328 Иван Крючков 28. 02-02. 03. 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 328. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Иван Крючков. 28.02-02.03.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора:

Балтийское море. БПК «Свирепый». Переход в Лиепаю. Старший сигнальщик Иван Михайлович Крючков, «ДМБовский годок», период службы 19.05.1971-08.05.1974 г. 28.02.1974 г.

Сквозь туман на заднем фоне проглядывает крейсер «Свердлов» с Главкомом ВМФ СССР адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым и комфлота ДКБФ адмиралом В.В. Михайлиным.
 

В предыдущем:

Мимоходом, пропуская многое «мимо ушей», я узнал от офицеров, что Лиепая – это крупнейший город исторической области «Курземе», третий по величине город Латвии после Риги и Даугавпилса, важный незамерзающий порт и военно-морская база Балтийского флота, что ранее Лиепая называлась «Либава», а называть город надо не «Лиепая» с ударением на «и», а «Лиепая» – с ударением на «а» («Лиепаа»).

Так Лиепаю называли наши моряки-прибалты, так стали её называть и мои друзья, сигнальщики Иван Крючков и Валерка Маховик…

Ваня Крючков – «божий человек» (так его за глаза называли ребята), добрейшая душа, святая простота, упрямая сила, верность – Во!, рукодельник, мастер. Одним треугольным надфилёчком может сделать из пластинки мельхиора значок-копию крейсера «Свердлов», которого мы сопровождали на переходе к Лиепае. Причём для Вани Крючкова «ничего не стоит» выточить из мельхиора модель крейсера в его натуральную величину…

Это Ваня Крючков «подвиг» меня на очень тонкую, тщательную, скрупулёзную и тонкую работу по изготовлению маленького значка – точной контурной модели БПК «Свирепый». Образцом для этой модели-значка послужила фотография в соответствующем размере-масштабе, которую я сделал 29 июля 1973 года на якорной стоянке у мыса Скаген (Дания) в Северном море.

Ваня Крючков был крайне немногословный, скромный, вежливый, спокойный, выдержанный, достойный человек. Все дела и работы он воспринимал и делал спокойно и молча, причём не скажет ни слова за всё время работы и «не погасит» своей знаменитой улыбки. Вот он на фотоиллюстрации – Иван Михайлович Крючков – старший сигнальщик, «ДМБовский годок», период службы 19.05.1971-08.05.1974 г.

При этом Ваня Крючков не был «ДМБовским годком» в привычно-традиционном смысле, потому что он никак не проявлял себя как «упрямый, властный и сверхгордый годок». Он всё так же терпеливо, добросовестно и трудолюбиво нёс службу, стоял вахты, ухаживал за сигнальными флагами и флажками, постоянно тренировался в сигнальном деле, верно, достояно и очень по-доброму дружил.

Ваня Крючков за свой ровный, доброжелательный и бесконфликтный характер всеми без исключения в экипаже БПК «Свирепый» воспринимался как свой, нужный и незаменимый человек. Когда Ваня весной 1974 года сыграет ДМБ, то всем, а мне в первую очередь, будет не хватать его молчаливого присутствия, доброго участия, внимательного взгляда и очень доброй улыбки…

Я был старше Вани Крючкова на 49 дней (я родился 7 января 1953 ода, а он – 25 февраля 1953 года), но мне всегда казалось, что Ваня старше и мудрее меня на целую жизнь.

Я вспыхивал эмоциями, резко выражал своё мнение, «выступал» иногда, ярился, а Ваня неизменно отвечал на все стрессовые ситуации доброй улыбкой, молчаливым пониманием, внимательным сочувствием. Может быть, поэтому многие, очень многие моряки-матросы, считали Ваню Крючкова своим товарищем, верным другом, «корешом».

