Энергетик - Новосибирск

          Когда я приехал из Киргизии, пожив там с полгода, домой в Энергетик, а мне было тогда 23 года, то устроился работать электрослесарем на ГРЭС. В это время старший брат Володя (семь лет у нас разница) переехал на постоянное жительство в Новосибирск и в начале лета 1987 года приехал к нам, чтобы перегнать туда свою машину, Москвич - 412.

Одному ехать, а расстояние от Энергетика до Новосибирска около 2000 километров, рискованно, поэтому Вова обратился к отцу с просьбой, чтобы он поехал с ним, просто пассажиром. Отец наотрез отказался. Он уже ездил однажды с моим самым старшим братом когда -то в Москву за машиной, они купили тогда Запорожец, тоже, естественно, своим ходом пригнали. После этого охота к путешествию на легковом транспорте у него отпала начисто.

-Давайте я поеду, - предложил я.
-Да, вот Юрка пусть едет, - коротко сказал отец.

Путешествовать в ту пору меня тянуло невообразимо, а тем более на машине. Я еще ни разу так далеко не ездил на легковушке. Володе было не до выбора, ему лишь бы не одному ехать, он сразу согласился. Так быстро и почти неожиданно мне выпала возможность романтической поездки на Москвиче аж за пару тысяч километров. Я тихо ликовал.

На участке, где я работал, мастером был брат Василий, отпуск за свой счет в течение пяти дней оформили очень быстро. Правда, перед этим пришлось задержаться на работе. На первой насосной станции надо было закончить ремонт электродвигателей, и я в составе бригады из четырех человек остался сверхурочно.

Мужикам было всем около тридцати. Я самый младший из них. Насосная находилась на краю территории станции, там осуществлялся водозабор из водохранилища. Ребята были ушлые  и набрали водки, закуски, в общем, решили немного выпить, а заодно и поработать.
-Только Василию не говори, -сказали они мне.
-Да нет, конечно, -успокоил их я.
- А ты иди, Юра, тебе завтра ехать, мы без тебя все сделаем.

Довольный, я быстро ушел домой готовиться к поездке.

За день до отъезда собрались у родителей. Братья, Вася, самый старший, и Саша, на два года моложе него, пришли с семьями. Саша был профессиональным водителем, сказал  Володе:
- Надо машину посмотреть перед дорогой, проверить основные узлы.
- Да что ее проверять? - сказал Вова. - Тридцать тысяч пробега, новая машина.
-Надо посмотреть, на яму заехать.
-Ладно, если успеем, заедем, - ответил Вова.
-Запасные камеры есть у тебя?
- Запасных камер полно.
-Ну, это хорошо.

Времени у Володи было в обрез. Он работал по скользящему графику на ТЭЦ в Новосибирске и приехал, взяв пару отгулов, и еще  несколько выходных за счет своих рабочих дней, подменившись со сменщиками. Двое суток ушло на дорогу поездом, автобусом до Энергетика. На все - про все по приезде у него оставалось не полных пять дней.

На яму заехать, «проверить узлы» времени, естественно, не хватило. Да и что заезжать? Машина –то новая почти.

В день отъезда мы закидали в машину, насколько это возможно, разные нужные вещи, которые не вошли при переезде в контейнер, хотя не поместившихся в машину осталось в три раза больше, чем вместившихся.

А напоследок брат кинул в багажник штук пять камер для колес. Вот и собрались. Мать с отцом благословили нас на дальнюю дорогу, снабдив при этом приличным запасом продуктов.

И мы отправились в путь: Вова, с тревожным выражением лица, и я, с видом, напоминающим домашнего песика, которого впервые вывозят на дачу.

У меня было водительское удостоверение категории В, так что братан ехал не просто не один, но еще и со вторым водителем.

-Ты права –то взял? –спросил он.
-Взял, конечно.
-Хорошо, а то дорога дальняя, иногда меня подменять будешь.
-Тебе когда на работу надо выйти?
-Через трое суток. Максимум, суток за двое доехать должны…

Ехать решили через Казахстан. Так было и ближе, и дорога, как говорили, там была лучше, и не такая загруженная. Благо, мы жили от границы с Казахстаном в двухстах километрах, в Оренбургской области.

Сначала поехали на Новоорск, потом через Теренсай на Адамовку. Асфальт, езжай и радуйся.

Знакомые, которые раньше ездили по этой дороге, рассказали Володе о маршруте, да и Атлас автомобильных дорог был под руками, поэтому опасения, что заблудимся, поедем не туда, не было.

