Пар, метод обработки почвы - этимология

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее,
и дерево, приносящее плод (ивр. ПЕРИ, от ПАРА быть плодородным),
в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
(Бытие 1:12)

1) ЭСБЕ/ Пар в сельском хозяйстве

Пар (сельскохоз.) — так называется в земледелии поле, оставляемое на одно лето не засеянным. … На этом основываются две давние в истории земледелия и в России до сих пор самые распространенные системы полеводства: залежная (без участия человека), или переложная, и паровая, или трехпольная. Главная цель допущения в полях П. та, чтобы иметь возможность особенно тщательно разработать землю под следующий сев (повысить плодородие). …

Таким образом, по первоначальному смыслу, с понятием о П. соединялся не отдых земли, как это иные представляют себе, а постоянная обработка поля во время его парования. Другими словами, в древности, по-видимому, знали главным образом только П. черный, т. е. земле не давали, вследствие часто повторявшейся обработки, зарастать травами и держали ее черной. Но потом мало-помалу изменившиеся экономические условия, а главное, стеснение в земле вынудили земледельца пользоваться паровым полем в виде выгона (см.). Таким образом, явился П. зеленый, который, по его общеупотребительности, называется у нас просто П. …

Этот вид П. у нас самый общеупотребительный и таким останется еще долгое время, особенно в крестьянском хозяйстве, вследствие господствующего общинного (мирского) пользования землей, сохранившего право общей пастьбы на парах. …
Углекислоте приписывается очень важное влияние в процессе выветривания горных пород и образование из них почв. Под П. совершается тот же процесс, только в меньшем виде. Мульдер главную цель П. полагает в образовании в ней цеолитной части, а прямыми опытами доказано, что чем больше в почв цеолитов, тем она плодороднее.

Таким образом, процессы, совершающиеся в почве, когда она находится в П., имеют характер химический и биологический. П. улучшает также и физические свойства почвы, изменяя ее строение и уничтожая сцепляемость ее частей.

2) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -пар-. Значение: с.-х. при севообороте — поле, не занимаемое посевами в течение всего вегетационного периода или части его и содержащееся в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

Этимология по Максу Фасмеру + «праславянское» дополнение неизвестного автора

Происходит от праслав. *para, *parъ, от кот. в числе прочего произошли: русск.-цслав. пара (греч. atmis), др.-русск. пара «дым, туман, дыхание, пар», др.-русск. паръ «жара, зной», русск. пар, укр. пара «паровое поле; испарение», белор. пара, болг. пара, сербохорв. пара, словенск. раrа, чешск. para, словацк. раrа, польск., в.-луж. раrа. Связано чередованием с преть, прею, восходит к праиндоевр. *per-:*por-: *per;-: *pre- «испаряться, преть».

б)  Этимологический словарь Макса Фасмера

Род. п. пара, паренина, паровое поле, укр. пара "паровое поле; испарение", блр. пара, цслав. пара греч. atmis, болг. пара, сербохорв. пара, словен. раrа, чеш. рarа, слвц. раrа, польск., в.-луж. раrа. Связано чередованием с преть, прею (см.); ср. Мейе, E;t. 255; Перссон 875; Траутман, ВSW 231; Младенов 411; Маценауэр, LF 14, 180 и сл.; Преобр. II, 20. Едва ли более вероятно сближение с переть, пру, вопреки Микколе (WuS 3, 86). Относительно приводимой Микколой семантической параллели – шв. tradе "поле под паром" – tradа "топтать, попирать" – см. Ельквист 1233.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1978, вып. 14
 http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_14.pdf

* Паръ. 4. Пашня, отдыхающая один вегетационный период… «Нам пять лет, сети и орати, и сено косить, и гной в землю возити, и пары парити». 1560 г.

* Паренина. 1. Паровое поле… «Ослободил есмь ему пахати церковную землю… и с нынешней парениной». А. феод. Земл. XVI-1478 г. 2. Режим связанный с восстановлением плодородия поля, улучшением структуры почвы… «Поле нне (ныне) в паренине». А. Верх. съезж. избы. 1649 г.

* Парина, то же, что паренина. 1624 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Запись грамоты п. Иова во Владимир И. Я. Чертову об отдаче Ф. Шишкину сена и яри из взятого им «в наем» поместья М. Фомина в сельце Мещерках и о предписании Ф. Шишкину уплатить «наем» новому помещику В. Соболеву (1598.08.03)
   
«И Василеи деи Соболев и в полуселце Мещерки, и в пустоши Синкове, в пустоши Ворожеине на Михаиловском поместье наемную ораную землю пар под озимнюю поимал у Федора у Шишкина на себя силно, и сена деи в Мещерки пятьдесят копен с селища свез на свои двор».

