Главная историческая задача - освоить пространства

Главная историческая задача - освоить пространства развития человека

Пространство развития человека и личность

Мы уже видели, что деньги вне капитала – это просто индивидуальные отношения, которые могут стать человеческими, освободившись от денежной оболочки, но не основание общества. "Мое дело" и прочие - не основание общества, а условия его гибели. Стало быть, социализм и капитализм тем и отличаются друг от друга, что социализм как политическая формация просто ликвидирует капитализм как общественно-экономическую формацию. Как же это он делает? Разъединив людей и расщепив производства.  Суть же состоят в том, что социализм дал ход развитию денег как таковых, накрепко привязав людей к ним. Привязав таким образом, чтобы люди разучились думать о чем-либо другом. Рабочие получали только деньги как потребительную стоимость (зарплата), и ворованные деньги были такими - птребительными стоимостями. Просто эти деньги, свободные от капитала (производства), могли только накапливаться согласно той исторической функции, которую они выполняли на заре капитализма, но они уже в капитал не превращались. Это мертвые деньги, и только мы придумали, глядя на Запад, эту функцию денег, и вообразили, что деньги, находящиеся в руках индивидов, будут превращаться в капитал, то есть будут производить, а люди навсегда останутся капиталистами и рабочими. Но история все предусмотрела, рассчитала даже мелочи. И я бы даже сказал, что все это делает Бог. Вот отсюда и подумайте, как мы можем глубоко проникнуться идеей Бога и уверовать в его могущество, силу.И о себя совсем забыть, какие силы скрыты в нас, когда мы объединяемся.

Социализм наглухо всем закрыл путь к капиталистическому развитию, но, как видели, каждому открыл путь к индивидуальному обогащению, свободному потреблению, и в обществе все приспособлено к этому. И он как бы всех призывает: наживайтесь друг на друге, обогащайтесь, станьте миллионерами и т. д. А это значит, что оно объективно приспосабливается к индивидуальному развитию людей, отрицая их общественное развитие. И это происходило в той мере, в какой действительно росло общественное богатство, которое распределялось по труду и по статусам. А политическое подавление только обостряло страсти людей и тем способствовало, напротив, их развитию в самостоятельную силу, которая в этой форме уже никогда не вернется к капитализму, а наоборот, до полного скончания своего века будет разрушать все живое на свете, пока люди наконец не одумаются.

Капитализм, как раз напротив, впервые открыл все дороги человеку, чтобы он как раз безгранично развивался в направлении своего экономического осуществления, став владельцем денег. Представьте себе, в средних веках, когда капитализм находился еще в пеленке и зарождался, только единицы имели деньги, и, следовательно, только они могли, накопив их, превратить их в капитал. А здесь произошло чудо. С развитием рыночных отношений деньги оказались в руках миллионов людей. И эти деньги еще были способны объединяться и создавать богатство. И они создавали капитализм на протяжении всего прошлого столетия, пока не распался социализм. А теперь и они уже отказываются. И мир капитализма разваливается.
Социализм сосредоточил деньги в обществе, и государство ими манипулировало как с политическим рычагом, и этим направляло все общественное развитие, подавляя собственнические стремления людей. Капитализм, напротив, все деньги отдал людям, и они ради своего собственного экономического осуществления бессознательно двигали своим обществом. Тем самым капитализм, индивидуализируя капитал, в двадцатом столетии создавал «сказочное богатство». А социализм же наоборот, все разрушал, индивидулизируя в этом процессе каждого человека и тем подготавливая условия для того, чтобы каждый человек в итоге мог развиваться как личность. И деньги осуществляли и осуществляют сейчас именно это, давя на людей.

Вот почему социализм привязал каждого человека к деньгам и тем сосредоточил его на самом себе, чтобы его не интересовало ничего, кроме его собственного блага. Человек у нас поистине стал персонифицировать деньги, прямо как в средних веках. Только люди этому сопротивляются, желая просто безгранично обогащаться и просто не желая расстаться со своими сладкими иллюзиями «обогащения», будто смысл жизни человека, сложившегося исторически, и впрямь сведено к этому. И поразительно, что вся постсоветское пространство зациклено на этом отношении человека как на вечной сущности нашей жизни. 

