Праздники и физика

Ефимов А.В. Меркушова А.В
Народный праздничный календарь и физика
или
Праздничный цикл в ГОУ Школе-Интернате «Интеллектуал»

см. https://stihi.ru/2017/07/08/6604

и http://proza.ru/2017/04/10/1903

а также   http://proza.ru/2021/08/30/157

http://proza.ru/2017/02/11/1493

http://proza.ru/2021/10/14/153

http://proza.ru/2021/11/14/822

http://proza.ru/2022/03/15/1407

http://proza.ru/2022/04/08/199

http://proza.ru/2022/06/08/142

Идея подружить традиционную народную игру, традиционный праздничный календарь и физику принадлежит не нам. В 1986 г. впервые объединить игру и физику попробовал коллектив С.Н.Егорова - С.Н.Кириллова, который базировался в г. Люберцы и назывался «Круиф». Название расшифровывалось как «Кружок Игры и Физики».
Праздничный календарь повторить правда не удалось, но из этой идеи в последствии вырос Театр Занимательной Науки. Мы пошли несколько иным путем. Ключевым для нас стало понятие «Исследование творчества Константина Эдуардовича Циолковского».
Произносим “Константин Эдуардович Циолковский” - и сразу всплывают ассоциации. - провозвестник космической эры, отец русской космонавтики...  Еще что? Еще философ,  мечтатель, человек устремленный в будущее , живший более тридцати лет в Калуге (некоторые считают, что там и родился). Вспомнят , наверное, что был глуховат, пользовался собственноручно сделанными рупорами - слухачами.
Но давайте обратимся к цитатам, “Новый гражданин Вселенной Константин Циолковский, как называл он себя сам, появился на свет  17 сентября 1857 года, в селе Ижевском Спасского района Рязанской губернии в семье лесничего, обрусевшего поляка, одним из предков которого был “бунтарь Наливайко”.  Отец, человек сильного  и тяжелого для окружающих характера, передал сыну свою страсть к изобретательству и незаурядную силу воли, а мать с примесью татарских кровей, натура сангвиническая пылкая , доброжелательная, наделенная прекрасным голосом - свою общую галантность (из книги  “Русский космизм. - Москва, Педагогика- пресс, 1993 г.).
Продолжим цитату: “Из смутных глубин памяти о детстве вылавливает Константин Эдуардович особый штришок своей натуры. Любил мечтать, и даже, младшему брату обещал платить, чтобы он слушал мои бредни”.  И далее: “В десять лет Костю постигает несчастье: сильная простуда, скарлатина и как результат - глухота почти полная”. Казалось бы какие праздники, какие игры, но мы взяли и отобрали из всего многообразия фактов, приведенных в воспоминаниях  современников, автобиографических записей К.Э. Циолковского те, в которых так или иначе присутствует игра. И получилась довольно объемная подборка [1], охватывающая все периоды жизни и все или почти все стороны жизни ученого. Что удивительно даже само по себе. А может быть, ничего удивительного в этом нет, просто К. Э. Циолковский чувствовал себя вольным, свободным и в жизни, и в своем творчестве. Свободно творить, устремляясь мыслью в космические дали, или промчаться вместе с мальчишками по льду замершей речушки - разве это не одинаково прекрасно? А еще К.Э. Циолковский использовал самодельные устройства для демонстрации физических опытов, делал внукам игрушки, учил их ходить на ходулях.
То что в каждой народной игре присутствует какое-либо физическое явления не вызывает никакого сомнения, даже в играх со словами присутствуют акустические явления. Но что может быть объединяющем для различных игр и как привязать к физике праздничный календарь? Тут и пригодилось то главное, что ассоциируется с К.Э Циолковским – Космос. Нужно было просто сопоставить традиционный народный календарь и астрономические явления и у нас получился достаточно логичный цикл. Причем последующие исследования подтвердили взаимосвязанность астрономического и праздничного календаря, а также выявили его симметричность и цикличность, которая проявляется даже в некоторых понятиях отождествляемых с праздниками. Например «Святки» Рождественского цикла и «Зеленые святки» летнего.
Главное, что мы отошли от навязывания обрядовой стороны праздника и во главу угла поставили народную игру и природные и астрономические явления. По нашему мнению, именно упор на обрядовую сторону, а уж тем более «поиск языческих корней» и является главной ошибкой в попытках восстановить бытовавший ранее праздничный цикл. Обращение к языческим обрядам выглядит чрезвычайно странным и более похоже на ролевую игру, но с весьма непредсказуемыми последствиями. Попытка привязаться к Православным праздникам приводит к непониманию приверженцев других религий, тем более, неверующей части участников. Обращение же к астрономическому и природному циклу нейтрально и воспринимается всеми участниками естественно.
Например: «Осень сменила Лето, как заметно поменялась природа.
День стал равен ночи, смотрите какие изменения были в такой же день Весной.
У нас с вами сегодня самый короткий день (22 декабря), а помните, летом был самый длинный день. И как заметно меняется и каждый раз по-новому раскрывается наша Российская природа».
Таким образом любой школьный коллектив может использовать все разнообразие духовной культуры народов России абстрагируясь от религиозных воззрений участников и, постепенно набрав опыта по проведения праздников, создать бесконфликтную праздничную среду. В любом случае каждый участник праздничного цикла найдет свое место. Мы выстраивали свой праздничный цикл с 1987 г. Постепенно набирая в свою копилку народные игры и исследуя их место в народном праздничном календаре [2,3,4]. Наш опыт мы применили в ГОУ Школе-Интернате для одаренных детей «Интеллектуал».
ГОУ Школа-Интернат «Интеллектуал» довольно молодая школа, поэтому рано говорить о зарождении школьной традиции, но уже второй год в нашей школе удается провести полный цикл осенних, зимних и весенних праздников. Разумеется речь идет об основных, выбранных по нашим представлениям, праздниках.
В построении праздников мы использовали материалы музея этнографии, а также материалы собственных экспедиций проводимым коллективом КДИ-КНТ «Крылатское» в 1987-2000 г. в Спасском, Сопожковском, Шиловском, Пронском районах Рязанской обл. и Зарайском р-н Московской обл. Также использовались записи из архива Мансурова РИАМЗ и доступные научно-этнографические и литературные произведения. И такэе материалы Меокушовой А.В.

