Слияние двух лун. Подробный разбор. Часть 27

Отдельно хочется отметить работу постановщика света. Какую сцену ни возьми, какой кадр не посмотри, свет поставлен безупречно. Даже в дневных уличных сценах используются дополнительные световые приборы, сглаживающие избыточное солнечное освещение, возможно, какие-то отражатели и прочие специальные приспособления. При этом работа осветителя не бросается в глаза зрителю, ее замечает лишь наметанный глаз специалиста.   Классический контраст теплых желтоватых тонов (человеческое тепло) и холодных синеватых (холод и равнодушие окружающего мира), набивший оскомину и используемый современными режиссерами во всех подряд сценах без всякой необходимости - просто потому что "так правильно" и "так все снимают" - в данной картине используется грамотно. На примере кадра из сцены свидания в "Слиянии двух лун" мы видим безупречно прописанную фактуру обнаженного тела Эйприл.

 См. илл.   

Мягкий теплый свет заливает сцену слева, белый холодный прожектор - сверху. Мешки и тело женщины образуют теплое пятно в композиции,  за спиной Эйприл начинается холодное враждебное пятно. Накануне свадьбы, которая противна как будто самой человеческой природе, заплаканная обнаженная женщина лежит на грубых старых мешках. Что в этих мешках? Догадаться нетрудно: в них та жизнь, которую ей предстоит тянуть начиная с завтрашнего дня и до самой смерти. Жизнь, заботливо приготовленная для нее ее аристократическими предками, которая лишь поверхностному уму может показаться со стороны сладкой и счастливой. Нет. Между этими старыми пыльными мешками, набитыми каким-то мусором, и жизнью "принцессы" нет никакой разницы. Это хлам, бремя, ярмо, бессмысленная тяжесть, которую ей предстоит тащить на себе до гробовой доски без малейших шансов на освобождение. А синеватая мгла, спрятавшаяся за ее спиной - терпеливый страж небытия. Она дождется, когда принцесса закончит свой путь, и поглотит ее, как и всех, независимо от статуса и благосостояния.   

Залман Кинг создал уникальную картину, которая будет оставаться непревзойденной в жанре эротической мелодрамы еще многие-многие годы. То последнее, что я видел в этом жанре (впрочем, и в других жанрах), создает ощущение надвигающегося апокалипсиса кинематографа. Режиссеры разучились придавать значение КАЖДОЙ детали в кадре. Актеры разучились играть БЕЗ СЛОВ.
Я где-то читал, что фильм был "напрочь разнесен" серьезными кинокритиками, что кто-то получил премию за худшую роль и т. д. При этом ссылок на разносные статьи кинокритиков приведено не было. Интересно было бы ознакомиться.
Залман Кинг уже покинул этот мир, но, как я считаю, свое предназначение на земле он полностью выполнил. "Слияние двух лун" - та вещь, после которой можно уже ничего не снимать и сидеть, курить бамбук до самой смерти. Однако, после "Слияния" мастер выпустил в свет еще несколько интересных работ, среди которых я бы выделил картину "Озеро любви" (1992). Хоть она по тонкости и точности попадания "туда" явно не дотягивает до "Слияния", но в ней так же есть нечто такое, что захватывает и не отпускает. Волшебство режиссера чувствуется и в ней. Если моя статья найдет отклик в сердцах поклонников фильма и тех, кому фильм просто пришелся по вкусу и по душе, я обязательно сделаю разбор "Озера любви".   


