343 Есть зацеп! 04 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 343. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Есть зацеп! 04.03.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: Лиепая. Военная гавань. Выход из Лиепаи в море и в Балтийск кораблей КУГ (корабельной ударной группировки) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ.

БПК «Свирепый» тоже зацепил якорем на дне акватории ВМБ Лиепая кабели (силовые или телефонные?). Конфуз продолжается…

В предыдущем:

4 марта 1974 года БПК «Бодрый» маневрировал, пытаясь освободиться от «зацепа» якорем подводных кабелей в акватории ВМБ Лиепая. Через час ему как-то удалось «отцепиться» и наступил наш черёд конфузиться…

Только мы стали выбирать якорь и тихонько подрабатывать машинами на малом ходу вперёд, как боцмана на баке доложили, что «якорь всплыл, но зацепил кабели»…

Силовые электрики и командование корабля хорошо знало, что такое разрыв силового кабеля под напряжением в море и на стальном корабле… Это было ЧП и далеко не смешное…

На бак немедленно прибыл старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, командир БЧ-5, другие офицеры и все начали совещаться-советоваться – как быть?

Буксир, который каким-то образом помог БПК «Бодрый» освободиться от зацепа кабелей, сообщил нам, что «вы (то ест ь мы, БПК «Свирепый») зацепили силовые кабели в количестве трёх штук», и что «они (то есть буксир) отходят на безопасное расстояние».

Всем без исключения на носу, на баке БПК «Свирепый» стало не до смеха и вся швартовая команда «кэ-вэ-энщиков» по приказу старпома отступила на левый борт.

Однако надо было что-то делать…

Через несколько минут напряжённого спора маленький, но страшно удаленький боцман Барегомян Арцрун Возгенович, старший строевой, период службы 04.05.1973-05.05.1976 года, в стареньком оранжево-жёлтом недействующем спасательном жилете, обвязанный за пояс толстым пеньковым тросом, медленно, ногами вперёд, влез в якорный клюз и заскользил вниз по мокрой, скользкой, покрытой чёрным илом якорной цепи.

Через три минуты он сидел верхом на лапах якоря и привязывал к кабелям другие концы тросов, которые были пропущены петлями через кнехты и обмотаны вокруг барабана якорно-швартового шпиля.

Через 15 минут якорь вместе с Барегомяном Арцруном Возгеновичем немного опустили вниз. Тросы, удерживающие кабели натянулись как струны и страшно заскрипели…

Командир БЧ-5, капитан-лейтенант Силкин Валерий Николаевич сам включил шпиль на спуск якоря, одновременно старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов скомандовал на ходовой мостик «Дать малый ход назад!». Командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров только на несколько секунд дал ход кораблю, а потом также «отработал» вперёд.

Матрос Барегомян Арцрун Возгенович, сидя на лапах якоря, ногами упёрся в кабели, повисшие на пеньковых тросах и откачнул якорь из-под них. В этот же миг старший боцман, мичман Кучерявый Савва Павлович, на втором шпиле чуть ослабил тросы, удерживающие кабели.

Всё это время на боковой смотровой площадке (смотри на левом снимке фотоиллюстрации) стоял и координировал все совокупные действия всех участников этого ЧП (чрезвычайного происшествия) старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов.

Кабели прошли мимо лап якоря. Матроса-боцмана-героя Барегомяна Арцруна Возгеновича подняли и втащили через якорный клюз на палубу, привели в чувство, сразу утащили через тамбур внутрь корабля, освободили бак от швартовой команды и боцман, мичман Кучерявый Савва Павлович, отпустил, сначала медленно, а потом и совсем, концы пеньковых тросов, удерживавших подводные кабели на весу.

Чёрт с ними, с тросами! Главное все живы и здоровы!

Но какой же герой, настоящий герой этот маленький, но удаленький «молодой» Барегомян Арцрун Возгенович. Настоящий герой!


Рецензии