Крещатик. Киевское общество автомобилистов

ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ

В конце 1880-х годов немецкие изобретатели Готлиб Вильгельм Даймлер
(1834—1900) и Карл Фридрих Михаэль Бенц (1844—1929) построили первые самодвижущиеся экипажи, оснащенные двигателем внутреннего сгорания, больше похожие на кареты без лошади  или трёхколёсный велосипед с одним передним управляемым колесом и двумя задними ведущими. От  велосипеда Карл Бенц позаимствовал трубчатую раму и большие колёса со спицами и резиновыми шинами. В  октябре 1889 года Даймлер и Майбах представили свой первый автомобиль  на Парижской выставке.
            А жена Карла Бенца — Берта Бенц в августе 1888 года вместе с сыновьями Ойгеном (15 лет) и Ричардом (14 лет) отправилась на автомобиле мужа в первый автомобильный пробег длиной около 104 км (+ 90 км обратной дороги). Основной целью поездки являлось посещение матери Карла - Берты Бенц, однако путешествие имело и другую цель: показать, что автомобиль будет иметь финансовый успех, когда люди поймут его ценность.

Во время пути путешественники встречали немало трудностей, но Берта находила выход из них. Так, на одном из участков, им встретился крутой подъём, который  автомобиль с пассажирами был не в состоянии самостоятельно преодолеть . Берте пришлось посадить одного из сыновей за руль, а  с другим сыном толкать автомобиль. Затем, в дороге лопнула цепь, которую помог починить местный кузнец. Пробитую изоляцию для электрического провода зажигания , Берта заменила на чулочную подвязку, а пробку в топливной трубке прочистила шпилькой от шляпы. Автозаправками по пути следования - служили аптеки, в которых бензин  продавался в качестве лекарства от кожных болезней и как чистящее средство. Путешествие Берты помогло Карлу Бенцу  не только выявить и устранить недостатки своего автомобиля, но и эффектно прорекламировать автомобиль . А сама  Берта - стала первой женщиной за рулём.

Не стоял в стороне от автомобилизации и Киев. 30 июня 1897 года газета «Киевлянин» разместила заметку под заголовком «Самодвижущийся экипаж»: «Третьего дня большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Экипаж приводился в движение скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже катались три пассажира. Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж».

В 1902 году обзавелся автомобилем, живший  в Киеве- предприниматель, представитель династии строителей и собственников ряда железных дорог барон НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ ФОН МЕКК (1863 -1929) .

К 1904 году в городе уже числилось 78 владельцев автомобилей.

СОЗДАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛУБА

25 ноября (8 декабря) 1904 года 19 энтузиастов автомобильного дела собрались, чтобы учредить Киевский клуб автомобилистов — « для сближения любителей автомобильной и моторной езды, для усовершенствования в ней и возможного распространения автомобилей и моторных самокатов».
  Эмблемой Общества стал  герб Киева с Архистратигом Михаилом.

В том же 1904 году был принят Устав Киевского клуба автомобилистов, в  котором  говорилось:
« Целью клуба является : устраивать  с  надлежащего  разрешения:
закрытые и открытые места для езды на автомобилях и моторах, а также мастерские для сборки и починки  их;  разные дозволенные законом общественные увеселения, а также иметь учителей для обучения езде на автомобилях  и  моторных  самокатах».
Клуб вёл работу по пропаганде автомобиля как транспортного средства : рекламировал новые марки автомобилей, организовывал выставки и туристические поездки, принимал участие  в городских и во всероссийских автопробегах.
В  распоряжении членов Объединения были хорошо оборудованные помещения с библиотекой и гостиной для общения и отдыха.
Кроме того, при Клубе были гараж, автомастерская, пункт проката и автомагазин «Стрела».
      В  клубе можно было получить квалифицированную техническую консультацию по устройству и работе автомобиля, по правилам езды по городу, а также можно было (за плату) научиться водить автомобиль.
Два  активиста клуба автомобилистов, один из которых обязательно председательствовал,  участвовали в экзаменационной комиссии при Киевской городской управе, в состав которой входили представитель городских властей, полицейский, техник округа путей сообщения, врач - по приему экзаменов от лиц, желавших стать водителями.