Если бы я в 1971 году не учился по призыву в Севастопольской Морской школе ДОСААФ и не поступал в Нахимовское высшее военно-морское училище, то меня тоже должны были 19 мая 1971 года, как Ваню Крючкова, призвать на флот. Его призывал Джанкойский военкомат, а меня – севастопольский, им было видней кого, когда и куда…

До марта 1972 года Ваня Крючков служил сигнальщиком на эскадренном миноносце «Сердитый», а затем его перевели на БПК «Свирепый», в дивизион новостроящихся и ремонтируемых кораблей в Калининград, в котором формировался первый экипаж корабля.

О! Первый экипаж БПК «Свирепый» образца февраля-марта 1972 года был истинно «годковский». Сюда со всех кораблей по приказу «списали» или «перевели» самых достойных и самых непослушных, самых опытных и самых молодых моряков – матросов и старшин.

В первый экипаж БПК «Свирепый» командиры кораблей направили либо тех, кто должен был весной 1972 года «сыграть ДМБ», а значит, «ДМБовских годков», либо тех, кто уже прослужил полгода-год и уже чувствовал себя опытными моряками-годками. В любом случае переводили и списывали на новостроящийся корабль тех, кто «сверхотличился» у себя на кораблях.

Вот почему личный состав первого экипажа БПК «Свирепый» практически весь состоял из личностей – своенравных, достойных, волевых, упрямых, гордых. Ваня Крючков, в силу своего личного, вероятно, врождённого характера, «гасил» любое проявление «годковщины» своей терпимостью, выдержкой, незлобивостью, не агрессивностью, за что и получил негласное звание «божий человек».

Первыми сигнальщиками БПК «Свирепый» были: командир отделения главный старшина Рубахов (период службы май-июнь 1970 г. – май-июнь 1973 г.), старшина 2 статьи Александр Турко (период службы май-июнь 1970 г. – май-июнь 1973 г.), матрос Тимошенко Владимир Григорьевич (период службы 19.05.1971-08.05.1974 г.), матрос Ильчишин, ещё один матрос и Иван Крючков. Командир отделения сигнальщиков, главный старшина Рубахов служил инструктором в учебном отряде, Володя Тимошенко был переведён с БПК «Образцовый», Ильчишин – с ЭМ «Спешный».

В мае-июне 1973 года на БПК «Свирепый» прибыли переводом и по призыву: Слюсаренко Владимир Фёдорович, период службы 14.11.1971-12.11.1974 г., Маховик Валерий Петрович, период службы 06.11.1971-12.11.1974 г., Опарин Юрий Витальевич, период службы 13.05.1972-11.06.1975 г., Паньков Вячеслав Георгиевич, период службы 09.05.1972-13.11.1974 г.

Будучи на берегу в казармах и учебных корпусах Дивизона новостроящихся и ремонтируемых кораблей в Калининграде, многие моряки экипажа БПК «Свирепый» в феврале и марте 1972 года принимали участие в монтаже оборудования и прокладке кабелей на корабле. Моряки участвовали в изолировочных и покрасочных работах, а также в поиске на территории завода «Янтарь» и доставке на корабль всего нужного и полезного для полноценного функционирования и жизнеобеспечения корабля.

Кроме этого, естественно, новостроящийся корабль нужно было всё время оберегать и охранять, потому что желающих «принесть» на свой (чужой) корабль нечто ценное и полезное, новенькое и интересное было «хоть пруд-пруди»…

Как мы «партизанили» и добывали на БПК «Свирепый» всё «нужное и полезное» - это отдельный разговор и рассказ, а вот Ваня Крючков действительно попал к настоящим «партизанам»…

«Партизанами» на флоте называют тех моряков, которые на время призываются на флот из «запаса» для прохождения переподготовки. Как правило, эти уже не ребята, а молодые мужики, не обеспечиваются всем, что положено кадровым матросам, а ходят и носят «б/у», то есть бывшее в употреблении обмундирование. Вот почему «партизаны», как правило, выглядят «оборванцами», «военнопленными», «обормотами», «жиганами», «хулиганами» и даже «бандитами».

Естественно, в среде «партизанов» из мобилизационного запаса процветает не просто «годковщина», а «махровая годковщина». Трудно себялюбивому моряку в среде «партизан», очень трудно… 

В течение 6-ти месяцев Ваня Крючков пребывал на стареньких кораблях, на которых проходили «службу» мобилизованные «партизаны». В их задачу входило поддержание на плаву и в относительно рабочем состоянии машины и механизмы ЭМ и СКР старых проектов.

