362 Изменчивая пятница 20 03 1974
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 362. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Изменчивая пятница. 20.03.1974.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: ЭМ «Настойчивый», бортовой номер 366 (фото 1970 г.). Командир корабля, капитан 3 ранга В.П. Певзнев. Март. 1974 г.
В предыдущем:
Вот и сейчас контр-адмирал В.А. Лапенков зорко наблюдал, контролировал и координировал из своего штаба каждый шаг, каждую милю, каждое решение командиров отрядов боевых кораблей КУГ 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ. А события в это время в боевом походе наших кораблей развивались так…
С 20 марта 1974 года и до конца месяца над Балтикой установилась ясная, тёплая, солнечная и без осадков погода. Ночью ещё было холодно (плюс 1,5-3,2°С), а днём плюс 8-11°С и даже 19,2°С. Настоящая весна!
19 марта КПУГ (корабельная поисково-ударная группа) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей в составе двух отрядов: первый отряд – крейсер «Свердлов» пр.68 бис, эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкер СМТ «Олекма» (командир отряда, капитан 1 ранга Ю.И. Можаров), второй отряд – БПК «Бодрый», БПК «Сильный» и АПЛ (командир отряда, капитан 2 ранга В.П. Нечитайло) за сутки не спеша и самостоятельно (один за другим) прошли Проливную зону (Датские или Балтийские проливы) и вышли в район традиционных якорных стоянок кораблей ВМФ СССР у датского мыса Скаген.
20 марта 1974 года командир12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ, контр-адмирал В.А. Лапенков вызвал командира первого отряда, капитана 2 ранга В.П. Нечитайло на связь, и приказал перейти на ЭМ «Настойчивый» для «выполнения внезапно возникшей задачи – нанести официальный визит в порт Дакар (Сенегал)».
Город-порт Дакар страны Сенегал находится на самой западной оконечности Западной Африки (координаты: N 14° 41' W 017° 26').
Морской порт «Дакар» расположен на пересечении важнейших морских путей, связывающих Европу, Северную Америку, Южную Америку и Африку. Общая площадь порта – 177 гектаров. Порт Дакар имеет 6 гаваней для гражданских судов и военную гавань для боевых кораблей (военно-морская база). Глубина у пирса ВМБ Дакар 6-8 м, а пирс длиной 225 м, что позволяет обеспечить стоянку и базирование боевых кораблей – эсминцев и БПК.
Средний общий объем морских грузоперевозок порта Дакар – около 7 миллионов тонн. Погрузка и разгрузка грузов полностью механизирована. В порту имеется 35 складов для хранения товаров и грузов, ёмкости для нефти, элеватор, а также все необходимые ремонтные мастерские.
Дакар не только крупный морской порт и военно-морская база, Дакар – это столица Сенегала. Акватория порта (5 кв. км) ограждена двумя молами длинной 1000 и 350 м, шириной входа между ними 240 м, глубина на входе и внутри гавани 10-11 м. Общая длина причального фронта порта Дакар около 9 км с глубиной до 11 м, что обеспечивает одновременную стоянку 43 судов грузоподъёмностью до 33 000 т.
В порт Дакар привозят нефтепродукты, металлоизделия, уголь, зерно, а вывозят – арахис, сырьё, удобрения. Ремонт судов и кораблей в порту Дакар осуществляется на предприятиях оборудованных сухим (195 X 25 м) и плавучим (235 X 32 м) доками, стапелем длиной 100 м, пятью слипами, обеспечивающих ремонт морских судов водоизмещением до 60 000 т и кораблей до крейсеров включительно.
В 11 км к северо-западу от Дакара располагается аэродром с тремя взлётно-посадочными полосами (ВПП), способный принимать современные самолёты любых типов.
