О субстанции и материи
http://russolit.ru/books/download/item/3262/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/zayh
-------------------------------
Субстанция – структура простейшая, располагающая минимальным (единичным) количеством исчерпывающей информации. Из нее состоит все материальное. Но сама она в чистом виде не существует, потому что, невозможно обосновать существование границы - перехода из Ничто в Нечто.
А если бы все же субстанция существовала, то занимала бы всю вселенную, абсолютно аморфно и неизменно. Понятия пространства, времени, движения, следствия и причины в ее среде лишены смысла.
Не претендую соревноваться с вами в учености, результат здесь для нас очевиден. И не думаю, что кому-нибудь интересны, нужны результаты подобных соревнований. Расстановка по объему накопленных знаний чужих трудов вряд ли является целью философского форума. Он может преследовать цели не только обмена общедоступными знаниями, но и новыми мыслями. Именно они для меня интересны.
Ясно, что каждая самостоятельная идея, не являющаяся компиляцией из цитат классиков философии, рискует подвергнуться уничтожающей критике. Что ж… В поисках нового эти издержки обычны и абсолютно нормальны.
Обсуждать достоинства и недостатки своих сочинений предпочитаю по месту расположения. Здесь скажу лишь насчет определения субстанции, затем попытаюсь продолжить участие в обсуждении темы.
У меня.
Субстанция - потенциальное начало всего; категория идеального мира, являющая собою абсолютную точку отсчета в организации любого материального или идеального объекта. Субстанция располагает единичной исчерпывающей структурной информацией, т.е. не имеет структуры. В субстанциональной среде невозможно определение понятий пространства, времени, структуры, причины и следствия. Субстанция подразумевает равноправное поле действия случая, т.е. отсутствие каких-либо граничных условий (необходимостей). В материальном мире она не существует как таковая.
У Спинозы.
«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться.»
В определении Спинозы как раз и говорится о том, что субстанция располагает единственным качеством или минимальной единичною информацией – «существует сама в себе». По существу, наши определения говорят практически об одном и том же. Но! На мой взгляд, с помощью категории исчерпывающей (не дублируемой) информации, которая базируется на определении субстанции – определении, опять же, именно через информацию - весьма удобно выстраивать иерархию развития объектов неживой и живой природы и описывать мир в целом как совокупность информационных систем. Выводя из этого и все прочее, в том числе, - отношения собственности.
Под субстанцией понимаю нечто простейшее, не имеющее структуры. Интеллект же – способность сложнейших структур (мозга), высшее, что создано миром – его инструмент для самопознания и саморазвития. Отождествлять интеллект и субстанцию ни с какой точки зрения неправильно. Можно лишь говорить, что в идеале своем, интеллект должен избавиться от эгоистических наслоений своего «я» и стать, действительно, гласом самого мира, вселенной, в том числе, и основы его, субстанции.
Хаос бывает на разных уровнях иерархии развития структур. Но, в любом случае, складывается он из объектов высшего по месту уровня сложности – хаос разрушенной цивилизации, разоренной природы… Это обломки, разорванные высшие взаимосвязи; взаимосвязи других уровней могут остаться. Субстанция же – именно не имеет структуры, ни на каких уровнях. Она не дискретные обломки чего-то – планет, тел, атомов или частиц, а нечто аморфное, однородное, непрерывное, заполняющее собой, в случае своего существования, все.
Субстанциональное поле можно рассматривать, предполагать и в материальном, и в идеальном – как соответствующие первоосновы, плоть материального и идеального.
Интеллект – это некоторая способность создавать отношения между материальными структурами и идеальными. Существует материальный прибор – мозг, располагающий сознанием (идеальным миром). Интеллект – одна из характеристик «прибора» (другие характеристики – объем оперативной памяти, быстродействие), говорящая о способности самостоятельно создавать новые объекты и системы объектов идеального мира, соотнося их с миром материальным через прямые и обратные связи.
В той или иной степени во что-нибудь верят все. Одни избирают веру свою из ряда концепций, наиболее глубоко разработанных человечеством, другие создают ее сами. Насколько новая вера оказывается привлекательной для других - отдельный вопрос.
Любая философия должна начинаться с основ мироздания и очерчивать пределы его. В этом смысле «субстанция» является базовой категорией разрабатываемой мной философской системы. Конечно же, это умозрительная категория - так же, как все прочие категории. Я определяю ее следующим образом.
Субстанция - потенциальное начало всего; категория идеального мира, являющая собой абсолютную точку отсчета в организации любого материального или идеального объекта. Субстанция располагает единичной исчерпывающей структурной информацией, т.е. не имеет структуры. В субстанциональной среде невозможно определение понятий пространства, времени, структуры, причины и следствия. Субстанция подразумевает равноправное поле действия случая, т.е. отсутствие каких-либо граничных условий (необходимостей). В материальном мире она не существует как таковая.
