358 Выход КУГ на БС 19 03 1974
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 358. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Выход КУГ на БС. 19.03.1974.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет (слева-направо сверху-вниз):
БПК «Бодрый» пр.1135 типа «Буревестник» в Балтийском море. 1981 г.
БПК «Бодрый» спущен на воду 28 апреля 1971 г., вступил в строй 31 декабря 1971 г., 14 февраля 1972 г. вошёл в состав ДКБ ВМФ. В июне-июле 1972 г., выполнял задачи БС (боевой службы) в Средиземном море. 31 октября 1974 г. награждён вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Бортовые номера: 220 (1970), 503 (1971), 222 (1972), 517, 508 (1974), 204 (1975), 513 (1975), 505 (1977), 514 (1978), 788 (1978), 705 (1979), 724 (1981), 704 (1984), 722 (1988), 710 (1990).
ЭМ «Настойчивый» пр. 56 после модернизации в Николаеве (1970-1972).
Заводской №742 ЭМ «Настойчивый». 29 апреля 1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 марта 1956 г. заложен на заводе № 190 (имени А. А. Жданова, г. Ленинград), спущен на воду 23 апреля 1957 г., вступил в строй 30 ноября 1957 года и 7 декабря 1957 года вошёл в состав КБФ. 7 мая 1958 года перечислен в состав СФ, 8 июня 1967 года - в состав КЧФ и 17 июля 1970 года - в состав ДКБФ. Визиты в иностранные порты: с 17 по 21 октября 1964 в Тронхейм (Норвегия), с 10 по 15 августа 1972 года и с 14 по 18 июня 1979 года - в Хельсинки (Финляндия), с 21 по 26 июня 1974 года - в Шербур (Франция), с 10 по 15 августа 1976 года- в Копенгаген (Дания), с 14 по 19 июня 1978 года - в Амстердам (Голландия). В июне 1967 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Сирии, а с 6 декабря 1977 года по 13 января 1978 года - вооружённым силам Анголы. В период с 5 июня 1967 года по 17 июля 1970 года модернизирован на заводе имени 61 коммунара в Николаеве по проекту 56-А.
Средний морской танкер СМТ «Олекма» пр.577 в море. 07.02.1986 г.
БПК «Сильный» пр.1135 и БПК «Образцовый» пр.61 в Балтийске. 1975 г.
БПК «Сильный» 20 октября 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 марта 1971 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде (зав. № 154), спущен на воду 29 августа 1972 года, вступил в строй 30 июня 1973 года и 16 июля 1973 года включён в состав ДКБ ВМФ. Визиты в иностранные порты: с 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года визит в Гдыню (Польша), с 22 по 27 августа 1976 года и с 11 по 15 октября 1985 года - в Гавану (Куба), с 10 по 14 октября 1988 года - в Праю (Кабо-Верде) и с 5 по 9 октября 1989 года - в Росток (ГДР). В 1976 году также посетил Касабланку (Марокко). C 25 по 30 июля 1978 года в составе отряда боевых кораблей (ОБК) посетил порт Анаба (Алжир). В 1978 и 1983 годах завоёвывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 28 марта по 4 апреля 1984 года участвовал в оперативном командно-штабном учении (КШУ ВМФ) «Атлантика-84».
Лёгкий крейсер пр. 68-бис КРЛ «Свердлов».