Таким образом, прежняя социальное устройство разлагается, и человек, запутавшийся в деньгах, бежит от него. И ему уже нужно освободиться от хаоса, созданного распадом этой системы. И особенность капитализма на данном этапе, когда он уже полностью созрел и подошел к своему завершению, состоит в том, что крупная промышленность, характеризовавшая капитализм, распадается и размельчается, расщепляется и оказывается в руках людей. Тем самым система явно приспосабливается к самостоятельному развитию индивидов. И это сделало возможным технические нововведения и их постоянное совершенствование. Уже отпала надобность в больших скоплениях людей в гигантских заводах и фабриках, и на их место появляются более упрощенные и подвижные образования, уже способные давать ту продукцию, которую до этого давали гиганты, с наименьшим числом людей. И эта тенденция складывается определяющей. Известный американский бизнесмен и писатель Пол Хокен в своей книге «Я начинаю свое дело» пишет: «Исследования Берча продемонстрировали, что мелкое предпринимательство – главная движущая сила экономического роста в нашей стране и, начиная примерно с середины 70-х годов, основной источник занятости. Тридцать семь процентов занятого мужского населения и примерно половина работающих женщин хотят или намереваются основать собственный бизнес». В этом Хокен видит и путь развития личности, «величайшее наслаждение работой». Не только в американской экономике, но и во многих других странах эта тенденция является определяющей. Ее носителями являются не общество, а индивиды. Отсюда и стремление к личному успеху, восхваляемое Западом. А это - миллионы людей, предоставленные себе и стремящиеся к своему собственному благу, противодействуя обществу, - люди, которых вытесняет социальный капитал и технический прогресс. И после этого само собой разумеется, что в гигантских заводах и фабриках надобность отпадает,  и они размельчаются, индивидуализируясь, или их вывозят в страны «третьего мира», где такая необходимость еще не развилась и люди еще могут трудиться ради «хлеба насущного».

И в этом суть загадочности депрессии, возникшей во многих развитых странах Запада в конце прошлого века и продолжающейся до сих пор. Она охватила и Америку, и Японию и т. д., а так же суть девальвации, обесценения денег, которая вызвана разложением стоимости и самодовлеющим характером денег. Эта тенденция и идеологически, и конституционно оформилась во многих странах, для которых права человека, свобода его воли, демократические принципы – важнейшие категории гражданского общества. Уже во всем мире происходит то же самое, что и у нас. И в этом смысле весь мир действительно становится однородным, оказываясь под неограниченной властью денег, своеобразным и неожиданным для нас образом формирующих человека.

Прогресс здесь состоит в том, что в результате обобществления капитала деньги стали доступными каждому как результат превращения капитала в деньги. Раньше капитал был доступен только единицам. Концентрация капитала в отдельных руках привела к монополии, полностью свернувшей общество. Преодоление монополии заняла десятилетия. Этот капитал и распадается не иначе, как превращаясь в социальную форму, которая в свою очередь породила индивидуализацию капитала как своего антипода. И здесь все приблизительно происходит так же, как и в социалистическом развитии.

Здесь и возникает новое движение, движение  ради человека, еще не осознаваемое, стихийное, соответствующее основному принципу “все на благо человека”, которое вызвало бурное развитие капитализма и его модернизацию. Развитие научно-технического прогресса привело к тому, что умственные операции стали преобладать над физическими и последние теряют значение, отодвигаются на задний план, в то время как первые развиваются. Изменяется характер производительного труда. Тем самым капитализм развивает интеллектуальный, умственный уровень своих граждан. Значение приобретает наука, которая превращается в непосредственную производительную силу. И это приводит к тому, что огромное большинство людей освобождается от непосредственного производительного труда и предоставляется деланию денег. Для большинства людей основной заботой становиться делать деньги. А это значит, так или иначе, участвовать в распределении и потреблении национального дохода, это значит, каждый участвует в нем по способности и умению делать деньги. И это уже заботит все общество.

Таким образом, общество впервые от «прибавочной стоимости» повернулось к человеку. И теперь его стремлениям стало подчиняться общество. Что же нужно этим людям и куда они идут?


Рецензии