* П. В. Засодимский. Темные силы (1870): «Вокруг нее неоглядною гладью раскидывались поля; паренина чернела, словно облитая чернилами, а нежная озимь отливала изумрудом».

в) Данные других письменных источников, см., «Земледелие. Очерки русской культуры XIII-XV вв.» http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st004.shtml

В четырех актах есть упоминания о земле под паром. В одном из них - двинской грамоте XV в. - сказано: "А та земля Сидору сеять, и орать, и парить" (ГВНиП, № 260.). О "паренине" говорится в двух актах, относящихся к Суздальскому уезду (1462 и 1503 гг.), и в одном костромском акте (около 1470-1478 гг. ) (АФЗХ, ч. I, № 158; АСЭИ, т. I, № 397; т. II, № 495.).

Не исключено, что именно о "паре", то есть о паровом поле идет речь в новгородской берестяной грамоте № 256, сохранившейся в обрывке и датируемой 1369-1382 гг. В ней сказано: "... ци ерово крошено и тадби во пяре. Тадбу свою 10 рублово на Григорици и... ". Может быть, текст "во пяре" надо понимать как "в паровом поле" (А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты. на бересте (из раскопок 1956-1957 гг. )…

Данные письменных источников о наличии на Руси в рассматриваемое время элементов паровой зерновой системы и, возможно, в форме трехполья, подтверждаются и археологическими исследованиями. Так, А. В. Кирьянов, изучивший вопрос о земледелии в. Новгородской земле по археологическим данным, считает, что в XIII-XV вв. паровая зерновая система земледелия занимала там господствующее положение, и трехполье как одна из форм этой системы было наиболее распространено. Анализ найденных при раскопках зерен на засоренность семенами сорных растений весьма ярко свидетельствует об окультуренности почв - основного массива пахотных земель Новгорода.

3) Обобщение и вывод

а) Роль Церкви в сельском хозяйстве России

Земельная собственность кафедр, соборов и монастырей прослеживается с XII века, владели селами и городами. Так сложилось исторически, власть давала Церкви земли «на прокормление», обеспечивала материальные условия для деятельности, десятину от всех поступления князю.
Часть земель на окраинах была освоена  в ходе монастырской колонизации (около 700 монастырей в конце XVI в.), в распоряжение духовенства поступали также значительные личные земельные пожертвования от представителей власти (за прегрешения перед Богом). Русская православная церковь к XVI веку стала крупнейшим феодальным землевладельцем в государстве, обладала (как считают исследователи) примерно третьей частью всех земель и соответственно организовывала на них сельскохозяйственное производство.

б) Образ (от образа к термину)

Паръ – специальный сельскохозяйственный термин, применялся в служебных актах примерно с середины XVI века. Этимология термина не разработана, одни исследователи выводят слово из термина «преть» (гноится от пота (о глазах), потеть, XVI в.), другие от термина «пар» (газообразное состояние вещества, испарение с почвы), что имеет мало общего с сельскохозяйственной действительностью.

Система ПАРА (механическая обработка земли) предусматривает накопление влаги в почве, с распаханного и очищенного от сорняков поля испарения влаги меньше.  ПАР - поддержание на должном уровне ПЛОДОРОДИЯ почвы.
В силу метода обработки земли сравнивать два одинаковых графически термина ПАР (улучшение плодородия) и ПАР (газообразное состояние вещества) – нельзя, два разных явления действительности.

Итак, мы выделили образ ПАРА – метод обработки почвы с целью повышения её ПЛОДОРОДИЯ, плодородие (способность земли производить из семян – растения в большом количестве) есть главная характеристика почвы в земледелии.
Следовательно, искать логические и терминологические связи нам необходимо в лексиконе плодородия: давать плод, быть плодородным, плодиться, и им подобным. Проблема в языке термина, из какого языка заимствовано слово?

Вывод
Средствами русского языка (лексикой) невозможно объяснить  термин «паръ», целесообразно обратиться к языку Создателя, сакральному языку иудеохристианства – ивриту.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

ПАРЪ = ивр. ПАРА давать плод, быть плодородным, плодиться, расти, произрастать, плодоносить.

б) Библейский образ

*  Исаия 11:1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет (ПАРА) от корня его».

* Исаия 17:6: «И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две - три ягоды на самой вершине, или четыре - пять на плодоносных (ПАРА) ветвях, говорит Господь, Бог Израилев».

* Исаия 45:8: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит (ПАРА, приносит плод) спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это».

Таким образом, русское слово «паръ» является транслитерацией, передача библейского слова-понятия (образа) другим алфавитом. Очевидно, возникло в церковно-монастырской среде, как обозначения метода по улучшению плодородия почвы и связано с общим развитием культуры земледелия в русском государстве в XV веке.

28.10.2016 г.


Рецензии