О субстанции и материи

Об устройстве мироздания. Исчерпывающая информация / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –130 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3262/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/zayh
-------------------------------

Субстанция – структура простейшая, располагающая минимальным (единичным) количеством исчерпывающей информации. Из нее состоит все материальное. Но сама она в чистом виде не существует, потому что, невозможно обосновать существование границы - перехода из Ничто в Нечто.
А если бы все же субстанция существовала, то занимала бы всю вселенную, абсолютно аморфно и неизменно. Понятия пространства, времени, движения, следствия и причины в ее среде лишены смысла.

Не претендую соревноваться с вами в учености, результат здесь для нас очевиден. И не думаю, что кому-нибудь интересны, нужны результаты подобных соревнований. Расстановка по объему накопленных знаний чужих трудов вряд ли является целью философского форума. Он может преследовать цели не только обмена общедоступными знаниями, но и новыми мыслями. Именно они для меня интересны.
Ясно, что каждая самостоятельная идея, не являющаяся компиляцией из цитат классиков философии, рискует подвергнуться уничтожающей критике. Что ж… В поисках нового эти издержки обычны и абсолютно нормальны.
Обсуждать достоинства и недостатки своих сочинений предпочитаю по месту расположения. Здесь скажу лишь насчет определения субстанции, затем попытаюсь продолжить участие в обсуждении темы.
У меня.
Субстанция - потенциальное начало всего; категория идеального мира, являющая собою абсолютную точку отсчета в организации любого материального или идеального объекта. Субстанция располагает единичной исчерпывающей структурной информацией, т.е. не имеет структуры. В субстанциональной среде невозможно определение понятий пространства, времени, структуры, причины и следствия. Субстанция подразумевает равноправное поле действия случая, т.е. отсутствие каких-либо граничных условий (необходимостей). В материальном мире она не существует как таковая.
У Спинозы.
«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться.»
В определении Спинозы как раз и говорится о том, что субстанция располагает единственным качеством или минимальной единичною информацией – «существует сама в себе». По существу, наши определения говорят практически об одном и том же. Но! На мой взгляд, с помощью категории исчерпывающей (не дублируемой) информации, которая базируется на определении субстанции – определении, опять же, именно через информацию - весьма удобно выстраивать иерархию развития объектов неживой и живой природы и описывать мир в целом как совокупность информационных систем. Выводя из этого и все прочее, в том числе, - отношения собственности.

Под субстанцией понимаю нечто простейшее, не имеющее структуры. Интеллект же – способность сложнейших структур (мозга), высшее, что создано миром – его инструмент для самопознания и саморазвития. Отождествлять интеллект и субстанцию ни с какой точки зрения неправильно. Можно лишь говорить, что в идеале своем, интеллект должен избавиться от эгоистических наслоений своего «я» и стать, действительно, гласом самого мира, вселенной, в том числе, и основы его, субстанции.

Хаос бывает на разных уровнях иерархии развития структур. Но, в любом случае, складывается он из объектов высшего по месту уровня сложности – хаос разрушенной цивилизации, разоренной природы… Это обломки, разорванные высшие взаимосвязи; взаимосвязи других уровней могут остаться. Субстанция же – именно не имеет структуры, ни на каких уровнях. Она не дискретные обломки чего-то – планет, тел, атомов или частиц, а нечто аморфное, однородное, непрерывное, заполняющее собой, в случае своего существования, все.
Субстанциональное поле можно рассматривать, предполагать и в материальном, и в идеальном – как соответствующие первоосновы, плоть материального и идеального.
Интеллект – это некоторая способность создавать отношения между материальными структурами и идеальными. Существует материальный прибор – мозг, располагающий сознанием (идеальным миром). Интеллект – одна из характеристик «прибора» (другие характеристики – объем оперативной памяти, быстродействие), говорящая о способности самостоятельно создавать новые объекты и системы объектов идеального мира, соотнося их с миром материальным через прямые и обратные связи.

В той или иной степени во что-нибудь верят все. Одни избирают веру свою из ряда концепций, наиболее глубоко разработанных человечеством, другие создают ее сами. Насколько новая вера оказывается привлекательной для других - отдельный вопрос.
Любая философия должна начинаться с основ мироздания и очерчивать пределы его. В этом смысле «субстанция» является базовой категорией разрабатываемой мной философской системы. Конечно же, это умозрительная категория - так же, как все прочие категории. Я определяю ее следующим образом.
Субстанция - потенциальное начало всего; категория идеального мира, являющая собой абсолютную точку отсчета в организации любого материального или идеального объекта. Субстанция располагает единичной исчерпывающей структурной информацией, т.е. не имеет структуры. В субстанциональной среде невозможно определение понятий пространства, времени, структуры, причины и следствия. Субстанция подразумевает равноправное поле действия случая, т.е. отсутствие каких-либо граничных условий (необходимостей). В материальном мире она не существует как таковая.
Из сделанного определения видно, что субстанции как таковой в материальном мире не существует, но она может существовать в нашем сознании - именно в таком виде, в каком сделано ей определение.
Зачем оно сделано? Для чего вводится таковая умозрительная категория? Только затем, чтобы иметь точку отсчета в счислении информации. Это (в совокупности с теорией информационных систем) очень удобно для рассмотрения практически всех вопросов нашего бытия. Субстанция имеет единичную структурную информацию, элементарно проста, однородна, аморфна. Любая структура, любое образование, материальное или же идеальное, в том числе и поля - по отношению к субстанции имеют вполне определенное количество качеств. Набор таковых качеств, а также их взаимоувязка и является объективной сутью структур, образований, явлений (добавляется время) - чего угодно.
Познание и развитие мира - процесс накопления Разумом исчерпывающей информации, начиная от единицы (субстанция - одно качество) и неограниченно дальше. В бесконечной вселенной он может быть бесконечен!