Из сделанного определения видно, что субстанции как таковой в материальном мире не существует, но она может существовать в нашем сознании - именно в таком виде, в каком сделано ей определение.
Зачем оно сделано? Для чего вводится таковая умозрительная категория? Только затем, чтобы иметь точку отсчета в счислении информации. Это (в совокупности с теорией информационных систем) очень удобно для рассмотрения практически всех вопросов нашего бытия. Субстанция имеет единичную структурную информацию, элементарно проста, однородна, аморфна. Любая структура, любое образование, материальное или же идеальное, в том числе и поля - по отношению к субстанции имеют вполне определенное количество качеств. Набор таковых качеств, а также их взаимоувязка и является объективной сутью структур, образований, явлений (добавляется время) - чего угодно.
Познание и развитие мира - процесс накопления Разумом исчерпывающей информации, начиная от единицы (субстанция - одно качество) и неограниченно дальше. В бесконечной вселенной он может быть бесконечен!
«Как возможно на «уровне субстанции» что-либо в рамках данного определения субстанции. Если возможно - объясните пожалуйста...»
Весь мир состоит из структурно разнообразной материи, непрерывно движущейся и изменяющейся. Плоти материи, субстанции, как таковой не существует. Субстанция – чисто умозрительная категория, удобная точка отсчета при счислении количества качеств, типов связей.
Субстанция не располагает структурой, однако ей внутренне присуще фундаментальное свойство материи всеобщего движения и взаимодействия. Это единственное ее качество, соответственно, - единичная, минимальная исчерпывающая информация.
Если бы субстанция в мире существовала, не было бы структурной материи, ничего другого, кроме нее. Потому что невозможно обосновать переход от субстанции к чему-то иному, имеющему структуру. Невозможно также обосновать рождение какой-либо структуры в среде субстанции, создание из ничего нечто.
Все течет, все изменяется, из одного переходит в другое, не задерживаясь в виде субстанции.
«Виталий, спасибо за подробный ответ, потребуется время для его осмысления. А пока хотела бы прояснить для себя Ваши слова:
«...Весь мир состоит из структурно разнообразной материи, непрерывно движущейся и изменяющейся. Плоти материи, субстанции, как таковой не существует. Субстанция – чисто умозрительная категория, удобная точка отсчета при счислении количества качеств, типов связей.
Субстанция не располагает структурой, однако ей внутренне присуще фундаментальное свойство материи всеобщего движения и взаимодействия. Это единственное ее качество, соответственно, - единичная, минимальная исчерпывающая информация.
Если бы субстанция в мире существовала, не было бы структурной материи, ничего другого, кроме нее...»
«Из этого следует: субстанция - умозрительная категория, в мире не существует, она лишь информация, и мир состоит не из нее, а из структурной материи, движущейся и изменяющейся?
Правильно ли я Вас поняла?
Может быть, дадите Ваше объяснение слову «материя»?»
Спасибо за вопрос!
Субстанция – не информация, а условная точка отсчета в исчислении количества информации, условное наипростейшее единичное качество, из которого можно вывести (или проистекает) любое другое качество, известное нам или же неизвестное.
Материя - объективно реальная, непрерывно меняющаяся плоть, в основе которой - субстанция; то, из чего создается и может быть создана любая структура материального мира, без чего не существует и не может существовать никакая структура идеального мира; то, из чего состоит вселенная в совокупности различных уровней и форм развития своих неразрывных частей, располагающихся и меняющихся непрерывно друг относительно друга. Материя располагает не единичным (большим единицы) количеством исчерпывающей информации и позволяет однозначно определять относительно любой своей части пространство, время, структуру, причину и следствие.
Вся материя во вселенной обладает фундаментальным, объективно внутренне присущим ей свойством всеобщего движения и взаимодействия, которое определяет возможность возникновения во вселенной Вселенных. В материи объективно присутствуют те или иные граничные условия (необходимости), которые накладываются на равноправное для субстанции поле действия случая.
2005
Свидетельство о публикации №216110100514
Читаю Ваши статьи на Прозе.
Хочу поделиться своими мыслями, так как тема информации меня очень интересует.
Но вначале хочу высказать одно замечание: информация всегда состоит из некоторых данных и того, кто эти данные воспринимает (раскодирует, считает и т.п.). В Ваших рассуждениях отсутствует тот сторонний наблюдатель, который своим разумом противостоит процессам хаотизации (энтропии).
Такой «наблюдатель» должен являться фундаментальным звеном материи, наряду с «субстанцией», над которой он производит какие-либо действия.
Дальше цитаты и мысли, на которве они меня навели:
«Субстанция – структура простейшая, располагающая минимальным (единичным) количеством исчерпывающей информации. Из нее состоит все материальное. Но сама она в чистом виде не существует, потому что, невозможно обосновать существование границы - перехода из Ничто в Нечто».