В конце 1913 года в Киеве начинает издаваться иллюстрированный спортивно-технический  журнал « Автомобильная жизнь и авиация» , который с апреля 1914 года стал органом  Киевского клуба автомобилистов. За 1913–1914 год было издано 18 номеров .

Вступительный членский взнос в клуб составлял достаточно значительную сумму - 25 рублей, а ежегодный — 50 рублей.
С другой стороны, членам Клуба предоставлялись скидки при покупке бензина и масел, а также при ремонте автомобилей.
Недостойное поведение исключалось, как несовместимое  с понятиями  чести  и морали. Кичиться дорогим авто считалось  недопустимой  невоспитанностью , почтенное общество так же не воспринимало напыщенность - то был не их стиль жизни.

Когда в 1913 году в Киеве кто-то решил открыть отделение Московского автомобильного общества, это натолкнулось на решительное сопротивление со стороны Киевского клуба. Решение вынесли в высшую инстанцию – Императорское российское автомобильное общество. Тяжба длилась целый год, пока начавшаяся война не положила ей конец.

Среди инициаторов создания в Киеве клуба автомобилистов  были : киевский городской голова,  председатель Киевского клуба автомобилистов  ИППОЛИТ НИКОЛАЕВИЧ ДЬЯКОВ;  врач ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВИЧ ГАРНИЧ-ГАРНИЦКИЙ  , юрист ИВАН ИВАНОВИЧ  ПОДБОРСКИЙ ,  предприниматель ЭРНСТ ЭРНЕСТОВИЧ ТОРКЛЕР.
Секретарем обществ был избран юрист М.А.ДЯЧЕНКО, а впоследствии - тоже юрист И.И.Подборский (он же заведовал гаражом и мастерской клуба).

       Киевский Клуб  возглавил генерал от кавалерии, с октября 1902 года – командуюший войсками Киевского военного округа, большой любитель автомобилей -  ВЛАДИМИР  АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНОВ (1848-1926),               
        В декабре 1908 года В.А.Сухомлинов был переведен в Петербург на должность начальника Генерального штаба, а  11 марта 1909 года - занял пост военного министра, но оставался почетным председателем Киевского клуба автомобилистов.
В.А.Сухомлинов на посту  министра был сторонником развития и использования новых видов техники. Во время его руководства министерством,  были созданы автомобильные части, создан Императорский военно-воздушный флот; в полках были созданы пулемётные команды, а в корпусах — авиаотряды.

  После отъезда из Киева В.А.Сухомлинова, бразды правления взяли в свои руки— Киевский городской голова , заядлый автомобилист, любитель гимнастики, хороший наездник и пловец-  Ипполит Дьяков и его товарищ (заместитель) и казначей граф С. А. ТЫШКЕВИЧ.

        ИППОЛИТ НИКОЛАЕВИЧ ДЬЯКОВ(1865—1934)
Окончил Первую киевскую гимназию(1886) и физико-математический факультет Киевского университета (1890). По окончании университета поступил на службу в департамент железнодорожных дел Министерства финансов. Через три года перешёл в Главное управление государственного коннозаводства (ГУГК) . Был представителем ГУГК на Русской конской и этнографической выставке в Париже (1895) ,  а в 1900 году работал над подготовкой имперской экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за что был отмечен французами орденом Почетного Легиона. Дьяков был также удостоен многих высших государственных наград России и стран Европы.
В 1900 году был избран почетным мировым судьей Киевского округа, а в 1902 году — гласным (депутатом) Киевской городской думы. В  1906-1916 годы - городской  голова Киева. На этом посту, Дьяков умело, мудро, а когда нужно и «хитро» управлял городом .  В годы его правления, с огромным успехом прошли Всероссийская промышленная выставка и Первая Российская олимпиада 1913 года, в оргкомитет которой он входил .
  В эмиграции в Германии. Основал издательство, владел книжным магазином и библиотекой. Редактировал отрывной календарь.

          ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВИЧ ГАРНИЧ-ГАРНИЦКИЙ (1862—1936) — киевский врач и общественный деятель, сын заслуженного профессора Киевского университета Федора Минича Гарнич-Гарницкого (1834-1892).
        Окончил Киевскую Первую гимназию (1883) и медицинский факультет университета св. Владимира (1889). Прослужив 12 лет, вышел в отставку, посвятив себя врачебной практике и имя его сделалось известным во всем Юго-Западном крае.
С именем Е.Ф. Гарнич-Гарницкого связана эпоха появления и расцвета в Киеве многих спортивных обществ. Так, он был : вице-председателем Киевского Олимпийского комитета ; вице-командиром Яхт Клуба, одним из главных учредителей и первым начальником вольнопожарного общества; учредил атлетическое и гимнастическое общество, переименованное впоследствии в гимназическое общество «Русский Сокол» и в течение 18 лет был его председателем. Был  деятельным членом Киевских обществ: велосипедного, плодоводства, рыболовства, охотничьего и т. п.
В мае 1899 года был утвержден Устав Киевского атлетического общества. Председателем был избран Е.Ф. Гарнич-Гарницкий. И, конечно, Евгений Федорович не мог остаться в стороне при организации Киевского клуба автомобилистов, став одним из его основателей. После гражданской войны эмигрировал  в Югославию. В 1927 - 1928 годы  работал врачом. В 1928-1936 годы вел прием по кожным и венерическим болезням в амбулатории Российского общества Кранного Креста в Белграде.

Семья немецких предпринимателей ТОРКЛЕРОВ имела на  Крещатике 20 магазин по продаже велосипедов, печатных машин, фильтров для воды. Был  и отдел по продаже автомобилей.

  Членом Киевского клуба автомобилистов был предприниматель,   представитель  династии строителей и собственников ряда железных дорог - барон НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ ФОН МЕКК (1863- 1929)
         Николай Карлович не только был страстным автолюбителем , но и сам участвовал в автогонках и организовывал автопробеги ; в 1903 году стал одним из учредителей и первым главой Московского клуба автомобилистов . Первым его автомобилем был немецкий «Даймлер». Со временем Николай «собрал» у себя самый крупный в Москве автопарк: 10 автомобилей и 2 автобуса.
         В 1877 году, после окончания частного московского пансиона, поступил в Императорское училище правоведения в Петербурге. С 1892 года, четверть века возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из крупных компаний в России.
         Художник князь Сергей Александрович Щербатов писал, что Николай Карлович «был человеком весьма незаурядным. С огромной энергией, огромной работоспособностью, организаторским даром сочеталась в нём талантливая инициатива, свежее дерзновение и несомненный интерес к искусству».
           После революции 1917 года Николай Карлович надеялся, что его знания и опыт по-прежнему будут полезны государству.однако, начиная с 1919 года неоднократно подвергался арестам, а в мае 1929 года Коллегией ОГПУ  был приговорен к расстрелу.

ЗДАНИЯ КЛУБА
 
Некоторое время Киевский клуб размещался на улице Фундуклеевской: сначала в номере 8, на первом этаже гостиницы известного общественного деятеля, мецената и филантропа, одного из лидеров киевского гостиничного сервиса  - Григория Пантелеймоновича Гладынюка ; затем в соседнем пятиэтажном здании на Фундуклеевской 10  угол  Ново-Елизаветинской ( теперь Пушкинская), построенном в 1904 году, и,  наконец,  в 1910-х годах - перешел в здание на углу Крещатика 22 и Крещатицкой площади.

       У этого здания – любопытная история. В  1848 году усадьбу приобрел известный киевский  аптекарь Иоганн Эйсман(1794-1862) , который  заказал проект двухэтажного каменного доходного дома с магазинами в первом этаже киевскому архитектору Николаю Николаевичу Самонову. В то время, постройка  каменных строений в империи была такой редкостью, что каждый подобный проект подлежал подаче на утверждение самого императора.  Однако, Николаю Павловичу проект фасада не понравился и он  «Высочайше повелеть соизволил представленный при сем фасад переделать, дав ему лучший вид». Переделку фасада выполнили специалисты из Петербурга, после чего в сентябре 1848 года проект , наконец, был одобрен. До конца 1840-х годов дом был уже готов.
Затем  владельцем дома стал сын И. Эйсмана - профессор Киевского университета , а также  городской голова, иначе говоря, руководитель  Киевского городского общественного самоуправления ( в 1872-1873 и 1879-1884) - Густав Иванович Эйсман (1824-1884).    В 1870-х годах на доме был надстроен третий этаж и открыта одна из самых престижных в городе гостиниц - «Гранд-Отель».

