331 Балтийский шторм 01. 03. 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 331. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Балтийский шторм. 01.03.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: Балтийское море. БПК «Свирепый». Шторм 6 баллов. 01.03.1974 г.


В предыдущем:

В этот день в пятницу 1 марта 1974 года БПК «Свирепый» совместно с экипажем противолодочного вертолёта Ми-4М в течение одного часа обнаружил ПЛ «вероятного противника», наша совместная оценка учений ПЛО была – «отлично».

Тем более, что после убытия противолодочного вертолёта Ми-4М БПК «Свирепый» не просто «пас» ПЛ (подводную лодку), а вёл её, гнал, догонял, выходил на боевой курс применения реактивных глубинных бомб РБУ-6000. При этом Балтийское море не на шутку «взыгралось».

01 марта 1974 года ночью температура окружающего воздуха была мину 5,1°С, утром – минус 0,6°С, а днём – плюс 5,2°С (без осадков, переменная облачность). При этом ветер и волнение моря усилились до 6-ти баллов.   

Если утром волнение моря в районе Лиепаи не превышало 5-6 баллов, то к обеду (13:00-14:00 01.03.1974 г.) разыгрался сильный 6-ти бальный шторм. При этом яркое солнце в разрывах облаков украшало это буйство морской стихии, превращало его в красочное зрелище.

Сильный ветер слезил глаза, вымораживал щёки, пробивался сквозь шинель, пробирался под шапку, румянил лица и носы сигнальщикам и всем, кто выходил на скользкую мокрую палубу, чтобы поглазеть на буйство Балтики.

По замерам «штурманцов» (рулевых БЧ-1) ветер дул со скоростью 10,8-13,8 м/с или 39-49 км в ч, или 22-27 узлов. При таком ветре, как правило, в базе Балтийск качаются толстые ветки и кроны деревьев на пирсе, сильно качаются и гудят провода между столбами. При этом на море возникают крупные волны, которые образуют равномерные ряды.

Волны шторма в 6 баллов выстраиваются сильным ветром в ряды и наступают по морю, как ровные ряды-шеренги каких-то природных сил-войск. При этом на волнах образуются белые пенистые гребни и они покрывают эти ряды волн на значительной площади – в пределах видимости глаз человека.

Некоторые наиболее сильные волны-валы при 6-ти бальном шторме начинают выбрасывать в воздух брызги, при этом максимальная высота волн – до 4 м, а средняя – около 3 м. Вроде бы не так высоко, но эти волны очень коварны, потому что они не качают весь корабль, а бьют его, - то прямо в форштевень, то в скулу, то в бок, а то в борт.

При этом волны и ветре 6-ти бального шторма в Балтийском море отличаются от остальных морей (в частности, от Северного моря) тем, что они неожиданные, хаотичные, порывистые. Товетер вдруг ударит шквалом, то волны вдруг ударят практически со всех сторон…

Вот и теперь, по необходимости БПК «Свирепый» вынужден был идти лагом к волне (то есть волны и ветер били в левый борт корабля), потому что так двигалась в глубине моря ПЛ (подводная лодка) «вероятного противника», которую мы должны были, обязаны были вести и «уничтожить» учебным выстрелом наших реактивных глубинных бом РБУ-6000 или противолодочных торпед торпедного аппарата ЧТА-53-1135.

На БПК «Свирепый» было установлено два четырёх трубных 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) СУ-504А «Дракон-1135». Торпедные аппараты располагались в средней части корабля на основной верхней палубе полубака позади носовой надстройки.

Торпедные аппараты ЧТА-53-1135 были не пороховые, как на ЭМ «Боёкий» Северного флота, а пневматические. При этом они были укомплектованы ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки торпедного аппарата по направлению на цель.

Прибор управления торпедной стрельбой «Дракон-1135» обеспечивал «последовательный и залповый выстрел противокорабельных, самонаводящаяся и кислородных торпед 53-65К. Система наведения этих торпед «активная, акустическая с вертикальным лоцированием кильватерного следа», при этом глубина хода торпеды управлялась гидростатическим аппаратом.

