Зальцбургское чудо

Музыка Моцарта - это музыка, которую слушает Бог
   


    Уравновешенная творческая личность подобна полярному сиянию: она прекрасна, гармонична и всё в ней в движении. Мышление, как хороший пловец, уверенно и со знанием дела разрезает воды просящегося на бумагу материала. Созидательный акт связан с высоким напряжением положительно заряженных эмоций. Творческая эйфория, сжигая силы автора, дарует взамен окрыляющие ощущения удовлетворения и полноты жизни. 

    Творец с неуравновешенной натурой проживает процесс создания произведения драматичнее. Фантазия безгранична и неукротима. Душа не знает покоя. Ни днём, ни ночью. Лабильную психику швыряет, как лодку в шторм. Амплитуда эмоциональных колебаний зашкаливает, их острота - полосующее лезвие бритвы. Абсолютная свобода и тотальное рабство. Одновременно! Этот неугомонный, безжалостный, но сладостно изматывающий душу и тело творческий дар - благословение или проклятие?

    Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - гений мирового музыкального искусства, композитор, клавесинист, скрипач, органист, дирижёр, блестящий импровизатор. Наряду с Й. Гайдном и Л. ван Бетховеном Моцарт - крупнейший представитель венской классической школы, один из основоположников классического стиля в музыке.

    Тридцать пять лет трагически короткой жизни и колоссальное количество созданных за эти кометой промелькнувшие годы произведений - около 630. Кто из композиторов был столь же плодотворен? Бах, Телеман. Однако, Иоганн Себастьян Бах прожил 65 лет, Телеман - 86. Безусловно, главное не в количестве оставленного творцом наследия, а в его качестве. Нет ни одного существовавшего в годы жизни Моцарта жанра, в котором бы он не сочинял и не создал шедевры. В этих дарующих райское наслаждение музыкальных сокровищах и есть основная заслуга зальцбургского гения. Творчество Моцарта - соль мажорное солнце, освещающее и согревающее душу человека; это музыка, которую слушает Бог.

    Зальцбург. В настоящее время - столица одноименной Федеральной Земли Австрии, архиепископство, университетский город. Австрийским Зальцбург стал в 1816 году. До этого он являлся центром немецкого духовного католического княжества. Архиепископы, правившие здесь почти тысячу лет до 1803 года, обладали неприкосновенной абсолютной властью. Право на проживание в католическом княжестве имели только католики. Двадцать тысяч протестантов были безапелляционно изгнаны в 1731 году.
   
    С незапамятных времён Зальцбург процветал экономически. За несколько веков до нашей эры в его окрестностях началась добыча "белого золота" - соли (Salz, нем.,  - соль), которая наряду с речной переправой и обогатила город. Позднее этот "северный Рим", называемый так из-за многочисленности католических соборов, считался одним из красивейших городов Европы. Расположился он по берегам реки Зальцах в обширной долине между холмами предгорий Альп и первыми горными отрогами Северных Альп. Прекрасная панорама ярко-зелёных холмов и простирающихся до самого горизонта величественных гор крадёт сердце каждого, кто здесь побывал.

    Но если в былые века богатство и слава этих мест были связаны с добычей соли и изумительной красотой природы, то в наши дни Зальцбург известен прежде всего как родина Моцарта. Повсюду здесь напоминания о великом композиторе. Они столь часты, что начинает казаться, будто это - не Зальцбург, а Моцартбург. Самолёты приземляются в аэропорту имени В. А. Моцарта; по реке, оставив позади мост Моцарта, плавает кораблик "Amadeus". На улицах - театры, фестивальные дворцы, концертные залы и площадки, афиши которых пестрят именами прославленных музыкантов, исполняющих музыку великого маэстро. В городе находятся два дома-музея композитора, площадь, носящая его имя, скульптурные памятники гения, одна из ведущих в мире музыкальных академий - Высшая школа музыки и сценического искусства имени В. А. Моцарта, соборы, в которых Вольфганг импровизировал на органе. В витринах магазинов красуются в красных платьях конфеты-искусительницы Mozartkugel и элегантные сувениры с изображением самого знаменитого уроженца города. Из бесчисленных концертов, театральных представлений, праздников и акций, организованных в том числе и Международным музыкальным обществом Mozarteum, наиболее известны полуторамесячный летний Зальцбургский фестиваль оперы, классической музыки и театра (ранее с легендарным дирижёром Г. фон Караяном) и январская "Моцартовская неделя".

    Вольфганга Амадея Моцарта часто называют Зальцбургским чудом. И небезосновательно! Феноменальный музыкальный слух, фантастическая  память, неистощимая радужная фантазия, голова, полная нот и прекрасных звуков, жизнь, вращающаяся вокруг и внутри музыки - это всё о нём.

