Роль поэзии

 Роль поэзии   в формировании у детей интереса к литературе и  искусству.               

                «Поэзия есть высший род искусства.
                Поэзия выражается в свободном человеческом слове,
               которое есть и определённое, ясно выговоренное представление».
                Виссарион Белинский

        Поэзия приходит к человеку очень рано. И необычный язык рифмы и ритма уже понятен малышу, поскольку ребёнок внимательно прислушивается, улыбается в ответ.
Сначала это детские колыбельные песенки:
«Люли-люли люленьки, прилетели гуленьки.
Баю, баюшки баю, не ложись ты на краю…»

        Потом маленькие стихи- потешки:
«Водичка-водичка, умой моё личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щёчки краснели,
чтоб смеялся роток,
и кусался зубок!»

        Потом первое знакомство с Агнией Барто:
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу, потому что он – хороший.»
Это первая "прививка доброты", дружбы:(Лапу новую пришьём и пойдём гулять вдвоём!)
Подобные переживания близки и понятны каждому ребёнку. Ведь у всех есть любимая игрушка, первый друг, который был свидетелем твоих первых шагов, первых достижений.

        Далее к нам «приходит» Корней Иванович Чуковский:
«Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!
И зубной порошок, и густой гребешок!
Надо, надо умываться, по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам – стыд и срам!»
И ничего не надо объяснять: всё ясно сразу! Без долгих примеров и рассуждений.
        Очень даже взрослый поэт Маяковский тоже писал для детей. Это первое представление о том, что нужно делать, а чего – нельзя:
«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
-Что такое хорошо, и что такое – плохо?»

        И, наконец, сказки А.С.Пушкина :
«У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.»

         Поэзия - это музыка слов, рисунок словами, отражение мира глазами поэта…
Стихи – особый язык общения, который способен точнее всего передавать глубокие человеческие чувства.

         Не все люди умеют выразить словами то,  что хотели бы, будь то нежность, любовь, разочарование, тревога, грусть, ненависть, радость или  восторг. Поэты, музыканты, художники - могут! И делают это, каждый  по-своему.
        Если речь идёт о поэзии, происходит необычное общение между автором и читателем, создающее ощущение чувства сопричастности  к прочитанному, даже благодарность поэту – за точно переданное состояние, наполнение чувством, поскольку  без этого мир сер и уныл.
Нужно не только смотреть на окружающий мир, но и учиться видеть его.
Почитаем об этом у Расула Гамзатова:

«В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.»
               
        Можно стихами рассказать о явлениях природы так, словно мы
смотрим  об этом маленький фильм. Почитаем у  Михаила Исаковского: «Ветер»

 «Осторожно ветер
За калитку вышел,
Постучал в окошко.
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью".

         Зачем нужны такие  стихотворения? Чтобы быть внимательным, уметь замечать. Для сохранения человека в себе сегодняшнем и в людях будущих поколений. Это всегда будет близким, поэтому -то к нему и "не зарастёт народная тропа".
         Любое самое восхитительное существо в природе животного мира, будь то жираф, павлин или яркий попугай, способно украсить окружающее пространство собою, вызвать  у человека чувство восторга.
         Люди, к сожалению, могут разрушать гармонию природы. Но они способны ещё и создавать прекрасное, и даже приумножать его!
Почитаем  об этом у Исаковского:
«Вишня»
«В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой.
Вырыл вишню молодую где-то,
И, довольный, нес её домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу,
И подумал: " Дай ка я на память
У дороги вишню посажу!

Пусть растет большая-пребольшая.
Пусть идет и вширь, и в высоту.
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету!

Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладе в тишине,
И, отведав сочных спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу,
Не хотят - не вспоминай, не надо!
Все равно я вишню посажу!»
Благородство возвышает, вдохновляет примером.

     Почему стихи читают детям с раннего детства? Они способствуют пробуждению нравственности в человеке, причём, исподволь, ненавязчиво.
     Как замечательно рассказывает о вежливости  и поведении поэт Самуил Яковлевич Маршак! Без нравоучений, просто и с лёгким юмором:

«Будь вежлив с каждым воробьём,
не будь заносчив с муравьём.
А в обществе курином
не заикайся о своём
пристрастии к перинам.
Когда навстречу бык идёт,
давай свернём с дороги,
поскольку он – рогатый скот,
а мы с тобой безроги.»

