Землячество 4 глава

 
 

 



 
 

 
 
  Сапир, Яков (известен под именем Сафир, a также Эбен-Сапир от названия своего сочинения Eben Sapir) — раввин, каббалист и путешественник, род. в Ошмянах (Виленск. губ.) в 1822 г., умер  в Иерусалиме в 1886 г..Юношеские годы провел в Сафеде, в 1836 г. переселился в Иерусалим.
 В 1848 г. С. был командирован палестинскими евреями в качестве эмиссара для собирания доброхотных подаяний в пользу палестинских бедных.
 Поездка С. длилась около 5 лет. В 1854 году . он отправился вторично и посетил Египет, Аден, Южную Аравию, Индию, Австралию.
 Сапир всюду старательно собирал рукописные и печатные материалы, исторические и этнографические данные  о местных евреях.

Результатом этих трудов явился ценное сочинение «Eben Sapir» в двух томах (издано обществом Мекице Нирдамим, Лык, 1866, и Брюллем, Майнц, 1874).

рвый том посвящен описанию современного политического и культурного состояния евреев в Адене и Йемене; второй том содержит очерк о   положении евреев в Индии и Австралии. Сапир так же написал «Iggeret Teman ha-Schenit» — послание против Псевдо-Мессии 19 века
 Иуды б.-Шалома. 




Cинагогa  "Хурва" 

Первое появление йеменских евреев в Эрец-Исраэль также связано с синагогой "Хурва".
Рабби Яаков Галеви Сапир отправился собирать деньги на ее строительство в Индию и Австралию, но в Египте его ограбили, и он остался без гроша в кармане. Когда на корабле, плывшем в Индию, узнали об этом, то поспешили высадить безденежного раввина в первом же порту - в Адене.
Так он оказался в Йемене и познакомился с общиной йеменских евреев, которая произвела на него огромное впечатление.
 Он описал ее в книге "Эвен Сапир", изданной после его возвращения домой.
Первая "алия" евреев из Йемена в 1881 году возникла во многом вследствие интереса, вызванного путешествием рабби Сапира на Восток.

Синагога "Хурва" стояла бы и до сих пор, если бы не события 1948 года.
Сразу же вслед за провозглашением ООН еврейского государства, и вопреки ему, арабские соседи начали вооруженную агрессию против еврейского населения Эрец-Исраэль.

Война, называемая Войной за независимость, закончилась поражением арабов и привела к тому, что арабское ("палестинское") государство, которое ООН намеревалась создать вместе с еврейским, так и не было создано.

Значительные части предназначенной для него территории отошли к другому новому государственному образованию - Иордании.
Под властью хашемитских монархов оказалась и восточная часть Иерусалима, включая его Старый город. 27 мая 1948 года, когда бои в Еврейском квартале еще не закончились, иорданские саперы заминировали и взорвали огромное здание синагоги.
На ее месте снова оказалась куча развалин.

В Шестидневной войне 1967 г. Израиль воссоединил обе части своей столицы.
В Еврейском квартале почти все здания были повреждены или разрушены. За минувшее с тех пор время Еврейский квартал заново отстроен, густо заселен, и сегодня он переполнен толпами туристов со всего мира.

Только на месте синагоги "Хурва" долгие годы возвышалась символическая дуга над разрушенными стенами.
 Но наступило время восстановить и ее.
В 2003 году начались строительные работы, и сейчас, в эти дни, они подошли к завершению.

 15 марта 2010 года, в первый день месяца нисан, состоялась церемония торжественного открытия возрожденной синагоги "Хурва".
Вот так выглядела она незадолго до завершения строительства –


 Итак, свершилось - 62 года спустя после варварского разрушения, синагога "Хурва" снова возвышается в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме.

Истории синагоги "Хурва" драматична и поучительна.
Она начинается в 1700 году, когда в Иерусалим прибывают около тысячи евреев из польского города Седльце. Их возглавляет раввин Иеуда Хасид Галеви. В городе, находившемся тогда под властью турок, они поселились в Ашкеназском подворье, где ашкеназскими иерусалимскими евреями для вновь прибывших было заранее приготовлено жилье.

В тот период постоянно проживали в Иерусалиме примерно 1200 евреев, в основном сефардского происхождения.

Сразу после прибытия рабби Иеуда Хасид приобретает участок для строительства синагоги, а еще спустя несколько дней он внезапно (в возрасте 41 года) умирает. Конец 17-го и начало 18-го века - непростые времена для евреев.
Еще не отгремели страсти по Шабтаю Цви, сперва объявившему себя мессией, и в конце концов перешедшему в ислам.

