364 Гвинейские страсти 22 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 364. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Гвинейские страсти. 22.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Миноносец "Бывалый" Северного флота. 1973 г.

Источник базы данных о ВМФ СССР в Гвинее: персональный сайт-книга Александра Владимировича Розина «Советский флот в войнах и конфликтах «холодной войны». А.Розин «Африканские эпизоды советского флота – Гвинея-Бисау».

 
В предыдущем:

С 10 ноября 1972 по 2 августа 1973 года в Конакри (Гвинея, Западная Африка) постоянно находился на БС (боевой службе) ЭМ «Бывалый», которым командовал капитан 2 ранга Юрий Григорьевич Ильиных. Ему-то и пришлось в ночь 20 на 21 января 1973 года принимать ответственное решение на боевое применение ЭМ «Бывалый»…

В ноябре - декабре 1972 года Советский Союз «передал вооружённым силам Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) в Конакри три боевых катера проекта 199, построенных в Ленинграде на базе корпусов торпедных катеров проекта 183». Это были корабли водоизмещением 67 т с четырьмя дизелями М-50-ф и обладали скоростью до 35 узлов. Они имели на вооружении две спаренные 25-мм артустановки и бомбосбрасыватели. Экипаж каждого катера состоял из 22 человек.

В январе 1973 года португальская разведка (ПИДЕ) сумела завербовать людей в окружении лидера ПАИГК А. Кабрала и среди моряков экипажей гвинейских катеров.

20 января 1973 г. около 23:00 в Конакри Амилкар Кабрал  возвращался с супругой Анной Марией с приёма в польском посольстве. Они вышли из машины у своего дома и на них напали заговорщики. А. Кабрала хотели взять живым, но он оказал мощное сопротивление и один из нападавших выстрелил ему в голову.

После убийства лидера ПАИГК они захватили его супругу, Анну Марию, затем «ворвались в дом Аристидиша (Аристидеса) Мария Перейры, политического и государственного деятеля Республики Кабо-Верде и Республики Гвинея-Бисау, одного из основателей Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) и Генерального секретаря её Центрального комитета (1973-1990), будущего Президента Республики Кабо-Верде (08.06.1975- 22.03.1991) избили его и, связав руки и ноги жёсткой проволокой, бросили в кузов машины».

Затем заговорщики, специалисты португальской разведки ПИДЕ и наёмники совершили «налёты на дома Вашку Кабрала (однофамилиц А. Кабрала), Жозе Араужу и других руководителей ПАИГК». Всех захваченных руководителей ПАИГК увезли в порт Конакри, «бросили в трюмы тех самых советских катеров, поставленных для ПАИГК для «борьбы с португальскими колонизаторами» и катера, команды которых полностью поддерживали заговорщиков.

Узнав об убийстве А. Кабрала и захвате других руководителей ПАИГК, власти Конакри «действовали оперативно, было объявлено военное положение, на улицы выведены усиленные военные патрули». Часть заговорщиков была схвачена, другая часть добралась катеров и «несостоявшийся адмирал заговорщиков Иносенсиу Кани приказал экипажам катеров выйти в море и взять курс на Бисау» (португальская колония).

«По радио условным сигналом Кани оповестил командование португальских колониальных войск в Бисау, и португальский губернатор генерал Антониу де Спинола тут же выслал им навстречу для поддержки португальский флот» (Александр Розин).

Президент Гвинеи Ахмед Секу Туре, узнав о похищении руководства ПАИГК, «немедленно обратился с просьбой о содействии к советскому послу А. Ратанову». Ратанов, не колеблясь, через своих представителей обратился к командиру ЭМ «Бывалый», капитану 2 ранга Юрию Григорьевичу Ильиных.

ЭМ «Бывалый» - спущен на воду 31 марта 1954 г., вступил в строй 21 декабря 1955 г., 04 января 1956 г. вошёл в состав Черноморского флота (ЧФ), 24 июня 1959г. переведён в состав Северного флота (СФ), 20 ноября 1961 г. переведён в состав Балтийского флота (БФ).

5 июля 1961 г. ЭМ «Бывалый» оказывал помощь аварийной атомной ПЛ «К-19». С середины 1962 г. до 28 октября 1965 г. проходил модернизацию по проекту 56-пло. С 15 апреля по 30 мая 1966 г. совместно с ЭМ «Настойчивый» нёс боевую службу в Норвежском море и Северной Атлантике.