КРЛ «Свердлов» 3 декабря 1947 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 октября 1949 года заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 408), спущен 5 июля 1950 года, вступил встрой 15 мая 1952 года и 31 августа 1952 года вошёл в состав 4-го ВМФ. С 11 по 18 июня 1953 года и с 12 по 17 октября 1955 года нанёс визиты в Портсмут (Великобритания), с 20 по 25 июля 1956 года - в Роттердам (Голландия), с 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года - в Гдыню (Польша), с 16 по 22 апреля 1974 года - в Алжир, с 21 по 26 июня 1974 года - в Шербур (Франция), с 5 по 9 октября 1976 года - в Росток (ГДР) и с 21 по 26 июня 1976 года - в Бордо (Франция). С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ. В период с 24 декабря 1960 года по 14 июля 1961 года и с 12 февраля 1966 года по 29 апреля 1966 года прошёл в Ленинграде капитальный ремонт,
после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 11 февраля 1972 года расконсервирован и вновь введён в строй ДКБ ВМФ. 7 февраля 1977 года вторично поставлен на капитальный ремонт, 14 февраля 1978 года вновь законсервирован и поставлен в Лиепаю на долговременное хранение.
В предыдущем:
Свой рассказ о детской любви индейца Белый Ворон и девочки Марины я отправил в журнал «Юность» и мне вернули его с уважительным и поучительным письмом. Валерке Маховику и Андрею Павлову рассказ понравился, а это для меня было тогда самым важным в жизни на БПК «Свирепый» - признание моих товарищей.
Признание необходимо всем и каждому, особенно в период становления личности человека, семьи, группы, коллектива, например, экипажа БПК «Свирепый» или командования и экипажей боевых кораблей КУГ (корабельной ударной группировки) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ.
Вот почему вновь образованные два отряда советских боевых кораблей (ОБК) корабельной ударной группировки (КУГ) ДКБ ВМФ в составе: БПК «Бодрый» и БПК «Сильный» пр.1135 и крейсера «Свердлов» пр.68 бис, ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкера СМТ «Олекма», продемонстрировали 28.02-06.03.1974 года себе, командованию и «вероятному противнику» в учебном сборпоходе с реальными стрельбами на Балтийском ТВД (театре военных действий) свою силу и мощь, без которых не было бы их всеобщего истинного и справедливого признания.
Отряд боевых кораблей (ОБК) в составе БПК «Бодрый» и БПК «Сильный» пр.1135 отправлялся на БС (боевую службу) в Карибское море, на Кубу. Командиром этого ОБК был назначен капитан 1 ранга Юрий Иванович Можаров, командир 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ. Ю.И. Можарову, заслуженному командиру крейсера «Октябрьская Революция» и офицеру, тоже требовалось признание в качестве командира самого боевого соединения ДКБ ВМФ, так как он был его командиром только с июля 1973 года.
О Юрии Ивановиче Можарове нам, морякам-матросам, практически ничего не было известно, для нас все командиры-офицеры выше по должности командира боевой части были «небожителями», «высшим сословием», «флотской аристократией». Просто мы видели, ощущали и осознавали авторитет, значимость, всеобщее признание и величие того или иного «начальника» по тому трепету, с которым другие командиры-начальники-офицеры готовились к встрече, рапорту или общению с «высшим начальством».
Командира 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ, капитана 1 ранга Юрия Ивановича Можарова уважали без боязни и трепета, но со сдержанным волнением и готовностью признавали своим командиром, «главным», «хозяином». Ю.И. Можаров мало был известен как хозяйственный руководитель, он больше признавался всеми как «боевой командир», «военачальник».
В 70-е годы XX века в советских вооружённых силах был силён «культ секретности», «гостайны», «военной тайны», поэтому личному составу не были известны даже имена военачальников, кроме ближайших и самых высших, например, МО СССР, Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Андрея Антоновича Гречко.
12-й дивизией ракетных кораблей ДКБ ВМФ в данное время (1971-1974) командовал контр-адмирал Владимир Александрович Лапенков. Это был очень опытный, очень строгий и очень авторитетный командир и офицер. О контр-адмирале В.А. Лапенкове вообще ничего не было известно, так как он относился к той касте флотских «небожителей» и «неприкасаемых», о которых вообще даже подумать было нельзя, боязно и «не по чину».
Лично я (автор) видел командира 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ, контр-адмирала В.А. Лапенкова, только в свите Главнокомандующего ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова и командующего ДКБ ВМФ, адмирала В.В. Михайлина. У этого небольшого роста крепкого человека была своеобразная внешность, которая не располагала к безбоязненным отношениям.
