349 Герои нашего времени 10 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 349. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Герои нашего времени. 10.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Москва. Кремль. Колонный зал дома Союзов. Персональный сольный концерт знаменитого советского азербайджанского певца, солиста Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета имени Ахундова, лауреата международных конкурсов, Народного артиста Советского Союза Муслима Магомаева. 10.03.1974 г.



В предыдущем:

У меня от службы на флоте вместо татуировок остались фотографии в ДМБовском альбоме, письма и мои дневниковые записи, мой «вахтенный журнал».

10 марта 1974 года я записал в свой дневник-ежедневник: «Адские перерывы в записях, но что поделаешь, никак не могу привыкнуть к этой большой книге. Слишком много места для моих сумбурных мыслей».

Подводя итоги последних дней, я похвалил самого себя за то, что вовремя успел поздравить маму, Ольгу, Галю и Валю (жёны моего брата), а также племянницу Светланку с женским весенним праздником «8 марта». Поздравил также с праздником всех-всех моих подружек школьных, жён моих школьных друзей, конечно, поздравил Оленьку (знакомую незнакомку из московской электрички), да не просто так – открыткой, а целым письмом…

Правда, трудно было писать Оленьке письмо, но обмануть её, а потом ломать ей и себе судьбу и жизнь, - это ещё труднее и горше. Написал ей, и словно груз с плеч снял. Поймёт меня – молодчина, не поймёт, обидится, - жаль её будет…

10 марта 1974 года было воскресенье, а вчера, проявляя плёнки, я читал новую газету, которую подарила мне на почте Клавдия Ивановна – раздатчица писем и телеграмм. Это была газета «Говорит и показывает Москва». В газете я прочитал, что сегодня вечером в прямом эфире будут передавать из Колонного зала дома Союзов персональный концерт знаменитого советского азербайджанского певца Муслима Магомаева.

Муслим Магомаев в 70-е годы XX века был суперпевцом и обладал фантастической популярностью в Советском Союзе. Всякий раз, когда дикторы или ведущие представляли этого поистине народного артиста, они не успевали полностью назвать его титулы и имя, тут же вспыхивали овации, - так его любили. При этом Муслим Магомаев всегда выходил на сцену чуть-чуть смущаясь этой любви зрителей.

В этот раз Центральное телевидение Советского Союза сделало всем, кто не достал билетов в Колонный зал дома Союзов, щедрый и честный подарок – «живой» концерт «живого» Народного артиста, певца Муслима Магомаева.

Я представил себе Муслима Магомаева в его любимой и характерной позе: прямой, гордый, устремлённый, с вытянутой вперёд рукой, с напряжённым лицом, огненным взглядом, с чарующим настоящим мужским голосом и вдруг вспомнил книгу, которую я только что закончил читать – «Герои безгеройного времени» Майи Туровской.

На Западе, в США, тоже был народный певец и герой американцев, артист Элвис Пресли. Он тоже обладал мелодичным голосом, музыкальным певческим разнообразием и тоже был любим всеми американцами и не только ими. Элвис Пресли был мастерский певец рок-н-ролла, этого у него не отнять…

Под песни Элвиса Пресли, не понимая смысла его слов, было весело и интересно танцевать, прыгать, скакать, баловаться, вихлять попой, а под музыку и песни Муслима Магомаева хотелось петь вместе с ним, потому что от его исполнения песен играла, пела, страдала и счастливо, как на свадьбе, плясала душа.

Я немедленно пошёл в каюту заместителя командира корабля по политической части к старшему лейтенанту А.В. Мерзлякову и с жаром стал убеждать его разрешить и помочь организовать коллективное присутствие-просмотр концерта Муслима Магомаева по телевизору.

В качестве аргументов я рассказал Мерзлякову о прочитанной книге, о разнице между героем нашего времени, каким, несомненно, был Муслим Магомаев, и американским героем безгеройного времени Элвисом Пресли, который был востребован американским обществом, как американская мечта, американский бургер и американская кока-кола.

Я сказал Мерзлякову, что эффект реального «живого» присутствия на концерте Муслима Магомаева сотворит чудо и ребята, проникнув в эффект сиюминутного контакта с живым героем, получат заряд такой бодрости и энергии, который не даст ни одно политзанятие, собрание или мероприятие.

В результате вечером 10 марта 1974 ода во всех кают-компаниях и в большом зале столовой личного состава, куда телевизор вынесли и настроили ребята из РТС (радиотехнической службы) пришли все, кто был свободен и даже «не свободен» от вахт.

