Ударим новым законом о культуре по бездорожью и ра

 
    Манифест, с которым 24   октября  2016  года   выступил  К.Райкин,  свидетельствует   прежде  всего  о  том, что   главным и  несомненно господствующим   в  его  сознании    является допущение   о  первичности     права    называться  художником (творцом).  Это  право  вовсе не  результат  творческих усилий,   не  итог творческих достижений   -  оно   до  них. Оно -  изначально и носит сугубо заявительный  характер:  я есть  художник,  и  всё  тут...    И извольте   все,  от  моей   жены  до министра,   считаться  с  этим. Творцами  отнюдь   не   становятся.  Ими    являются    -  и  народу  и  начальству.  А потому  творческие   права каждого,  заявившего  себя   художником,   абсолютны.
   В  явной  и ясной   форме  идею    первичности   у К. Райкина  не найти,  но все   буйства  его   манифеста   из этой   идеи  элементарно   выводятся.    И   он  нисколько   не  оригинален.  Просто        идеология  первичности-абсолютности    прав    творца  изложена   им   столь откровенно   и агрессивно,  что   оставлять ее   без  пристального  внимания   уже невозможно.  Проблема  "  художник-народ- власть  " вызрела  и  ею в  России пора  заняться  на самом серьезном  уровне.  Этот вывод  -   главный   позитивный результат    выступления    К.  Райкина.
 Выкрикнутые   же им  24  октября  идеи  сами  по  себе  особого  интереса    для  России   не  представляют  по  той  хотя  бы причине,  что    они   для нее  (  для  истории ее бытия,  ее  культуры)    мелковаты -   слишком  утилитарны. Как,  впрочем,   и всё   из  того,  что  уже  четверть  века,  с нарастающим   остервенением    пытается  культивировать   на   российских просторах  либеральная   урла.
О наличии позитивной   составляющей  в  выступлении   К.Райкина   свидетельствуют  и отклики  на  него   -  в них,  собственно,   и  нашли  отражение  узловые   моменты  проблемы   "   художник-народ- власть ".  Наиболее полно это   выразилось, кажется,     у Эдуарда Бирова -"  Манифест   вольных  художников"  ( http://www.vz.ru/opinions/2016/10/27/840476.html ). Автор  ее, вполне современный    молодой человек, между  прочим, -не какой-нибудь замшелый  совок в ватнике,      убедительно  продемонстрировал,  что    истоком  вдохновенных  суждений  К. Райкина  являются  банальнейшие  "постулаты либерального  фундаментализма" ; что оптимальной моделью взаимоотношений  художника  и  власти   является, видимо,  для  К. Райкина ,  тотальный   паразитизм: "государство должно исправно  платить деятелям культуры деньги  и  не  требовать  ничего  взамен,  даже  если  те  будут  отражать  жизнь  страны,  как   кривое зеркало ­  корчить  рожи,    показывать голые  задницы и втаптывать святое в грязь";что   проблема
взаимоотношений   художника  с  народом(  обществом)   решается  у  К. Райкина   во  все том  же   буйном  ключе: "не лезьте свиным рылом в калашный ряд" -  вы "должны  сидеть  и  молча  проглатывать  то,  чем  ...  кормят  жрецы от искусства" .
Несомненным  достоинством    работы  Э. Бирова   является  то, что,   увязав  манифест Райкина   с постулатами либерального  фундаментализма, он напомнил  не только о  том,  что  Россия     уже  четверть  века    пребывает   под  игом  либеральной  урлы ("при  номинальном  отсутствии  единой   идеологии  в  России  все  25  лет  господствовала культурная,  информационная  и  идеологическая  политика   «избранного  меньшинства»,навязанная  большинству  под  видом  демократии  (власти  «демократов»)  и  оплачиваемая из государственного бюджета), но и   о   ее(  России) попытках  сбросить  это   иго.  В   связи   с  этим  и упоминается  утвержденные  в конце  2014  года   "Основы  государственной  культурной  политики".  Понятно, что   одно  только  сближение этих  слов  в единой  фразе   представляет  для  либеральной  урлы   опасность страшную  .  Для  того же  К. Райкина   это,  видимо,  убийственная  комбинация    слов, поскольку манифест  его выстраивается   на  признании такого словосочетания безусловной  абракадаброй.   Но   именно государственная   культурная  политика  открывает   путь  к  решению  проблемы "   художник-народ- власть ", к  возвращению искусства и его деятелей  на службу народу", а значит, и  путь  к  полной   блокировке   либерального   фундаментализма  в культуре.
То,  что  отдельные  положения  "Основ", такие, как   "оказание  государственной  поддержки  только  здоровому  искусству,  идентичному цивилизационному коду"  , подобный   путь  действительно  открывают - очевидно.  Урлу  либеральную  такая возможность  не  может  не  пугать -  выкрик  К. Райкина от 24 октября   свидетельствует  и об этом.   Но  до  реального  движения   по этому   пути - очень  далеко, поскольку   такого рода  развороты, - увы, не  компетенция    Министерства   культуры.   И без   замены  сословно-олигархической      структуры    социума   на  что-нибудь по традиционным российским  меркам  более  приличное   они   вообще  маловероятны. К. Райкин, судя  по  всему, это   прекрасно  понимает   и  в своих  импровизациях  несомненно  учитывает.
  Диагноз Э.  Бирова адекватен предельно:  определенная  и  немалая   часть   гуманитарной   элиты    нашей (та, в  частности, часть, что  на  цирлах  гарцевала  пред Западом  все   постсоветское  время ) манифестом  К. Райкина объявляет  решительный бой   даже   тем   робким  попыткам  выстраивать  государственную  политику   в  области   культуры,  что делаются  сегодня.   К.  Райкин  -  это  лишь  увертюра.   Не исключено,  что   основные  сражения  могут  развернуться   в   связи  с     принятием   новой   редакции   закона   о  культуре.   Если   судить   по  недавней( за  неделю  до  Райкина)  публикации в "Накануне" (http://www.nakanune.ru/articles/112164/) , версия  закона о культуре, обсуждаемая  сейчас  в палате   для  общественности,  своими  идеями и установками    весьма  и  весьма  близка  к   манифесту   К.  Райкину  -  одни   и   те  же  лица, судя  по  всему, консультировали  и  авторов законопроекта  и   К. Райкина.   