    Но при всей уникальной природной одарённости Моцарта чуда бы не было, если бы рядом с ним в детстве не оказался такой исключительный педагог, каким являлся его отец - Леопольд Моцарт - архиепископский скрипач и композитор, создатель квартетов, сонат, концертов, симфоний, месс, кантат, а также автор переведённого на многие иностранные языки учебно-методического труда по обучению игре на скрипке. Обнаружив, каким невероятным талантом обладает его сын, сорокалетний отец, оставив собственные творческие планы и амбиции, посвятил свою дальнейшую жизнь обучению маленького чуда.

    Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года. Младенец был седьмым ребёнком в семье. Из всех ранее появившихся на свет детей в живых осталась только девочка - на четыре года старшая сестрёнка Мария Анна (по-домашнему Наннерль). У мамы грудного молока не было, поэтому малыш до трёхлетнего возраста находился на считавшейся в то время правильной детской диете: вода, отвар из ячменя и суп из овсяных хлопьев. В результате такого "здорового" питания мальчик рос худеньким и слабым, первые шаги сделал только после трёх лет, а, став взрослым, Моцарт был так мал ростом (150 сантиметров), что его нередко принимали за ребёнка.

    Поначалу отец не знал, есть ли у наследника хороший музыкальный слух, необходимый для того, чтобы стать музыкантом, или нет, а главное, - слышит ли он вообще? Младенец родился с деформированными ушными раковинами, с недоразвитыми  наружным слуховым проходом и слуховой трубой. Папа подносил к крохотным ушкам чада тикающие часы, звонил колокольчиком, извлекал звуки на скрипке и клавесине. Ребёнок реагировал и смеялся. Слава Богу! Слышит!

    В квартире Моцартов (Getreidegasse, 9) часто собирались коллеги отца из архиепископского оркестра. Репетировали струнные квартеты, трио, серенады. Маленький Вольфик сидел на полу под клавесином и восторженно слушал звучащую музыку.

    Как-то, когда вся семья была в сборе, трёхлетний малыш наконец-то встал на свои слабенькие ножки и первыми неверными шагами направился от маминых ног к клавесину. Добравшись до инструмента, он не стал "барабанить" по клавиатуре, как это делают многие маленькие дети, а осторожно и быстро нашёл по слуху две клавиши, издающие тоны малой терции. Зазвучал мотив кукушки, который Вольфик подхватил нежным голоском: "Ку-ку! Ку-ку!" и, просияв от радости, засмеялся. Оторопевшие родители и сестрёнка, придя в себя от шока, тоже залились смехом. Отец ликовал: у сына - уникальный музыкальный слух!

    С той минуты клавесин стал любимой игрушкой Вольфика.

    - Папа, хочу, как и сестричка, учиться играть на клавесине, - клянчил и надоедал он отцу.

    В конце концов тот не выдержал и сдался:
    - Ну ладно! Только, как же ты будешь играть мелодии с отдаленными тонами? Может быть всё-таки подождёшь, пока пальчики вырастут?

    - Нет! Просто мои пальцы будут скакать туда-сюда в воздухе над клавишами. Вот так. Смотри, папа!

    Мальчик схватывал всё на лету. В дневнике отца читаем: " Этот менуэт Вольфик выучил в четырёхлетнем возрасте, а этот - всего за полчаса, в половине десятого вечера."

    Как-то Леопольд Моцарт и его коллеги Венцль и Шахтнер репетировали в квартире Моцартов новое струнное трио. Четырёхлетний Вольфик внимательно слушал, и вдруг стал требовать:

    - Хочу играть партию второй скрипки!

    - Ты ещё не учился! - раздражённо отреагировал отец.

    - Но это легко!

    - Не мешай нам! Уходи!

    Шахтнеру стало жаль дитя, и он попросил:

    - Пусть попробует!

    - Ладно! Играй вместо меня, но только так тихо, чтобы тебя никто не слышал.

    Ребёнок положил свою детскую скрипочку на плечо и... фантастика! Он играет! Играет партию второй скрипки! Все опустили смычки и с ужасом смотрели на него. Вольфик разозлился. "Sapperlot!" - прошептал он плохое слово, которое отец запретил ему говорить. Потом с досадой и нетерпением воскликнул: "Ну играйте же, играйте!"