Многострадальный и многотерпеливый Ваня Крючков в течение 1,5 лет службы на флоте не получал новый аттестат, и когда командир БЧ-4, старший лейтенант А.С. Дробот, «забрал» нашего Ванечку от «партизан», то он был в таком виде, что старпом БПК «Свирепый», капитан-лейтенант Н.В. Протопопов «раздолбал» и Ваню, и Дробота, потому что Ваня был «нестриженный и без матросской робы», настоящий «партизан». Конечно, «с кем поведёшься, от того и наберёшься»…

Через несколько дней Ваня Крючков был уже образцовый матрос-сигнальщик с полным матросским аттестатом, красавец в чёрных кожаных ботинках, чёрных брюках и в чёрном бушлате с начищенными пуговицами, а на голове у него была аккуратная ладная бескозырка с длинными «годковскими» ленточками.

Ещё бы, а как иначе!? Попробуйте прожить и прослужить 6 месяцев вместе с военно-морскими «партизанами» на утлом, тесном, грязном, старом, голодном и холодном «судёнышке»…

Заводские и ходовые испытания БПК «Свирепый» весной и летом 1972 года в Балтийском море сопровождались усиленными тренировками и учениями команд всех без исключения боевых частей корабля, в том числе и сигнальщиков. Они всё время тренировались в быстроте т точности исполнения команд и приказов, в передаче сведений и информации флажками, сигнальными флагами, светом специальных прожекторов.

Вскоре практически все сигнальщики БПК «Свирепый», под руководством многоопытных, строгих и трудолюбивых командиров отделений-годков, приобрели морской опыт выполнения своих специфических обязанностей. Особенно профессиональным сигнальщиком стал тихий, спокойный, но очень внимательный и точный сигнальщик – старший матрос Ваня Крючков.

Чтобы хоть немного понять сложность и насыщенность обязанностей сигнальщиков на боевом корабле, приведу краткую историческую справку и их перечень:

В IX-X вв. н.э. в вооружённых силах повсеместно для передачи сигналов применялись знамёна (стяги), щиты, паруса, наклоны рей на правый или левый борт и отдельные сигнальные флаги. Все эти элементы зрительной связи и сигнализации характерны для навигации и ориентации, потому что хорошо заметны. Уже самые первые средства передвижения по воде не могли обходиться без сведений об обстановке на воде и на берегу. Вот почему зрительное наблюдение изначально давало возможность речным и морским морякам определять своё местонахождение, обнаруживать и распознавать различные объекты, принимать меры для расхождения с встречными судами или наоборот, сближения с ними.
 
В 1668 году на русском флоте были введены «Общие сигналы для руководства на флоте Его Царского Величества» - 22 корабельных, 42 галерных флагов и нескольких вымпелов. Каждый флаг и вымпел имел определённое значение. Сигналы флагами сопровождался пушечным выстрелом. На гребных судах, кроме того, предусматривались ещё барабаны и литавры для подачи звуковых сигналов.

Указом Петра I на «Второй Азовский поход» в 1696 г. утверждены правила о боевом использовании русским флотом флажных сигналов, о порядке плавания, о порядке сигнализации флагами, выстрелами, барабанным боем и фонарями.

В 1710 г. по инициативе и при личном участии Петра I были разработаны «Генеральные сигналы, надзираемые во флоте Его Царского Величества».

В 1794 году русский умелец И.П. Кулибин изобрёл «дальноизвещающую машину», которая стала основой для внедрения к 1896 году в систему зрительной связи флажного семафора.

В 1869 году под руководством Г. И. Бутакова был разработан «Свод боевых и общих сигналов» и на кораблях флота были введены должности «сигнальщиков».