В результате появились следующие праздники:

«Осенины» – общее название цикла осенних праздников или «Проводов Лета». Фактически «Осенины» включают период с «Первого Спаса» 14 августа по 14 октября – «Покров». Причем название «Осенины» применяется для почти всех праздников проходящих в этот период.
В нашей школе мы в период с сентября по октябрь проводим осеннюю ярмарку, выпекаем «тетерки» и проводим игры на Покров. Форма проведения «Ярмарка» возникла  не случайно. Словосочетание «Осенняя Ярмарка» звучит естественно. Мы быстро нашли понимание со взрослыми и школьниками. Форма проведения очень простая, каждый желающий приносит какой-либо свой продукт произведенный своими руками или выращенный в саду или огороде и обменивает на что-то другое на нашей «Ярмарке». Кроме того время проведение Ярмарки попадает на Осенние Равноденствие 21 сентября, что дает возможность вспомнить астрономию и поговорить об устройстве нашей планетной системы.
Также естественно проведение игр на «Покров». «Покров» считался последним осенним праздником когда можно было проводить игры на улице. Мы подобрали сочетание уличных игр и игр в помещении «посиделочных». Список их достаточно обширен и конкретный выбор зависит от пристрастия проводящих праздник. У старших классов пользуются популярностью молодецкие игры «С ремнем», для младших классов существует целый набор подвижных игр,  а физик увидит в этих играх использование инерционных свойств тела. Типичный пример – разнообразные «Салки».
Нужно отметить, что долгое время (с 1987 г. по 2006г.) Покров проводился в форме выездной «Индейской Игры».
На «Индейской Игре» стоит остановится отдельною. Это тоже не наша идея, мы просто привязали к Покрову неплохо разработанную ролевую игру. Авторами ее являются коллективы Друзей Игры, и в частности тот же КРУИФ и Лесногородский  КДИ-КИД под руководством Григорьева В.М. и Григорьевой Л.И. Игра интересна тем, что в ней сочетаются как элементы ролевой игры, так и различные предметы, которые могут быть исследованы с точки зрения физика. Например выше названный коллектив «КРУИФ» предлагал в ходе игры сбивать стрелами или дротиками надувные шарики весящие на деревьях (а в шариках были записки с маршрутом к «кладу»), или тоже самое делалось длинным хлыстом. Использовались элементы силовых единоборств. В игре использовалось разнообразное «мягкое оружие» на различных физических принципах и пр.
Покров и «Индейская игра» слились совсем не случайно. К этому времени осень достигает своей вершины и дальше наступит время, когда уличные мероприятия, а тем более выездные в лесу проводить просто не удобно. На улице холодно и неуютно. А на Покров лес еще в осеннем убранстве, в прошлогодней траве можно спрятаться не опасаясь перемазаться или простудится. Подобный способ «Прощания с осенью» очень нравился участникам и не менее трех подобных «Индейских игр» проходили целиком по инициативе самих школьников.
Еще на Покров ставились «Сельские жердиные качели». Причем разной высоты. У нас в Крылатском максимальная высота качелей достигала 14 м. Да, да это не опечатка именно четырнадцать метров. Помогал ставить качели бывший десантник ком. разветроты Еньков С. В.
Как Вы догадываетесь, качели тоже объект для изучения физика, в равной степени как и ходули, которые тоже использовались на празднике. На ходулях даже прыгали через скакалку, это тоже подсказка для физиков.
Кроме этого долгое время (с 1987 г. по 2006 г.) к осеннему Семенову дню (14 сентября) и к весеннему празднику Вознесение был приурочен Фестиваль Воздушных Змеев, который проходил на Крылатских Холмах на довольно ровном и открытом пяточке с местным названием «У камня».
«Воздушный Змей» вне всякого сомнения интересный для изучения объект. Тут можно вспомнить слова великого Эйлера – "Воздушный змей, детская игрушка, презираемая учеными, может дать повод для глубочайших умозаключений".
Кроме этого наличие практически у всех народов Мира своего Воздушного Змея, даже у проживающего в Новой Зеландии народа Маори есть свой, позволяет расширить рамки Фестиваля до международного. В нашем Фестивале 1992 г. участвовали гости из Индии и США. Еще одно интересное направление – видеосъемка с Воздушного Змея. Этим занятием увлекаются, судя по материалам в интернете, повсеместно
Впечатляет также разнообразие конструкций и художественных решений. Ну а уж физику здесь полное раздолье.