В Адамовке нам показали, как  ехать дальше на Джетыгару. Мы выехали на шоссейку, которая была покрыта гравием, но очень плохая: выбоины, камни на поверхности. При первой возможности свернули на проселок, где не было «гребенки» и кочек.

Но, проехав немного, брат остановился. Зарядка от аккумулятора  вдруг "стала зашкаливать", как он выразился. Володя вышел из машины, открыл капот:
-Аккумулятор закипел, -сказал он мне.
-Как так?
-Жидкость, похоже, выкипела.
-А что же делать? -спросил я.
-Пока не знаю. Вот тебе на, только выехали...

Он посмотрел по сторонам, подумал:
-Смотри, вон лужа, сейчас оттуда наберем воды, зальем.
-Ты что? -удивился я. - Замкнет ведь.
-А что еще делать? После дождя вода дистиллированная получается.
- Да ладно... Грязная же.
- А мы чистую наберем.

Вова взял какую-то бутылку, сходил к луже, набрал воды, а потом залил ее в банки аккумулятора. К моему удивлению ничего такого не произошло. И мы поехали дальше.

 Пейзаж - обычный для степей Оренбуржья и Казахстана: никаких деревьев и кустарников, но, где ковыль, где разнотравье, радовали глаз свежестью молодых бутончиков и уже распустившихся диких цветов.

Ехали долго, часто оставляя большак далеко в стороне. Напрягало  отсутствие  транспорта, лишь иногда попадался встречный автомобиль,  с населенными пунктами тоже было не на много веселее. Широченная, далеко просматриваемая степь и безлюдье, изредка вдалеке виднелись какие-то небольшие деревеньки. Я уже было пригорюнился, когда наконец «слева по борту» ровной улицей и аккуратными домиками появился небезизвестный совхоз Комсомольский. Тот самый, где снимали когда-то знаменитый фильм «Иван Бровкин на целине».

Впрочем, проехав этот совхоз, мы вновь наблюдали ту же картину: степь и ее просторы, а машин стало еще меньше. Потом так же буднично мы проехали еще один Комсомольский, однако этот Комсомольский находился уже на территории Советской Казахской республики. Степная дорога близилась наконец-то к своему завершению, Вова уже с надеждой вглядывался вдаль, сказав при этом:
-Ну вот, степь проехали, скоро выйдем на трассу, дорога там отличная.

Скорость он держал приличную, ехали по грунтовке, я находился в полудреме. Вдруг он резко затормозил: дорогу пересекала длинная и глубокая колея. Машина резко ткнулась носом, тормозные колодки взвизгнули протяжным воем и, как оказалось, прощальным.

Тормозная педаль потеряла всякую упругость, напрасно Вова упорно давил на нее,  тормоза начисто пропали.

Братан осмотрел днище со всех сторон и понял, что жидкость протекла возле левого заднего колеса.  Снял колесо, и обнаружилось, что от накладки тормозной колодки почти совсем ничего не осталось. Стерлась до последнего миллиметра.

Поставив колесо на место, поехали потихоньку без тормозов. Не стоять же на этой дороге, может, еще два дня никто не появится.

Выехали на трассу и в первом же попавшемся на пути поселке начали искать что-то вроде сельской ремонтной базы. Нашли какую-то организацию типа МТС.

Заехали на территорию. Володя подошел к рабочим, которые копошились возле одного из грузовиков. Объяснил, что к чему.
-Вам повезло, - сказал один из мужчин.  -Вон видите, стоит старый Москвич? Снимайте с него то, что надо и ставьте на свою.

Действительно, в стороне стоял, как будто нас дожидаясь, старый Москвич, на половину разобранный, не на ходу, одним словом. Вова быстро снял с него то, что нужно. Один из рабочих помог даже поставить колесо и прокачать тормоза. Все было сделано в лучшем виде.

Заплатив рабочим небольшую сумму денег, много они не запросили, мы поехали дальше. У них же Вова взял и электролит, которым они любезно поделились, а то до этого он еще пару раз доливал в аккумулятор воду из лужи.

 Дорога на самом деле оказалась хорошей. Машин мало. Джетыгара, Рудный, запомнившийся какими-то отвалами, видимо недалеко расположен был карьер, незаметно остались позади. Степные города. Впрочем, они большей частью остались в стороне и особого впечатления не произвели. Впереди был Кустанай.

Этот город мне понравился. Вроде недалеко от Джетыгары, чуть больше двухсот километров. Но природа уже другая. Другой пейзаж, напоминающий больше восточную часть Башкирии, чем Казахстан. Больше зелени, красивых, высоких деревьев. Местность уже вовсе не степная. Да и сам город ухоженный и современный.

