О речи К. Райкина на VII съезде СТД РФ

Посмотрел сейчас выступление Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей РФ. Выступление яркое, на первый взгляд мудрое и справедливое. Руки прочь от самобытного творца, свободу творчеству, опять предпринимаются попытки ввести цензуру и т.д. Сталинизм приплел в обязательном порядке. Только про вешалки, с которых начинается театр, упомянуть забыл.
Старая песня.
Оратор запамятовал начать с главного. За чей счет самовыражаются все эти творцы? Разве кто-то посягает на их самовыражение, если оно делается на деньги самого творца или его мецената? Я о таком слыхом не слыхивал. Твори за свой счет сколько твоей душе угодно. Если натворил талантливо, самобытно — все траты окупятся. И публика будет тебе благодарна. Это закон мира капитала.
Нет, Райкину необходима государственная гарантия, что какую бы гнусь кто бы из севших на шею государству и налогоплательщикам ни нагадил, все будет оплачено, а финансирующая сторона при этом обязана сидеть в сторонке и не сметь вякать по поводу того, что ее надули жулики. Потому что их вовсе не жулики надули, а так творцы самовыразились! Те самые портные из сказки Андерсена, которые шили королю наряд из пустоты, оказывается, были не жуликами и плутишками, а творцами пошивочного искусства!.
Ведь выступает-то Райкин в защиту театров, которые находятся на содержании государства и работают в зданиях, которые построило государство на налоги наших дедов и родителей, то есть на наши с вами деньги. Иди, заработай своими трудами достаточные средства, купи участок земли, найми архитекторов, спроектируйте, постройте театр, оборудуйте его, наймите обслуживающий персонал и работайте независимо ото всех — творите на здоровье. А здесь получили задарма всё, о чем людям других профессий и мечтать не приходится, да еще и выкаблучиваются! Они же даже аренду за использование государственных (налогоплательщиков) зданий не платят, как большинство частных предприятий.
В стране много чего не хватает и никогда не будет хватать. Но государство выдирает куски из скудных средств и платит зарплаты работникам театров, оплачивает декорации, костюмы, технику, гастроли и пр. И при этом, оказывается, оно не имеет право вмешиваться в работу творца.
Получается так: я — заказчик и покупатель, я делаю стопроцентную предоплату, после чего исполнитель имеет право подсунуть мне гнилую халтуру, я же даже пикнуть не имею права — ведь он художник и сотворил так, как видит! А что вижу я — никого не интересует. Самое большее, можно высказать мнение, но и это уже будет считаться насилием и перебором — лучше плати и далее и молчи. Вот тебе и капиталистическое общество, за которое столь остервенело боролось семейство Райкиных и их компания.
Константин Райкин и иже с ним с первого дня прихода в театр работают за счет государства. Они не просто к этому привыкли, они без госсодержания жизни себе не представляют. Но при этом все весьма недовольны. А вот я даже не сомневаюсь в том, что сотням, если не тысячам, гораздо более талантливых людей такие как Константин Райкин перекрыли возможность самореализоваться, потому что места этих людей заняли сыночек прославленного комедианта и подобные ему. Так эти сыночки теперь набрались наглости и требуют, чтобы те несостоявшиеся по их вине сотни (или тысячи?) потенциальных творцов теперь безмолвно оплачивали стряпню халтурщиков, которые на государственные деньги и наши общие налоги под видом свободы творчества развращают наш народ? Не о голых дядьках и тетках идет речь, но о компрометации искусства и о его деградации под личиной самореализации ничтожеств. Что за бред? Или если ничтожества восхваляются такими же ничтожествами, то все мы обязаны поклоняться этому узкому кружку совестьсосущих насекомых как единственно возможным творцам?
