраморный памятник с его родословной. Почти сразу же могила Шайх-Баба превратилась в место зиярата мусульман.

Сын Шайх-Баба ад-Дагестани (ум. 1889), Ахмедов Шайх-Ахмед б. Шайх-Баба ад-Дагестани (1881-1938) также был религиозным деятелем. Родился в деревне Молвино (Мулла-иле) Свияжского уезда Казанской губернии. Оставшись без отца в 8 лет, он был отдан на учёбу в Казанское медресе «Марджанийа». По окончании в 1903 г. был направлен на службу в мечеть в деревню Кестым. Придерживался джадидских взглядов, в мектебе при мечети начал преподавать русский язык, ввёл в программу обучения светские предметы. Начал впервые обучать девочек письму на арабской графике. Занимался общественной работой. Являлся председателем съезда мусульман Глазовского уезда Вятской губернии. Ему было присвоено почётное звание ахуна (институт высших священнослужителей в армии и гвардии).

После революции мектебе было закрыто, начались преследования религиозных деятелей. Был дважды женат: первым браком – на вдове ахуна  Валиуллы Назырова, своей кузине Фаизе-абыстай, удочерил двух ее дочерей. Спустя 8 месяцев после свадьбы она умерла. Вторым браком был женат на Зайнаб – дочери муллы Мухаммадхади Чачакова (1892-1988); вместе они вырастили и устроили судьбу приёмных дочерей. В 1934 г., спасаясь от преследований, он уехал в Дагестан на родину отца в село Маграка. Однако он тосковал там без религиозного служения и в 1936 г. вернулся в Удмуртию, стал служить муллой в мечети деревне Падера. В 1937 г. был арестован. В 1938 г. погиб от язвы желудка в Глазовской тюрьме. Шайх-Ахмед б. Шайх-Баба ад-Дагестани  был захоронен на мусульманском кладбище. Впоследствии был реабилитирован.





Автор: Али АЛБАНВИ




Литература


1. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – М.: Издательский дом «Медина», 2009. – 404 с., ил. – (Ислам в Российской Федерации; Вып. 5). С. 45; 400; 406.

2. Зеленова Р. Императорской лейб-гвардии Отдельный корпус // Газета «Татарский  мир», №5 (2003).


Рецензии
Впервые слышу о колониальных войнах в Дагестане, поскольку регион никогда не был колонией России. Насколько мне известно, добровольное вхождение Дагестана в Российское царство, а затем в Российскую империю проходило поэтапно отдельными регионами раздробленной территории в XVII - XIX веках.

Что касается Гюлистанского договора между Ираном и Россией, так его историки произвольно договорились считать завершающим актом вхождения кавказских народов в империю. За эту произвольность и цепляются, когда отрицают добровольность и утверждают колониальный характер вхождения Кавказа в состав России.

Автор явно начитался подленькой провокационной литературки и наслушался дилетантской болтовни на кухнях. Напрасно.

Виктор Еремин   26.10.2016 16:48     Заявить о нарушении
Что-то я Вас не понял, Виктор. Что, Шамиля тоже не было? Или Ермолова? А "Кавказский пленник" заказал госдеп США? Или Лермонтов отправился на Кавказ лишь для того, чтобы стреляться с Мартыновым? Да никто и никогда добровольно не стремился и не желает платить дань (налоги, подати) иноземному правителю, а если и соглашается на это, то во избежание худшего зла. Как было, к примеру, с Грузией и Украиной. Нет, я нисколько не порицаю политику Российской Империи ни на Кавказе, ни на Западе, ни в Средней Азии, поскольку это - норма для всякой империи. Не хочу также ничего особенно плохого говорить о "диких горцах", - грабежи, контрабанда и разбой были образом жизни этих "удалых Хаз-Булатов", и иного они просто не умели и не хотели. Пришлось усмирять. Очень даже недобровольно....

Дмитрий Криушов   26.10.2016 20:23   Заявить о нарушении
Дмитрий, в целом все верно. Спасибо всем за комментарии.

Али Албанви   26.10.2016 21:54   Заявить о нарушении