Данный Свод предусматривал использование 29 флагов, из которых 12 сохранили свои значения и расцветку до наших дней. К ним относятся флаги: Г, Л, М, Н, О, П, С, Ф, Ц, У, «Телеграфный», «Шлюпочный». Эти боевые и общие сигналы с небольшими изменениями вошли в своды военно-морских сигналов издания 1904 и 1911 гг.

В 1873 году на русском военном флоте для сигнализации стали применяться пиротехнические средства – сигнальные ракеты.
 
Сводом 1904 года введена на флоте «телеграфная азбука Морзе», которая «дала возможность кораблям с большей эффективностью использовать сигнальные фонари и сигнальные прожекторы, то есть значительно увеличить быстроту передачи и приёма сообщений».

Звуковые сигналы на реках, озёрах и на море применялись всегда: крики, окрики, ор хором и т.д. Пушечные выстрелы применялись на море как «туманные сигналы» с 70-х годов XIX века. Кроме этого «туманными сигналами» были звуки горна, трубы, удары в колокол или в иные гулкие металлические предметы, паровые свистки, пневматические или электромеханические гудки, сирены, диафоны.

Более 300 лет простые, надёжные и универсальные средства сигнализации и зрительной связи в условиях реальной обстановки окружающей среды и высокой профессиональной выучки сигнальщиков обеспечивают кораблям и их экипажам безопасность плавания и пребывания в море.

Даже после появления радио- теле- и космической связи, навигации и компьютерных средств боевого управления на флоте, «зрительная связь и сигнализация продолжают оставаться основными средствами связи и оповещения одиночного корабля в море, при совместном плавании кораблей, а также при движении кораблей (судов) на рейдах (в гаванях) и их стоянках в портах, местах базирования».

Дружная, очень дружная команда сигнальщиков БПК «Свирепый» периода 1972-1973 годов, особенно во время первой боевой службы в июле-октябре 1973 года, овладела всем комплексом знаний и опыта сигнального дела. Каждый из них профессионально и в совершенстве владел чем-то особенным из обязанностей сигнальщиков (то, что получалось лучше всего), но все они были взаимозаменяемыми.

Старший матрос Иван Михайлович Крючков знал всё и умел делать всё, что полагалось знать и уметь сигнальщику боевого корабля, БПК «Свирепый»:

принципы и общие правила зрительной связи, информации и сигнализации,
средства световой связи,
правила световой связи,
флажный семафор,
правила связи флажным семафором,
сигнальные флаги,
оборудование и такелаж для подъёма флажных сигналов,
своды военно-морских сигналов,
связь сигнальными флагами,
обязанности сигнальщика,
правила радиотелефонной связи,
радиостанции Р-622, Р-619, специальные УКВ радиостанции,
правила подъёма флагов на кораблях,
позывные (секретные сигналы, пароли-отзывы),
флаги и брейд-вымпелы должностных лиц,
вымпелы (сигнальные),
правила расцвечивания кораблей флагами,
сигнализацию при салютах, встречах и визитах кораблей,
средства звуковой связи и сигнализации,
звуковые сигналы (предупредительные при хорошей видимости, при ограниченной видимости – по МППСС-72),
средства пиротехнической сигнализации (сигнальные ракеты),
правила сигнализации сигнальными ракетами,
сигнальные фигуры,
сигналы для показания хода (корабля),
сигналы о штормах, сильных ветрах и ожидаемой погоде,
предупредительные сигналы в портах, прибрежных районах, при проведении стрельб, учений и т.д.,
особенности предупредительных сигналов о присутствии подводных лодок,
предупредительную сигнализацию при работах на море (приём-передача топлива и воды, водолазные работы, лов рыбы, строительство подводных сооружений, прокладка кабелей, трубопроводов и т.д.),
сигналы тревог и аварийного состояния,
сигналы бедствия,
спасательные сигналы,
сигналы при падении человека за борт,
путевые знаки и сигналы,
сигнализацию при буксировке или транспортировке грузов,
требования к зрительному наблюдению,
средства зрительного наблюдения,
мореходные приборы, используемые для зрительного наблюдения,
правила ведения зрительного наблюдения,
особенности несения вахты зрительного наблюдения в тёмное время суток,
рекомендации по ведению зрительного наблюдения за морем,
рекомендации по ведению зрительного наблюдения за воздухом,
рекомендации по ведению зрительного наблюдения за берегом,
признаки определения ядерного взрыва,
признаки обнаружения отравляющих веществ,
признаки обнаружения бактериальных средств,
действия сигнальщиков при применении противником оружия массового поражения,
наблюдение за состоянием водной среды,
метеорологическое наблюдение,
наблюдение за ледовой обстановкой,
наблюдение за навигационной обстановкой,
навигационные опасности на море,
навигационные и другие опасности на реках и водохранилищах,
плавучие знаки судоходной обстановки,
системы ограждения навигационных опасностей,
правила оказания почести правительственным и должностным лицам СССР и иностранных государств,
специальные сигналы,
знаки ограждения навигационных опасностей относительно стран света (по компасу),
знаки ограждения каналов, фарватеров и рекомендованных курсов,
сигналы о времени наступления ожидаемой погоды,
сигналы о движении кораблей и судов в гаванях и на рейдах,
знаки судоходной обстановки на реках, водохранилищах и каналах,
сигналы бедствия (международные),
судовые (корабельные) огни и знаки,
военно-морские флаги и вымпелы СССР,
флаги стран мира,
флаги и знаки на трубах судов судоходных компаний некоторых государств,
русскую семафорную азбуку,
международную семафорную азбуку,
знаки телеграфной азбуки, передаваемые семафорными флагами, а также
правила, методы и способы противодиверсионной службы (ПДСС).