Проехав от Кустаная еще несколько сотен километров, мы решили остановиться на ночлег. Была ночь, местность вполне подходящая: деревья, кусты возле дороги. Присмотрев подходящее место, мы съехали с дороги.

Сзади в салоне находилось множество вещей, спать можно было только на своих местах, слегка откинув спинки сидений. Погода стояла жаркая, насколько  это возможно, выгнав комаров из машины, мы улеглись , плотно закрыв окна(боковые стекла).

Было душновато, да и комары, сволочи, улетели не все, некоторые предпочли остаться...  В итоге, под ухом постоянно кто-то жужжал, а кто-то при этом еще и старался укусить. Спать долго мы в любом случае не собирались и не рассчитывали, но, как оказалось, это у нас вряд ли бы и получилось.

Одним словом, повозившись, почесавшись, но все же поспав, часов в пять утра мы встали, позавтракали и поехали дальше. Дорога была хорошая и свободная.

-Хочешь поехать за рулем? - спросил брат.
-Хочу, конечно, ответил я.
- Ну, давай.

С волнением в душе  я быстро обошел машину спереди и сел за руль. Двигатель романтично и немного настораживающе урчал. Я выжал педали и стал трогаться с места. Но, машина дернулась и заглохла. Я растерянно посмотрел на Володю.
- Давай еще раз, -сказал он.
Я попробовал еще раз, машина слегка дернулась, ткнулась передом, но не заглохла, и я поехал.
 Опыта вождения у меня не было, практически. Я ехал километров пятьдесят в час. И это совсем не доставляло мне удовольствие. Почему -то я не мог ровно удержать машину, ее тянуло то влево, то вправо.  Я ехал , с трудом удерживая Москвич от виляний. Даже вспотел.
-О, тут-то нормально тебе, -сказал Володя, оценивая пассажирское сиденье,  - я б согласился так ехать. И по сторонам можно посмотреть, и отдохнуть.
-Ага, - поддакнул я, сжимая руль влажными ладонями.
-Ну ты что? Прибавь газку. Так мы долго будем ехать.

Я немного прибавил газу, километров до семидесяти. Но машина, как мне показалось, стала как-то неуверенно себя вести, мне было трудно ее удерживать, и я опять чуть сбавил скорость. Как назло, впереди показался трактор Белорус с тележкой, и я скоро к нему приблизился.

Надо было его обогнать, что я в жизни никогда не делал.
-Что едешь за ним? Обгоняй
-Ну, да, я вижу.
Я стал обгонять трактор, боясь съехать в противоположный кювет, близко к нему прижался и немного опередив, принял вправо. Трактор резко затормозил, раздался   звук сигнала .
-Э, ты че  его так  подрезал? -испуганно воскликнул Володька.

 Я посмотрел в зеркало заднего вида и заметил, как водитель что-то там выразительно говорил, махая руками, а потом покрутил пальцем у виска. Все ясно, маневр удался не вполне.

Проехав еще какое то время, я был очень обрадован, когда Вова сказал:
-Ну, ладно. Отдохнул немного. Давай, сам поеду, а то времени у нас не так много остается.

Я быстренько перебрался на уже ставшее мне очень уютным и родным место пассажира, минут через пятнадцать только полностью успокоился после радостного удовольствия водить автомобиль.

Мы проехали еще километров двести, когда спустило правое переднее колесо. Брат быстро разбортировал его, поменял камеру, забортировал, я лишь поддерживал при этом монтировки да помог накачать, и мы поехали дальше.

Через некоторое время впереди слева вдруг раздался какой-то стук, а машина завиляла.
-Похоже, подвеска, - сказал брат. Он резко снизил скорость и остановился.
-Давай - ка съедем с дороги вон туда к лесу, там посмотрим, -сказал он.

Мы проехали немного от дороги, выбрали место и встали в удобном для ремонта месте. Володя поддомкратил  перед машины. Так и вышло, левое переднее колесо болталось. Он разобрал,  насколько это необходимо, рычаг  и вытащив какую-то обломанную деталь, сказал мне:
-Палец.
Ну палец, так палец, ладно хоть не нога. Он повертел его в руках. То ли обломился, то ли еще что.
-На, сходи на дорогу, "поголосуй" там, попроси у водителей такую деталь, -сказал он мне.
-Да, ты что? Кто мне его даст?
-Попроси, а я пока посмотрю, как и что можно сделать.