 В Иерусалиме заподозрили в принадлежности к саббатианству и только что приехавших польских евреев, среди которых после смерти их рабби и вправду начались распри, в том числе и из-за отношения к не столь давно являвшемуся лже-"машиаху".

Так или иначе, но в местная еврейская обшина прекратила предоставлять финансовую помощь последователям рабби Иеуды Хасида.
И им пришлось ради строительства синагоги на приобретенном участке земли взять в долг у своих новых соседей - мусульман.
Достать деньги было трудно, а вернуть оказалось и вовсе невозможно.
Соседи наседали, требуя возврата долга, а возвращать было нечего. Уже в Европу был отправлен посланник, в надежде что сумеет он собрать необходимую сумму в преуспевающих еврейских общинах.
 И действительно, Гедалии Месмятичу, издавшему в Берлине книгу о смельчаках, "поднявшихся" в Иерусалим, удалось мобилизовать огромную сумму - 25 тысяч имперских талеров, вот только арабы-кредиторы к тому времени окончательно потеряли терпение и в 1720 году просто-напросто разрушили синагогу рабби Иеуды Хасида.
Деньги, кстати, не пропали.
Они были вложены в особый "иерусалимский фонд", которым руководили еврей Вульф Вертхаммер, приближенный к германскому императору Карлу VI. Фонд прекратил свое существование после поражения Габсбургов в войне с Наполеоном, в 1804 году.
А на месте синагоги осталась только куча камней, получившая со временем название "руины двора рабби Иеуды Хасида", или просто "хурва", то есть "руины" на иврите.
Из-за долгов, не выплаченных в срок, всех ашкеназских евреев изгнали из Иерусалима, запретив им появляться в городе.
 Только в 1816 году ашкеназы вернулись в Иерусалим, после того, как рабби Менахем-Мендл из Шклова расплатился с кредиторами.
А в 1837 году был получен султанский "фирман", разрешавший построить новую синагогу на месте "хурбат рабби Иеуда Хасид". (Годом ранее была выстроена на этом участке скромная ашкеназская синагога "Менахем Цион"; инициатором был раввин Залман Цореф, вскоре после открытия синагоги тяжело раненный арабами и впоследствие скончавшийся от этих ран.
 На ее устройство "фирман" был выдан наместником султана в Египте, пашой Мухаммедом Али, причем получению его содействовали консулы Австрии и России).
Строительство началось в 1857 году, а завершено оно было летом 1864 года.

Архитектором здания был турок Асад Эффенди, спроектировавший ее в стиле "неовизантизма". Руководил стройкой - на добровольных началах, не получая за это зарплаты - Зэев Вольфензон, а помогал ему Иосеф Йоэль Ривлин, из известной иерусалимской семьи Ривлиных. Основными, как сказали бы теперь, "спонсорами" стали сэр Моше Монтефиори, барон Альфонс де Ротшильд и багдадский филантроп Иехезкиэль Реувен. Синагога получила официальной имя "Бейт-Яаков", но в народе продолжали называть ее "Хурва", и это название закрепилось за ней навсегда.




Родина известного еврейского писателя и путешественника Яакова Сапира (Саппира, Сафира) (1822-1885) - Ошмяны.

Его отец был шойхетом и принадлежал к прушим - ученикам Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона).

 В 1832 г. семья переселилась в Эрец-Исраэль, в город Цфат.
Вскоре родители умерли, и в 1836 г. 14-летний Яаков перехал в Иерусалим.



Здесь, кроме религиозного образования, Сапир получил основательное знание арабского языка и читал Коран.
Он был учителем в иерусалимской Талмуд-торе "Эц-Хаим", а позднее - писцом ашкеназской общины и прушим города, и по долгу службы сочинял стихи в честь важных гостей, например, М.Монтефиоре.
Сапир писал также памфлеты и статьи, большинство которых публиковалось в журнале "Ха-Леванон".

В 1857 г. он совершил поездку по странам Востока как эмиссар общины прушим (посланцев Эрец-Исраэль).
Сапир одним из первых познакомился в Египте с сокровищами Каирской генизы. В Египте у него украли большую часть денег, которые предназначались для поездки в Индию, и недостаток средств заставил его отправиться сначала в Йемен, а затем, в 1859 г., в Индию.
Посетив Яву, Австралию, Новую Зеландию и Цейлон, Сапир вернулся в Аден, а оттуда, через Джидду и Египет, - в Иерусалим, куда он возвратился в мае 1863 г.