Вот почему Ваня Крючков на первой БС (боевой службе), как правило, почти постоянно нёс вахту сигнальщика на открытом сигнальном мостике, в любую погоду и в любых обстоятельствах.

Вот почему, как правило, именно Ваня Крючков первым зрительно находил и замечал в море нужные нам объекты: американский авианосец «Джон Ф. Кеннеди», крейсер «Ньюпорт Ньюс», британский противолодочный авианосец «Гермес», другие корабли «вероятного противника».

Ваня Крючков не рвался, как мой друг и годок Славка Евдокимов, к совершению подвигов, у Вани это получалось как-то само собой, просто, обыденно и буднично. Например, это Ваня Крючков принял световой семафор с американского крейсера «Ньюпорт Ньюс»: «Командиру корабля. Мой вертолёт привезёт вам почту».

Командир БПК «Свирепый», капитан 3 ранга Е.П. Назаров с помощью специалистов ОСНАЗа составил ответное сообщение: «Вертолёт не нужен, почту получаю регулярно». Ваня Крючков передал это сообщение по своду международной семафорной азбуки на американский крейсер, но оттуда опять пришло сообщение: «Встречайте, вертолёт вылетел».

Тогда в 10 октября 1973 года на БПК «Свирепый» возникло настоящее боевое напряжение и тревога – чёрт его знает, что может скинуть нам на палубу этот вертолёт «вероятного противника». Е.П. Назаров внешне был спокойным, но мы все понимали, что это должен был быть непосредственный контакт средств вооружений двух боевых кораблей, которые «под завязку» начинены боеприпасами и оружием…

Американский вертолёт сбросил нам на ют цилиндрический контейнер с красным вымпелом, который подобрал замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. Этот контейнер осторожно вскрыли там же, на юте, а потом Дмитрий Васильевич унёс содержимое этого контейнера на ходовой мостик, к командиру корабля. Что там было? Вероятнее всего, действительно, обычная американская почта, возможно, личное послание нашему командиру корабля…

Это Ваня Крючков, наблюдая за действиями АУГ (авианесущей ударной группировки) американо-натовских кораблей в Северной Атлантике зафиксировал как американские моряки и лётчики сбивали специальные сигнальные ракеты-мишени, взлетали и садились на палубу авианосца «Джон Ф. Кеннеди» эскадрильями самолётов с интервалом в 30 секунд, как массово взлетали десятками вереницей американские самолёты.

Это Ване Крючкову командование доверяло и выдавало на вахту ПДСС (противодиверсионный силы и средства) «секретный» тогда автомат АКМСУ, подсумок с гранатами и сигнальными ракетами.