Закон  о  культуре   находится  в  состоянии  обсуждения   аж  с  2011  года и  в  нынешней  редакции, если   судить  по   публикации  в "Накануне", находится в  полнейшем  несоответствии    с подписанными президентом  в 2014  году "Основами   государственной  культурной  политики ".   Ситуация в общем-то  для  современной России типичная:  реальные серо- либеральные   будни    плюс отвлекающий  от  грустных  мыслей  президентский   замах  на отдаленную  и  очень  неопределенную  перспективу...Возможно,   что  палата, в которую  имеет  допуск общественность,  сумеет  привести  закон о культуре  в  соответствие   с  президентскими "Основами".  Но  есть ведь еще  и  Дума.  А  в ней "Единая  Россия"    со  своим    конституционным   большинством... И далеко   не  очевидно,  чье   влияние  на  последнюю  больше -   администрации президента  или   российского  олигархата...
  И  тем  не  менее   высказаться  по   ряду   вопросов,  связанных  с  проблемой"   художник-народ- власть "     смысл  все  же  есть,  поскольку  нельзя полностью   исключать,  что  начавшаяся  дискуссия     может   выплеснуться за   рамки  общественной палаты.

                П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложения   -  это  три  моих статьи  в слегка  отредактированном и  сокращенном  варианте.