    Взрослые автоматически повиновались, но никто не мог сосредоточиться. Как вообще такое возможно?! Четырёхлетний ребёнок научился играть на скрипке сам, без чужой помощи! Только благодаря тому, что слушал и наблюдал, как играют другие, и, очевидно, тайно занимался сам! Отец заплакал от счастья. Потом испугался: сможет ли он стать хорошим учителем маленького гения?

    Вскоре случилось новое чудо. Возвратившись домой вместе с Шахтнером, Леопольд Моцарт вошёл в свой кабинет. За его столом, взгромоздившись с ногами на стул, сидел раскрасневшийся Вольфик и что-то записывал перепачканными чернилами руками.

    - Что ты делаешь? - спросил отец сына.

    - Пишу концерт для клавесина. Первая часть будет скоро готова.

    Губы отца растянулись в счастливой улыбке: сын подражает ему. Надо  подыграть ребёнку.

    - Наверное, красиво. Покажи!

    - Подожди, папа! Ещё не готово!

    Отец взял листок. Сначала из-за размазанных клякс ничего нельзя было разобрать, но, приглядевшись, он увидел между кляксами ноты. Mein Gott! Это была музыка! Настоящая!

    - Посмотрите, господин Шахтнер, - обратился он к коллеге, - как здесь всё правильно и со смыслом! Только очень сложно!

    - Сложно потому, что это концерт, - отпарировало дитя, - человек должен много заниматься, чтобы это сыграть.

    Теперь Вольфик хотел учиться и композиции. Не слишком ли рано для четырёхлетнего ребёнка? Но напор был настолько силён, что отец не устоял. В пять лет мальчик стал автором маленьких клавесинных танцев, в шестилетнем возрасте сочинил для клавесина менуэт и трио, включённые позднее в составленный Л. фон Кёхелем список произведений маститого Моцарта.

    Тем, кем впоследствии стал Вольфганг Амадей Моцарт, он во многом обязан своему отцу. Именно от него он, никогда не ходивший в школу, научился всему: клавесинному мастерству и игре на скрипке, основам музыкальной теории и композиции; отец научил сына считать, писать, читать, помог освоить иностранные языки (итальянский, французский, латинский). Леопольд Моцарт проявил в занятиях с детьми исключительный педагогический талант. Он не принуждал их часами разучивать скучные гаммы и этюды, а предпочёл понятную и желанную для детей форму "живого" игрового обучения с предоставлением максимальной степени свободы. Папа занимался с чадами с заразительным воодушевлением, сочинял для них красивые пьесы, вдохновлял на самостоятельные творческие поиски. Уроки были счастьем как для отца, так и для обоих его детей.

    Нередко Леопольда Моцарта критикуют за то, что он, якобы, лишил сына детства. Неправильными были слишком раннее начало концертных гастролей, их утомительная продолжительность и интенсивность. В остальном же вряд ли можно его упрекнуть, так как прежде всего самого Вольфганга неимоверно тянуло к звукам и нотам. Музыка была для мальчика единственно возможной формой существования. Он просто не мог жить без неё! И то, что для других детей являлось нудным и сложным, для него было интересным и желанным. Весёлый и гиперактивный в обыденной жизни, этот "каскад" деятельной спонтанности с безбрежной фантазией становился за музыкальным инструментом неузнаваемым - серьёзным и сосредоточенным, как взрослый. Музыка требует полной самоотдачи и глубоко прочувствованного исполнения.

    Когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, отец решил показать зальцбургское чудо свету. С его точки зрения, это было необходимо, во-первых, для будущего трудоустройства сына: чем раньше мир услышит маленького гения, тем впоследствии будет больше шансов найти хорошее место при каком-нибудь богатом, чтящим искусство европейском дворе.  Во-вторых, Леопольд Моцарт считал своим христианским долгом перед Богом и людьми обнародовать маленькое чудо: пусть это музыкальное "солнышко" светит всем, а не только зальцбургскому архиепископу и ближайшему окружению.

    Началась двухэтапная эпопея европейских гастролей. Сначала Мюнхен, Вена. Здесь шестилетний малыш после успешного концертного выступления в Зеркальном зале дворца Шёнбрунн, вскарабкавшись на колени многодетной доброй "тётеньки" -  императрицы Марии Терезии, чмокнул её в щёку. Далее Мангейм, Кёльн, Брюссель, Париж, Лондон. Под конец - Голландия, Швейцария, Германия. Дома не были три года. Короткая передышка в Зальцбурге, и снова Вена, Италия... Какой-то бесконечный канон!

    В Риме произошло нечто, что до сих пор не укладывается в голове ни у одного музыканта. Дважды в году - на пасху, в среду и пятницу - под сводами Сикстинской капеллы торжественно звучало девятиголосное произведение для двух хоров "Miserere" Грегорио Аллегри, являющееся монополией собора святого Петра и Ватикана. Для того, чтобы "Miserere" нигде более не исполнялось, строжайшим образом было запрещено переписывание партий партитуры и вынос их за пределы капеллы.