Свои путешествия он описал в книге "Сапфир", первый том которой вышел в 1866 г., а второй - в 1874-м. Сокращённое издание этой книги под названием "Книга о путешествии в Йемен" вышло в свет в 1944 г. Этот труд представляет большую ценность благодаря глубокой наблюдательности автора и живому изложению.

Книга Сапира содержит важные сведения о жизни евреев в XIX веке и, в особенности, в Йемене.

Автор труда не только подробно описал повседневную жизнь йеменских евреев и их обычаи, но и первый опубликовал некоторые поэтические произведения, а также сообщил интересные данные об особенностях произношения и синтаксиса языка иврит у йеменских евреев.

В 1869 г. Сапир был послан в Египет и Европу как эмиссар иерусалимской больницы "Биккур-холим", а 1873 г. он с такой же миссией ездил в Россию. В том же, 1873 г. вышло в свет сочинение Сапира "Второе Йеменское послание", где он убеждал йеменских евреев не верить лжемессии Шукру Кухайлу 2.

В честь Яакова Сапира названо одно из поселений в Иудейских горах - Эвен-Саппир.




Pаби Яаков Алеви Сапир  (1822-1885) – раввин и исследователь.

Родился в Ошмянах, с 10 лет жил на Святой Земле.

Учился у знаменитых раввинов Иерусалима. Владел в совершенстве арабским и другими языками, был секретарем ашкеназской общины Иерусалима.

В 1859 году по делам общины посетил Индию и Австралию, а затем около года жил в Йемене и опубликовал уникальные материалы о религиозном и поэтическом творчестве евреев Йемена, с которыми поддерживал с тех пор постоянную связь; исследовал древние еврейские рукописи Востока.
Pаби Яаков Алеви Сапир один из первых исследователе  жизни евреев Эфиопии.
 
Еще мальчиком он вместе с родителями отправился в Палестину. Они  поселились в Цфате.
 В 1836 году после смерти родителей он переехал в Иерусалим.
 
В 1848 году он  по заданию еврейской общины   города отпраился в  путешествие  по южным странам  для сбора средств для бедных слоев населения Иерусалима.

В 1854 году он провел второй тур   сбора средств на строительство  в Хурва синагоги в еврейском квартале, что и привело его в Йемен, Британскую  Индию, Египт и Австралию.

Результатом этого путешествия былa его книга  "Даже Сапир (том И, Лыцк, 1866;. т. ИИ, Майнц, 1874.),   в работе которого он описал историю, и яркие впечатления условий жизни, евреев  в ввыше упомянутых странах.

Сапир опубликованы также Иггерет Феман (Вильно, 1868, под названием сознательно после буквы "Рамбам"в веков раньше), работы по появлению в Йемене псевдо-мессии Иуда Бен Шалом, икоторая в значительной степени ответственны за окончание карьеры Иуда Бен Шалом ". Сапир
умер в Иерусалиме в 1886 году.

 

Моим стопам Echo: Йемен Журнал раввин Яаков Сапир [Твердый переплет]
Яков Сапир (Автор), Яков Лавон (переводчик)




 Kогда раввин Яаков Сапир отправился из Иерусалима в 1859 году, он знал, что понадобятся все его остроумие, чтобы выжить его сбора поездки.

Он вернулся через несколькo лет страшных приключений, и его проницательное описание путешествия является одним из самых захватывающих рассказов о путешествиях когда-либо написанных.


Конечно, раввин Сепира "раундов" были не обычные. Среди них Индия, недавно обнаруженные континента Австралии, и Йемен, полуварварской пустыне страны. Путешествуя по Йемен означало голод, чума, бандиты, и хищный правителей, которая объясняет, почему мало кто когда-нибудь был  там. Раввин Сапир, неукротимый "эмиссар раввинов," прошёл через все это,  тощий и изможденный, как никогда, чтобы осуществить свою миссию.

Обсолютно  правдиво и честно,  с юмором, история раввина Сапира должна быть прочитана, чтобы поверить.