Это Ваня Крючков 8 октября 1973 года был свидетелем-наблюдателем того момента, когда на ЭМ «Бойкий» Северного флота произошла нештатная ситуация (возгорание в торпедных аппаратах или на пусковой ракетной установке). Все торпеды из аппарата ЭМ «Бойкий» вынужден был срочно выстрелить в море, а американские корабли восприняли это как «атаку на авианосец «Джон Ф. Кеннеди». Опять возникла сильная напряжённость…

Это Ваня Крючков и его товарищи первыми обнаружили в небе советские реактивные самолёты дальней авиации Ту-16 в количестве 5 единиц, пришедшие нам на выручку. После этого в район пребывания АУГ США-НАТО и нашего БПК «Свирепый» прилетел советский турбовинтовой стратегический ракетоносец дальней авиации Ту-95 и совсем стало тревожно, потому что Ваня Крючков визуально, а радиометристы-наблюдатели на РЛС обнаружили взлёт с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» «фантома», который мешал нашему ТУ-95 совершать пролёты мимо скопившихся кораблей…

Это Ваня Крючков наблюдал, как к авианосцу «Джон Ф. Кеннеди» приблизился пассажирский лайнер, с которого или на котором экипаж американского авианосца отдыхал некоторое время, развлекался под громкую музыку и световое оформление.

Это Ваня Крючков в штормовую непогоду в Северной Атлантике наблюдал за производством американским научным судном подводных взрывов с целью дальнего обнаружения советских атомных подводных лодок.

Это Ваня Крючков мужественно выдерживал вахту на сигнальном мостике БПК «Свирепый» в сентябре 1973 года во время жестокого шторма урагана Эллин, когда скорость ветра с градом капель и морской пены с гребней ужасных волн-валов достигала 50 метров в секунду.

Это Ваня Крючков был в шестивёсельном яле вместе с командиром отделения сигнальщиков, старшиной 2 статьи Владимиром Тимошенко, радистом и рулевым, когда штурман, командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров в сильный туман возле островов Исландии предпринял разведку прибрежных вод. Они подходили к берегу на пределе видимости, видели людей, КПП какой-то базы, ворота.

После этого «негласного визита» над районом моря, где находился наш БПК «Свирепый», с самолёта «Орион» сбрасывали ярко светящиеся бомбы-шары (пять шаров), которые освещали море, небо и облака «мёртвым ртутным светом». Ваня Крючков наблюдал эти светящиеся шары, которые очень походили на НЛО…

Это Ваня Крючков в августе 1973 года в Северном море в штилевую погоду ввалился  с сигнального мостика на ходовой и доложил: «Слева по борту неопознанный летающий объект!».

Мы все – вахтенный офицер, я за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос» и командир корабля в своём командирском кресле – увидели в иллюминаторах ходового мостика как неспешно, тихо, беззвучно и спокойно на небольшой высоте над гладким морем, оставляя после себя в некотором отдалении гладкие «усы» кильватерного следа, летит в воздухе большой «огненный» шар оранжево-жёлтого цвета, как будто состоящий из множества мерцающих огоньков.

Этот «огненный» шар спокойно под острым углом пересёк курс нашего корабля, БПК «Свирепый», удалился по направлению к садящемуся за горизонт диску солнца, поколебал линию горизонта и край диска солнца от изменения состояния атмосферы вокруг шара, оставил после себя, как катер, «усы-волны» и «слился» с красно-оранжевым солнечным диском, растворился в цвете с ним.

Тогда мы все «очнулись» от онемения только после того, как корабль ощутимо качнуло на волне, поднятой этим НЛО…

Что было дальше? Расскажу потом…

Свои воспоминания о военно-морской службе 1971-1973 гг. Иван Михайлович Крючков, старший сигнальщик БПК «Свирепый», опубликовал в книге А.С. Дробота «Свирепый» на страже Отечества: (судьба корабля в эпизодах и лицах), Калининград, Аксиос, 2015.


Рецензии