     Четырнадцатилетний Вольфганг и его отец приехали в Рим как раз на пасху. В среду они стояли в Сикстинской капелле. Вольфганг слушал и запоминал, чтобы позже за пределами капеллы записать услышанное. В пятницу, пряча ноты внутри снятой шляпы, он сверил записанное с оригиналом. Отлично! Отец постарался, чтобы о сенсационном событии - наилучшей рекламе для ещё никому неизвестного здесь юноши - узнали все: певцы, кардиналы, Римский Папа, репортёры... Никто не верил! Это абсолютно невозможно! Человек не в состоянии за два прослушивания идентифицировать на слух и запомнить столько нот девятиголосного (!) сочинения, да ещё к тому же всё запомнить и позднее всё записать! НЕВОЗМОЖНО! Вольфганг Моцарт смог! Вот партитура!

    В этот период гастрольных поездок, а также в зальцбургских промежутках между ними, как, впрочем, и во все последующие годы жизни, Моцарт много учился. Без пауз, sempre, всегда и везде: репетировал на вытащенной из багажа "немой" дорожной клавиатуре, пока ехавшие в той же карете уставшие попутчики отдыхали на станции, а лошади жевали овёс; вникал в насыщенную новым внутритематическим контрастом трактовку сонатной формы на репетициях мангеймского оркестра; под палящим солнцем вникал в тайны итальянской оперы seria и итальянской оперы buffa; обучался композиции и полифонии у знаменитого падре Мартини в Болонье. Здесь, успешно выдержав экзамены, четырнадцатилетний подросток - стал членом престижной Филармонической академии. В Лондоне Моцарт восторгался утончённой музыкой И. К. Баха - сына великого композитора, в Париже познал глубину и жизненность оперной реформы Х. В. Глюка; в Вене чуть не впал в творческий кризис, открыв для себя совершенную по мастерству полифонию Иоганна Себастьяна Баха; а "папа" и старший друг Й. Гайдн оказал на младшего коллегу прямое влияние в жанрах симфонии и струнного квартета.

    Моцарт учился не механически, а творчески: усвоенное новое тут же систематизировал,  переосмысливал и перерабатывал. Всё, что он узнавал, становилось тем, из чего постепенно выкристаллизовался его уникальный по красоте, гармоничности и совершенству индивидуальный композиторский стиль.

    Основа этого стиля - венский классицизм. Моцарт - один из крупнейших его представителей, наряду со старшими современниками  Х. В. Глюком (1714 - 1787), Й. Гайдном (1732 - 1809) и на четырнадцать лет младшим Л. ван Бетховеном (1770 - 1827).

    Венская классическая школа - австрийское музыкальное детище эпохи Просвещения. Мировоззрение Моцарта звучало с ним в унисон. Оно гармонично. В нём отражается целостность бытия, где всё находится в равновесии и единстве: вечное и преходящее, возвышенное и земное, общечеловеческое и индивидуальное, трагическое и комическое.

    Идеи моцартовских произведений оптимистичны: добро побеждает зло (порок в лице Дон Жуана наказан), люди должны быть любящими и помогающими друг другу братьями (опера "Волшебная флейта). Не случайно духовно чистый и несколько наивный взрослый "ребёнок" Моцарт стал членом Венского отделения масонского общества каменщиков.

    Что касается содержания и тематики творчества венских классиков, то в отличие от барокко, занимавшегося прежде всего философско-теологическими вопросами и проблемой взаимоотношения человека с Богом, австрийские музыкальные просветители обратились к земному, человеческому. Но если Гайдна интересовала народно-бытовая тематика, а идущего вслед за Моцартом Бетховена - героическая, то Моцарта привлекал главным образом необъятный мир души человека с его мыслями и чувствами, и он раскрыл их, как лирик и драматург.

    Главным выразительным средством в музыке является мелодия. Моцарт - один из величайших мелодистов в истории музыкального искусства, воистину гений, соловей мелодии. Моцартовские мелодии изумительно, небесно, божественно красивы. Как будто сам всемогущий Бог - отец красоты и прекрасного - сочинял их! Они изящны, грациозны, филигранно отточены, словно восхитительный богемский хрусталь, легко запоминаются, нежны (интересная деталь: второй слог фамилии Моцарт, то есть - zart - в переводе с немецкого языка означает нежный).
   