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА И ПРАВА

Движение первых автомашин по улицам Киева вначале специально не регламентировалось. Полиция даже вынуждена была защищать их от хулиганов, которые по ночам забрасывали водителей и машины камнями. Опасность для шоферов представляли и извозчики, делавшие мелкие пакости под предлогом того, что лошади боятся машин.

         Так, владельцу первого в городе автомобиля Николаю Карловичу фон Мекку предписывалось: «Снять с автомобиля сигнальную трубу и заменить её колоколом… по образцу поставленных в вагонах киевского трамвая, так как лошади больше всего пугаются звука трубы. По возможности ездить днём, так как яркий свет фонарей, поставленных на автомобиле, тоже пугает лошадей».

         По мере увеличения в городе  автомобилей,  участились случаи столкновений и наездов на пешеходов. Несмотря на крайне низкие ,по нынешним меркам, скорости движения машин : 10—30 км/час, общественность настоятельно потребовала навести в этом деле порядок. И тогда городская дума ввела «Обязательные постановления о порядке пассажирского и грузового движения по городу Киеву на автомобилях» . Так, постановления устанавливали предельную скорость езды на авто для наиболее оживленных улиц в центральной части города - 10 верст в час и  20 верст в час – для остальных.

          Некоторые тогдашние нормы практически соответствовали современным.
Так, водители обязывались останавливаться по первому требованию городовых, для чего был придуман специальный сигнал полицейского свистка: длинный и затем несколько отрывистых; автомобиль  должен был иметь передний и задний номерной знак; звуковой сигнал,  снабжен глушителем и фарами, но при этом запрещалось «употребление прожекторов со слишком большой силой света», а также «приспособлением, которое лишало бы возможности посторонних лиц пускать в ход автомобиль в случае отсутствия управляющего оным»,
Ездить на автомобилях разрешалось по всему Киеву, за исключением улиц с крутым уклоном.

В то же время системы дорожных знаков еще не было, и правила езды сводились к нескольким фразам: следовать по правой стороне улицы или, в случае необходимости, посредине; не ездить наперегонки; уступать дорогу «крестным ходам, похоронам и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям». В 1913 году дополнительное правило предоставило преимущественный проезд в Киеве автомобилям и каретам скорой помощи.

        Постановление Киевскй Думы решило вопрос и о форме водительских прав. Удостоверения — билеты — на право вождения вводились двух видов: общие и частные.
На частные билеты претендовали главным образом автолюбители. Эти документы предоставляли право вождения только определенного автомобиля, указанного в разрешении. Их выдавали «лицам обоего пола не моложе 17 лет», которые «докажут свое умение управлять автомобилем, пользоваться всеми находящимися в нем приборами и производить небольшие починки на случай легкой порчи экипажа».
Значительно труднее было получить общие билеты, позволявшие водить любой автомобиль. Это могли сделать только мужчины не моложе 21 года, выдержавшие экзамен по механике, слесарному ремеслу, основам электротехники, сборке и разборке мотора и даже русскому языку.
Билеты следовало обновлять каждый год.

        Кроме того, Киевская городская управа ввела проверку технического состояния автомобилей и стала выдавать соответствующие лицензии . Впереди машины закреплялась табличка - номер лицензии с аббревиатурой «КГУ» (Киевская городская управа) и год выдачи.

        В тоже время, городские власти довольно строго относились к нарушениям правил и полицейские уже тогда наказывали недобросовестных водителей за езду с открытым глушителем, за злоупотребление громкими сигналами, за отсутствие номерных знаков, за превышение скорости и за отсутствие лицензии, удостоверяющей право вождения.    
        Заметим, что на одно авто в Киеве приходилось несколько полицейских.