4 января 1968 г. ЭМ «Бывалый» возвращён обратно в состав Северного флота (СФ). С июня по сентябрь  1971 г. ЭМ «Бывалый» нёс БС (боевую службу) в Средиземном море. С 5 марта по 6 мая 1972 г. обеспечивал советское военное присутствие в Гвинейском заливе с базированием в Конакри (Гвинея).

С октября по декабрь 1972 г. ЭМ «Бывалый нёс БС совместно с КР «Жданов» и БПК «Севастополь». С 19 по 24 ноября 1972 г. участвовал в поисковых операциях в Норвежском море и Северной Атлантике (учения «Дуэт» и «Лагуна»), затем находился на учениях «Эльбрус» по поиску ПЛ.

В 1972 г. ЭМ «Бывалый» принимал участие в съёмках фильма «Командир счастливой «Щуки», в роли немецкого корабля. С ноября 1973 г. по февраль 1974 г. ЭМ «Бывалый» обеспечивал советское военное присутствие в Гвинейском заливе с базированием в Конакри. С июня по декабрь 1974 г. ЭМ «Бывалый» нёс боевую службу в Средиземном море.
 
Бортовые номера ЭМ «Бывалый»:  77 (1957), 93, 547 (1960), 870 (1961), 337 (1972), 299 (1973), 438 (1982).

Далее изложение статьи журнала «Гангут»: «Но Москва молчала...» Ю.А. Цвентух, В.Г. Лебедько:

«В полночь с 20 на 21 января 1973 года на ЭМ «Бывалый» внезапно прибыл командующий народной армии Гвинейской Республики Тумани Сангаре в сопровождении генерала Ф.В. Чичерина и капитана 1 ранга В.М. Жучкова. Они сообщили командиру эсминца, что около 23 ч, при возвращении домой после официального приёма в посольстве Польши, на одной из улиц города группа неизвестных лиц задержала А. Кабрала с женой и несколькими членами исполкома и ЦК ПАИГК. При задержании А. Кабрал был убит выстрелом в затылок, а остальных его спутников преступники схватили и переправили на катера, которые ушли из Конакри в Португальскую Гвинею, в город Бисау, где находилась резиденция португальского генерал-губернатора».

«От имени гвинейского президента Ахмеда Секу Туре и советского посла А.П. Ратанова прибывшие на эсминец офицеры просили командира выйти в море, задержать преступников, а при попытке сопротивления – уничтожить».

Командир советского боевого корабля ВМФ СССР на БС (боевой службе) в мирное время, без приказа соответствующего командования, не вправе самостоятельно применять реальное боевое оружие корабля, только поиск, слежение, приготовление к бою и всё…

Однако обстановка сложилась такая, что решение надо было принимать незамедлительно, поэтому капитан 2 ранга Юрий Григорьевич Ильиных в первую очередь немедленно объявил «боевую тревогу» и дал команду «Корабль к бою и походу приготовить!».

Украденные катера имели «фору», они уже несколько часов мчались в море в сторону Бисау, до которого ходу быстроходным катерам всего 6 часов. Эти катера и беглецов надо было поймать в течение 3-4 часов, до входа в португальские территориальные воды.

ВМС Гвинейской республики сами не могли решить задачу преследования сбежавших катеров, потому что часть из них была в ремонте, а ночью оперативно собрать экипажи оставшихся катеров было затруднительно. Тогда командир ЭМ «Бывалый», капитан 3 ранга Юрий Григорьевич Ильиных принял решение выйти в море в погоню за катерами изменников, похитителей и убийц.

Пока ЭМ «Бывалый» готовился к выходу в море, Юрий Григорьевич Ильиных «составил донесение в Главный штаб ВМФ, в котором сообщил об убийстве А. Кабрала и доложил о своём решение выйти в море для поимки группы преступников». Эта радиограмма оказалась первым сообщением о случившемся в Конакри (Гвинеия)…

На борт ЭМ «Бывалый» срочно поднялся «взвод вооружённых гвинейских солдат с офицером во главе». Через 50 минут после полуночи (00:50) ЭМ «Бывалый» вышел в море. При этом Главный штаб ВМФ СССР молчал…

Фактически советский боевой корабль вступал в непосредственный межгосударственный контакт-конфликт на стороне одного из государств, последствия этого могли быть «раздуты» до уровня «войны» или «военного конфликта» между СССР и Португалией.