Государственные театры — это место службы наемных работников. Хотел бы я посмотреть на наемных работников, которые заявляют владельцам предприятия: «Не лезьте в мою работу. Как хочу, так и работаю. Я через работу самовыражаюсь. Вам нужны комнатные тапочки, а я желаю выдувать хрустальные башмачки!» Что оплачивающий средства производства и работу работников хозяин сделает с такими творцами? Правильно! Пошлет их куда подальше от своего предприятия, желательно в детородный орган.
Не нравится Райкину цензура заказчика — ноги в руки и ступай куда глаза глядят — покупай участок земли, нанимай архитектора и далее по схеме. А согласен работать на деньги налогоплательщиков, изволь терпеть цензуру заказчика. Если цензор оказался идиотом, как ты сам заявляешь, изволь терпеть. Тебе за это деньги платят. Учись выкручиваться и гениально самовыражаться под диктатом идиота, как это много лет делал твой отец. Тебе за это выкручивание зарплату платят и не малую. Если же ты думаешь, что твой театр самоокупаемый и что ты приносишь его владельцу (государству и налогоплательщикам прибыль), то жестоко ошибаешься. Вычтешь из этой прибыли все те дивиденды, что театр получает от государства в виде бесплатных услуг и имущества, и ахнешь от нищеты того театра. И отметь, имидж от всех этих театров нулевой — искусственно выдуманный и навязываемый обществу. Перестанут навязывать — и вместо имиджа окажется пустота и бессмысленные траты.
Особенно возмущают ссылки Райкина на Запад. Там, дескать, свобода творчества! Не за средства налогоплательщиков, милый! За собственный счет! А если там театр работает на средства налогоплательщиков, так работает он в полном соответствии с требованиями государства и под его контролем. И пусть только посмеет не исполнять требования финансирующей стороны. Там та же цензура, только гораздо круче, чем в нашем расхлябанном и трясущегося от страха перед интеллигентскими истериками чиновничества. Кто днем девочку обедает, тот вечером девочку танцует. Таков непреклонный закон капиталистического мира, уважаемый Константин Райкин. Сами с папой за этот мир боролись.
На Западе никто не стал бы терпеть «скульптуры» из вяленых трупов умерших людей, которыми «художник» самовыражается за счет налогоплательщиков. А за свой счет самовыражайся сколько душе угодно. Вон, даже стационарный музей своих «творений» из трупов автор устроил. И никто эту мерзость не запрещает.
Если таких самовыражающихся «творцов» желает смотреть и видеть определенный контингент любителей «клубнички», никто им не воспрещает. Но только извольте делать это за свой счет и в частном, но не в государственном (налогоплательщиков) здании. Так будет справедливо.
Райкин потребовал избранности для узкой кучки распоясавшихся в своей ненаказуемости деляг при театральном искусстве. Не жирно ли будет? Почему все мы обязаны трудиться в поте лица и жить исключительно на то, что зарабатываем своим трудом, а театральные ребята будут самовыражаться за наш счет, не выполняя требования заказчика — в данном случае государства? Какой же это капитализм? Или переходите на полную самоокупаемость и арендуйте принадлежащие всем нам здания театров (ведь они расположены в лучших местах городов), или самовыражайтесь в рамках государственного заказа.
А государственный заказ должен быть заключен в рамки классических, выработанных временем стандартов. Все самовыражающиеся извольте удалиться в сферу самоокупаемости и капиталистической доходности. Широкой вам дороги на просторах самовыражения. Если это самовыражение того стоит, оно тысячекратно окупится и сделает вас миллионерами. А если нет — банкротьтесь на здоровье. Только без обид. Писатели, скажем, живут именно так. И не истерикуют подобно Райкину и иже с ним. Только у писателей цензором выступает издательство, а это гораздо субъективнее, подлее и несправедливее, чем цензура государства. Но издательство вкладывает в производство книги собственные средства, а потому имеет право на цензуру. И писатели с этим обязаны мириться. Хотя, впрочем, имеют полнейшее право издаваться за свой счет.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.