ГАРАЖИ , ПАРКОВКИ И АВТОСАЛОНЫ

С паркованием немногочисленных машин на улицах Киева также проблем не возникало. Разве что отлучившемуся водителю приходилось потом проталкиваться к своему мотору сквозь толпу любопытных. Вскоре,  в разных местах Киева стали создаваться специальные гаражи, где принимали на стоянку автомобили. Отдельные гаражи на своих усадьбах имели владельцы особняков или прибыльных домов .
В крупных  гаражах автомобилисты могли не только поставить свой автомобиль , но и получить техническую консультацию , а также сделать любой ремонт, включая покраску и переделку кузова.
Популярностью пользовались мастерские при автоклубе , а также «Ауто-гараж» на Крещатике 38 и Центральный гараж на Фундуклеевской, 18. Возле «Ауто-гаража»  на Крещатике в 1908 году киевляне увидели первый в городе грузовик — пятитонный Fiat.

          Одновременно, как грибы после дождя, стали появляться салоны по продаже автомобилей. Некоторые крупные автофирмы стали открывать в Киеве свои представительства: Peugeot — на Крещатике, Fiat и Ford — на Фундуклеевской, Bents — на Львовской площади.

  Самым  крупным и популярным в городе считался «Ауто-салон» торговой фирмы «Грунау и Ко». Магазин арендовал помещение в первом этаже... здания цирка Крутикова на улице Николаевской, 7 (архитектора В.Городецкого), в двух шагах от Крещатика. Здесь продавались «мерседесы», «опели», «грегуары», а также «лорен-дитрихи», столь милые сердцу Адама Козлевича из «Золотого теленка». Кроме того, здесь можно было преобрести шины, масло и различные автомобильные части.

ПЕРВЫЕ АВТОШКОЛЫ

Число желающих стать водителями с каждым годом возрастало, усложнялись конструкции автомобиля, нарастала интенсивность движения. Так,  в 1912 году в Киеве уже было 166 владельцев авто, в 1913  –  328.
Всё это требовало от водителя специальных знаний, которые он самоподготовкой и с помощью консультаций клуба автомобилистов приобрести уже не мог.
Возникла  потребность в специальном учебном заведении по подготовке водителей.
 
Такой учебной организацией в Киеве «Первая нормальная школа шофферовъ» , которую открыл 28 апреля 1913 года при Киевских технических курсах по улице  Жилянской 34- ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕРМИНОВ (1859  -1932)
         Окончил в 1883 году Петербургский институт инженеров путей сообщения Работал в технико-инспекторском комитете железных дорог МПС, Управлении казённых железных дорог.
       С 1900 года - профессор Киевского политехнического института, преподавал начала строительного искусства на механическом, инженерном и сельскохозяйственном отделениях, заведовал кафедрой «Мосты и туннели».
        В 1910-1922 годы - директор-инженер Киевского личного землемерного училища В. Перминова.
В 1919-1920 годы Василий Васильевич  с семьёй перебирается  в Баку и до 1932 года  заведует кафедрой «Мосты и туннели» в Бакинском политехническом институте. Там же он  преподает строительное искусство и сельскохозяйственную архитектуру. В  1932 году В. Перминов переезжает в Ленинград.

Занятия в школе начались 15 мая 1913 года. Срок обучения  составлял 2- 3 месяца в зависимости от общеобразовательной подготовки.  Стоимость обучения  - 100 руб. Частные владельцы могли обучаться индивидуально с сокращенным сроком обучения и уплатив при этом 150 руб.

В школе преподавались следующие предметы:
а) подготовительные: геометрия, физика, механика, электротехника;
б) специальные: двигатели, устройство автомобилей, устройство моторных экипажей других типов, уход за автомобилями и ремонт мх.
правила и обязательные постановления о движении моторных  экипажей   по  городу.
в) практические: кузнечные и слесарные работы, разборка и сборка автомобилей в мастерских, практическая  езда  на  автомобилях.
  Лицам, прослушавшим полный курс обучения, выдавалось свидетельство, которое освобождало от теоретических испытаний в экзаменационной комиссии при городской управе для получения удостоверения водителя.