Я представил, как буду стоять на дороге, останавливать водителей и просить у них "палец". Мне никогда у кого-либо просить что-то не приходилось, особенно у незнакомых людей.
-Нее,-сказал я, -иди сам.
-Ну,сходи. Что тебе трудно?
-Нее, - уперся я. -Сходи сам.

Делать нечего. Володя пошел сам на дорогу, а я стал перебирать те запчасти, которые у него были. В итоге, просмотрев все его самые разные причиндалы, среди которых  было множество гаек, болтов, проводков, пара свечей, лампочек и еще какие -то железки, попался даже шар(шаровый, как оказалось), я увидел деталь , похожую на ту, что он мне показывал.

Минут через двадцать брат вернулся.
-Ну что? - спросил его я
-Да, бесполезно, - с досадой сказал он.
-А смотри, вот эта штука, вроде, похожа на твой "палец".

Володя посмотрел и с надеждой сказал:
-Похоже. Но немного вроде не тот... Не знаю, подойдет? Попробуем.
Он принялся за дело и в результате через какое-то время "засадил" этот палец в нужное место, при этом что-то намудрил, как он сказал, с прокладками, вместо верхней примостив нижнюю каким-то  образом, собрал подвеску, и мы довольные поехали дальше.

Радость была не такой уж и долгой. Через несколько часов спустило колесо, опять  переднее, только с другой стороны. Проделав то же, что проделывал не так уж и давно, Вова поставил колесо на место, и мы с радостью поехали дальше.

Долго ли, коротко ли ехали... Спустило колесо. В третий раз, теперь - правое заднее. Надо сказать еще, что вокруг было очень много комаров почему-то постоянно. На этот раз их оказалось так много, что они облепили нас со всех сторон. Брат не мог  и работать с колесом, и отгонять комаров. Поэтому я стоял сзади и, насколько это возможно, разгонял их, махая руками и прямо растирая их у него на шее, на голове, на спине.

 Заменив  колесо, мы поехали дальше, но потом, еще через несколько часов, колесо у нас спустило снова. На этот раз, заезжая в поселок, попавшийся нам по дороге, мы поймали хороший гвоздь. Потом  в пятый раз спустило колесо, подвела старая бракованная камера, которую мы поставили. Брат достал очередную, похоже, последнюю запасную камеру и, накачав ее, сказал мне, указав на какую ту очень большую лужу, чуть ли не крохотное озерцо,  метрах в пятидесяти позади нас возле дороги:
-Сходи, проверь.
Что проверить?
-Сунь камеру в воду проверь, нигде пузырей нет.
-Зачем ее проверять? Ставь да и все.
-Сходи, недалеко ведь.
-Да зачем, на фиг надо?

 Но, на этот раз Володя был тверд в своей просьбе. Я взял камеру и поплелся к луже. Спустился с высокого и крутого откоса дороги, подошел к озерцу, залез в грязь, иначе не подойти, и сунул камеру в воду. Володя не зря был категоричен, он -то знал больше, чем я. Из камеры быстро запузырились прозрачные мелкие шарики воздуха. Все ясно.

Я вернулся к машине и показал брату место прокола.
-Что  ж, придется вулканизировать, - ни грамма не удивившись сказал он.

Ну ладно, вулканизировать, значит, вулканизировать? Какой я здесь помощник? Как в прочем и в предыдущих случаях, лишь на подхвате: подать да инструмент подержать, ну, еще камеру покачать. Вова достал вулканизатор, сырую резину, бумагу и т.д. и принялся за дело. Вскоре камера была готова к использованию. Привычными движениями брат быстро забортировал и поставил колесо на место. У него это уже так хорошо получалось, что было любо-дорого наблюдать за его сноровистыми действиями.

Вскоре мы двинулись дальше. Менялись пейзажи один за другим. Лесные участки сменялись лесостепью или степью, потом опять появлялись леса, возвышенности, холмы, равнины и т.д. Мы проехали множество всяких, разных поселков, проехали Петропавловск и Павлодар.

 Частенько заглядывали в Атлас автомобильных дорог. Я, как штурман, частенько сверял по нему маршрут, правильно ли мы едем, или определял, где поворачивать, какую дорогу выбрать. Въехали,   ну или как минимум, приблизились к Омской области.  За это время я с интересом налюбовался тем, как живут люди в разных местах. Раньше мне это приходилось делать только из окна поезда, отдаленно.

