Про воспитание, отношения к себе и другим

Я регулярно сталкиваюсь с точкой зрения о воспитании детей, которая гласит “нельзя! избалуешь!”. Нельзя совершенно разные вещи, например, нельзя часто (часто это как вообще? кто решает, что это часто?) брать на руки ребенка, потому что “до института/армии будет на руках что ли?”. То же самое касается других тем, таких как сон с ребенком, реализация желаний ребенка. Зачастую самым весомым аргументом является “а у меня/другого человека/поколения было не так, и ничего. Нормально все”. Конечно же, это “нормально” наполнено различного рода травмами, которые вытесняются.
В данных ситуациях меня интересуют два момента. Первый - чего опасаются люди, когда речь заходит о том, что ребенок будет находиться в комфортной ситуации, будет иметь возможность делать то, что ему нравится (этот пункт просто ужасает многих и правда, такая наглость и ужас), не бояться авторитетов и уметь отстаивать свою точку зрения? Почему все это считается избалованностью?
Второй - почему люди считают, что дети (чужие и даже если не совсем чужие) должны жить так же, как жили они? Почему так много страха относительно создания благоприятной эмоциональной атмосферы, изменения существующих условий?
Кажется, что такой подход отражает скрытую мысль, что желания ребенка могут быть исключительно деструктивными, неполезными, опасными, а потому следовать желаниям ребенка - поддерживать его деструктивные тенденции, а значит он вырастет злым, плохим и эгоистичным.
А ещё очень важно сделать ребенку дискомфортно как можно раньше, чтобы когда он подрастет и попадет в реальный мир, будь то школа или работа или что-то ещё, спокойнее относился к границам, которые выстраивает внешний мир. Границы эти, конечно же должны быть жесткие, агрессивные, контролирующие, но никак не помогающие усвоить нормы жизни в обществе, указать что безопасно и опасно, что неправильно в отношении себя или других людей. Учить быть независимым и по-хорошему взрослым - не значит отказать в поддержке, это значит дать в определенном возрасте столько поддержки, чтобы она плотно интереоризировалась и уже взрослый человек сумел опираться на себя, на эту поддержку внутри.
Самая распространенная ситуация, с которой сталкивалась я в своей практической деятельности - посадить дошкольников за столы, потому что в школе у них не будет возможности так бегать и играть, как сейчас. Они уже сейчас должны привыкать к ограничениям будущим. Давайте сломаем ребенка сейчас, чтобы потом этот человек был удобнее. Все доводы о том, что ведущая деятельность дошкольника - игра и через нее лучше всего делать все эти математики и другие подготовительные занятия к школе - игнорируются.
Конечно организовать интересную и развивающую игру для детей - большой труд и сложная задача, намного сложнее, чем посадить детей на стол.
Впрочем, такое же отношение наблюдается не только в адрес детей. Я часто сталкиваюсь в собственном опыте или опыте знакомых, что забота о своем эмоциональном благополучии и желание бережно относится к своим границам воспринимается как эгоизм.
Почему-то обязательно нужно страдать и терпеть. Люди ворчат, злятся на несправедливости в свой адрес, например, в рабочей среде, но при фразе: так давайте что-нибудь делать, заявить о том, что это бред и неправильно. Все тихо пожимают плечами и говорят “ну а делать-то надо..” и продолжают терпеть. Вот именно это терпение к дискомфорту прививается детям. Ну, вроде и так нормально... Но нет, не нормально.
То, о чем пишу я, это не призыв к вседозволенности собственной и детской. Это призыв к тому, чтобы быть чуткими в отношении себя, и других. Особенно маленьких людей, которые учатся быть в этом мире.


Рецензии
Совершенно верно и неоспоримо, что дети учатся быть в этом мире. И чтобы судить о правильности или неправильности их воспитания, желательно знать ответы на некоторые вопросы. Например, для чего их воспитывать, что их в этой жизни ждёт. Для ответа не лишне иметь представление, а что такое жизнь вообще и в чём её смысл, с учётом и предназначения человека, и установок социума, т. е. по самой высокой "планке".
Проблема в том, что ответы приходят с жизненным опытом при условии повышенного внимания и стремления познать корни процессов, которые жизнь "регулируют". Можно обратиться к тем "авторитетам" (учителям человечества), кто познал. Но даже те, кто относит себя к специалистам по воспитанию, воспитывают и указуют не задаваясь этими вопросами, а в соответствии с предъявляемыми кем-то требованиями или "креативными" тенденциями.
Не воспринимайте это как критику, это всего лишь размышления.
С уважением,

Вячеслав Абрамов   20.11.2016 00:17     Заявить о нарушении
Интересно, в чем смысл Человека (человека в целом? конкретного?). Про это нам рассказывал Фромм ещё:)
Более важно чем знать ответы на вопросы, важно уметь их задавать, себе и другим и ребенок этому должен учится. Уметь задать вопрос. Ответы могут быть шаблонные и несознательные, но задавая вопрос - приходит осознание.
Спасибо за интерес, надеюсь правильно вас поняла.

Романова Ольга   20.11.2016 00:20   Заявить о нарушении
Нет, Вы неправильно поняли. И речь не только о малышах, в более широком смысле. Если коротко: если "воспитатель воспитателей" не знает, для чего он живёт, в чём смысл его жизни, чему, с каким "образом цели" он учит воспитателей, а те - воспитуют?
Извините, что гружу философскими вопросами, психологам не интересными.

Вячеслав Абрамов   20.11.2016 00:29   Заявить о нарушении
Зря вы так о психологах. Тема смысла жизни весьма актуальная, одна из тех важных с которыми приходится работать. Кризис в этой сфере случается часто у людей.
Полагаю, что поняла вашу мысль, хотя не совсем прослеживаю связь с тем, о чем говорилось в тексте.
Впрочем, каждый увидел то, что актуально именно сейчас в данный момент, что тоже здорово.

Романова Ольга   20.11.2016 00:38   Заявить о нарушении
Теперь я вижу, что есть психологи, заглядывающие в причины кризиса. Я бы сказал, кризиса текущего жанра жизни. Это позволяет добавить оптимизма в возможность достижения, скажем, философски правильного понимания роли эгоизма в сфере этих причин, - желательно не только психологами, но и воспитателями.
С полнотой пожеланий успехов и достижений,

Вячеслав Абрамов   20.11.2016 01:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.