Оборудование в школе было недостаточным и многомарочным, что еще больше усложняло подготовку.И все же  за три года  школа подготовила 407 водителей.
Однако, вскоре после  революции 1917 года школа прекратила работу.

Одним из преподавателей в  школе В.В.Перминова был ИВАН ИВАНОВИЧ  ПОДБОРСКИЙ . Его предмет так и назывался – автомобилизм.
 
        ИВАН  ИВАНОВИЧ ПОДБОРСКИЙ (1880 - 1919)- окончил юридический факультет Киевского университета. Преподавал в Александровском ремесленном училище .
Иван  Подборский был душой многих интересных спортивных мероприятий в Киеве. Едва появившиеся в городе автомобили, привлекли его внимание. Он стал одним из учередителей  Киевского автомобильного клуба.
Летом  1910 года  принял участие в автомобильных гонках по маршруту Петербург — Киев — Москва — Петербург, и завоевал на них два приза, развив в заездах скорость 133 версты в час, то есть 142 км/час, на автомобиле французской фирмы «Берлие». Достижение тогда — большое!
19 августа 1919 года заведующий гаражом Иван Подборский был остановлен с автомобилем на Печерске, закрыт в здании 5-й гимназии ,  а на следующий день расстрелян в Аносовском саду (теперь - парк Славы).

АВТОПРОБЕГ

С 16 по 29 июня 1910 года состоялся Первый  автопробег на приз императора Николая II , на дистанцию 3200 км. по маршруту Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Могилёв - Киев - Гомель -  Рославль - Москва - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург  
         Почётным Председателем пробега был избран великий князь Михаил Александрович, а Председателем жюри великий князь Сергей Михайлович.
В Организационный комитет и Почётное жюри пробега вошли члены Императорского Российского общества (ИРАО ): флигель-адъютант Императора Николая II,  один из основателей автомобильного дела в России, командор пробега - ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ  СВЕЧИН( 1871-1944), вице-командор пробега, а после аварии, случившейся с машиной Свечина, командор пробега - барон НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ ФОН МЕКК  ; председатель Российского автомобильного общества (1905- 1908) граф ВАСИЛИЙ  ВАСИЛЬЕВИЧ  ГУДОВИЧ (1866-1945);  Петербургский архитектор, заместитель председателя Санкт-Петербургского автомобильного клуба (С-П АК) - НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОТОВИЧ (1876-1934) ; предприниматель, популяризатор автомобилизма, один из основателей С-П АК, вице-президент ИРАО  - ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ БЕКЕЛЬ( 1869- 1940);  один из основателей С-П АК, председатель С-П АК (1907-1912), гонщик и общественный деятель - ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1867-1923),  а также представители санкт-петербургского, московского, киевского, рижского, германского и французского автомобильных клубов. Заявки принимались в ИРАО в Петербурге, Императорском Германском автоклубе в Берлине и Французском автоклубе в Париже. .

          Жюри «Императорских ралли» оценивало в первую очередь выносливость автомобилей. Участники должны были преодолеть долгий путь без штрафных баллов, которые начислялись: за опоздания против графика, остановки в пути, поломки, превышение максимально разрешенной скорости (70 км/ч).

На соревнования записались около 50 экипажей. Помимо  российских автогонщиков, приехали именитые гонщики из Германии, Франции, Англии:  Вилли Пеге, конструктор фирмы «Бенц» - Фриц Эрле, Гуго Вильгельм, Эдуард Форшхаймер и другие. Свои машины выставили фирмы «Адлер», «Бенц», «Гаггенау», «Даймлер», «Дикси».

Представители российской и зарубежной автомобильной прессы  также приняли участие в пробеге.
           Среди них были известные российские автомобильные журналисты, такие как ученый, спортсмен и общественный деятель, автомобилист, автогонщик,  мотогонщик,  издатель  и редактор  журналов  «Спорт», «Автомобиль», «Двигатель», «Аэро», «Аэро и автомобильная жизнь» , один из основателей С-П АК  - АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ НАГЕЛЬ(1877 - 1956 )
А.П.Нагель не только участвовал в пробеге, выступая на одном из первых русских автомобилей «Руссо-Балт» (Russo-Baltique), (заводской № 14), который он впоследствии приобрёл, но и пошел дистацию без штрафных очков.

