339 Постояли, и хватит! 04 03 1974
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 339. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Постояли, и хватит! 04.03.1974.
Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: Лиепая. Военная гавань. Выход из Лиепаи в море и обратно, в Балтийск. Новый «гость» в ВМБ Лиепая – БПК пр.61 «Огневой», бортовой номер 581, с Краснознамённого Северного ВМФ.
В предыдущем:
Ещё долго, до глубокой ночи в кубриках и кают-компаниях БПК «Свирепый» раздавались смех и шутки, разговоры и споры, а в «ленкаюте» группа «ДМБовских годков» и участники команд «рогачей» и «румын» угощались и угощали меня и Сашку Якимушкина знаменитым «свиреповским компотом» на «чистом медицинском спирту».
Других спиртов не признавал уже я…
На следующий день, после приборки и проворачивания машин и механизмов, корабли КУГ (корабельной ударной группировки) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ встретились в Лиепае с новым кораблём – БПК пр.61 «Огневой», бортовой номер 581. Как-то незаметно вечером в воскресенье 3 марта 1974 этот корабль тихо встал кормой к пирсу, а лагом (бортом) рядом с одним из кораблей ОВР Лиепаи.
Большой противолодочный корабль (БПК) «Огневой» был спущен на воду 31 мая 1963г., вступил в строй 31 декабря 1964 г. и 21 января 1965 г. вошёл в состав тогда ещё только Краснознамённого Балтийского флота (КБФ).
12 октября 1972 года БПК «Огневой», который до этого был только класса «сторожевой корабль», закончил модернизацию по проекту «61-М» и переведён в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). С 1973 по 1977 год БПК «Огневой» имел бортовой номер 581.
Неожиданное прибытие в Лиепаю корабля с Северного флота возбудило интерес и любопытство офицеров на ходовом мостике БПК «Свирепый», разговоры и обмен мнениями, которые опять, в который раз, превратились в викторину на знание ТТД (тактико-технических данных) кораблей советского ВМФ. Наши командиры и офицеры тоже нашли свою форму игры в военно-морской КВН…
Так я узнал, что большие противолодочные корабли проекта 61МП - это переоборудование и модернизация кораблей пр.61 с установкой противокорабельных ракет П-15М «Термит-М» и усиленным зенитным, радиотехническим и гидроакустическим вооружением. Технический проект модернизации кораблей пр.61 разрабатывался в Северном ПКБ (ЦКБ-53) под руководством главного конструктора Б.И. Купенского в 1970 году. Кроме этого корабли проекта 61МП полностью соответствовали проекту 61М, в соответствии с которым на заводе №190 в Ленинграде в 1971-1972 годах модернизировался БПК «Огневой».
Тактико-технические данные БПК проекта 61МП (61М):
Водоизмещение: стандартное 4000 тонн, полное 4975 тонн.
Длина наибольшая: 146,2 метра, длина по КВЛ: 134,5 метра, ширина наибольшая: 15,8 метра, ширина по КВЛ: 14 метров.
Высота борта в носу: 13,2 метра, высота борта на миделе: 8,1 метра, высота борта в корме: 5,2 метра. Осадка по корпусу: 4,87 метра.
ГЭУ (главная энергетическая установка): 2 газотурбозубчатых агрегата М-3 по 36 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль, 4 газотурбогенератора ГТУ-6 по 600 кВт, 2 ДГ-200/1 по 200 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц.
Скорость хода: полная 32 узла, оперативно-экономическая 20 узлов. Дальность плавания: 4000 миль при скорости хода 20 узлов. Мореходность: по применению оружия с активными успокоителями качки до 7 баллов волнения моря и до 4 баллов без них.
Автономность плавания: 8 суток, после чего требуется заправка продовольствием, топливом и водой.
Вооружение БПК пр. 61МП (61М):
ракетное: 4х1 контейнерные ПУ КТ-97М от ПУРС «Коралл-НК»,
артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 2 РЛС МР-105 «Турель»,
ракетно-зенитное: 2х2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК «Волна» от 2 РЛС УРЗО «Ятаган»,
артиллерийско-зенитное: 4х6 30-мм башни АК-630 от 2 РЛС УАО «Вымпел-А»,
торпедное: 1х5 533-мм ПТА-53-1123 с ПУТС «Тифон-61М»,
противолодочное: 2 бомбомёта РБУ-6000 «Смерч-2» от ПУСБ «Буря-61»,
авиационное: 1 вертолёт КА-25ПЛ,
гидроакустическое: 1 ГАК МГК-335 «Платина»,
радиотехническое: 1 РЛС МР-310 «Ангара-А», 1 РЛС МР-500 «Кливер»,
аппаратура «Нихром», 1 радиопеленгатор АРП-50,
1 БИУС «Планшет-61», 1 РЛС РТР МРП-11-16 «Залив»,
РЛС РЭБ «Краб-11» и «Краб-12», 1 СГА «Дозор-1».
навигационное: 2 НРЛС «Волга», 1 гирокомпас «Курс-4», 1 лаг МГЛ-50, 1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик «Путь-2»,
химическое: противоатомная защита (ПАЗ), 10 дымовых шашек МДШ,
Экипаж БПК пр. 61МП (61М): 320 человек (29 офицеров, 42 мичмана).
БПК пр. 61МП (61М) «Огневой» был головным в процессе глубокой модернизации и перевооружения этого класса кораблей ВМФ СССР.
Конечно, это был очень красивый внешне и очень насыщенный новинками вооружения и оборудования корабль… Несомненно, все с некоторой ревностью и завистью смотрели на его острый возвышенный форштевень, на ажурное переплетение его мачт, рей и такелажа, на гордые вздыбленные в небо стволы артустановок и направляющие пусковых установок ЗРК.
Да, это были очень мощные, стремительные, сильно вооружённые и беспощадные к врагам боевые корабли проекта 61МП (61М) или «поющие фрегаты», как их уважительно и романтично называли американо-натовские военные моряки.
Действительно, БПК пр.61 и пр. 61МП (61М) «пели», вернее характерно «по самолётному» свистели своими турбинами, впрочем, как и БПК пр.1135, мы даже лучше пели своими турбинами нашей ГЭУ (главной энергетической установкой). Но это было всё равно не так, а иначе, по-другому…
Существенное отличие в ТТД наших кораблей проектов 1135 и 61МП (61М) – это автономность самостоятельного одиночного плавания в море-океане: БПК «Свирепый» пр.1135 мог нести боевую службу 30 суток, а БПК пр.61, 61МП (61М) – только 8 суток.
Поэтому они были кораблями ударно-атакующего действия, а мы – поисково-сторожевого, они должны были идти напролом, в бой, в драку с вражескими кораблями, а мы – издалека искать вражескую ПЛ и за 50 км от неё уничтожать своими ракето-торпедами.
Что ж, у каждого корабля своя боевая задача и своя судьба. Поэтому командиры и офицеры, да и мы, матросы БПК «Свирепый», с молчаливым признанием и уважением смотрели на гордого красавца Северного флота – БПК «Огневой».
Интересно, что БПК «Огневой» делал в Лиепае 4 марта 1974 года?
Свидетельство о публикации №216111300800