    Но за простотой и мнимой безыскусственностью скрываются сложность, высочайшее мастерство, безграничное многообразие и богатство деталей. Здесь над всем царствует интонационная выразительность. Чёткая опорная трезвучная "канва" мелодического строения "расшита" с утончённым вкусом и фантазией "разноцветными нитями" обильных хроматизмов, томными секундовыми "вздохами" задержаний, предъёмами, вспомогательными тонами, излюбленными моцартовскими мелодическими оборотами в каденциях. Таковы мелодии дуэта Дон Жуана и Церлины (первое действие оперы "Дон Жуан"), Adagio из клавирной сонаты Es-dur (К. 282), каватина Графини "Бог любви" из первого акта оперы "Свадьба Фигаро", "плачущее" инструментальное начало "Lacrymoso" из Реквиема и многие другие.
    Драматичные темы трезвучного строения слагаются из контрастных мотивов (главная тема первой части клавирной сонаты c-moll, К. 457).

    При всей яркой индивидуальности моцартовских мелодий в них, как следствие познания различных музыкальных культур в период детских и юношеских концертных поездок, проступают широкие национально-культурные связи, родство с австрийской народной песенно-танцевальной музыкой, многонациональной уже по самой политической природе "лоскутной" австрийской империи. В мелодиях Моцарта  присутствуют элементы собственно австрийские (например, тирольские), а также венгерские, южно-немецкие, славянские.
    Пластическая гибкость и певучесть - итог совершенного овладения техники итальянской оперной кантилены  bel canto.
    Утончённость и изящество - от музыки французской.

    Для стиля Моцарта характерны типичная для классицизма однозначность мажорной или минорной ладовой основы, простота и ясность гармонического языка, безукоризненная правильность голосоведения. Но, пользуясь незатейливыми "словами" главных и побочных трезвучий с их обращениями, а также главными септаккордами с обращениями преимущественно в рамках главной тональности, он в моменты художественной необходимости использует и сложные, например, альтерированные аккорды и неслыханно смелые модуляции (например, нисходящие хроматическо-энгармонические модуляции из a-moll в as-moll, g-moll, ges-moll, F-dur при переходе от "Confutatis" к "Lacrymoso" в Реквиеме).

    Фактура моцартовских произведений прозрачна, как кристально чистые воды горных альпийских озёр.

    Музыкальные формы опусов гения стройны, пропорциональны и совершенны, что типично для венской классической школы. Наибольший вклад внёс композитор в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Новым для классицизма было более частое по сравнению с современниками обращение к полифоническим формам и принципам развития (финал симфонии № 41, С-dur, двойная фуга "Kyrie eleison" из первой части Реквиема).

    Преобладающий тип развития тематического материала опирается на симфонизм, как высший тип музыкального мышления, родившийся и взращённый в творчестве композиторов венской классической школы.

    В области инструментовки типична характерно-классицистская уравновешенность исполнительских составов, которая подчас обогащается необычными тембровыми сочетаниями.

    Классический - значит образцовый, совершенный. И это совершенство в моцартовских творениях - во всём!

    Значение В. А. Моцарта в истории музыкального искусства невозможно переоценить. Это композитор, имя которого хорошо известно каждому мало-мальски образованному человеку. Знакомство с музыкой гения начинается в раннем детском возрасте. "Спи, моя радость, усни. В небе погасли огни..." Детишки знают эту колыбельную песню по телевизионной передаче "Спокойной ночи, малыши". Позднее в жизнь врываются радостный рефрен из так называемого Турецкого похода (клавирная соната A-dur, К. 331, 3 часть), весёлая "Маленькая ночная серенада" для камерного оркестра и многие другие произведения композитора. Это - на любительском уровне. В профессиональной среде музыка Моцарта - небеса обетованные.

    Как гениальный творец, Моцарт, синтезировав достижения предшественников и современников, выступил новатором и реформатором многих музыкальных жанров.

    Прежде всего, огромен вклад композитора в область музыкального театра. Моцарт - автор 17 опер, лучшие из которых - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта".

    Опера XVIII столетия знала двух великих реформаторов. Первым из них был Х. В. Глюк, вторым, затмившим первого, - В. А. Моцарт. Проведённая им оперная реформа определила путь развития жанра на следующие сто лет.

    В отличие от Глюка, который считал, что главное в опере - слово, а музыка - его служанка, точка зрения Моцарта - иная. В письме к отцу он писал: "В опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки". Лаконичное либретто не смеет затягивать действие и должно отвечать жизненной правде. Впервые в истории музыкального театра Моцарту удалось добиться органичного слияния музыки и драматического действия.

