Мир психов-типов. Мания величия

Это - планктон Фридрих Рудольфович, и у него болезненное желание быть важным. Он фонтанирует новыми абсурдными идеями и убежден в своей гениальности, время от времени он ощущает свою незаменимость и почти всегда свою непревзойдённость. Он активен и говорлив, а ещё у него отсутствует интерес к чужому мнению. Короче говоря, у Фридриха мания величия. Но это нисколько его не смущает и уж тем более не тяготит. Попросту он вынужден каждый день нести свой крест мессии и родителя всех народов. И он, скажу я вам, отлично справляется с этой ношей!

Фридрих Рудольфович отличный парень, и его не волнует собственная отравляющая зависть, навязчивые мысли обсессивного характера в случае малейшего сомнения в собственном превосходстве. Его совершенно не колышет собственная неспособность учитывать чужие интересы, его хронически-острый эгоизм, всеохватывающие агрессивные фантазии собственного величия, тотальное доминирование только одного аспекта мотивации - мотивации славой, восхвалением, восхищением без реального увлечения делом. В общем, его не волнует ни-че-го! Ну, как не волнует? Может, самую малость. Вот самую капельку. И вот именно в такие моменты у него снова и снова появляется навязчивое желание манипулировать другими. Знакомо, да?

Мания величия такая интересная штука, которую замечают все окружающие, кроме тебя самого. Сами же «фридрихи рудольфовичи» просто считают себя лидерами, способными сделать всё на свете, повести всех за собой и преодолеть все существующие трудности, чтобы вся планета рукоплескала, и весь народ понял, что перед ним венец творения дифференциально-адаптационной цепи. Хотя не скрою, иногда таким вот «фридрихам рудольфовичам» так и хочется дать подзатыльник и нежно прошептать на ушко: сойди с пьедестала, мать твою, и спусти за собой воду в туалете!

Планктон довольно распространён в нашей среде, и если немного напрячься, десяток-другой таких вот «фридрихов рудольфовичей» вы запросто вспомните. Но тут впору задаться вопросом: мания величия - это же «зеркальное» или, точнее сказать, «перевернутое» отражение комплекса неполноценности? Получается, что комплекс неполноценности - это мания несостоявшегося величия? Как всё в мире взаимосвязано, однако. И вот тут возникает вопрос номер два: что из этого «лучше» для жизни?

Если быть самим «фридрихм рудольфовичем», то есть непосредственным носителем этой благородной в некоторых кругах мании, то – «лучше» иметь манию величия, чем комплекс неполноценности. Ведь что мы имеем? Пусть и завышенную, но положительную самооценку, ведь: «Фридрих хороший, красивый, умный, сильный, а остальные – идиоты!»

Если же Фридрих вдруг заболеет комплексом неполноценности, то его самооценка автоматически сползёт вниз, как жидкий клей на обоях. А что это значит? Правильно! Это будет означать негативное к себе отношение и дурные мысли: «Фридрих плохой мальчик, он ни черта не умеет, его никто не любит, он, сцуко, полный ноль!» В общем, самоуничижение его сожрёт с потрохами.

Но если вы обитаете рядом с таким планктоном, то для вас всё видится немного в другом свете. Сильная уязвимость «фридрихов рудольфовичей» перед критикой, агрессия и ярость в ответ на критику, задалбывающий перфекционизм, но не ради совершенства, как у истинных перфекционистов, а ради ощущения, что их оценивают так, словно они действительно достигли безупречности и абсолюта - доводит окружающих до стенокардии и энуреза. А попросту, бесит! В общем, большинство людей всё же считает, что комплекс неполноценности менее травматичный для окружающих, чем мания величия. А если по чесноку, то на вопрос: так что же лучше - мания величия или комплекс неполноценности? – любой нормальный человек ответит встречным вопросом: а что лучше, когда суп невозможно есть из-за того, что он пересолен или переперчён?

Короче, такие люди у нас есть, и нужно как-то с этим справляться. Не уверен, что им помогут ромашковый чай и грелка на живот, а вот стерлядь по-Царски да блины с икоркой сразу же после расстегаев с грибками да перепёлок фаршированных вполне могут умаслить такого Фридриха. Вот и попробуйте ему помассировать пяточки и почитать тихонько книжечку, да хотя бы «Амстердам» Иэн Макьюэн. Ну, или список Форбс. Если ему будет неинтересно, и он захрапит, то хотя бы вы сможете с пользой провести время у ног своего небожителя. Крепитесь, и вам воздастся манна небесная, ну, или хотя бы кости с царского стола.

****************
художник-иллюстратор: Лис


Рецензии