Биографические штрихи к истории Палестины

Когда-то Голда Меир - премьер-министр Израиля, заявила: "Нет такого народа - палестинцы).
Она, наверное, не слышала о Муджир аль-Дине аль-Улами и его родословной. Но почему её никто из советников и коллег не просвятил?!
Для приверженцев концепции о палестинцах, как о несуществующем народе, посвящён этот отрывок(пока только набросок, пардон).


Муджир аль-Дин аль-Улами  (арабск: ;;;; ;;;;; ;;;;;;;) уроженец Иерусалима и Палестины (1456–1522) , которого с полным правом можно назвать палестинским историком и по праву рождения, и по его вкладу в изучение истории Святой Земли.
Муджир ад-Дин родился в одной из самых знатных мусульманских семей Иерусалима, которые вели свою родословную в этом городе со времён арабского завоевания Палестины в седьмом веке (От Р.Х.)
Сам Муджир ад-Дин в течение тридцати лет (1486-1516) занимал должность судьи Иерусалима при мамлюках.
Свою родословную семья вела от выдающегося мусульманского правоведа Ахмада ибн Ханабали и второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба.
Основным же  трудом  Муджир ад-Дина вляется аль-Унс аль-Джалиль ви-тарих аль-Кудс вал-Халиль (Славная история Иерусалима и Хеврона)
Эта летопись, или точнее, исторические хроники средневековых Иерусалима и Хеврона увидели свет в 1495 году и по сей день считаются самым подробным описанием истории Палестины эпохи Средневековья.

Творческое наследие  Муджир аль-Дина состоит из  двух томов толкований Корана, Биографического словаря, состоящего из кратких биографических данных ханбалитских ученых-правоведов(исламского права) и, наконец, из его главного труда по общей истории со времен Адама до средних веков.
Из этой последней работы Муджир аль-Дина сохранилась лишь одна часть известная как "Славная история Иерусалима и Хеврона».
Однако и в таком урезанном виде эта книга считается наиболее полным и подробным источником по истории Иерусалима эпохи средневековья из более чем тридцати других книг, написанных предшественниками и современниками Муджир ад-Дина в период правления мамлюков.


Книга состоит из  четырех частей:
 Описание истории Иерусалима со времен Адама и до конца 13-го века, Описание главным образом мусульманских святынь и достопримечательностей  Хеврона и Иерусалима.
Третья часть книги посвящена биографиям различных правителей Иерусалима и Хеврона во времена Айюбидов и мамлюков, среди которых особое внимание автор уделяет тем из них  которые осуществляли крупные строительные проекты в этих городах.
Четвертая часть касается  истории Иерусалима современником которой являлся сам автор.
Следует заметить, что в своих трудах автор назывет свою Родину поочерёдно то Палестиной "Филястын", то Святой Землёй (Аль-Ард аль-Мукаддаса).

Трудно переоценить значение этой книги для исторической науки и особенно, для краеведения Иерусалима.
На неё ссылаются все без исключения исследователи, пишущие об Иерусалиме и Святой Земле, как в прежние века, так и в наши дни.

Муджир ад-Дин похоронен на Масличной горе в Иерусалиме.
Ему посвящен, также, мавзолей в Наблусе.
Традиция, согласно которой на Масличной Горе хоронят не только самых выдающихся сынов и дочерей Палестины, но и самых богатых, давно устоялась.
Но историк Муджир ад-Дин занимает своё место и в истории, и на Масличной горе, по праву.

Другим выдающимся уроженцем Святой Земли является арабский географ Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад аль-Мукаддаси, автор знаменитого труда по географии «Ахсан ал-такасим фи ма’рифат ал-акалим» (Лучшее разделение для познания климатов»), увидевшее свет в 985 году.
Выдающийся арабский географ десятого века Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад аль-Мукаддаси родился в Иерусалиме, в 946/947. На место рождения аль-Мукадаси указывает и его фамилия.
Она происходит от арабского названия Иерусалима - Аль-Кудс.
Соответственно, фамилия Мукадаси переводится как "Иерусалимский" или "иерусалимец" .
О его жизни известно лишь то, что аль-Мукадаси сам сообщает о себе в своей книге. А себя автор представляет весьма скромно, но с достоинством.
Так, известно, что и по отцовской, и по материнской линиям,  аль-Мукадаси происходит из семьи потомственных строителей - его дед  со стороны отца построил крепость-порт в Акка.
Аль-Мукаддаси был одним из самых образованных людей своего времени.
В двадцатилетнем возрасте он совершил паломничество в Мекку и затем посвятил себя географии.
Следующие двадцать лет аль-Мукадаси провёл путешествуя и за это время он объездил весь мусульманский мир.
Результатом его путешествий и исследований спустя двадцать лет стала книга «Ахсан ал-такасим фи ма’рифат ал-акалим» (Лучшее разделение для познания климатов»), увидевшая свет в 985 году.
Этот труд содержит подробное описание стран мусульманского мира в эпоху средневековья и в том числе, описание городов и деревень Палестины.
Существует две редакции этой книги: константинопольская и бердинская.
Обе редакции связаны с политическими изменениями в исламской империи, современником которых стал аль-Мукадаси.
(Перевод на европейские языки был осуществлён по последней редакции).
Труд аль-Мукадаси хоть и считается примером классической средневековой арабской географии, однако эта книга выходит далеко за рамки принятых в эпоху средневековья традиций географических описаний.
Описания аль-Мукадаси содержат важные сведения не только по географии, но также по истории и культурным особенностям тех стран, где он побывал.
А объездил аль-Мукадаси почти все страны исламского мира.
Труд аль-Мукадаси можно назвать серьёзным этнографическим  исследованием, одним из основополагающих в то время, поскольку автор не ограничивается только описанием земель и климатических различий.
Работы предшественников и современников аль-Мукадаси цитирует избирательно, проявляя при этом критическое чутьё, основанное на его собственном богатом опыте.
Информацию, основанную на мифах, аль-Мукадаси отвергает вовсе.
Центральное место в книгах аль-Мукадаси занимают описания, основанные на его собственных наблюдениях об особенностях языка, обычаев и жизненного уклада в тех странах, где он побывал.

Книги аль-Мукадаси являются важным историческим источником также в наши дни и доступны на английском языке.


Рецензии
Хорошая статья, Влад. Голда Меир, конечно, была бы от неё не в восторге, но времена уже другие, да и цели изменились. Если раньше главной задачей было создать новое на пустом месте, то теперь - сохранить созданное. А это без диалога со здравомыслящими палестинцами, без уважения к ним, как к нации, невозможно. Иначе... ИГИЛ к Израилю даже ближе, чем к России. Никакой Моссад не поможет.
Прошу прощения, если мои рассуждения показались слишком дилетантскими. С ув. - Д.К.

Дмитрий Криушов   27.10.2016 22:33     Заявить о нарушении
Почему же дилетантские?
Это именно здравые мысли.
Спасибо за отклик, Дмитрий.

С уважением,

Влад Ривлин   27.10.2016 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.