Нищета в богатстве

НИЩЕТА В БОГАТСТВЕ

В нищете, которую человечество переживает в богатстве, можно увидеть только абсурдность и безумие современного общества, разрушающегося в богатстве и стихийности, культивируя потребления и измеряя им людей. Все это, следовательно, неопровержимо доказывает, что общество, исчерпавшее свои возможности, гибнет, наполняясь паразитическими структурами и все превращая в бессмысленное и бессознательное в беспрерывном процессе опустошения людей. И сегодня уже каждый знает, что современный мир всеми своими мыслимыми и немыслимыми средствами выхолащивает людей. Стало быть, мир капитализма умирает бессознательно, культивируя деньги, вещи, власть и паразитизируясь.
В этом смысле паразитизация структуры общества и потребностей людей – это факт необратимый, и капитализм, раз создав эти стремления и дав им полное развитие в виде самых различных страстей, неограниченно владеющих людьми, никогда не сможет ни справиться с ними и ни изменить их, а, напротив, погибнет от них. Они свидетельствуют просто об его последнем вздохе. И теперь он, поэтому, беспрерывно воспроизводит их как условия своей гибели. И это наиболее ярко выразилось именно у нас, где капитализм действительно исторически умирает.
Поэтому в жажде наживы, если она приняла массовую форму и превратилась в фактор разрушения, мы должны видеть эту паразитизацию, стремительно разрушающую нашу жизнь. Так микробы разрушают организм ослабленного человека, потерявшего свой иммунитет. И наше общество уже не имеет никакую защитную силу и интенсивно деградирует. В алкоголизации и наркотизации мы видим лишь уродливые формы, в которых стремления человека к его собственному благу, которое до этого двигало капитализмом, погасло и не стимулирует его жизнедеятельность и всецело подчиняет его паразиту.
Сказочное богатство капитализма, таким образом, в этом смысле, как раз является предпосылкой будущего в той мере, в какой неодолимо развиваются слепые страсти и стремления индивидов, столь же слепо разлагающие общество и разрушающие личность и тем объективно создающие условия для перехода общества к более высокой форме жизни как внутреннюю и внешнюю необходимость. Стало быть, само это стремление к обогащению, двигавшее миром до сих пор, здесь просто умирает, причем превращаясь в массовую форму и разрушительную силу в его индивидуальном выражении. Это есть, в сущности, методическое уничтожение внутренней побудительной силы капитализма, принимающей в то же время и форму самоуничтожения человека. И, само собой разумеется, что если принять эту тенденцию как необратимую, отвлекаясь от личности, то мы увидим только конец света. А его возрождение, связанное с возрождением человека, останется для нас тайной.
Сегодняшние проблемы, раздирающие общество, следовательно, уже не связаны с ограниченностью производства, в которой нищета является следствием недопроизводства. Напротив, во всех цивилизованных странах мы имеем дело с перепроизводством, в котором многие страны не знают, куда девать свои товары. И здесь настоящей проблемой становится сбыт этих товаров. Отсюда и тот факт, когда общество зависит не от производства, а рынков сбыта. А это значит, что способ распределения зашел в неразрешимое противоречие с прогрессом. И наивно было бы полагать, что оно будет разрешено на старых основах, если они и породили это противоречие. Отсюда и кризисы, обусловленные перепроизводством. Отсюда и рыночное общество, все более запутывающееся в своих противоречиях — проблемой потребления при сказочном богатстве, когда немалая часть этих товаров гниет и уничтожается. В результате озабоченность проблемой потребления, существовавшая сто лет тому назад в силу низкого уровня производительности труда, повторяется и сегодня, когда научно-технический прогресс поднялся на высокую ступень и люди теперь вполне в состоянии устранить бедность. Теперь это уже не объясняется низкой производительностью труда человека, а тем, что невозможно когда-либо удовлетворить паразитические потребности людей, тем более, если они уже превратились в открытый фактор разрушения. Отсюда и понятие «свободы» превратилось в абсурд. И мир уже разрушается самим потреблением, вместо того чтобы совершенствоваться на основе производства.
Это объективно свидетельствует о том, что критерии смысла и уровня жизни, созданные предыдущими поколениями, утратили свое значение для нашей эпохи. Бизнес все перемешал так, что они индивидуализировались и тем утратили статус норм социальных оценок. Стало быть, в силу должны вступить новые критерии: «духовность», «моральность», «нравственность» — общечеловеческие ценности как характеристики личности. Отсюда и тот факт, что внутренний распад капитализма обусловлен внутренним гниением капитализма. Гниение же, естественно, предполагает уродство, безобразие. И все это неопровержимо доказывают об естественном увядании капитализма и завершении эпохи капитализма, предполагающее новое развитие на новой основе, к которому человечество пойдет уже не стихийно, а только сознательно. Подойдем к этому вопросу с другой стороны.
Любое явление не погибнет раньше, чем оно созреет полностью. Даже яблоко не упадет с ветки, пока оно полностью не поспеет, а, упав, оно разлагается и тем освобождает семена, созревшие в нем, из которых затем произрастают множество яблонь. И капитализм своей полной зрелости достиг только теперь, когда он создал «сказочное богатство» — то, что мы воспринимаем так же слепо, как и свою нищету. Капитализм, еще в пеленке стремившийся к этому богатству, будет обещать его каждому до полного скончания своих веков, точно так же, как религия обещает каждому вечную райскую жизнь только на том свете, но никогда, ни для какого поколения людей недостижимую. Второе стремление есть всего лишь мистическое отражение первого, первое – результат идеологического осмысления капитализма на стадии его нисходящего развития, когда медленная гибель общества получает своеобразное отражение в сознании индивидов и оправдывается как необходимость с позиции паразитирующих и гибнущих структур.
Всякое богатство создается только на основе нищеты. И теперешнее «сказочное богатство» капитализма выросло на ней. Просто здесь на основе созданного богатства страсть к обогащению приняла массовую форму, то есть стала потребностью каждого человека, а значит необходимостью для общества, обращенного к запросам людей. Но вместе с тем именно по мере роста этого богатства принимала массовую форму и нищета, например, в виде роста пауперизации людей, в которой борьба за выживание становится необходимостью и угрожающей силой. Американцы, например, пока на это не обращают внимания, хотя именно за последние два десятилетия там выросло «недоедание» и быстро распространялась пауперизация населения с ростом безграмотности, в особенности сельского населения. Но Америка – это еще не капитализм, а лишь отдельно взятая система, а в мире капитализма нищета растет стремительными темпами в полную противоположность техническому прогрессу, распространяющемуся во всем мире, и далеко опередила его богатства. Именно по мере роста «сказочного богатства» дрогнули самые могущественные страны, а нищета растет, в силу чего проблемой становится и само производство. Тем самым способ распределения, вместо того чтобы способствовать расцвету производства, свертывает его. Ведь современная западная философия, в лице его ярких представителей, отбросившие марксизм и открывшие новую эру, отразили лишь различные аспекты, не связанные один с другим, будто экономические отношения ничто, а человеческие – все, а объективность ничего не значит по сравнению с субъективностью и т. д. Так, например, в своем главном сочинении «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр сущность мира усматривал в бессознательной воле как слепой мотивационной силы. Он утверждал, что внешние тела, равно как и представления о них (знания), суть объективации воли. Может быть, он и был прав в понимании бессознательного, переведенного на наш язык как «стихийное движение», которое должно стать сознательным.


Рецензии