 А здесь ощущения были другие. Вроде ты и рядом совсем с теми, мимо кого проезжаешь, близко видишь , как они занимаются какой -то работой, так, например, студенты из стройотряда, тоже попавшиеся нам на дороге, что-то строили и при нас автокраном поднимали бадью с бетоном, живут своей жизнью, смотрят на тебя, ты  - на них. И тут же удаляешься от них на маленькой невысокой машинке.

 Иногда слушали радио. Однажды, когда мы в очередной раз неплохо разогнались, и я с удовольствием наслаждался ездой под приятный гул мотора, ощущая плавность движения на высокой скорости и поглядывая в окошко, по радио вдруг зазвучала незнакомая до этого песня в исполнении Барыкина, под хорошее музыкальное сопровождение и приятным баритоном он пел:"Я буду долго гнать велосипед". Эта песня мне так понравилась, что  настроение поднялось еще больше.

Да, вот еще,  ночью Володя придумал очень интересный способ передвижения по незнакомой дороге. Время нас уже стало конкретно поджимать. Мы много времени потеряли с разного вида ремонтами. Про то, чтобы я сел за руль не было и речи, хотя я и предлагал из вежливости, Вова наотрез отказался,  сказав, что времени совсем мало осталось на дорогу. Он и на самом деле постоянно несся  со скоростью сто двадцать километров в час.

Так вот, чтобы не сбавлять скорость ночью, он решил ориентироваться по машине, ехавшей впереди.  Как только у той загорались красные стоп сигналы, значит там на дороге кочки или ямки.

Так мы очень удачно пристроились за одной машиной, держась ,вроде, и на расстоянии, но  так, чтобы за ней хорошо было наблюдать. Вова топил сто двадцать -сто тридцать довольно долго. Все было просто отлично.

Но, наше хорошее впечатление от такой езды не вполне, видимо, разделял водитель машины, ехавшей впереди. В конце концов он остановился и встал на обочине. Мы подъехали и, подумав, не сломался ли он, стали медленно проезжать мимо него, когда уже проехали, вдруг показалось, что он что -то сказал, чуть ли не выкрикнул (по артикуляции заметили). Мы остановились, сдали назад, поравнялись с ним. Я немного опустил стекло и спросил:
-Может, помочь чем?

В салоне Жигулей горел слабый свет, и я увидел молодого мужчину и женщину, постарше меня, конечно.
Он странно смотрел на меня, то ли испуганно, то ли с любопытством и ничего не говорил.

Я спросил еще раз. Он ничего не ответил, продолжая немного странно, как бы тоже с вопросом, смотреть на нас.

Ничего от него не добившись, мы поехали дальше. Почему- то было немного неловко. И только со временем я понял, что пристроившись за ним, мы освещали фарами дальнего света его салон, таким образом создавая ему дискомфорт и мешая ему нормально видеть дорогу. В связи с этим, когда мы проезжали мимо него, он, скорее всего, сказал что-то, типа, "Вот придурки", хотя, может, и матом...

Но, после того, как мы остановились, сдали назад, и увидев возле себя двух молодых не хилых людей, он, видимо, пожалел о том, что  сказал и ждал, напрягшись, что мы начнем предъявлять ему свое несогласие с его словами. Поэтому, очевидно,  молчал и смотрел на нас странными глазами.

Этой ночью проехали Омск. Очень красивый и большой, на берегу величавого Иртыша, он и смотрелся величественно. Высокие, красивые здания, широкие мосты, широкие улицы с  множеством светофоров, конечно, с красивыми деревьями повсюду, Сибирь ведь. Мне он очень понравился. В ночных разноцветных огнях город смотрелся особенно красиво.  Мы даже не плутали в нем , хотя ехали через город. После Омска, проехав еще какое -то расстояние, мы съехали с дороги , и вновь остановившись в подходящем для этого месте возле кустов и деревьев, немного поспали. Утром поехали дальше по асфальту.

Наконец, мы въехали в Новосибирскую область. Доехали до поселка Карасук.  А в этом замечательном поселке есть не менее замечательная, не узкая и не широкая речка с одноименным названием. Всем хороша. Одна незадача. Через эту речку не сделали мост, а преодолевали ее по временному(а, может, и постоянному) понтонному мосту.

Возле моста  скопилось с десяток, а то и больше машин. Дело в том, что края моста выпирали из воды достаточно сильно. Мужики, собравшись возле него, помогали друг другу, поднимали и подталкивали вперед сначала перед легковых машин, потом задок,  тем самым облегчая проезд, но создав большую очередь.