Невозможно образовать нечто большее, чем субстанция, т.к. она есть полнота всего. Отсюда следует единственное свойство информации – делимость (копирование). А копирование возможно только на другие носители, которые могут образовываться только из отдельных частей субстанции, которые ввиду своей ограниченности уже не будут обладать исчерпывающей информацией. Из-за чего эти материальные носители информации должны приходить в движение для поиска и восполнения информационных пробелов.
«Субстанция располагает единичной исчерпывающей структурной информацией, т.е. не имеет структуры». Один квант информации, вся совокупность которого представляет собой квант материи (бесконечно делимой, но при этом несущей в каждой своей части всю полноту информации - субстанции).
«Весь мир состоит из структурно разнообразной материи, непрерывно движущейся и изменяющейся. Плоти материи, субстанции, как таковой не существует. Субстанция – чисто умозрительная категория, удобная точка отсчета при счислении количества качеств, типов связей».
Мир делится на чистую информацию - субстанцию (будущее), носитель – материальный наблюдатель (настоящее) и информацию, записанную на носитель – объективно существующая материя (прошлое).
«Невозможно также обосновать рождение какой-либо структуры в среде субстанции, создание из ничего нечто».
Поэтому появление стороннего наблюдателя процесс проявления свободной воли, а не математической логики. Либо – это случайный процесс (в силу своей случайности нарушающий причинно-следственные связи) и тем самым – необратимый.
Продолжу читать Ваши работы.
С Уважением, Сергей
Сергей Тулупов 08.11.2016 14:14 Заявить о нарушении
Рад интересу, внимательному чтению.
То, что вы читаете у меня об информации и субстанции, по сути, комментарии, подборки моих ответов и продолжения размышлений по книге «Свободный полет», в 3-х томах.
1-ый том «Диалоги с самим собою» - первые философские опыты, эссе.
2-ой том «Философия развития и Религия Разума».
3-ий том «Теория информационных систем».
В этих книгах я последовательно развиваю, восходя на ступени, свои представления, мировоззренческую систему. Оптимальный вариант – читать сначала, подряд. Но это, видимо, не реально сегодня.)
В 3-ем томе изложение наиболее последовательное и заглубленное. Для понимания моей системы взглядов, касающихся космогонической концепции, Теории информации желательно посмотреть. В частности, в двух первых трактатах «Категории и сознание» и «Эволюция информационных систем» я даю определение всем основным категориям. В том числе говорю подробно об информации. А также излагаю свое представление о картине мира и развитии нашей Вселенной.
2 первых тома представлены на этой моей странице.
3-ий том на странице Виталия Иванова:
http://www.proza.ru/avtor/ivanov_v/
http://www.proza.ru/avtor/ivanov_v&book=161#161
В каждой из главок, которые вы читаете, есть ссылки на книгу, которую можно бесплатно скачать.
В конце книги «Об устройстве мироздания» - Литература, где ссылки на все мои книги, которые тоже можно бесплатно скачать.
Теперь по существу ваших вопросов.
Сколько людей интересующихся философией, столько представлений, мировоззренческих концепций. Лет 30 назад, учась в аспирантуре при ЛГУ, на кафедре философии написал Реферат «Эволюция информационных систем». Готовясь, штудировал литературу по теме. Узнал тогда, что существует более 100 определений понятия «информация». Общепринятого нет. С тех пор ничего в этом смысле не изменилось, увеличилось только количество определений.)
Я даю свои определения в рамках целостной позитивной концепции – «Проекта Вселенная».
У вас, понятно, была и есть собственная позиция. По нескольким предложениям трудно судить.
Я уже столько написал в рамках собственной концепции и, естественно, считаю ее наиболее правильной, что вряд ли меня можно сдвинуть с нее. К тому же, у меня уже нет возможности много читать.
Если вам интересно, посмотрите у меня дальше. Хотя бы указанные тексты «Категории и сознание» и «Эволюция информационных систем». Затем на конкретные вопросы я готов отвечать.
«информация всегда состоит из некоторых данных и того, кто эти данные воспринимает (раскодирует, считает и т.п.). В Ваших рассуждениях отсутствует тот сторонний наблюдатель, который своим разумом противостоит процессам хаотизации (энтропии).»
Во-первых, вы говорите только о внешней информации, понятийной, идеального мира психики и сознания. Да, требуется источник и приемник информации, передающейся в кодах. Передаются коды понятий. Источник и приемник должны обладать соответствующими понятиями, знать их структуру, начиная с понятий простейших, и знать их коды (названия), существенную их часть. Об этом у меня говорится подробно в упомянутых выше трактатах.
Но! В расширенное понятие «информации» я включаю не только внешнюю информацию следов, но и внутреннюю, структурную объективного мира.
Коротко обо всем сказать невозможно. Надеюсь, вы понимаете.)
Спасибо!
С уважением,
Виталий Альбертович Иванов 08.11.2016 19:42 Заявить о нарушении
Буду читать.
С Уважением, Сергей
Сергей Тулупов 09.11.2016 10:25 Заявить о нарушении