Это был грандиозный сольный концерт Муслима Магомаева из прекрасного Колонного зала дома Союзов. Это была прямая трансляция, и мы все согласились с кем-то из ребят, кто сказал, что «Нам повезло. Мы видим всё не издалека, а как будто сами на сцене»…

Даже неизбежные паузы и шероховатости по звуку и шумам не раздражали, а дополняли ощущение прямого живого участия в этом событии, в этом концерте. Волнение было огромным…

На телевизионном экране нам показали заставку – вечерний Колонный Зал Дома Союзов со стороны Пушкинской улицы (Большой Дмитровки), потом длинная пауза приготовления к концерту, разминка музыкантов из симфонического оркестра, а потом…

- «... Сегодня в Колонном Зале Дома Союзов поёт солист Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета имени Ахундова, лауреат международных конкурсов, Народный артист Советского Союза Муслим Магомаев!» - торжественно объявила красавица-диктор Центрального телевидения Светлана Моргунова.

Зазвучала музыка и красивый, стройный, энергичный и всем уже по родному знакомый Муслим Магомаев запел «Торжественную песню» на стихи Роберта Рождественского.

Ты пришла, - настала в мире будто весна.
Шар земной запомнил имя твоё.
Всё имеет срок, а ты бессмертна, страна,
Жизнь моя, дыханье моё!

Припев:
Я смогу держать в ладонях солнце,
Я пройду сквозь годы-времена.
Всё смогу, я всё на свете смогу,
Если ты со мною, страна!

Можно жить без песен, жить от дома вдали,
Жить без сна, шагать в степи без огня.
Но нельзя дышать без этой вечной земли,
Родины, вскормившей меня.

Музыка: Муслим Магомаев. Слова: Роберт Рождественский.

За давностью лет я уже не помню точно порядок песен на этом концерте, но знаю программу точно такого же концерта Муслима Магомаева в Москве 8 марта 1974 года.

В первом отделении после «Торжественной песни» Муслим спел песню «Шло письмо» (В. Шаинский, С. Островой).

Шло письмо на закате, на рассвете.
Шло письмо по кривой и по прямой.
Через все пути на свете
Шло с войны письмо домой.
Шло с войны письмо домой.

Шло письмо. Шло назло беде и мраку.
Шло письмо, словно луч в свинцовой тьме.
А солдат пошёл в атаку,
Тот солдат, что жил в письме.
Тот солдат, что жил в письме.

Потом он пел песню «Хиросима» (М. Магомаев, Р. Рождественский):

Город прославился так:
Вышел военный чудак,
Старец с лицом молодым.
«Парни, — сказал он, — летим!
Мальчики, время пришло.
Дьявольски нам повезло!..»

В семь сорок девять утра
Все было так, как вчера.
В семь сорок девять утра
Все было так, как вчера.
«Точка… — вздохнул офицер, -
Чистенько вышли на цель…».

Потом - «Кто отзовётся» (А. Пахмутова, Н. Добронравов):

Песни все, что пел я, слетаются к маме…
Спит берёзка белая в морозном тумане…
Что тебе не спится, милая мама?
Что дрожат ресницы, милая мама?

Отвечает старая не словом, а вздохом:
Поросла тропа моя лишайником-мохом.
Уж давно я вижу: хмурятся ели,
Уж давно я слышу: плачут метели…

Потом - «Совесть мира» (А. Пахмутова, Н. Добронравов):

В мире досталась людям
Лучшая из планет.
Совесть Земли разбудим
Памятью горьких лет.
Мир, и большой, и зыбкий,
Вечен и не делим.
Доброе, как улыбка,
Солнце одно над ним.

Припев:
Боль земли и горести
Сердцу не забыть…
Надо жить по совести,
Надо жить по совести,
Надо в мире жить!

Затем была песня «Мужская верность» (О. Милявский, В. Хвойницкий):

Я не люблю ночную тишину,
Она страшит задумчивым молчаньем.
Встречать рассветы трудно одному,
Когда вокруг одни воспоминанья.

Припев:
И знаю я, что дом остывший мой
Могла б согреть другая чья-то нежность.
Но как делить, делить любовь с другой? Как?
Как? Ведь есть на свете и мужская верность.
Но как делить, делить любовь с другой? С другой?
Как? Ведь есть на свете и мужская верность.

Эту песню Муслим исполнял 2 раза.

Следующая песня - «Одинокая» (О. Фельцман, И. Кохановский):

Назову не по имени-отчеству,
Назову и светлей и торжественней...
Обращаюсь к Вам, Ваше Высочество,
Одиночество женщины!

Это было во все времена
Очень близкие или далекие,
Когда ты оставалась одна,
Одинокая, одинокая.