«Город мастеров» - Осенью, после Покрова на Руси, когда уличные праздники проводить невозможно из-за дождей слякоти и холода действие переносилось в дом, начиналась пора посиделок. Сами посиделки представляют очень интересное и с педагогической точки зрения полезное дело сочетающее в себя труд и игру. Однако пока не представляется возможным организовать постоянно действующие «школьные посиделки» мы выбрали другую форму, дважды в осенней - зимний период проводятся «Города Мастеров», где показывают свое умение и обучают других как приглашенные мастера так и школьники нашей школы.
Для проведения выбраны два праздника «Козьма и Демьян» и «Сретенье». Оба праздника в народе ассоциировался с большим общим делом, а святые Козьма (Кузьма)  и Дамиан (Демьян, Демиан) считались покровителями ремесел.
Сами «умельцы» находятся либо среди школьников, и тогда «Город Мастеров» проходит в форме – «Умеешь сам научи другого», либо приглашаются взрослые мастера.
За два года, пока существует программа, у нас побывали и прижились в школе следующие ремесла: Лозоплетение, Керамика, Роспись по дереву, Витраж и др.
Сами школьники показывали искусство: Оригами, Вяление волока, Бисероплетение и др.
Не нужно много фантазии, чтобы привязать ремесло к физическим явлениям.