Брат подошел к водителям и сказал, что торопится на работу, ждать очередь некогда. Мужчины пожали плечами, мол, извини, в порядке очереди. Кому было охота пропускать нас, когда мы еще никому не помогли, а решили проехать быстрее? Что, самые хитрые?
-Короче, мужики, -сказал Володя, - я тороплюсь, мне помогать не надо, я без вашей помощи заеду, пропустите меня.
-Да ты что, как ты заедешь? -удивились они.
-Пропустите, - сказал брат.
-Ну, смотри, дело твое.
Мужчины расступились, машины тоже приняли в строну.

Володя сдал назад и, разогнавшись километров до тридцати - сорока, подпрыгнув на трамплине,.. плюх на мост, прямо по центру, не сместившись ни вправо ни влево.
Надо сказать, легкий шок испытали не только мужики, но и я - тоже. Он мог из-за образовавшегося бордюрчика слететь  в воду. Но, мастер, есть мастер. Что там говорить? Я запрыгнул в машину, и мы погнали дальше.

 До этого Володя говорил, что дорога кругом очень хорошая, но есть один небольшой участок, где нет асфальта. И вот мы въехали на этот участок. И самое интересное, когда мы въехали на него, пошел дождь. Точнее, он начался раньше, и не первый раз мы под него попали, но, до этого несильно обращали на это внимание.  Эта дорога была коричневого цвета, точно - из глины, уверен в этом, причем  с яйцеобразной поверхностью. Ни до , ни после я никогда в жизни такого "участка суши для перемещения транспортных средств" не видел. Обочины не было, а проезжая часть плавно переходила в насыпные дорожные откосы. Такой полуовал...

Дождь пошел хороший. И, как ни странно, машин на этом участке было много. Хотя, чему тут удивляться?  Все они начали останавливаться, а часто и сползать с так называемой проезжей части на край насыпи, на откос и дальше передвигаться не могли. Продолжали движение лишь пара грузовиков да Нива, которая ехала тихо, но уверенно, видимо, на полном приводе.

Но, братан и здесь оказался на высоте. У него сзади стояла "Снежинка", и его Москвичок юзом, буксуя, потихоньку, но тоже продолжал ехать. Так мы и этот скользкий и разбухший от дождя, не такой уж и маленький, участок дороги преодолели без особых сложностей. Но, надо сказать, было нелегко, мы тоже могли сползти на боковую часть дороги, откуда самостоятельно выехать было бы трудно, и не один раз были близки к этому.
 
В конце концов мы все - таки съехали с этой так называемой шоссейки и поехали по грунтовке, прямо по грязи и лужам. Когда она закончилась, надо было въезжать опять на дорогу насыпную. Но та была высокая, а нормального места для подъема на нее не было. Откосы очень крутыми у нее оказались. Наконец, мы подъехали к более или менее приемлемому  заезду. Но и там заехать было непросто.
 
Мы были не одни на этой дороге. Машины буксовали, не могли подняться, и вновь водители помогали друг другу, толкали их. Когда подъехали мы,  мужики, вытолкав несколько машин, устали, нам помогать они уже не захотели, предложили, чтобы мы подождали остальных.

 Но, Вова, сказав:"Ну и хрен с вами, нам некогда ждать", разогнавшись, на большой скорости выскочил на шоссе. Если уж на мост запрыгнул, на шоссе - это уже  мелочи. Надо сказать, водители, которые вытолкали здесь уже не одну машину, только руками развели.

 Здесь был асфальт. Какое-то время мы ехали по хорошей асфальтированной дороге, но потом она закончилась. 

Таким образом, преодолев один участок "неасфальта", мы попали на следующий. Не менее интересный. Эта дорога была сделана из обычного гравия, но, она вся была в больших, глубоких ямах. В прямом смысле - яма на яме, а  протяженность - километров пятнадцать.

Москвич   - интересная машина. Он выше Жигулей, но даже на очень маленькой скорости, преодолевая эти ямы, машина раскачивалась и цепляла их края балкой. В результате, передвигаясь по этой дороге, мы потратили немало времени на сравнительно небольшом участке.

Наконец, и он был позади. Надо сказать, что незадолго до этой поездки я бросил курить. Но, давно уже про это забыл, да что там, с начала поездки. Разве может быть романтическое путешествие без сигарет? И частенько, особенно в непростые моменты пути, Володя говорил мне:
- Юр, прикури мне сигарету.
Я прикуривал две сигареты, и мы довольно потягивали с ним табачок.  На этом отрезке мы выкурили не одну сигарету, больше, чем на предыдущем.