Когда торпеда с естественным шумом пневматики выстреливается из торпедного аппарата, то сначала она ныряет («делает мешок»), то есть «заглубляется», так как горизонтальные рули торпеды в это время «стоят на стопоре, в положении «на погружение», а потом торпеда уже двигается на заданной глубине хода.

Вес боевой части противокорабельной (противолодочной тоже) торпеды составлял 500 кг ВВ (взрывчатого вещества). Вес самой торпеды составляет 2100 ег. Скорость хода торпеды 53-65К до 43 узлов при дальности её хода до 19 км и глубине погружения до 12 метров.

При прямом попадании взрыв одной такой торпеды, как правило, приводил к значительным, если не фатальным последствиям для боевого корабля, судна или ПЛ (подводной лодки) среднего класса, например, дизель-электрическая ПЛ «вероятного противника», находящаяся на вооружении ВМС стран НАТО на Балтике.

БПК «Свирепый», так же, как все БПК пр.1135, имел боезапас таких противокорабельных торпед 53-65К в количестве 8-ми штук, заряженных в два четырёхтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Ребята-моряки из минно-торпедной боевой части (БЧ-3) гордились своими торпедными аппаратами, торпедами и любили их, холили их, готовили к стрельбам и всегда с радостью и азартом стреляли «учебно-боевыми торпедами».

Отбойная волна-бурун с левой скулы борта БПК «Свирепый» выплёскивалась на ветер и возвращалась на корабль холодным «душем» (левый снимок фотоиллюстрации). Сильный напор ветра срывал вспененную массу воды буруна и опрокидывал его на пусковую установку нашего главного оружия противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» с автономной системой управления «Муссон».

Там, внутри массивных утеплённых и защищённых от воздействия окружающей среды находились четыре твёрдотопливные телеуправляемые ракеты 85Р с боевой частью – самонаводящейся противолодочной торпедой под каждой ракетой.

Сильный ветер и сильные пенистые всполохи волн доставали и до двух реактивных бомбометных установок РБУ-6000 «Смерч-2». А на корме, на юте, волны и воды Балтийского моря захлёстывали верхнюю палубу и омывали минные рельсы, на которые мы могли установить 16 противокорабельных или противолодочных мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Только две башни артиллерийского комплекса АК-726-МР-105, состоящие из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105 и скрытые внутри корпуса корабля установки ЗРК «Оса-М», практически не подвергались атаке штормового ветра и волн Балтики.

Их черёд наступит, вероятно, завтра, когда корабли КУГ (корабельной ударной группировки) во главе с крейсером «Свердлов» будут отрабатывать боевое упражнение «стрельба по воздушным целям».

Застывшая фотография (справа на фотоиллюстрации) не может передать воя ветра, срывающего гребни волн, рёва моря, беснующегося за бортом БПК «Свирепый». Застыл на фото корабль, застыли волны – мгновение из хаотичного движения волн, ветра и корабля.

Не может передать «фотка» (фотография) и того, что делается в этот миг внутри корабля, да вообщем, вам, читателям, этого и не надо знать. Не дай вам бог испытать вот эту круговерть, когда корабль идёт лагом (бортом) к ветру и волне, когда внутри корабля и внутри организма человека всё трепещет, переворачивается, выворачивается наизнанку, отторгается, рушится, валится и бьётся.

Лучше смотреть на эти фотки и представлять себе красоту и мощь ветра, волн и природы, силу и смелость слабых людей, которые могущественны, потому что создан корабль, могущий противостоять не только 6-ти бальному шторму, а ещё потому что они – люди, мы, моряки Дважды Краснознамённого Балтийского Военно-Морского Флота, «свиреповцы», сильны и упрямы и можем справиться со всеми ударами стихии, в том числе, когда нас она избивает нас не только снаружи, но и изнутри…

В этот весенний краткий штормовой боевой сборпоход (28.02-02.03.1974 г.) некоторые молодые матросы и «салаги» БПК «Свирепый» преодолели страх и последствия «морской болезни», окропили себя морской пеной и брызгами, стали настоящими моряками, а некоторые даже попробовали морскую водичку Балтики на вкус…


Рецензии