Новогодние праздники - Школьные новогодние праздники обычное явление, необычна форма проведения праздников выбранная в нашей школе. Мы включили в цикл новогодних праздников «Страшилки» на «Корочун», колядование на Новый Год и «Христа Славить» на Рождество. Этот цикл сам по себе представляет очень милое и забавное действо с ряженными, колядками и возможностью поздравить всех своих друзей. Т.е. доставляет удовольствие всем.
То что школьники рассказывают друг другу страшилки секретом не является. Даже книжка такая вышла у Успенского «Страшные Ужасы». Нам захотелось придумать день когда рассказывать «Страшилки» уместно. Мы остановились на дне зимнего солнцеворота 22 декабря - «Корочуне».
Почему уместно — потому что это самый длинная ночь и самый короткий день, дальше день будет увеличиваться и следом придут новогодние праздники с колядками и щедровками.
А раз уж «Корочун» это самый короткий день и самая длинная ночь, есть повод поговорить об астрономии и вспомнить другие праздники связанные с астрономическими явлениями.
Новогодние «Колядки» и «Христа Славить», а также «Райок» трудно привязать к изучению физики, но в этом нет никакой необходимости. В Крылатском «Колядки» на Новый Год жили с 1987 г. по 2003 г., пока на дверях подъездов не появились замки. «Колядки» в школе проводятся не на каждый Новый Год и требуют определенной подготовки, а вот выездные, если удается найти  село, где можно разместить группу, всегда проходят на Ура!
«Масленица» - Масленица проводится в школе со дня ее основания. Ради справедливости нужно упомянуть о более ранних «исторических корнях» нашей масленицы. Первая масленица была организована будущими преподавателями школы «Интеллектуал» в 1993 г. в лицее Троице-Лыково. На территории храма Успения Богородицы. Структура праздника перешла в нашу школьную «Масленицу».
Ну уж на Масленицу физику полное раздолье. Здесь и ледяные горки и ледяные карусели и кубарь-волчок. А снежное строительство и штурм крепости, а силовые единоборства…
Несколько раз на Масленицу запускали воздушный шар Монгольфьер. Восторгу не было предела. Когда мы попробовали запустить шар впервые, а было это примерно в 1987 г. на Масленице организованной КДИ-КИТ в Лесном Городке, то за шаром бегала целая толпа школьников, следила чтоб он не коснулся снега (а он был бумажный диаметром примерно 2м.), приносила обратно к месту старта и требовала запустить еще раз… И так до тех пор пока он наконец не порвался. Потом мы достали шар гораздо большего размера, точные размеры по причине оговоренной ниже неизвестны, и попробовали его надуть теплым воздухом от специальной печки. И тут на поверхность шара попала небольшая искра. Мы попытались ее сбить, но шар вспыхнул и сгорел почти мгновенно на высоте примерно 3- 5 м. от земли.
Разумеется «Масленица» это отдельная песня и ей, даже с точки зрения физика, может быть посвящена отдельная статья.

Весенний цикл праздников школы «Интеллектуал» включает в себя «Сороки — Жаворонки», Пасху и Троицу.
«Сороки» - 22 марта, день весеннего равноденствия. На этот день было принято выпекать из теста фигурки птиц, а иногда и всей домашней живности. Праздник безусловно нравится школьникам и как и ранее упомянутые дни осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния позволяют обратится к астрономии.
Пасха, очень интересный праздник с катанием «крашенок», русскими качелями и разнообразными играми на ловкость. Но главное в этом празднике это возможность познакомить школьников с частично утраченной, к нашему сожалению, хороводной культурой.
Троица предоставляет такую же возможность обратится к вершине народного искусства – хороводам. Само понятие «Зеленые святки», «Русальская неделя» дает возможность проявить фантазию при организации праздника, а как правило, установившаяся теплая погода, расширяет возможности при проведении Троицких праздников.
«Кострома», «Проводы Русалок» с плетением венков, специальными игрми, хороводами и украшением березки смотрится просто замечательно. Школьники, обычно девочки, с удовольствием украшают школу березкой и пускают сплетенные венки. Есть еще нереализованные  в нашей школе возможности праздника, например связанные с играми с водой.
На Троице и «Костроме» наш школьный цикл замыкался. В летний период в «интеллектуале» праздники не проводились, хотя и в летний период внимательный исследователь найдет достаточное количество традиционных праздников, которые могут быть включены в праздничный цикл летних школ и оздоровительных лагерей.
А Константин Эдуардович Циолковский в теплые летние дни запускал со своими ученицами Воздушные Змеи и шары Монгольфьеры. Что мы советуем и Вам.


Литература

1. “Самодельные игрушки, модели, приборы К. Э. Циолковского и некоторые его игры  (по литературе)” Составители - Ефимов А. В. Ефимова Е. А. Москва – Рязань 1996 г. Клуб друзей игры - Клуб народных традиций
2. Горбунов Б.В., Ефимов А.В., Ефимова Е.А. «Традиционные народные игры и забавы Рязанского края»,1994 г.
3. Ефимов А. В., Ефимова Е. А. некоторые итоги работы любительского этнографического коллектива // Этнография и фольклор Рязанского края (Первые Лебедевские чтения). – Рязань, 1996.
4. «Место народной игры в традиционном праздничном календаре». Ефимов А.В., Зайцев И., Чижова Л. Тезисы «Вышгород 2006» 2006г.


Законы Ньютона, равновесие и движение тела в пространстве на собственном опыте.
Иллюстрации к весеннему и осеннему циклу праздников прилагаются.


Рецензии