Мы выехали на трассу, широкую, асфальтированную, качественно сделанную. Не так уж долго и ехали. Увы, спустило колесо. И не то, что Вова завулканизировал, другое. Володя расстроился, я - не меньше.  Но, у брата нашлась еще одна запасная камера. Когда он ее достал, я обратил внимание на то, что она была без золотника. Он закрутил золотник и накачал камеру, приложил палец к соску(штуцеру, вентилю, не знаю, мы привыкли называть это соском), послышалось шипение, с которым выходил воздух.
-Ниппель пропускает? -спросил я.
-Нет, резьба сорвана, поэтому я ее и не ставил, оставил на крайний случай.
-И что делать?- сказал я.
-Ничего. Сейчас накачаем и мылом залепим, мы в детстве всегда так делали на велосипедах. Вулканизировать старую уже совсем времени нет.
-Ты что обалдел? Это же не велосипед, -удивился я.
-А, попробуем, сама камера -то хорошая, почти новая.
-Да не будет держать.
-Попробуем. Вдруг будет. Я помню, мыло хорошо держит.
 -Вова в который уже раз снял колесо и поменял камеру, мы хорошенько накачали его, брат взял большой кусок мыла и от души натолкал его в сосок, закрутил колпачок.
-Ну что, поехали?
-Поехали, -все еще сомневаясь, что мыло будет держать давление, сказал я.

И мы резво покатили дальше. Дорога была хорошая. Меньше ста двадцати километров в час мы уже вообще редко ехали. В последнюю ночь нашего пути спать нам было уже некогда. Я бы, конечно, мог поспать. Но я всю дорогу не смыкал глаз в тот момент, когда Вова рулил, чтобы ненароком и он не задремал за рулем.

 Все бы нормально, и до Новосибирска оставалось не так уж далеко, но машина перестала тянуть. Не было тяги. Вова газовал, а она  не набирала обороты. Мы стали часто останавливаться и качком(насосом) продувать карбюратор. Один шланг держал, другой как можно резче двигал рукояткой насоса. Продуем, вроде чуть лучше, но не на много. Почти так же.

А  когда первый раз открыли капот ночью, мы увидели, что по некоторым проводам быстро движутся яркие огни. Прямо иллюминация. Что за чертовщина еще?
 Навстречу нам ехал Камаз,  и мы тормознули его. Показали водителю сверкающие огоньки и спросили, что это.
-Ааа, сказал он. Да это провода высокого напряжения, ничего страшного, ерунда, не обращайте внимание.

Наконец, в очередной раз продув карбюратор, мы обнаружили, что Москвичок понесся, как Совраска, быстрее Аяврика. Что нас очень обрадовало. Мы помчались дальше на нашей, уже достаточно повидавшей за время дальнего пути, машинке.

И вот показались огни Новосибирска вдалеке. Но было уже утро.
-Юр, ты давай, говори что-нибудь, отвлекай меня, что-то меня в сон сильно клонит.
-Хорошо, -ответил я.
 Но заметил, что временами сам забываюсь и клюю носом.
 А Володя уже чуть ли не  обочину начал цеплять. Причем, дорога была непростая. Ближе к Новосибирску она шла, как я понял, по высоким холмам, и ощущались перепады, то подъемы, то спуски. Про природу я уж молчу. Я давно уже ехал завороженный красотами окружающих нас со всех сторон зеленых лиственных и хвойных лесов.
-Нет, -сказал он,- надо немного поспать.
Да, пожалуй, -согласился я.

Мы остановились и почти сразу уснули. Поспав часа два, мы встали уже довольно бодрые.
-Ну что, поехали до дома? - задал риторический вопрос братан.
-Да, поехали, - сказал я.
 Ехать оставалось всего - ничего.

 Машина издавала какой - то треск, доносившийся снизу, будто в колесах стояли спицы, а по ним кто - то прямо на ходу шкрябал железякой. Вторая скорость не включалась, четвертая включалась с трудом. Мы были почти дома, но брат переживал из - за состояния машины: Что там такое внизу, и почему скорости плохо включаются?

Вот мы проехали Толмачево, где расположен аэропорт, который я запомнил еще с армии, летел через него на дембель. Проехали почти через весь Новосибирск и подъехали к дому брата.

 Маршрут Энергетик - Новосибирск пройден. Романтическое путешествие удалось. И я, довольный и радостный от полученных впечатлений, немного уставший, конечно, вышел из машины. Вова вышел не менее радостный, но он так вымотался, что еле стоял на ногах.