Рецензии
Великолепный разбор фильма!Просто с новой стороны посмотрела на него и столько нюансов заметила. У меня не такое мощное воображение и у меня в голове не возникло таких богатых ассоциаций и символических совпадений. Для меня мешки с мусором - это всего лишь мешки, а черный купальник- просто черный купальник, который просто подчеркивает стройность фигуры и больше ничего))). Но согласна, что отличную игру Шерилин Фенн невозможно не отметить. Эта тайна в глазах, эта немногословность и сдержанность...и страстность...Вот и в жизни бывают такие женщины, которые многое себе позволяют, но имеют безупречную репутацию в людях, потому что кто подумает о них дурно с такой то тайной в глазах и сдержанностью. Перри, да слабоват, брутальности актеру не хватает, надо было хоть курить что ли и собачонку пострашнее держать, и пару-тройку шрамов надо иметь на видном месте, как то так....За самую слабую женскую роль дали "малину" актрисе, сыгравшей Петти Джен (смуглая) - вот тут категорически не согласна!
А вот насчет "беги, Эйприл, беги", я бы очень поспорила с автором. Бабка права. Страсть проходит, повседневность остается. Куда бежать? Перри - не тот, кто годится для жизни с такой "принцессой". Кроме оргазма ему больше ничего ей дать. А что она ему может дать - он не возьмет, да и не надо ему. Он напрягся всего лишь от нескольких фраз, простодушно сказанных ей о себе и своих предках, уже почувствовав себя тем самым угнетенным. Так о чём говорить дальше? Ничего кроме оргазма у них общего быть не может. Перри - как красный перец, как имбирь, как чеснок - без этого блюдо пресное, но это не еда! Нельзя есть только перец. Должно быть и блюдо, а блюдо - это только равный. И тут мне непонятно почему образ Чеда вызвал у автора такое неприязненное отношение? Образ его не раскрыт по большому счету, поэтому я бы не стала судить о нем как о пустом месте. Даже из тех немногих мизансцен (особенно той, в церкви, когда Эйприл замешкалась - он испугался, что она передумает, и тревога его была искренней) понятно, что он искренне любит Эйприл, планирует с ней всю жизнь, хлопочет о доме - что в этом плохого? В этой паре есть главное – они равны +ОН ЛЮБИТ + ОН ХОЧЕТ. Поэтому он даст ей все и в постели он бы все сделал для нее. Проблема в ней - она его не хочет и не знает - любит ли. Но что меня удивило - так это то, что автор считает, что Эйприл толкают на этот обязательный династический брак, что вот обязана, должна... Нет, я такого не заметила! Если бы Эйприл -милая, знала, чего она хочет, она отменила бы всю эту канитель и ее добрые родители приняли бы это решение - так мне показалось, глядя на их идеальную семью. Но она еще не повзрослела, либидо взрослое, а как жить она еще не решила, и отказать Чеду, который на нее надышаться не может, ей духу не хватает. Да и Перри для жизни не годится, не жить же с ним в грузовике и не бродяжничать же. Вот и получилось то, что получилось. Эйприл, скрепя сердце, идет под венец. Двойная жизнь. Вернее это просто жизнь. Не плохая и не хорошая, а такая, какая есть.

Лиза Беннет   08.11.2019 08:24     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Лиза, за столь развёрнутый отзыв!
По поводу вашего замечания, что Эйприл не толкают в брак с Чедом, готов открыть диспут. Дело в том, что изначально, конечно, никакого давления не было. Чед симпатичен и по наивному юношески влюблён в юную красотку. Но эта влюбленность скорее платоническая, вы не находите? Эйприл, безусловно испытывала к нему симпатию, но скорее дружескую, с легким элементом кокетства и флирта - это четко читается в их танце на выпускном балу. Согласитесь, чувства обоих были довольно поверхностны изначально.
А потом происходит этот провал героини в первозданную глубину, откуда бьет вулканическими взрывами Страсть Изначальная, энергия, которая и порождает все живое в этом мире. И эта легкая симпатия к Чеду рассыпается в пух и прах, как соломенный домик Ниф-нифа.
И только гипноз бабушки перед венчанием не даёт героине прыгнуть в жерло вулкана окончательно. Обратите внимание - КАК она посмотрела на своего жениха в момент, когда решалась её судьба. Сколько в этом взгляде информации для внимательного зрителя! Что читается? Ненависть? Нет! Отчаяние? Не совсем то. Ужас! Она словно увидела ожившего мертвеца! Пересмотрите этот момент с воздушным поцелуем Чеда. От его поцелуя ей становятся плохо, словно на неё дохнуло могильным смрадом.
И это тоже не случайно. Брак с Чедом - это склеп. Пожизненный склеп, в котором Эйприл предстоит пребывать до гробовой доски, лишь урывками и тайно вырываться на свежей воздух, где дует ветер свободы.
Да, неотесанный мужлан Перри, явно не её партия. Вряд ли они бы жили вместе долго и счастливо до конца дней. Но Перри для неё - это своеобразный портал, который дал ей доступ в мир подлинной страсти. Как и Эйприл для Перри - новая блестящая ступень вверх на пути познания жизни и самого себя.

Николай Москвин   08.11.2019 11:09   Заявить о нарушении
Так же хотел обратить ваше внимание на эпизод, когда отец Эйприл закрывает белой вуалью лицо дочери перед входом в собор. Мало кто задумывается, что означает этот элемент свадебной церемонии. Так родитель как бы насылает белый туман на глаза дочери, чтоб она не увидела правды. А правда в том, что испокон веков брак - это воля родителей прежде всего, и только потом - самих брачующихся. Так было с незапамятных времён, и лишь в новейшее время пошли всевозможные вольности, участились случаи отступничества от воли родителей. У родителей своя правда - они заботятся исключительно о благосостоянии своих детей, но не об их счастье. У любви же своя правда. И материальным ценностям в ней отведено последнее место.

Николай Москвин   08.11.2019 15:11   Заявить о нарушении