Дипломатические отношения Сенегала с СССР установлены 14 июня 1962 г. Международные акты Сенегала с СССР (Россией): Торговое соглашение от 14 июня 1962 года, Соглашение об экономическом и техническом содружестве от 14 июня 1962 года, Письма Сторон о режиме временного ввоза образцов товаров и рекламных материалов от 25 августа 1967 года, а также иные соглашения, позволяющие советским боевым кораблям заходить в порт Дакар, заправляться там всем необходимым, а в случае необходимости осуществлять ремонтно-восстановительные работы.
Каким-то образом слух о том, что нашим балтийским кораблям приказано осуществить заход в африканский порт Дакар в Сенегале, практически мгновенно распространился по некоторым «горячим головам» некоторых «осведомлённых» матросов-секретчиков. Зависть к «счастливчикам» и «везунчикам» разгорелась с новой силой…
Я тоже грешен, я тоже, если не завидовал, то очень досадовал на то, что за все годы военно-морской службы так и не побываю за рубежом, в иностранном порту. А так было здорово петь песню Валентины Толкуновой и Олега Анофриева…
Мы пришли сегодня в порт,
Мы пришли сегодня в порт,
Мы пришли сегодня в порт.
Мы стоим, разинув рот,
Мы стоим, разинув рот,
Мы стоим, разинув рот.
Та вода, что у причалов,
Та вода, что у причалов
И которая вдали,
И в которую сначала,
И в которую сначала
С моря входят корабли, –
Эта территория зовётся акватория,
Зовётся акватория, ребята!
Меня только смутила внезапность приказа командования зайти в порт Дакар (Сенегал), до которого нашим кораблям, стоящим у мыса Скаген ещё «пилить и пилить» тысячу миль… Что-то тут не так…
Дело в том, что советский рыбопромысловый флот присутствовал в водах Западной Африки с 70-х годов ХХ века. В Дакаре (Сенегал) даже была создана база рыболовного флота СССР и с Сенегалом поддерживались очень хорошие дипломатические и экономические отношения.
В водах близ западного побережья Африки от Марокко и далее на юг, находятся очень богатые промысловой рыбой воды Атлантики, здесь всегда много рыболовных судов со всех стран. Советские рыбаки вели промысел в водах близ Марокко, Западной Сахары, Мавритании, Гвинеи-Бисау, Анголы, Намибии, Сенегала.
При этом по сравнению с уловами западных стран добыча рыбы советскими рыбаками в водах экономических интересов Сенегала отличалась по количеству в десятки раз в меньшую сторону, но увы, кроме экономических интересов существуют ещё военные и политические интересы…
Постепенно Сенегал – бывшая колония Франции – подпадал в зависимость от США, которые «вынашивали планы захода в Африку всерьёз и надолго». В порту Дакар в это время «можно было купить свежие пирожные, доставленные утренним рейсом «Air France» из Парижа, а теперь начали продавать бургеры в Макдональдсе».
Оказалось, что путь через морской порт и аэропорт Дакар (Сенегал) – это кратчайший и самый удобный (по карте) маршрут из США в Африку. Выдающийся в Атлантику континентальный мыс, где расположен порт, город и столица Дакар – самая близкая к Америке земля Африки, не считая островов вдоль побережья.
Кроме этого здесь располагается крупный аэропорт, самый близкий для США в Африке аэродром, способный принять и обслужить все типы самолётов, а это уже «стратегическое преимущество» для США в споре с СССР. Вот почему американцы начали со строительства дорог и инфраструктуры вглубь Сенегала и с обустройства порта и аэропорта Дакар.
Советская рыболовецкая база в порту Дакар – это потенциальная военно-морская база ВМФ СССР, а до 2000 года США вообще не имели на африканском континенте ни одной своей базы (Теперь американских веонных баз в Африке десятки).
В полдень 20 марта 1974 года на КРЛ «Свердлов» прибыл командующий ДКБФ адмирал В.В. Михайлин. Он заслушал доклады командиров отрядов боевых кораблей КУГ – капитана 1 ранга Ю.И. Можарова и капитана 2 ранга В.П. Нечитайло.