      Часто за животными, о которых пишут поэты, можно легко представить  человека. Прочитайте любую басню Крылова.
«Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдёт,
а выйдет там не дело, только мука.»

       Современные поэты пишут по-разному, но многих  из них  тоже волнуют проблемы взаимоотношений детей и взрослых, вопросы воспитания.
С раннего детства мы, проявляя интерес к окружающему, задаём множество вопросов.
В стихотворении «Почемучка» (Наталья Коноваленко) из книги «Собака с весёлым и добрым лицом» перед нами открывается мир глазами ребёнка:
«Почемучка я у мамы.
Потому что, потому
Любознательный я самый
И хочу знать, почему:

Почему летают птички?
Почему течёт река,
Есть веснушки - у сестрички,
и на небе облака?
Почему усы  у деда?
Почему звенит звонок
Моего велосипеда?
Спит ли ночью осьминог?
Очень даже интересно:
почему идут часы?
Почему читать полезно?
Почему боюсь грозы?

Есть телёнок у коровы -
подойти хочу к нему!
И готов вопрос мой новый:
любопытно, почему?»

        Только интересуясь миром, человек развивается. Любопытство в детях стоит беречь! Вырастая, именно такие ребята становятся первооткрывателями, учёными, исследователями, несущими новые знания людям. Но вдохновляет искусство. Его роль – облагораживать, учить думать, нести свет, искать выход, дарить надежду.
       Есть произведения, которые побуждают к размышлению, потому что имеют глубокий философский смысл.
       Прочитаем стихотворение «Слова» (Наталья Коноваленко)
«Слова бывают разные:
ужасные, прекрасные,
учёные и нужные,
скупые, равнодушные,
весёлые и нежные,
и жаркие, и снежные.
сухие или влажные,
трусливые, отважные.
Есть в каждом слове свой секрет!
Нет слова,
если
смысла нет!»
        Какие же из слов ужасны?  А прекрасны? Об этом можно беседовать с детьми любого возраста. Если вы хотите, чтобы слово «мама» стояло  в ряду прекрасных со словами «мир», «природа», не говорите ребёнку слово «Отстань!», за которым прячутся равнодушные "безразлично" и "всё равно".
       Слова – это бумеранги…
       Прививая любовь и внимание ребёнка к слову, к поэзии, мы, тем самым, сохраняем родной русский язык, на котором говорили великие наши  поэты  и писатели, среди которых Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Паустовский, и многие-многие  другие, уважаемые  нами, соотечественники.
                рисунок автора - Наталья Коноваленко
                Продолжение темы с примерами от автора здесь:
                http://proza.ru/2017/01/14/2287


Рецензии
Прививать детям можно и нужно то, что дает старт вверх, но что делать с уже "привитыми"? Те, кто пишет не находят своего читателя, а есть еще много тех, кто хочет писать.
Можно просто использовать современные возможности и просто выкладывать свои наблюдения в стихах или прозе на просторах виртуальной реальности, пусть звучат в мире в такой пассивной форме. Но есть много людей, которые хотят найти то, что им хотелось бы читать. Как помочь им встретиться? Пушкин тут уже бессилен.

Ольген Би   15.02.2017 17:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга!Понимаю вашу грусть, но думаю,что Пушкин во время своей жизни был прочитан гораздо меньшим количеством читателей, чем сегодня живущий, даже не поэт, а ординарный автор. Много ли копий сделаешь вручную? А сегодня можно напечатать один раз и - читайте!
Но во времена Пушкина был мощный плюс - люди ХОТЕЛИ читать, стремились к поэзии. Даже примерно в середине прошлого века поэты могли собрать огромные залы желающих слушать их, не только читать своё. Сегодня желающих читать своё чуть ли не больше, чем желающих их слушать. Отчасти, это потому, что качество, глубина большинства стихов(песен)оставляет желать лучшего, а интерес к поэзии снизился за счёт общего снижения культуры по всем направлениям, увы...
Но я считаю, что ничего не бывает просто так. Если есть хороший поэт, его будут читать. Весь вопрос лишь во времени: рано или поздно, с ним или без него. Стихи остаются в любом случае.

Наталья Коноваленко   15.02.2017 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.