Затем Муслим Магомаев размашисто и твёрдо пел песню - «Разве тот мужчина» (О. Фельцман, Р. Гамзатов):

Кто бездумно и беспечно
Хохотать способен вечно, -
Разве тот мужчина?

Кто прошёл земные дали,
Но всю жизнь не знал печали, -
Разве тот мужчина?

Кто в заздравном даже слове
Умудрялся хмурить брови, -
Разве тот мужчина?

Кто смертельно не влюблялся,
Ни с одной не целовался, -
Разве тот мужчина?

Затем очкень грусто и проникновенно исполнил песню - «Так пришлось» (О. Фельцман, Н. Перепечь):

Вспоминаешь меня хоть изредка?
Вспоминай...
Я любовью твоей не признан,
Вспоминай...
Я не нёс тебе ни отчаяние,
Ни печаль, -
Прикоснулся к тебе нечаянно...
Прикоснулся к тебе нечаянно...
Прикоснулся к тебе нечаянно -
И прощай.

Потом была - «Приснившаяся песенка» (М. Магомаев, Р. Рождественский):

Влетела ночью песенка ко мне в окно,
Пришла, хоть было в комнате совсем темно,
И тем она запомнилась надолго мне,
Что я ее впервые услыхал во сне.
Она была живой и молодой была,
Она меня будила, за плечо трясла.

Затем Муслим Магомаев на фортепьяно сам исполнил «Фантазию на темы песен М. Магомаева», а потом, под овации зрителей спел ещё две песни:

«У того окна» (М. Магомаев, Р. Гамзатов):

«Ты где, моё сердце, дай мне ответ?»
«Вон у того окна!»
«В груди моей пусто, тебя там нет,
В груди моей боль одна.»

«Где вы, мечты мои, светлые, где?»
«Вон у того окна!»
«За моим окном человек в беде,
Комната холодна.»

Под конец первого отделения Муслим Магомаев исполнил знаменитую песню - «Мелодия» (А. Пахмутова, Н. Добронравов):

Ты - моя мелодия,
Я - твой преданный Орфей.
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей.

Все как дым растаяло,
Голос  твой теряется вдали...
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?

Эта нежная песня-мелодия завершила первое отделение концерта…

Второе отделение началось песней «История любви» (Ф.Лэй):

Тронуло свечу дыханьем вечера.
Я вас не огорчу, пугаться нечего,
а просто вам скажу, скажу о том,
что у меня любовь была.
Была любовь...

Да, была любовь одна на тысячу .
Ты руку протяни. А вдруг отыщется?
Ты сердце распахни. Неужто в нём
ещё вчера любовь была?
Была любовь...

Потом была «Гранада» (А.Ларра). Слова и музыка А. Лара  (Перевод И. Бекетова):

Granada,
Tierra sonada por mi
Mi cantar se vuelve Gitano
Cuando es para ti.
Mi cantar hecho de fantasia,
Mi cantar flor de melancholia
Que yo te vengo a dar.

Granada,
Tierra ensangrentada
En tardes de toros.
Mujer que conserva el embrujo
De los ojos moros.
De sueno rebelde y gitana
Cubierta de flores
Y beso tu boca de grana
Jugosa manzana
Que me habla de amores.

Потом Муслим Магомаев спел на английском языке песню «Yesterday» («Вчера») (Д.Леннон-П.Маккартни, The Beatles):

Yesterday,
All my troubles seemed so far away
Now it looks as though they're here to stay
Oh, I believe in yesterday

Suddenly,
I'm not half the man I used to be
There's a shadow hanging over me
Oh, yesterday came suddenly

Why she had to go I don't know,
She wouldn't say
I said something wrong,
Now I long for yesterday


Потом была «Песня прощения» (А.Поппа). Автор слов - Р. Рождественский:

Я тебя могу простить -
Как будто птицу в небо отпустить.
Я тебя хочу простить
Сегодня раз и навсегда.
«Я люблю!» — сказала ты, -
И в небе загорелись две звезды.
Я прощу, а вдруг они
Простить не смогут никогда.

Припев:
А память священна,
Как отблеск высокого огня.
Прощенья, прощенья
Теперь проси не у меня.

Песню «Тема любви» из кинофильма «Крестный отец» (Н.Рота) Муслим Магомаев спел 2 раза. Автор текста на итальянском языке Дж. Бонкомпаньи.

Parla piu piano e nessuno sentira;
Il nostro amore lo viviamo io
E te, nessuno sa la verita
Neppure il cielo che ci guarda da lassu.
Insieme a te
Io restero
Amore mio,
Sempre cosi;
Parla piu piano e vieni piu vicino a me
Voglio sentire gli occhi miei dentro di te,
Nessuno sa la verita;
E' un grande amore e mai piu grande esistera.