1. "В  ожидании эстетического   бунта  ­ г. Туминас   и  русская классика".  Статья 2010 года .  Тема -    интерпретация     классики. К.  Райкин  коснулся   и  этой   темы  -  судя  по  всему,    он  считает, что  и  в этом   вопросе    права   субъекта,   назвавшего    себя   художником,    безусловны. Главная  идея  статьи: не  только  архитектурная,  но  и   любая классика  должна   охраняться   государством.
2." Элита, следовательно, цензура".
Статья   с  этим   названием  писалась где-то  в 2003-2004  году,  во  времена, когда  даже   Живой   журнал   не  пустил   еще  корни  на российской  почве ,   в    отечественной  сети  царствовали  форумы  "Русского  журнала",   а   тексты  длинной   более   100  слов   еще  не  приводили в ужас  обитающую в  сети    публику. Серьезное  было  время  -  доЕГЭвское...
В  статье, в  частности,  речь об   экспертной, настраивающей цензуре. Практически это может выглядеть , например,  так.  Театр  "Сатирикон"... Афиша спектакля  " Все  оттенки   голубого "... В нижней  ее  части крупным  шрифтом: экспертная оценка  спектакля по  20-бальной  шкале   -  минус 8... 

  3. "Новое  должно  обновлять, но  не  господствовать".
Статья   написана в  2011 году.  Тема-   модернизация  и  традиция, авангард  и  классика.   Полемика   с И.Б. Роднянской  и  сторонниками   инволюционной модели   искусства.
 
Полностью текст  можно  найти  здесь:


Рецензии
Никак не могу согласиться с автором публикации относительно какого-то "манифеста" Константина Райкина.

Мир оказался свидетелем саморазоблачения глупенького человечка, которого благодаря его отцу долгое время принимали за умного. А весь тот бред, который он долдонил с трибуны съезда, дурь его сделал очевидной. Потому все и удивлены и многие пытаются приписать Райкину некий хитрый финансовый маневр. Не было никакого маневра - глупость была, не более того.

Разве умный человек мог бы выйти на трибуну съезда театральных деятелей России и поздравлять зал с днем рождения своего отца?! Вот об этом мы умалчиваем, но именно через это поздравление становится очевидным, что говоривший - дурак, а слова о цензуре ему подсунули умные люди, которые сами предпочли отсидеться в сторонке - пусть дурочка колотят, мы же свое дело сделали.

Рассудите здраво. Да, Аркадий Райкин огромная величина для советской эстрады, заметная фигура для клоунады. Но кто он в театре или в кинематографе? Ничто! Кривляка, мечтающий кем-то быть. Это все равно что в наши дни Гарик Мартеросян или Павел Воля из "Комеди клаба" будут объявлены классиками мирового театра, поскольку у них множество поклонников, особенно среди молодежи. Достигнет эта молодежь зрелого возраста, и названные парни окажутся их светлым воспоминанием, имена их наполнятся уважением и значением. Так и Аркадий Райкин стал уважаемым исполнителем для нашего народа. На деле же он один из учредителей шутовской труппы, которая устраивала на эстрадной сцене клоунаду на базе неплохого литературного материала - добротного еврейского юмора, преимущественно одесского. Не более того. И на том спасибо. Но где здесь театр?!

Это понимает любой, кто хотя бы чуть разбирается в искусстве. Но наше население любит своих клоунов. И почитает их. Однако это вовсе не означает, что клоуны - творцы чего-то великого и высокого. Так о чем речь?

Константину Райкину следовало бы сидеть в сторонке и молчать в тряпочку, чтобы не дать стране повод разобраться с вопросом: а кто такой Аркадий Райкин для нашего народа и тем паче для отечественного театра. Но у сына умишка маловато, чтобы это понимать. Вот и дал использовать себя как манную утку. Да еще так шумно!

Говорят, Райкину за эту глупость деньжат бюджетных подбросили. Мединский взятку дал, чтобы умолк. Напрасно. Если уж так получилось, надо было разбираться и делать выводы. Сомневаюсь, что речь свою Райкин сам придумал. Хорошо выучил наизусть и обыграл на сцене - верю. И работу эту ему отлично оплатили. Хотелось бы узнать, кто истинный организатор этой глупости, на которую все мы клюнули, но вряд ли это удастся.

А что касается закона о культуре, в современной России он единственное что сделает, это вырежет в бюджете очередную сиську, через которую олигархи продолжат и даже усилят доение и без того нищего народа. Не более того.

Виктор Еремин   08.11.2016 17:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.