Командиром второго отряда КУГ в составе крейсера «Свердлов» пр.68 бис, ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкера СМТ «Олекма» был назначен заместитель начальника штаба 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ, капитан 2 ранга Борис Петрович Нечитайло.
Это был тот самый офицер («замначштаба»), который, сняв китель и ботинки, ранним утром 26 февраля 1974 года вместе с нами, матросами и старшинами, помогал на полу зала в штабе оформлять огромную сводную карту ТВД (тетра военных действий) предстоящих учений и сборпохода отрядов боевых кораблей (ОБК) корабельной ударной группировки (КУГ) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ.
Во вторник 19 марта 1974 года была чудесная весенняя погода, но с дождиком, ночью температура воздуха была плюс 4,5°С, утром плюс 6°С, а в полдень и до самого вечера – плюс 9,5°С. Дождик дал 6,7 мм осадков и прекратился, поэтому ничего не мешало жителям ВМБ Балтийск, командованию и руководству штаба соединения, командованию и экипажам боевых кораблей 128-й бригады 12-й дивизии ДКБ ВМФ выйти в море на долгожданную БС (боевую службу) в «тёплые моря»…
19 марта 1974 года я записал в свой дневник-ежедневник:
- «Три часа дня (15:00). Корабли уходят на службу. Пришли провожать жёны, родственники, дети. Экипажи остающихся (в ВМБ Балтийск) кораблей выстроены на пирсе. БПК (БПК «Бодрый» и БПК «Сильный») свистят турбинами, крейсер «Свердлов» глухо урчит котлами. Поочерёдно корабли выходят на внешний рейд (базы). Путь у них далёк и многообразен: Атлантика, Средиземноморье, Куба, много заходов (в иностранные порты)».
- «С сегодняшнего дня мы (БПК «Свирепый») остаёмся одни (в базе). Это и плохо и хорошо (БПК «Свирепый» остался дежурным боевым кораблём, то есть обязанным в три-четыре минуты выйти по боевой тревоге в море)».
- «Работать не хочется. Да и день такой – корабли уходят на боевую службу!».
Да, день, когда корабли уходят на БС (боевую службу) такой же по накалу ощущений, эмоций и переживаний, как и день их возвращения с БС (боевой службы)…
БС (боевая служба) для моряков – это как полёт лётчика на боевом задании, как боевое упражнение воина с реальным боевым оружием, как исполнение мечты для любого гражданского человека.
Эта «большая БС» была не просто морским приключением-путешествием кораблей КУГ по морям и океанам, - это было боевое вооружённое морское путешествие, настороженное, опасное и потому ещё более интересное.
Кроме этого, данная «большая БС» была в «тёплые моря», а значит, с комфортными условиями, с пересечением экватора, с заходами в иностранные порты. Заход и пребывание в иностранных портах – это приз морякам, их главный меркантильный интерес, потому что такой заход – это валюта, сувениры, настоящие мужские приключения…
Завидовали мы тому, что наши товарищи идут в такой «большой боевой поход»? Конечно, да! Завидовали, и ещё как!
Только к естественному, досадному и неизбежному чувству «белой» или «чёрной» зависти добавлялось понимание и осознание того реального и действительного факта, что мы, экипаж БПК «Свирепый», честно и
достойно в июле-октябре 1973 года на «отлично» выполнили боевую задачу нашей первой БС в Северной Атлантике, без всяких «заходов».
Так зародилась традиция заслуженного признания «де-факто» БПК «Свирепый» истинно боевым кораблём, экипаж которого лишён меркантильного интереса, стремления к личной выгоде, к комфортным удовольствиям и валютному благополучию.
Так БПК «Свирепый» сдержанно, скромно и достойно постепенно становился легендарным боевым, а не парадным кораблём…
Свидетельство о публикации №216112100611