В этот день он с 16 часов, еще немного поспав, пошел на работу. Успел. На следующий день брат с женой на машине поехали в город. Я со стороны наблюдал, как грязная до чертиков, скрипящая и свистяще-тарахтящая непонятными звуками машина Москвич -412 гордо выезжала со двора дома, знакомиться с улицами города, по которым теперь ей предстояло колесить.

Ну, а дальше были только сплошные удовольствия. Мы ездили по городу, в том числе и на метро, побывали в зоопарке, смотались даже в Академический городок. Походили там среди сосен, елей и красивых зданий, построенных, словно в лесу, он был весь в зелени, пофотографировались. Глядя на новосибирцев, я заметил, что они в большинстве своем были не загорелыми, видимо, жаркая летняя погода у них установилась совсем недавно.

Через день вечером, ближе к ночи,  мы с Володей поехали в аэропорт,  брат купил мне билет до Челябинска на Ту -134 и проводил до посадки. Место мне досталось сзади прямо возле двигателей и не совсем рядом с иллюминатором. Это меня не сильно расстроило. Я, насколько это возможно , вытянув шею, понаблюдал за ночными красотами с высока, а затем все-таки уснул под громкий шум турбин.

Из Челябинска до Новоорска - на поезде. От Новоорска до Энергетика на автобусе,  и я дома. Путешествие осталось позади.

Василий при встрече после моего рассказа о том, как доехали, спросил:
- А ты что, ушел с насосной перед поездкой?
-Был, но потом ушел, мужики меня отпустили.
-Они так и сказали, Юры с нами не было.
-А что такое?
-Да что, они напились, а работу вообще не сделали.
-А, понятно, - немного озадаченно сказал я.

Потом я спрашивал у Володи, что он предпринял, чтобы наладить включение скоростей, устранить скрип, и сколько продержалось колесо с мылом вместо золотника.
- Да ничего не делал, - сказал он. -Отмыл как следует водой под напором,  и днище машины - тоже, и скорости стали включаться, и скрежет прошел. Видимо камни попали между кулисами, грязь набилась. А с той камерой я еще месяца три ездил, и нормально.

Вот такой мне запомнилась эта поездка. Давно это было. Мы были совсем молодыми. Сейчас нет уже того  нашего государства Советский Союз, и Казахстан -отдельная страна, и города, которые мы там проезжали, теперь называются немного, но по-другому. Остались только светлые воспоминания и какая -то ностальгия по молодости, по Союзу, по тем временам. Светлая грусть по тому, что хоть и не значительное, обыкновенное, но было с нами в той, другой жизни, в прошлом веке.


Рецензии
В 60-ом, с оренбургской автоколонной, молодым и начинающим автоэлектриком поездил по целинным степям. Удивляли просторы и хорошие
степные дороги без всяких покрытий. Да узкоколейка запомнилась от Шильды
на Озёрный. Вагоны качались хуже чем грузовики на неровной дороги. Можно
было размяться, спрыгнув, побежать рядом с плетущимся поездом. А Новосибирск
и Толмачёво напомнили о моей крайней из бывших многих командировок, там рядом
с портом часть, куда был вызван. И город понравился, Обь, (и река, и название
посёлка, или он даже город), особенно ж.д. вокзал, шибко красивый. Осталось
только вспоминать. А путешествие смелое, сам изъездил два "Москвича" и "шестёрку". Сейчас люди ездят и дальше с одним домкратом, колёсным ключом и
запаской, и ездят далеко. А в наше время в багажнике было всё, что бы чуть не
капремонт можно было на дороге. Ненадёжны были машины, а вот на шестёрку не
жаловался. Вот зацепил земляк, что расписался дед. С уважением!

Валерий Слюньков   16.09.2020 19:16     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Валерий. Да, точно подмечено, каких только железок и резинок не было в багажнике. В те времена куда без них... Ни автосервисов, ни запчастей в магазинах... И вроде почти нормальным считалось это.))

Я, когда вспоминаю ту поездку, удивляюсь, что "Москвич" старенький попался в посёлке, что подвеску собрал брат из "чего попало", мылом заменил золотник, а воду для аккумулятора в самом начале поездки из лужи набрал. Да и ещё много чему, понтонный мост один чего стоит.)

Тогда проехали из Оренбуржья в Казахстан, из Казахстана в Сибирь даже и не заметили, а в двухтысячных ездил из Башкортостана в Новосибирск на поезде, две таможни проезжал туда и две обратно.))

С уважением

Юрий Орлов-Орланов   16.09.2020 20:03   Заявить о нарушении