Затем, как всегда, огненно и страстно, уникально и суперпрофессионально Муслим Магомаев спел арию «Фигаро»:

Largo al factotum della citta.
Largo! La la la la la la la LA!

Presto a bottega che l'alba e gia.
Presto! La la la la la la la LA!

Ah, che bel vivere, che bel piacere (che bel
piacere)
per un barbiere di qualita! (di qualita!)

Ah, bravo Figaro!
Bravo, bravissimo!
Bravo! La la la la la la la LA!

Потом на английском языке Муслим Магомаев спел свой «Романс»:

Что так сердце, что так сердце
Растревожено?
Словно ветром тронуло струну…
О любви немало песен сложено,
Я спою тебе, спою ещё одну.
О любви немало песен сложено,
Я спою тебе, спою ещё одну.

Затем снова Муслим Магомаев «взорвал» Колонный зал дома Союзов, спев арию «Мефистофель»:
 
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир - телец златой!

В умилении сердечном
Прославляя истукана
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!

Кстати, это была одна из самых любимых арий из опер…

Потом уже заметно уставший Муслим Магомаев спел песню «Благодарю тебя» (А. Бабаджанян, Р. Рождественский):

Благодарю тебя
За песенность города,
И откровенного и тайного.
Благодарю тебя,
Что всем было холодно,
А ты оттаяла, оттаяла.

За шёпот и за крик,
За вечность и за миг,
За отгоревшую звезду,
За смех и за печаль,
За тихое «прощай» -
За все тебя благодарю.

Следующая песня была настолько желанна и ожидаема, что весь концертный зал, да и мы, моряки БПК «Свирепый», не сдержались и пели вместе с Муслимом Магомаевым песню «Свадьба» ( А.Бабаджанян, Р. Рождественский):

По просёлочной дороге шёл я молча,
И была она пуста и длинна,
Только грянули гармошки что есть мочи,
И руками развела тишина.

Припев:
А это свадьба, свадьба, свадьба
Пела и плясала,
И крылья эту свадьбу вдаль несли.
Широкой этой свадьбе было места мало —

Овации были такими, что мы слышали, как скрипят и шатаются стены и колонны Колонного зала дома Союзов в московском Кремле…

А после этого Муслим Магомаев насмешливо усмехнулся, вскинул голову, озорно кивнул дирижёру и вошедшие в раж музыканты грянули «Вдоль по Питерской»…

Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской,
Да, ох, ой, по Тверской-Ямской да с колокольчиком
Эх, едет миленький сам на троечке,
Ох, едет лапушка да по просёлочкам.

Эх, я в пирушке была, во беседушке,
Ох, я не мёд пила, сладку водочку,
Ох, сладку водочку со наливочкой,
Да, эх, я пила, молода, из полуведра.

Ой ой ой ой
Эх, не лёд трещит, не комар пищит,
Это кум до кумы судака тащит.
Ох ох ох ох
Ой, кумушка, да ты, голубушка,
Свари куму судака, чтобы юшка была.
Ох ох ох ох
Ой, юшечка да с петрушечкой,
Поцелуй ты меня, кума-душечка
 
Ох, поцелуй, поцелуй, кума-душечка. Э-эгей!!!

Это громогласное «муслимовское «Э-эгей!!!» было таким, что я подумал: «Вот и всё, это конец Света. Так больше никто и никогда не споёт…».

Во время концерта Муслиму Магомаеву несли множество цветов и много детских игрушек, он даже пошутил, что «может открыть игрушечного магазин». «Видимо, меня считают за ребёнка…», - сказал певец, но, вероятно, ему намекали на то, что ждут от него продолжения рода…

Мы все, кто смотрел этот концерт по телевизору, заметили, что во втором отделении Муслиму было тяжело петь, что пот струился по его лицу. Мы не знали, что он в то время переживал сильный недуг, но мы чувствовали, что Магомаев мужественно преодолевает недомогание и поёт так, как в последний раз в своей жизни.

Зрители на концерте овациями просили спеть песни по второму разу, и он пел, пел так, что дух захватывало…

Только сейчас, когда знаешь его судьбу и хронику его жизни, умом понимаешь, что, по сути, в тот вечер 10 марта 1974 года мы, экипаж БПК «Свирепый» были свидетелями подвига, который Муслим Магомаев совершил во имя своих зрителей, подарив нам свой незабываемый концерт и память о себе.

Муслим Магомаев своими песнями, музыкой и концертом 10 марта 1974 года добился главного – оставил по себе благодарную память радости и восхищения его талантом, гордость его терпением и мужеством, пример высокого служения не славе, не деньгам и не благополучию мирскому, а миру, людям, любви.


Рецензии