353 ДМБ Якимушкина 15 03 1974
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 353. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. ДМБ Якимушкина. 15.03.1974.
Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора:
Слева вверху: Торпедный аппарат ЧТА-53-1135 БПК пр.1135. Слева внизу: Выстрел практической торпедой из ПТА-53-1134 БПК пр.1134.
Справа: 15.03.1974 года. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». «ДМБовский годок», старший матрос, минёр Александр Викторович Якимушкин с друзьями-товарищами из БЧ-3 (период службы 22.04.1973-15.03.1974).
Слева-направо:
Бальчюс Ионас Ионо, командир отделения торпедистов (период службы 10.05.1971-08.05.1974),
Мороз Александр Иванович, командир отделения минёров (период службы 12.05.71-08.05.1974),
Якимушкин Александр Викторович, старший минёр (период службы 22.04.1973-15.03.1974),
Скрипницкий Виктор Фёдорович, командир отделения электриков ПЛО (период службы 29.04.1971-03.05.1974).
Остальных Ф.И.О. уже не помню (простите меня, ребята – Автор).
В предыдущем:
Александра Викторовича Якимушкина, настоящего учителя по гражданской профессии и коммуниста по духу и жизненным принципам, мы провожали с уважительной радостной грустью и с искренними пожеланиями всего самого доброго в его гражданской жизни.
Ясным утром в пятницу 15 марта 1974 года температура воздуха была на солнце уже плюс 8.2°С, поэтому регламентные работы на вооружении велись матросами и старшинами в рабочих куртках, подаренных экипажу БПК «Свирепый» нашими шефами.
После успешных стрельб в море практической торпедой и зачётного «поражения» ПЛ-цели нужно было привести в идеальное рабочее боевое состояние торпедный аппарат ЧТА-53-1135 образца 1970 года.
На вооружении БПК «Свирепый» были два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) СУ-504А «Дракон-1135». Это были специально спроектированные для больших противолодочных кораблей проекта 1135 типа «Буревестник» торпедные аппараты, расположенные побортно на палубе полубака позади носовой надстройки.
Торпедные аппараты ЧТА-53-1135 были пневматические, с ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки на цель. Прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Дракон-1135» обеспечивал дистанционное управление торпедной стрельбой, последовательным и залповым выстрелом четырёх торпед.
Типичная торпеда БПК пр. 1135 типа «Буревестник» 53-65К – кислородная, противокорабельная, самонаводящаяся. Система наведения торпеды 53-65К активная, акустическая «с вертикальным лоцированием кильватерного следа» (до сих пор не знаю, что это значит – Автор).
Глубина движения торпеды 53-65К в воде управлялась гидростатическим аппаратом и «зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой». В инструкции указано, что «один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 метра заглубления (торпеды».
Торпеда 53-65К не сразу уходит на глубину, при выстреле из торпедного аппарата она сначала делает «нырок», потому что её горизонтальные рули «стоят на стопоре, в положении «на погружение». Затем торпеда выравнивается на заданной глубине, устремляется на большой скорости (40 узлов) в направлении к цели и самостоятельно осуществляет поиск цели.
Торпеда 53-65К весит 2100 кг, из которых 500 кг весит её боевая часть (мощная взрывчатка). Способная погружаться на большую глубину, торпеда 53-65К при глубине погружения до 12 метров может со скоростью 43 узла (79,636 км/ч) за 14-15 минут преодолеть 19 километров и поразить фугасным взрывом морскую цель.
Модульная конструкция торпедного аппарата позволяла создавать двух-, трёх-, четырёх- и пятитрубные разновидности аппарата (соответственно ДТА-53, ТТА-53, ЧТА-53, ПТА-53). Все эти модификации ТА монтировались «на поворотной платформе с дистанционно управляемым следящим электроприводом и резервным ручным приводом».
Торпедный аппарат ЧТА-53-1135 имел несколько фиксированный положений: для заряжания (в сторону от борта до 150° градусов для загрузки (выгрузки) торпед), боевого прицеливания (на 60° по борту) и походное положение ТА (0° от диаметральной плоскости корабля). Во время прицеливания и стрельбы поворотная платформа чутко реагировала на сигналы прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Дракон-1135».
ПУТС «Дракон-1135» вырабатывал сигналы-данные для стрельбы, осуществлял ввод этих данных в торпеду, наводил торпедный аппарат по направлению на цель (с учётом всех отклоняющих параметров) и осуществлял производство стрельбы или залпа торпедами. Кстати, торпедные аппараты БПК «Свирепый» могли применять противолодочные торпеды СЭТ-53, СЭТ-65, СЭТ-72III (образца 1972 года) и противокорабельные торпеды 53-65К.
Выталкивание торпед из торпедного аппарата на БПК пр.1135 типа «Буревестник» осуществлялось пневматической системой. Вот почему при выстреле торпедой из труб ТА, как из старинной морской пушки, вместе с торпедой выстреливалось облако сжатого воздуха или «дыма».
Специально для разных типов кораблей создавались модульные пятитрубные ТА: ПТА-53-30 - для эсминцев проекта 30 и 30-бис; ПТА-53-41 - для эсминцев проекта 41; ПТА-53-56 – для эсминцев проекта 56; ПТА-53-61 – для БПК проекта 61; ПТА-53-68бис – для крейсеров проекта 68-бис (например, крейсер «Свердлов»); ПТА-53-1123 – для крейсеров проекта 1123; ПТА-53-1134 – для крейсера проекта 1164, БПК проекта 1134 и БПК проекта 1134А и 1134Б; ПТА-53-1155 – для БПК проекта 1155; ЧТА-53-1135 – для БПК (СКР) проекта 1135; ТТА-53-50 и ДТА-53-50 – для сторожевых кораблей проекта 50; ДТА-53-1124 – для малых противолодочных кораблей проекта 1124.
В момент схода Александра Якимушкина с БПК «Свирепый» команда «ДМБовских годков» БЧ-3 приводила в порядок механизмы торпедных аппаратов: непосредственно сами ТА, приборы для дистанционного управления поворотом платформой ТА, электромагнитные пускатели, комплекты торпедозагрузочных средств, состоящие из тележек, лебёдок, грузовых бугелей, хвостовых зацепов и других приспособлений.
Кроме этого «ДМБовский аккорд» этих ребят включал в себя ремонт и обслуживание системы поворота платформы - редуктора, механизма ручного поворота, системы центральной смазки, элементов ограничения поворота, прибора дистанционного управления, магнитного пускателя и электродвигателя.
Сашке Якимушкину очень не хотелось уходить с корабля, не завершив начатой с ребятами работы «ДМБовского аккорда». Он всё извинялся, искал поводы, чтобы задержаться или даже остаться, но ребята сами его убедили, что «с ДМБ шутить не надо»…
- Уходя – уходи, - сказал ему командир отделения. – Не волнуйся, не переживай. Так уж устроена служба: мы приходим на три года и уходим через положенный срок. В мае, надеюсь, к празднику Первомая и мы тоже домой поедем. Радуйся и не стесняйся, Сашок. Будь здоров и не забывай флот и наш корабль, он того стоит.
- Да, - сказал грустно и возбуждённо Сашка Якимушкин. – БПК «Свирепый» забыть невозможно, он мне стал как родной дом, даже уходить не хочется…
После того, как я сфотографировал Сашку Якимушкина вместе с его сотоварищами «ДМБовскими годками» БЧ-3, он попросил ему не мешать и пошёл по верхним палубам БПК «Свирепый» - прощаться с кораблём…
Свидетельство о публикации №216112000091