    В операх композитора - всё как в жизни. Герои - не обобщённые неинтересные типажи, а живые люди с яркими и реалистичными индивидуальными музыкальными характеристиками (Керубино, Лепорелло).

    Действие на сцене разворачивается как в реальности - непрерывно. Для этого в музыкальную драматургию был внедрён новый принцип венского классического симфонизма - принцип сквозного (то есть непрерывного) музыкально-драматургического развития. Опера, кроме финалов, по-прежнему делится на законченные номера (арии, ансамбли и т. д.), но в них действие не останавливается, а движется далее (секстет из второго акта оперы "Дон Жуан"). В расположении номеров нет стандарта: их чередование обусловлено не мёртвой, как ранее, схемой, а непосредственным ходом драматического действия (например, два следующие друг за другом дуэта Фигаро и Сюзанны в начале первого акта оперы "Свадьба Фигаро"). Финалы каждого действия - огромные жизненно-правдивые сцены со сквозным музыкально-драматургическим развитием.

    Обращаясь к трём разным оперным жанрам (итальянская опера seria, итальянская опера buffa, австрийский зингшпиль), Моцарт обогатил каждый из них элементами другого жанра. Так, в жанр итальянской оперы buffa в опере "Свадьба Фигаро" проник тип арии, типичной для итальянской оперы seria (обе арии Графини),  применение новых музыкально-драматургических принципов привело к созданию реалистической музыкальной комедии характеров.
    Вершина моцартовского творчества в области музыкального театра - "Дон Жуан", -  соединяя  в себе черты музыкальной трагедии, итальянской оперы seria и итальянской оперы buffa, стала первой в истории музыки психологической музыкальной драмой-комедией (авторское определение жанра - dramma giоcoso - весёлая драма).
    На базе австрийского национального зингшпиля возникло в сказочной опере "Волшебная флейта" произведение нового лирико-философского аллегорического плана.

    Кроме того, Моцарт переосмыслил на реалистической основе существовавшие в то время формы оперного пения. Опираясь на певучее итальянское bel canto, он создал арии и ансамбли, мелодии которых естественны и художественно правдивы.
    Моцарт является создателем и мастером реалистических индивидуальных музыкальных характеристик, основа которых - типичные для данного героя выразительные интонационные обороты (Керубино, донна Анна, Папагено).

    Ещё один пункт оперной реформы композитора - усовершенствование увертюры. 

    Велико значение Моцарта и в областях оркестровой и камерно-инструментальной музыки. Наряду с Й. Гайдном, он является творцом новой оркестровой и камерной классики. Главные достижения автора связаны с симфонией (их у него около 50) и струнным квартетом (27).

    В жанре симфонии Моцарт, выступив продолжателем традиций композиторов мангеймской школы и Й. Гайдна, стал её новатором. Он расширил и облагородил идейно-образное содержание симфонии образами лирико-драматическими (симфония g-moll, №40) и эпическими (предшественница бетховенской героики - симфония C-dur, №41, "Юпитер"); окончательно преодолел сюитность, драматизировав жанр внедрением в сонатно-симфонический цикл принципа сквозного развития. Каждая последующая часть симфонии - это новый этап в развитии идейно-образного содержания.
    Моцарт углубил контраст соседних частей цикла, контраст между темами внутри частей и внутри самих мелодий, что является отражением противоречий реальной действительности (главная тема первой части симфонии № 41, C-dur ("Юпитер").  При этом сонатно-симфонический цикл отличается небывалым идейно-образным, тональным и мотивическо-тематическим единством.

    В жанре струнного квартета, Моцарт, базируясь на достижениях Й. Гайдна, создал новый тип духовно-углублённого лирического камерно-инструментального ансамбля, где все музыкальные инструменты равноценны.

    Позаботился зальцбургский гений и о расширении концертного репертуара сольных музыкантов-исполнителей. Он создал около 30 (!) клавирных и 5 скрипичных концертов с сопровождением симфонического оркестра, концерты для флейты, гобоя, кларнета, валторны, трубы.

    Блистательный виртуоз и непревзойдённый импровизатор Моцарт-клавесинист много сочинял для своего с детства любимого инструмента. Кроме клавирных концертов, это - сонаты (19 в две руки и 5 в четыре руки), фантазии, вариации, рондо, танцы, различные пьесы. В этой музыке нашли воплощение черты нового исполнительского стиля переходного периода от клавесина и клавикорда к современному фортепиано.

    Скрипичную литературу Моцарт-скрипач обдаровал концертами (5) и сонатами (свыше 30).

