Мелочи никогда не бывают мелочами
Меня часто хохот душит от официально принятых на грудь общества фундаментов педагогического знания: Фрэнсис Бекон, Ян Амос Каменский, Иоганн Песталлоцци, К.Д Ушинский, Ф. Фребель, Ф. Дистервек, Ф. Хованский, А. Макаренко и многие другие великие специалисты в области педагогики разрабатывали свои технологии привития устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д., свои специфические подходы к рациональному восприятию знаний. Это всё здорово и очень интересно. Но, по моему мнению, главное, что нужно воспитывать в человеке с детства - это умение подмечать в себе и в других незадекларированные и скрытые проявления реальности.
В Древней Греции педагогом назывался раб, как правило, неспособный к физическому труду, поэтому приставленный наблюдать за ребёнком, отвечающий за посещение ребёнком школы. За тысячелетия педагогика развивалась как наука, хотя при всех теоретических и практических открытиях в этой области, она стаётся всего лишь рабом морали и видит свою основную цель в том, что водит воспитуемых по залам музеев человеческой этики. Многие из воспитанников легко и быстро забывают эти экскурсии и перестают спотыкаться на этических бампах на пути к своим далеко не всегда благородным целям. Умение замечать и осознанно обрабатывать мелочи жизни делает из ребёнка человека, который сам может ориентироваться в жизни в отсутствии сопровождающего его раба - одушевлённого или виртуального.
Человек, который умеет в еле заметных мелочах фиксировать нечестность других, сам не станет врать. То же самое относится к трудолюбию, к порядочности, к умению выполнять обещания, к нежеланию хвастаться и ко многим другим непрезентабельным человеческим качествам. Ребёнку трудно понимать, как за мелкие детали можно вытащить главное из жизненной повседневности. В процессе воспитания ребёнка декларативные истины гасят фундаментально важное качество обращать внимание на мелочи и использовать это качество в целях благоустройства своего окружения.
Приведу такой, казалось бы, абстрактный пример мелочи. Позавчера я купил три ананаса по доллару каждый. Сегодня эти же ананасы в том же магазине продаются по $2.48. Если бы цена была указана $2.50 или $2.00, я бы просто прошёл мимо. И не потому, что очень бедный, чтобы себе позволить выбросить на воздух три или четыре с полтиной доллара. Но цена $2.48 означает, что шантрапа, которая нынче рулит в торговле, держит покупателей за быдло, поскольку с помощью эти двух центов надеется внушить покупателю, что в цене, которую они назначают, помусолив палец, присутствует финансовая осмысленность.
Если я куплю даже один ананас по этой бессмысленной цене (оптовая цена на ананас из Коста Рики составляет пару десятков центов), то я буду содействовать размножению генофонда ублюдков, которых ранее за километры не подпускали к торговле. Ничего подобного в США не было 20 лет тому назад. Ничего подобного не было в Мюнхене, где мы жили. Таким образом, мелочи никогда не бывают мелочами. Ничтожными мелочами бывают лишь пышные декларации, рассчитанные на тех, кого педагогически образовали современные средства массовой информации.
Свидетельство о публикации №216111102304