Иешуа
Я вижу две линии, и обе главные, но в разных плоскостях.
Первая - огромная философская мысль, связанная с пониманием миссии Иисуса, поскольку не станем же мы отрицать, что без знакомства с Евангелием роман понять невозможно.
Эта мысль заключается в следующем.
На смену Закону Справедливости, основополагающему в Ветхом Завете, закону религии иудеев, пришел Закон Милосердия, принесенный Христом для всего человечества. В основу Закона Милосердия легла мысль о том, что человек слаб и он нуждается в прощении. И этот закон перевернул мир.
Именно поэтому Каифа настаивал на казни никому не известного безобидного " юного философа".
" -Вспомнишь ты тогда спасенного Вар-раввана и пожалеешь, что послал на смерть философа с его
мирною проповедью! ( Понтий Пилат)
; Веришь ли ты, прокуратор, сам тому, что сейчас говоришь? Нет, не веришь! Не мир, не мир принес
нам обольститель народа в Ершалаим, и ты, всадник, это прекрасно понимаешь. Ты хотел его
выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верою надругался и подвел народ под римские мечи!
Но я, первосвященник иудейский, покуда жив, не дам на поругание веру и защищу народ! Ты
слышишь, Пилат? ; И тут Каифа грозно поднял руку: ; Прислушайся, прокуратор!
Каифа смолк, и прокуратор услыхал опять как бы шум моря, подкатывающего к самым стенам сада
Ирода великого. Этот шум поднимался снизу к ногам и в лицо прокуратору. А за спиной у него, там, за
крыльями дворца, слышались тревожные трубные сигналы, тяжкий хруст сотен ног, железное
бряцание, ; тут прокуратор понял, что римская пехота уже выходит, согласно его приказу, стремясь
на страшный для бунтовщиков и разбойников предсмертный парад.
; Ты слышишь, прокуратор? ; тихо повторил первосвященник, ; неужели ты скажешь мне, что все
это, ; тут первосвященник поднял обе руки, и темный капюшон свалился с головы Каифы, ; вызвал
жалкий разбойник Вар-равван?"
Этот диалог между Понтием Пилатом и первосвященником Каифой - ключ к пониманию первой линии.
Вторая линия связана с судьбой самого автора романа. Которая похожа на судьбу Иешуа. Поэтому и не Иисус, а Иешуа, не пророк, а юный бродяга в рваном хитоне.
И здесь хочется сказать о полемике вокруг "Иешуа - это Иисус или не Иисус?".
Есть два понятия в литературе.
Прообраз и прототип.
Это не одно и то же.
Прообраз- это идеал, маяк, свет во мгле ночи, ориентир и символ.
Прототип - реально действующее лицо, положенное в основу образа.
Не мог же Булгаков в самом деле олицетворять себя с Иисусом.
Но с Иешуа как с человеком, принесшим в мир идею, новое слово, то есть с творцом, вполне возможно. И здесь их судьбы параллельны, поскольку Булгаков как творец тоже был не понят, оклеветан, распят завистниками, проходимцами от литературы и выжигами, получавшими от звания " писатель" всевозможные льготы.
Поэтому Иисус - это прообраз Иешуа.
Свидетельство о публикации №216110900509
Фарисеи опасались не того, что Иисус проповедовал нравственные принципы (законы Моисея также нравственны, хотя и примитивны), а то, что Он лишал их власти, нарушал миропорядок, осуждал материальные блага, торговлю, а это уже конец всему, без этого теряется смысл жизни, стимул.
Иисус уникальная божественная личность когда-либо жившая на Земле разделил мир на Материальный и Духовный, да так, что никакая другая религия не смогла так просто и глубоко этого сделать. Не в обиду будет сказано Буддизму и Индуизму - там всё слишком много перемешено.
Что касается Булгакова, то он божественность Иисуса не затронул (даже имя изменил), а ограничился в основном Его обыкновенной человеческой сущностью. Почему? Может потому, что главный герой был всё-таки Воланд, который обличал человеческие пороки надменно и даже порой жестоко. Но Воланд не отрицательный герой. Цель Булгакова было через Воланда раскрыть безнравственную сущность человека, за которой непременно последует кара, а уж о духовном - пусть каждый решает сам: по вере воздастся каждому.
Игорь Даниленко 14.03.2018 08:25 Заявить о нарушении