Народ

Народ
В Царское время объяснению понятия "народ" места в энциклопедиях не выделялось, а великий русский просветитель Владимир Даль в своём "Толковом словаре живого великорусского языка" дал такое толкование: Это "люди, народившиеся на известном пространстве… чернь, простолюдье, низшее податное сословие…"
А вот в советские времена, например, в "Большой советской энциклопедии" 70-х годов XX века этому понятию было уделено много места. Оно рассматривалось с точки зрения "исторического материализма". Мол, народ – это "творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований". Там же говорится, "что место и роль народа в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм". Не буду цитировать объёмный текст, что именно отметил марксизм-ленинизм в этом плане, лишь скажу, что народ (когда страна СССР вместе с марксизмом-ленинизмом была ликвидирована), можно сказать, мирным путём "проводил их на погост", без плача и рыданий. Думаю, что если бы Власть на самом деле предоставляла народу для осуществления своей исторической роли то, что  написано в указанной энциклопедии, события в этой стране происходили бы совсем иного рода.
А теперь перехожу непосредственно к моей реплике по поводу понятия "народ".
Из того, что я понял, живя в этом мире, скажу следующее о понятии народ, образующий главную составляющую любой страны: это  нечто многоплановое, иногда мощное, иногда  не столь ярко проявляемое, то есть далеко не к каждой стране к слову "население" добавляют эпитет – великий народ (о чём стали говорить не так уж давно). Но последнее не есть и единичное явление.. Можно смело утверждать, что во многих странах бывали времена, когда его население "завоёвывало" такой эпитет. И важно добавить, что практически в любой стране народ побывал в самых разных состояниях. Где-то это были лишь короткие отрезки времени, но есть и такие страны, в которых их народы "наполняли многие страницы своих историй" очень ярким содержанием. Сейчас, в наше время (начало XXI-го века) тоже есть страны, народ которых называют великим. Не буду их перечислять. Я не историк, не претендую на то, чтобы выдавать своё суждение по этому вопросу за истину, но не могу удержаться от того, чтобы не высказаться по поводу России, страны, в которой осознал себя относящимся к роду человеческому (Украина, в которой я родился, тогда входила в эту страну, называвшуюся в то время – СССР). В СССР я прожил основную часть жизни, пока её не ликвидировали, а поскольку воспитание получил в Ленинграде (в России), там и сформировались мои взгляды, которые я, можно сказать, пронёс через все годы, и вдруг нестерпимо захотелось их запечатлеть, ибо я осознал в них особый смысл, от которого, как по-команде, избавились  многие мои соотечественники, которых я считал более развитыми интеллектуально, чем был сам.
Так вот, я был убеждён, что Россия (включая и период СССР) входит в число тех стран, которые считаются великими. Хотя у народа России (о чём я уже сказал) тоже были очень разные периоды в её истории. Были очень яркие, были и мрачные, которыми не загордишься. Отмечу широко известный всем период Смуты. Да и я за свою жизнь (а она у каждого человека, как известно, очень короткая) наблюдал свой народ в разных состояниях. А уж о том, как Россия стала страной СССР (после революций, в одной из которых свергли Царя, а вторая стала пролетарской), пройдя суровые, полные трагизма годы, нам, детям, как говорится, все уши прожужжали – что это было за время! А когда началась Вторая мировая война, я уже существовал на этом свете, и ребёнком узнал, что весь здравомыслящий мир считал мою страну уникальным государством. А быстрое "возрождение из пепла" происходило на моих уже "зрячих" глазах, во время же превращения СССР в могучую державу я уже был трудоспособным человеком. Честно признаюсь, я долго был таким, что особо не думал о величии советского народа. И только когда, на моих глазах, страна стала "хиреть", и, в конце концов, исчезла с географической карты, ко мне пришло осознание того, что я оказался в окружении народа, который вдруг так изменился, что я буквально не узнавал тех, кого ценил и любил…
А сейчас мне не кажется, что народ России уже никогда снова не станет великим народом и не удивит мир в очередной раз своими делами. По крайней мере, очень хочется верить, что впечатляющая истории России не прервётся…


Рецензии
Полностью солидарен.
С уважением

Борис Трубин   05.11.2016 08:29     Заявить о нарушении