«Как возможно на «уровне субстанции» что-либо в рамках данного определения субстанции. Если возможно - объясните пожалуйста...»

Весь мир состоит из структурно разнообразной материи, непрерывно движущейся и изменяющейся. Плоти материи, субстанции, как таковой не существует. Субстанция – чисто умозрительная категория, удобная точка отсчета при счислении количества качеств, типов связей.
Субстанция не располагает структурой, однако ей внутренне присуще фундаментальное свойство материи всеобщего движения и взаимодействия. Это единственное ее качество, соответственно, - единичная, минимальная исчерпывающая информация.
Если бы субстанция в мире существовала, не было бы структурной материи, ничего другого, кроме нее. Потому что невозможно обосновать переход от субстанции к чему-то иному, имеющему структуру. Невозможно также обосновать рождение какой-либо структуры в среде субстанции, создание из ничего нечто.
Все течет, все изменяется, из одного переходит в другое, не задерживаясь в виде субстанции.

«Виталий, спасибо за подробный ответ, потребуется время для его осмысления. А пока хотела бы прояснить для себя Ваши слова:
«...Весь мир состоит из структурно разнообразной материи, непрерывно движущейся и изменяющейся. Плоти материи, субстанции, как таковой не существует. Субстанция – чисто умозрительная категория, удобная точка отсчета при счислении количества качеств, типов связей.
Субстанция не располагает структурой, однако ей внутренне присуще фундаментальное свойство материи всеобщего движения и взаимодействия. Это единственное ее качество, соответственно, - единичная, минимальная исчерпывающая информация.
Если бы субстанция в мире существовала, не было бы структурной материи, ничего другого, кроме нее...»
«Из этого следует: субстанция - умозрительная категория, в мире не существует, она лишь информация, и мир состоит не из нее, а из структурной материи, движущейся и изменяющейся?
Правильно ли я Вас поняла?
Может быть, дадите Ваше объяснение слову «материя»?»

Спасибо за вопрос!
Субстанция – не информация, а условная точка отсчета в исчислении количества информации, условное наипростейшее единичное качество, из которого можно вывести (или проистекает) любое другое качество, известное нам или же неизвестное.

Материя - объективно реальная, непрерывно меняющаяся плоть, в основе которой - субстанция; то, из чего создается и может быть создана любая структура материального мира, без чего не существует и не может существовать никакая структура идеального мира; то, из чего состоит вселенная в совокупности различных уровней и форм развития своих неразрывных частей, располагающихся и меняющихся непрерывно друг относительно друга. Материя располагает не единичным (большим единицы) количеством исчерпывающей информации и позволяет однозначно определять относительно любой своей части пространство, время, структуру, причину и следствие.
Вся материя во вселенной обладает фундаментальным, объективно внутренне присущим ей свойством всеобщего движения и взаимодействия, которое определяет возможность возникновения во вселенной Вселенных. В материи объективно присутствуют те или иные граничные условия (необходимости), которые накладываются на равноправное для субстанции поле действия случая.

2005


Рецензии
Здравствуйте, Виталий Альбертович.
Читаю Ваши статьи на Прозе.
Хочу поделиться своими мыслями, так как тема информации меня очень интересует.
Но вначале хочу высказать одно замечание: информация всегда состоит из некоторых данных и того, кто эти данные воспринимает (раскодирует, считает и т.п.). В Ваших рассуждениях отсутствует тот сторонний наблюдатель, который своим разумом противостоит процессам хаотизации (энтропии).
Такой «наблюдатель» должен являться фундаментальным звеном материи, наряду с «субстанцией», над которой он производит какие-либо действия.
Дальше цитаты и мысли, на которве они меня навели:
«Субстанция – структура простейшая, располагающая минимальным (единичным) количеством исчерпывающей информации. Из нее состоит все материальное. Но сама она в чистом виде не существует, потому что, невозможно обосновать существование границы - перехода из Ничто в Нечто».
Невозможно образовать нечто большее, чем субстанция, т.к. она есть полнота всего. Отсюда следует единственное свойство информации – делимость (копирование). А копирование возможно только на другие носители, которые могут образовываться только из отдельных частей субстанции, которые ввиду своей ограниченности уже не будут обладать исчерпывающей информацией. Из-за чего эти материальные носители информации должны приходить в движение для поиска и восполнения информационных пробелов.