Сотрудник Санкт-Петербургского журнала «Автомобиль» , автор популярных книг  по автомобилизму , в том чсисле «По Африке на автомобиле» - ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ КУЗЬМИН;  а также известный в Европе журналист, редактор Парижского еженедельника «L’Auto», один из родоначальников автомобильной журналистики, устроитель  в 1923 году 24-часовых состязаний на выносливость серийных легковых автомобилей - ШАРЛЬ ФАРУ (1873-1957), что должно было придать состязаниям 1910 года надлежащее международное «звучание».

       Распоряжался на старте автопробега - ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНОВ.

          Особо ожидали участников пробега в Киеве. Город  уже за неделю до прибытия участников, начал готовиться к встрече. 19 июня к 4 часам на Броварском шоссе, в пяти верстах от города, стали собираться киевские спортсмены. На месте прибытия участников пробега была устроена красивая арка с помещённым на её верху большим ацетиленовым фонарём, на тот случай, если запоздавшие участники прибудут вечером. Около 5 часов прибыли командующий войсками Киевского Округа генерал  НИКОЛАЙ ИУДОВИЧ ИВАНОВ (1851-1919), киевский городской голова,  председатель Киевского клуба автомобилистов  ИППОЛИТ НИКОЛАЕВИЧ ДЬЯКОВ,  члены автоклуба и многие другие.

21 июня  газета «Варшавский дневник» писал в своей спортивной колонке: «Гонщики были встречены многочисленной толпой и военным оркестром. У арки, увитой зеленью и украшенной разноцветными флагами, прибывших приветствовали власти и депутации клуба автомобилистов во главе с председателем, городским головой Дьяковым».

           Журнал  «Автомобиль» № 12, (1910 г.) поместил такое описание: «На финише в Киеве царил образцовый порядок – всё было предусмотрено, всё рассчитано. Каждому прибывшему участнику был вручён пакет с карточкой, указывающей его гостиницу, приглашение на имеющий быть обед, входной билет на симфонический концерт в Купеческом Собрании и прочие. Все машины были оставлены в манеже юнкерского училища. На другой день в 2 часа в ресторане гостиницы «Grand Hotel», состоялся роскошный банкет для участников пробега, контролёров и приглашённых лиц.
Подъезды гостиницы «Grand Hotel» и Киевского отделения фирмы «Проводник» в эти дни были украшены зеленью и национальными флагами. Въезд в гараж акционерного о-ва «Киевский Ауто-гараж» и вовсе оригинальная арка из пневматических шин. В круге каждой шины были помещены розетки материй различных национальных цветов.
В продолжение банкета царила дружеская беседа, в которой участники обменивались своими впечатлениями о радушном приёме, о хорошем состоянии дорог и прочем. Обед был прекрасный, настоящее старинное хлебосольство, почти триста человек приглашённых, весело и дружно ели, пили, говорили тосты и кричали «ура».
После обеда состоялась прогулка на пароходе по Днепру, откуда любовались красивыми видами Киева, его окрестностей и Лавры. В виде сюрприза на пароходе были предложены кофе и ликёры. Гости могли полюбоваться чудными панорамами старинных церквей и колоколен, утопающих в густой зелени на высоком берегу, и бесконечными далями, темнеющими под светлым небом. День прошёл весело и приятно.»