                ***.  ***. ***



Легенда об Ошмянском чудотворце


Память – вещь удивительная и избирательная, бережно храня одни события и имена, она часто выталкивает в дальние уголки другие. Общественная память подобна личной: мы передаем из поколения в поколение одни эпизоды из истории нашей Малой Родины, о других знаем лишь понаслышке, постепенно забывая. Так обстоит дело и с наследием еврейского народа, доставшемся жителям города по умолчанию. Ремесленники, торговцы, учителя, рабочие… До Великой Отечественной войны в Ошмянах проживало около 4-х тысяч лиц иудейского вероисповедания. Многие из них в свое время прославили наш город. К таковым несомненно относится раввин Мордехай Розенблат (раби Мотеле Ошмянер) – выдающийся праведник и чудотворец.

mroz2

Жизнь раби Мотеле настолько овеяна многочисленными легендами и преданиями, что сегодня довольно сложно отделить правду от вымысла в биографии этого человека. Родился раввин Мордехай в 1837 году в Антополе (ныне городской поселок в Брестской области) в семье раввина Авраама Менахема Вейцеля. Уже в детстве он отличался своими выдающимися способностями. Согласно воспоминаниям, его трудолюбие и упорство были выше человеческих сил. В раннем возрасте он изучил Закон Моисея, а когда будущему раввину исполнилось четырнадцать лет, он женился на одной местных девушек. В 1856 году он переехал в Пинск, где продолжил свое обучение.

Спустя четыре года Мордехай Вейцель вернулся в свой родной город. Там он был назначен помощником раввина Михаэля Пинхаса, который любил его как сына и  сильно о нем заботился.

Еще в юности он опубликовал религиозный труд под названием «Лист Розы», отсюда и пошло его прозвище «Розенблат», под которым он стал известен.

В 1870 году Мордехай Вейцель (Розенблат) был назначен раввином местечка Бытень (ныне агрогородок в Брестской области) и благодаря самопожертвованию и своей настойчивости в изучении Закона Моисеева, он стал известен как праведник и чудотворец. Толпы людей, евреев и христиан, стекались к раввину Мордехаю Розенблату из близлежащих и дальних городов и местечек, чтобы обратиться за советом и попросить его благословения. Его портрет находился во многих домах жителей современной Литвы и Беларуси. В 1887 году он возглавил еврейскую общину местечка Кореличи (ныне районный центр Гродненской области), а с 1891 года стал раввином в городе Ошмяны. К слову, на тот период это была весьма почетная должность, и раввины из других городов и местечек рассматривали как особую привилегию стать во главе Ошмянской еврейской общины.

Об этом событии, мы находим в газете «Хамейлиц»  за 1891 год следующее упоминание:

«Ошмяны. Мы публично объявляем, что его благородие наш известный Мастер и Учитель раввин Мордехай Розенблатт, … был благосклонен, чтобы принять пост главного раввина в нашем городе, …и, следовательно, претенденты на этот пост могут больше к нам не обращаться …, потому как раввин, благодаря Богу, уже назначен…».

Необходимо отметить, что раввин в иудейской традиции не является священником. В договоре с общиной, как правило, раввин обязывался возглавлять суд общины, судить в имущественных тяжбах, выносить постановления о дозволенном и запретном, объяснять правила обычаев и молитв, произносить перед народом проповедь, наблюдать за кашерностью (т.е. ритуальной чистотой и пригодностью) пищи, издавать необходимые постановления и ограничения.

Первоначально глава еврейской общины жил в доме прежнего раввина по ул. Гольшанской, однако вскоре для него был возведен новый дом в центре города.

Множество легенд ходило о раввине Мордехае Ошмянере, в книге Oshmana. Memorial Book описывается следующий случай. Однажды к раввину пришла женщина с ребенком около двух лет. Так как раввин был еще в синагоге, женщина вошла в соседний дом и попросилась подождать Розенблата. Здесь женщина рассказала, что она была замужем много лет назад, и все эти годы она не могла иметь детей, и только два года назад она родила ребенка, который, к сожалению, был немой, поэтому она пришла к раввину за помощью.

Вернувшись из дома от чудотворца с ребенком, ее лицо было мокрое от слез, она забрала вещи в большой спешке, не говоря ничего. Через некоторое время в городе стала известна причина слез этой женщины. Когда она пришла к раввину и рассказала ему о своей проблеме, раввин спросил женщину: может быть, лучше, чтобы ребенок молчал? На это пришедшая ответила, что это ее единственное утешение в ее жизни, и  она очень страдает оттого, что ее сын немой

Раввин еще раз спросил: «Может быть, лучше, если ребенок не будет говорить?»

И  только после того,  как женщина повторила свою просьбу в третий раз, раввин обратился к ребенку и спросил:

— Мой сын, почему ты не говоришь? — но ребенок молчал.

Раввин обратился к ребенку задал вопрос:

—  Мой сын, почему ты не говоришь?

И тогда произошло чудо.

Ребенок посмотрел на мать своими умными глазами, потом повернулся к раввину и сказал:

«Равви, что сказать мне, что я незаконнорожденный?»  Женщина начала рыдать и воскликнула: «Равви, пусть он будет молчать всю жизнь, это гораздо лучше, чем он заговорит!» и она в слезах выбежала из дома раввина.

