Статья в газете
“ А было это так “
Так была озаглавлена статья в газете "Советская Эстония",освещавшая событие по спасению американского лётчика в океане. Все привыкли считать,что так оно и было , как написано.Да и верно,так и есть.В газетах,конечно,как правило,всегда- репортаж,со своими правилами и всем остальным.Пишет профессионал с литературным образованием и всей практикой сопутствующих моментов во всем этом деле.Но одно дело написать по словам других людей на уровне своего возможного понятия и со своей точки зрения и по своим установленным правилам, а другое дело,когда сам был в гуще событий и действовал там.
Так это было или не совсем так, конечно, вопрос. Если говорить вообще,то любой рассказ представляет собой одну из многочисленных проекций ,которые зависят от точки зрения,системы координат,уровня рассказчика и других факторов.Да это и не важно.Факт события был ,который оставил тогда маленький след в списке отличных действий на море . Кроме того эмоциональный фон и нюанс ситуации, в котором всё это происходило ,никому другому понять невозможно и выразить тоже, и только слегка помнить об этом, тем, кто там был и действовал.
Само событие достаточно полно освещено в газетах того времени с фотографиями ,в отчётах и приказах руководства и т.п.Особенно в иностранной прессе.
В Испанском порту Лас Пальмас и ещё Дакар,агенты,шипчандлеры и другие люди,приносили на судно иностранные журналы с красочными и лестными заметками по этому поводу.
Это событие или,если более профессионально, спасательная операция, происходила в открытом океане,в сплошном тумане и полном отсутствии видимости.Кроме того,в присутствии акул и при почти полном отсутствии какой-либо информации и времени на подготовку,принятие решений и саму работу.В таких условиях,автор подозревает,что вероятность успеха была около нуля или ниже.Это подтверждается тем,что один или два других спасателей тоже попытались что- то сделать,но у них ничего не вышло.А остальные даже и не пытались.
В данном рассказе автор попытался показать некоторые моменты, которых не было в прямых фактах события,потому что они были почти в виртуальных плоскостях и проекциях. Их не видел никто,а,если бы увидел,то ,конечно,мало чего бы понял.Это ,как в кинофильме, которое видели многие.В основном,все вроде бы так,но не совсем.Так и здесь, главные и решающие факты действительности или моменты,в основном виртуальные, были за кадром.Но они были.
В общем,самые главные нюансы,находились за пределами видимых событий и их не видел никто.О них можно было бы и не говорить или сказать,что их не было вообще.Но командир шлюпки,именно в первую очередь,находился с ними в прямом контакте.Вот в этом то и все дело.А то,что написано или отмечено,так это уже следствие того момента,который наблюдали со стороны.А вот изнутри или из центра события кое что видится по другому.
В общем событие отражено в газетах достаточно подробно и весьма неплохо.Но вот,почему произошло именно так,а не иначе.Что здесь было главным и решающим,что определило успех в такой круговерти при полном отсутствии надежды на этот успех,ибо не было времени,видимости и никакой информации.
Даже сам автор, который принял жуткую ответственность и только он отвечал за шлюпку в океане, своих людей ,погибающего американца и вообще всё дело, не может точно выразить, что здесь было главным. Можно было , да так и есть,только туманно почувствовать то, чего нет. Это, конечно, его, так называемое седьмое чувство или интуиция. Сделано точно так, как оно и подсказало. А результат у всех на виду. Это полный успех.
Вот это последнее можно увидеть только в нюансах, которых, возможно, совсем не видно в репортажах. Это одно дело, а самый интересный и загадочный нюанс,
момент или штрих заключается в том, что спасённый лётчик США,Otto Blooming,находящийся в центре события, видел всё, но он не понял, не знал и не знает, кто был его главный спасатель. Там тогда было далеко не до этого. После падения самолёта лётчик находился в волнах бескрайнего океана, в густом тумане при полной отсутствии видимости, присутствии акул и безо всякой надежды на спасение. Он барахтался в губительной стихии морской воды уже на грани или линии, за которой кончался этот прекрасный мир или белый свет. Его поглощало небытиё.Главное было спастись и остаться на белом свете. Остальное неважно.
В той круговерти мелькали люди, резко менялась ситуация и понять или разобраться, было сложно или невозможно.Откуда он мог знать, что всё это какой-то Ширков.
А после проведения этой успешной спасательной операции командир всего этого дела - автор, ушёл в тень И, будто его и не было.
На первую позицию ,почти автоматически, выдвинулся капитан судна. Пока Ширков вёл поиск и всё спасение, капитан просто сидел на судне и ожидал, что получится. А, когда лётчик был найден и доставлен на БМРТ в судовой госпиталь, то первым, главным и основным спасателем естественно становился капитан. Он капитан судна, БМРТ- 227. Капитан сразу дал сообщение Американским властям, вёл с ними переговоры, имел взаимную связь и фигурировал, как главный спасатель. Все РДО и прочие официальные документы подписывает капитан и его имя всегда известно. Имя судна также отмечалось в документах и сообщениях. А ещё в прессе ,новостях было сказано, что погибающего в волнах океана американского лётчика, спасли русские. Вот это был также маленький штрих во славу и престиж русского морского дела. Все знали, что это далеко не просто.
И ещё. Последний нюанс касательно этой истории. Несколько позже, уже после прихода судна в порт Таллинн, капитан и Ширков случайно встретились почти в центре города. Капитан был в хорошем настроении и приветливо подал руку.
По его словам, Американская сторона перечислила для премии спасателям красивую сумму денег - 11 тысяч Американских долларов. На удивлённый взгляд командира шлюпки, капитан переспросил, что получил ли Ширков свои деньги? Но Ширков ничего
не слышал об этой премии, ничего не знал тогда и, тем более, не знает, и сейчас.
Только слова капитана.
Этот репортаж является вступлением к основному рассказу- "Только вперёд".
Рассказ о спасении лётчика США в Атлантическом океане.
Иллюстрация.
Ширков (в центре) со спасательной командой
в порту Таллинн,сентябрь 1977 год.
Фото Ф.Ключика.
Газета Советская Эстония № 225 (10 319)
Воскресенье,
25 сентября 1977 года.
Прим. Рассказы о спасении Американского лётчика в Атлантическом океане.
Только вперёд.
Тарантула.
Вертолёт.
Богиня удачи.
Свидетельство о публикации №216110402195