    В вокально-хоровом творчестве впечатляют мессы, кантаты, очаровательны песни (около 40, среди них -  "Детская песня", "Колыбельная"), но над всем здесь созданным возвышается выходящий по музыке за пределы богослужебного культа гениальный Реквием - лучшее произведение этого жанра в мировой музыкальной литературе.

    Моцарт - зальцбургское чудо, гений, находящийся на самой вершине музыкального Олимпа. Это сейчас. А как было при жизни композитора?

    Ни феноменальный музыкальный талант, ни феерически успешные детские и юношеские концертные турне, ни совершенное исполнительское мастерство Моцарта-клавесиниста, ни композиторские шедевры не помогли ему благополучно устроить свою жизнь и получить одно из тех заветных мест, к которым он стремился. В Мангейме и Мюнхене, в Милане, Риме и Вене, в Париже и Лондоне, в симфонических оркестрах и оперных театрах, у всех европейских императорских, королевских и княжеских дворов, - всюду, куда он обращался с прошением о принятии на службу, его неизменно ожидал вежливый отрицательный ответ с отговоркой на отсутствие в данный момент вакантного места.

    У зальцбургских архиепископов Вольфганг Моцарт состоял на службе с 1769 по 1781 год (занимаемые должности - концертмейстер и органист). При первом архиепископе - любителе музыки и театра графе Шраттенбах, покровительствовавшем семье Моцартов, - жизнь в Зальцбурге, хотя и была скучной, но сносной. После  смерти покровителя новым архиепископом стал властный и чуждый музыке Иероним Коллоредо, и жизнь молодого музыканта стала невыносимой от грубого, безцеремонного обращения архиепископа и его придворных. На дважды поданное Моцартом письменное прошение об отставке граф Коллоредо, считавший его наглецом, не ответил. На свой страх и риск Моцарт самовольно покинул место ненавистной службы. Так он стал одним из первых выдающихся творцов, порвавших с зависимым положением придворного музыканта и выбравших финансово нестабильную, но вольную жизнь свободного художника.
 
    Моцарт поселился в Вене (1781). В первые годы ему сопутствовал успех: щедро оплачиваемые концерты, оперные постановки, богатые ученики и покровители, вплоть до императора Иосифа II ("Мой милый Моцарт!"). Но время шло, а постоянного места службы никто не предлагал. Сольные концерты устраивались всё реже и приносили всё меньше и меньше денег: музыка гения была чересчур сложной для любящей бездумно развлекаться Вены. "Слишком хорошо для наших ушей, и ужасно много нот, мой милый Моцарт!" - отозвался об опере "Похищение из сераля" император Иосиф II. Изданные ноты не раскупались, богатые ученицы перебегали к А. Сальери, меценаты охладели. Настоящие верные друзья сами нуждались в деньгах, а фальшивые "друзья" старались всячески обобрать  доброго и наивного гения: кларнетист Антон Штадлер, получив в подарок сольный концерт, "отблагодарил" автора тем, что не вернул Моцарту одолженные у него 500 золотых монет и украл квитанцию на заложенное в ломбарде столовое серебро.

    В 1787 году ненадолго улыбнулась удача: Моцарт наконец-то получил место придворного камерного композитора при дворе Иосифа II;  в обожавшей его музыку Праге с огромным успехом были поставлены оперы "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан", принесшие огромную сумму денег - несколько тысяч золотых монет. Но деньги быстро исчезли, и всё стремительно accelerato понеслось под гору к трагическому финалу.

     Исследователи творчества В. А. Моцарта так и не разрешили загадку финансовых проблем композитора. Он зарабатывал более чем достаточно - примерно 3.000 золотых монет в год. В то время в Австрии обычный учитель ежегодно получал 22 золотые монеты, университетский профессор - 300. Куда исчезали сотни и тысячи? Проигрывал  ли их Моцарт в бильярд, городки или карты? Что это были за "неожиданные случайности", о которых он сообщал жене в письме? Тайна унесена в могилу.

    Другими попутными причинами несчастий Моцарта были сопровождавшая его из года в год низменная человеческая зависть посредственности гению, а также некоторые особенности характера маэстро и его отношение к окружающим людям. Он топал ногами от ярости и кричал на оркестрантов на репетициях, был высокомерен и не желал играть для "длинных ушей", считался хотя и престижным, но самым дорогооплачиваемым и невнимательным учителем в Вене (на уроки являлся с опозданием, заканчивал их ранее положенного времени, частенько во время занятий  отлучался от ученика к бильярду). Все композиторы, кроме Гайдна, по выражению Моцарта - "ослы", М. Клементи - "шарлатан". Об успешном придворном композиторе А. Сальери он отозвался так: "Сальери, как композитор, мне не может даже подать воды."