В 1899 году, в то время как Мордехай Розенблат являлся Ошмянским раввином, в Вильно в двух частях вышла его книга Hadrat Mordechai «Слава Мордехая» – это был сборник респонсов («вопросов и ответов») и гомилий (нравоучительных произведений, основанных на комментариях Библии).

В предисловии к этой книге рассказывается происшедшая с ним мистическая история. Однажды ночью, он занимался Торой и вдруг провалился в глубокий сон. Во сне к нему явился «величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой» — «его лицо излучало свет». Подобное же видение повторялось. Наконец, величественный старец сообщил, что р. Мордехай является прямым потомком некого богатого купца Баруха из Салоников, жившего тремя веками ранее в Османской империи. Однажды этот купец, обладавший властным и вздорным характером, в порыве гнева публично ударил судью города, выдающегося законоучителя раввина Йосефа Ибн Лева. Величественный старец, явившийся р. Мордехаю во сне, и был воплощением, по рассказам автора, того самого раввина. Старец поведал, что на протяжении трех прошедших столетий душа Баруха не смогла обрести успокоение, и теперь Небесный Суд избрал р. Мордехая, чтобы искупить эту душу. Для этого он должен в течение четырех лет углубленно изучать сборник респонсов Йосефа Ибн Лева.

Однако Розенблат, загруженный делами, недостаточно серьезно отнесся к словам небесного вестника — и тогда внезапно заболела его жена. В ту же ночь величественный старец снова открылся ему во сне и сурово сказал, что «это было последним предупреждением». И когда наутро жена р. Мордехая оказалась в критическом состоянии, он поспешил приобрести респонсы  Йосефа Ибн Лева и в течение четырех лет скрупулезно их изучал — чтобы душа его предка, Баруха из Салоников, «получила возможность подниматься все выше и выше». Жена р. Мордехая быстро поправилась, а таинственный небесный посланник с тех пор больше не являлся во сне.

Множество общин стремились пригласить р. Мордехая к себе, на раввинский «трон», а некоторые даже пытались тайно его похитить.

В 1896 году Кобринская община отправила послов, чтобы доставить приглашение Ошмянскому раввину, но Мордехай Розенблат не принял его, хотя в Кобрине ему было обещано гораздо больше денег, нежели он должен был получить в нашем городе.

В 1904 году в Ошмянах стало известно, что раввин принял приглашение от делегации из Слонима возглавить общину этого города. Чтобы помешать Розенблату покинуть наш город, возле его дома была поставлена охрана. И только в дождливую и грозную ночь делегации из Слонима удалось тайно вывезти раввина Мордехая из Oшмян.

В 1916 году в возрасте 79 лет Мордехай Розенблат (Ошмянер) ушел из жизни, оставив двух дочерей и двух сыновей (к слову, раввин в Ошмянах женился во второй раз на дочери некоего Абрахама Гринберга).

Его первенец, Ашер Вайцель, был раввином в Дрогичине, а второй сын, Шмуэль Йошуа Вайцель являлся знатоком в области религии, но занимался торговлей и был известным купцом в Слониме. Два зятя Мордехая Розенблата также являлись раввинами. В 2015 году Ошмяны посетил праправнук еврейского праведника и чудотворца.

К сожалению, со временем все туманнее и туманнее становятся образы бывших жителей Ошмян. Они исчезают в бурной реке времени. Единственное, что может быть им сейчас нужно – это наша память, которой они, несомненно достойны…

Анастасия Новицкая, директор Ошмянского краеведческого музея имени Ф.К. Богушевича.


 


Рецензии
Спасибо, Роза! Все очень интересно.
Немного сбился текст о Яакове Сапире. "Он вернулся через несколькo лет страшные приключения, и его проницательно криво счет его путешествия является одним из самых захватывающих рассказы о путешествиях когда-либо написанных". Видимо, барахлил ПС. Посмотрите, п-та.
С уважением,
Раиса Коротких

Раиса Коротких   13.11.2016 14:25     Заявить о нарушении
Спасибо,Раиса.
Исправляю,перевожу.
Вся в книге,которую спешу издать и подарить городу.
Я вообще последнее время спешу жить.
Как будто подгоняемые ветром летит моё облако по небосклону дней моих.
Это ощущение проходит и уходит.
Но парит последнее время где то рядом.

Ещё раз спасибо за прочтение и отзыв.

Роза Левит   14.11.2016 18:16   Заявить о нарушении