На следующий день, 22 июня, в 2 часа участники пробега направились в  пригород Киева - Святошино, где должна была состояться гонка на приз киевского предпренимателя, общественного  деятеля и автолюбителя  АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА ТЕРЕЩЕНКО (1895-1911).
Помимо  участников пробега, в ней принали участие местные автомобилисты. 
Место, выбранное для гонки в Святошино, представляло из себя идеальную дорогу. В тоже время, как писали тогдашние газеты, не смотря на то, что полиции было несметное множество, солдат также немало, порядка решительно не было никакого. Трибуны  для публики представляли всего две скамьи, и при том были устроены не на финише гонки, а на старте. Показанное участниками время, зрителям  не сообщалось.
Было немало и других организационных недостаков. В результате, уже в середине соревнований публика  стала  скучать  и  пыталась  удрать, не  дожидаясь  конца.
Роскошный  приз А.Н. Терещенко, завоевал секретарь Киевского клуба автомобилистов И. И. ПОДБОРСКИЙ, показавший на «Берлие» скорость 145 верст/час.


          В  киевском этапе гонки , принял участие один из пионеров отечественной авиации ,  авиаконструктор, член  Киевского общества воздухоплавания, сын крупного сахарозаводчика Федора Артемьевича Терещенко - ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ ТЕРЕЩЕНКО (1888 — 1950)
По окончании Киевской 2-й гимназии слушал лекции в Берлинском политехникуме, а с 1907 года — в Киевском политехническом институте. В 1910 году, еще будучи студентом КПИ, выступил в Москве с докладом об особенностях конструкции нового аэроплана собственной разработки. И это в неполных 22 года. К сожалению, выезжая на шоссе, Федор Терещенко не разглядел в пыли дорогу, попал в ухаб и сломал задние рессоры своей машины. Соревнования для него закончились досрочно.
 
         В автопробеге принимала участие одна из первых в России женщин-автомобилисток и лётчиц - княгиня СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА ДОЛГОРУКАЯ (1887-1949). Изучала в Женском институте медицину, в 1907-1912 годы в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне получила награду из рук сербского короля Петра I.
        Во время пробега, она сама управляла автомобилем «Делоне Бельвиль» 18/19 л.с. (Delaunay-Belleville 18 CV) под стартовым номером 19. Только досадный случай на стоянке в Вышнем Волочке (случайно разбил радиатор въехавший в её автомобиль один из участников), на последнем этапе перед финишем в Санкт-Петербурге, не позволил ей войти в зачётный состав.

          Победителем автопробега стал одини из самых успешных гонщиков в Германии - ВИЛЛИ ПЁГЕ (1869–1914) («Мерседес»).
Вилли Пеге в течение ряда лет он занимал призовые места в гонках в Франкфурте-на-Майне, Берлине, Земмеринге, Экс-ле-Бэн, в автопробегах принца Генриха и ралли Губерта фон Геркомера.

В целом, этот первый значительный автопробег оказался очень успешным и послужил целям пропаганды автомобилизма.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

С 29 мая по 15 октября 1913 года в Киеве прошла Всероссийская промышленная выставка, где у самого входа посетителей встречал автомобильный павильон. Крупнейшие иностранные фирмы серьёзно отнеслись к этой выставке и не упустили возможность прислать свою продукцию. Среди них – «Пежо», «Делонэ-Бельвиль», «Рекс-Симплекс» и другие.
         Сколько человек посетило павильон точно не известно, но поскольку за время работы Выставки, на ней побывало около миллиона, не считая 172 тысячи участников организованных экскурсий, то, безусловно, посетителей павильона было немало. К сожалению,  с коммерческой точки зрения выставка не удалась. Она закончилась с дефицитом средств, поскольку из 56 выставленных автомашин было продано только 14. Но, между тем, благодаря этой выставке Киев обзавёлся первыми в России машинами «скорой помощи».

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

Дмитрий Ротков «Первые автомобили в России. Начало хх века. Киев»
http://mosvedi.ru/news/lifeway/russian-style/17260.html

Каменцов Олег Андреевич «Из истории подготовки водителей автомобилей на украине»
 http://www.avto-zakaz.com.ua/Text-3.html

 Виталий КОВАЛИНСКИЙ «Автомобильные страсти»
Дмитро МАЛАКОВ «З історії автомобіля на вулицях Києва»
«Автомобили на улицах Киева»
http://kontrakty.ua/article/495

«МЕХАНИЧЕСКИЕ "ЧУДОВИЩА"» HTTP://WWW.DSNEWS.UA/POLITICS/102566


Рецензии