    Последние годы жизни Моцарта были крайне тяжелы. Зимой квартира отапливалась редко, и, чтобы согреться, супруги танцевали; вещи регулярно закладывались в ломбард, деньги брались под большие проценты у ростовщиков. Больная беременная жена должна была лечиться в Бадене, оставляя мужа в одиночестве. Неожиданно в возрасте 48 лет умер главный покровитель Моцарта - император Иосиф II. Бессонница, мигрени, депрессия, тяжелейшее рабочее перенапряжение (Вольфганг засиживался за композицией до двух часов ночи, а вставал в четыре часа утра), ревматизм, больные почки, переставшие очищать кровь и тем самым отравлявшие ослабленное тело. Страдания последних недель жизни Моцарта усугублял ужас навязчивого бреда, заключавшегося в том, будто он сочиняет свою "лебединую песню" - Реквием - для католического отпевания самого себя.

    Существует много версий причины смерти Моцарта. Истина же известна только Богу.
 
    И вот - кода. Вольфганг в постели - измождённый, мертвенно-бледный, с лихорадочно блестящими глазами. Ученик и верный друг Ф. К. Зюсмайер помогает записывать божественные ноты Реквиема. Успеть бы! В час ночи 5 декабря 1791 года Вольфганга Амадея Моцарта не стало.

    Денег дома оказалось 60 золотых монет, долгов - около 3.000. Жена и близкие были вынуждены похоронить великого композитора как нищего - в общей могиле. Кладбище располагалось в пяти километрах от города. Зимой темнеет рано. Оттягивать время нельзя. Раздавленная горем процессия двинулась в последний скорбный путь. А дождь всё моросил и моросил, то ослабевая, то усиливаясь, ветер срывал одежду, и друзья, уже более часа шедшие, а затем терпеливо бежавшие под дождём за поехавшей быстрее повозкой с гробом, вымокнув до нитки, сдались. Гроб опускался в землю без единой близкой души. Точно не известно, в каком месте кладбища.

    Талант, гений - прекрасные дары от Бога. Благодаря им, можно многого достичь в личной жизни, но, что гораздо важнее, - талант даёт его обладателю дополнительные возможности для совершения добрых дел путём одаривания людей плодами собственного художественного творчества. Вольфганг Амадей Моцарт щедро осыпал человечество "золотом" своих нот и звуков. И в этом - главная его заслуга как композитора и как человека.
   
    Многие произведения творца светоносны. Научным и опытным путём доказано разнообразное положительное воздействие моцартовских сочинений. Они лечебно-профилактически влияют на физическое и душевное состояние живых существ, очищают и гармонизируют их психику. В целом ярко-жёлтая по колориту музыка Моцарта - это музыка счастья. Изящная и парящая, она словно соткана из звуков, напоминающих невесомые тонюсенькие зонтики шарообразной белесой головки отцветающего одуванчика, которые вот-вот оторвутся от выпуклого круглого основания и полетят безмятежно по воздуху.

    Однако, при общем преобладающем оптимистичном характере музыка гения разная: небесная чистота светлой лирики соседствует с драматической напряжённостью (первая часть клавирного концерта d-moll, 1785); робкая мольба сурово обрывается трагическим пафосом ("Confutatis" из Реквиема); искрящееся пузырьками шампанского веселье финала "Маленькой ночной серенады" противоположно трепетно-взволнованным тактам сонатного Allegro симфонии № 40, g-moll. В опусах композитора найдём эпическую широту мировосприятия (начало симфонии № 39, Es-dur) и разрушительное отчаяние (предпоследний раздел из клавирной фантазии c-moll, К. 475), радостную музыку (увертюра к опере "Свадьба Фигаро") и страницы, полные мечущегося в смятении ужаса (Реквием, "Dies irae"), а конфликтность противоречий и неразрешимость проблем приводят подчас на край бездны (сцена со статуей Командора в финале второго акта оперы "Дон Жуан").

    Бутон детского соль мажорного зальцбургского чуда со временем распустился в роскошный, неземной красоты и прелести цветок - творчество великого композитора. Чудо взрослого Моцарта - в самой музыке гения, и чтобы понять это чудо, - слушайте, слушайте его музыку! 

      
 


 


Рецензии
Да, но можно ли сказать, что классическую музыку слушает весь мир?
Кто-нибудь сравнивал насыщенность мелодиями классических произведений и лучших образцов песен из жанра блюз и рок?
Так ли уж несправедлив был приговор "сумбур вместо музыки"?

Геннадий Гаврилов   18.12.2016 13:44     Заявить о нарушении