Адмирал В.В. Михайлин подтвердил новую задачу для ЭМ «Настойчивый» и дал указание капитану 2 ранга В.П. Нечитайло до прихода в залив Сена, где планировалась дозаправка кораблей с танкера СМТ «Лена», находиться на КРЛ «Свердлов».
Залив Сена или бухта Сен-Мало (Saint-Malo) – это залив Ла-Манша у северо-западных берегов Франции, он вдаётся в сушу на 110 км, ширина у входа около 125 км, глубина до 51 м. В этом заливе очень высокие приливы - до 15 м, поэтому в 1967 году в устье реки Ранс, впадающей в залив Сен-Мало, построена опытная приливная электростанция мощностью 240 Мвт.
ЭМ «Настойчивый», исполняя приказ, до мыса Скаген шёл самостоятельно и поспешая, поэтому «новую задачу и необходимые указания по подготовке к визиту в порт Дакар (Сенегал) были переданы командиру ЭМ «Настойчивый», капитану 3 ранга В.П. Певзневу по радио».
Эсминец ЭМ «Настойчивый» был спущен на воду 23 апреля 1957 г., вступил в строй 30 ноября 1957 г. и 19 апреля 1958 г. вошёл в состав Северного флота (170-й бригады эскадренных миноносцев СФ). С самого начала службы ЭМ «Настойчивый» настойчиво направлялся на БС (боевую службу)…
В июле 1964 г. боевая служба ЭМ «Настойчивый» в Норвежском море, с 15 апреля по 30 мая 1966 г. боевая служба в Северной Атлантике, с 15 июня по 1 августа 1966 г. боевая служба в Северной Атлантике.
8 июня 1967 г. ЭМ «Настойчивый» переведён в состав Черноморского флота. С конца 1967 г. до начала 1970 г. проходил модернизацию по проекту 56А и с 22 марта 1970 г. вышел на боевую службу в Средиземном море.
В августе 1970 г. ЭМ «Настойчивый» переведён в состав 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ. С марта по октябрь 1971 года опять боевая служба ЭМ «Настойчивый» в Средиземном море, с 15 августа 1972 г. до октября 1972 года боевая служба в Северной Атлантике, с апреля по июль 1973 г. боевая служба в Северной Атлантике.
Бортовые номера ЭМ «Настойчивый»: 44 (1956), 45 (1957), 545 (1959), 020 (1965), 610 (1967), 308 (1969), 462 (1970), 366 (1970), 486 (1971), 353, 963 (1972), 483 (1973), 465 (1975), 405 (1976), 383 (1976), 481 (1977), 650 (1978), 689 (1979), 615 (1983), 661 (1985), 522 (1987), 606 (1988).
ЭМ «Настойчивый» имел в конструкции обтекатели гребных валов, один балансирный руль, фок-мачту новой, облегчённой и усиленной конструкции с расположенным сзади пеленгатором и РЛС «Заря» трапециевидной формы.
В период модернизации ЭМ «Настойчивый» по проекту 56-А были сняты радиодальномеры «Штаг-Б» и установлена станция обнаружения торпедного следа МИ-110К с приёмником в носу корпуса, установлен ЗРК «Волна-М», изменена на ромбовидную конструкция грот-мачты.
Теперь ЭМ «Настойчивый», ведомый командиром корабля, капитаном 3 ранга В.П. Певзневым, сначала в составе КУГ кораблей 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей, вместе с лёгким крейсером КРЛ «Свердлов», а затем самостоятельно с 20 марта по апрель 1974 г. начал выполнять задания боевой службы в Западной Атлантике. Командир первого (крейсерского) отряда, капитан 2 ранга В.П. Нечитайло получил приказ находиться на КРЛ «Свердлов».
Но уже в пятницу 22 марта 1974 года всё опять изменилось…
Свидетельство о публикации №216112200631