«Субстанция располагает единичной исчерпывающей структурной информацией, т.е. не имеет структуры». Один квант информации, вся совокупность которого представляет собой квант материи (бесконечно делимой, но при этом несущей в каждой своей части всю полноту информации - субстанции).

«Весь мир состоит из структурно разнообразной материи, непрерывно движущейся и изменяющейся. Плоти материи, субстанции, как таковой не существует. Субстанция – чисто умозрительная категория, удобная точка отсчета при счислении количества качеств, типов связей».
Мир делится на чистую информацию - субстанцию (будущее), носитель – материальный наблюдатель (настоящее) и информацию, записанную на носитель – объективно существующая материя (прошлое).

«Невозможно также обосновать рождение какой-либо структуры в среде субстанции, создание из ничего нечто».
Поэтому появление стороннего наблюдателя процесс проявления свободной воли, а не математической логики. Либо – это случайный процесс (в силу своей случайности нарушающий причинно-следственные связи) и тем самым – необратимый.

Продолжу читать Ваши работы.
С Уважением, Сергей

Сергей Тулупов   08.11.2016 14:14     Заявить о нарушении
Сергей!
Рад интересу, внимательному чтению.
То, что вы читаете у меня об информации и субстанции, по сути, комментарии, подборки моих ответов и продолжения размышлений по книге «Свободный полет», в 3-х томах.
1-ый том «Диалоги с самим собою» - первые философские опыты, эссе.
2-ой том «Философия развития и Религия Разума».
3-ий том «Теория информационных систем».
В этих книгах я последовательно развиваю, восходя на ступени, свои представления, мировоззренческую систему. Оптимальный вариант – читать сначала, подряд. Но это, видимо, не реально сегодня.)
В 3-ем томе изложение наиболее последовательное и заглубленное. Для понимания моей системы взглядов, касающихся космогонической концепции, Теории информации желательно посмотреть. В частности, в двух первых трактатах «Категории и сознание» и «Эволюция информационных систем» я даю определение всем основным категориям. В том числе говорю подробно об информации. А также излагаю свое представление о картине мира и развитии нашей Вселенной.
2 первых тома представлены на этой моей странице.
3-ий том на странице Виталия Иванова:
http://www.proza.ru/avtor/ivanov_v/
http://www.proza.ru/avtor/ivanov_v&book=161#161
В каждой из главок, которые вы читаете, есть ссылки на книгу, которую можно бесплатно скачать.
В конце книги «Об устройстве мироздания» - Литература, где ссылки на все мои книги, которые тоже можно бесплатно скачать.

Теперь по существу ваших вопросов.
Сколько людей интересующихся философией, столько представлений, мировоззренческих концепций. Лет 30 назад, учась в аспирантуре при ЛГУ, на кафедре философии написал Реферат «Эволюция информационных систем». Готовясь, штудировал литературу по теме. Узнал тогда, что существует более 100 определений понятия «информация». Общепринятого нет. С тех пор ничего в этом смысле не изменилось, увеличилось только количество определений.)
Я даю свои определения в рамках целостной позитивной концепции – «Проекта Вселенная».
У вас, понятно, была и есть собственная позиция. По нескольким предложениям трудно судить.
Я уже столько написал в рамках собственной концепции и, естественно, считаю ее наиболее правильной, что вряд ли меня можно сдвинуть с нее. К тому же, у меня уже нет возможности много читать.
Если вам интересно, посмотрите у меня дальше. Хотя бы указанные тексты «Категории и сознание» и «Эволюция информационных систем». Затем на конкретные вопросы я готов отвечать.

«информация всегда состоит из некоторых данных и того, кто эти данные воспринимает (раскодирует, считает и т.п.). В Ваших рассуждениях отсутствует тот сторонний наблюдатель, который своим разумом противостоит процессам хаотизации (энтропии).»
Во-первых, вы говорите только о внешней информации, понятийной, идеального мира психики и сознания. Да, требуется источник и приемник информации, передающейся в кодах. Передаются коды понятий. Источник и приемник должны обладать соответствующими понятиями, знать их структуру, начиная с понятий простейших, и знать их коды (названия), существенную их часть. Об этом у меня говорится подробно в упомянутых выше трактатах.
Но! В расширенное понятие «информации» я включаю не только внешнюю информацию следов, но и внутреннюю, структурную объективного мира.
Коротко обо всем сказать невозможно. Надеюсь, вы понимаете.)
Спасибо!
С уважением,

Виталий Альбертович Иванов   08.11.2016 19:42   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и ссылки на Ваши работы.
Буду читать.
С Уважением, Сергей

Сергей Тулупов   09.11.2016 10:25   Заявить о нарушении