Вскоре оперативный дежурный Главного штаба ВМФ СССР телеграфировал: «Командиру эсминца «Бывалый». Использование оружия только с разрешения Главнокомандующего ВМФ». О том, что командир ЭМ «Бывалый» принял правильное решение и о разрешении ему преследовать и ловить сбежавшие катера – ни слова, а применение оружия по приказу «Главнокомандующего ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова, - это «и ежу понятно», это обычная уставная норма…

После этой телеграммы по условиям радиосвязи из этого региона Атлантики связь с Москвой прервалась, «оставалась связь через зональный узел связи в Сомали, который без задержки ретранслировал все донесения командира эсминца на Москву, но Москва молчала».

ЭМ «Бывалый» со скоростью 18-19 узлов, приготовив к боевой стрельбе свои артустановки, шёл по самому вероятному пути следования сбежавших катеров. В 03:00 по местному времени (05:00 по Москве) «начальник радиотехнической службы капитан-лейтенант В.Г. Малешин доложил, что радиолокационной станцией «Дон» на дистанции 220 кб обнаружены две неподвижные цели».

Начало светать и сигнальщики первыми увидели катера. Это были два их трёх гвинейский катеров с мятежниками на борту. Они стояли на якорях, один из них попытался поднять якорь, а второй «покорно ожидал своей участи».

Капитан 3 ранга Юрий Григорьевич Ильиных подвёл ЭМ «Бывалый» вплотную к одному из катеров, его взяли на швартовы и подтянули к борту эсминца. Второй катер, «под угрозой применения оружия», сам подошёл к борту советского корабля.

Оказалось, что «на катерах вышло полностью из строя всё навигационное и радиолокационное вооружение, в результате чего они вынуждены были стать на якоря и дожидаться рассвета», чтобы визуально ориентироваться на месте.

На катера «тут же высадились гвинейские солдаты, разоружили команды и заставили их перейти на ЭМ «Бывалый». Вся операция по освобождению катеров заняла 30-40 мин «без единого выстрела».

На каждый катер были высажены абордажные команды в составе: офицер, матрос-рулевой и гвинейский солдат. ЭМ «Бывалый» взял катера были взяты на буксир и все отправились в Конакри.

На подходе к Конакри прямая связь ЭМ «Бывалый» и Главного штаба ВМФ СССР вновь была восстановлена, «на все донесения были получены квитанции и подтверждения о вручении их должностным лицам Главного штаба ВМФ». При этом командование ВМФ продолжало молчать. Только «дежурный по связи ГШ ВМФ передал, что «все связисты понимают ответственность момента, переживают за экипаж «Бывалого» и надеются, что всё завершится благополучно».

В 15:21 21 января 1974 года ЭМ «Бывалый» вернулся в порт Конакри и «передал катера и их команды гвинейским властям».

Третий угнанный катер тоже потерял ориентировку в ночи и «вылез на отмель в береговых камышах» побережья Гвинеи. Гвинейские моряки, следовавшие на катерах вдоль берега, обнаружили на угнанном катере «подвергнутые зверским истязаниям жену А. Кабрала и некоторых из захваченных членов ЦК ПАИГК, в том числе заместителя генерального секретаря ПАИГК Аристидиша Перейру.

21 января 1974 года в 17:00 на связь с ЭМ «Бывалый» «вышел начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Н.Д. Сергеев, который потребовал вновь доложить о действиях эсминца. И ещё двое суток он запрашивал различные уточнения по часам и минутам».

21 января 1974 года в период пропажи радиосвязи с Москвой капитан 3 ранга Юрий Григорьевич Ильиных «за самовольство был снят с должности» командира ЭМ «Бывалый».

Однако советский военный советник генерал-майор Ф.В. Чичерин по своему каналу связи сообщил в Москву: «Выполнение поставленной задачи капитаном 2 ранга Ильиных Ю.Г. оцениваются президентом Секу Туре как большая победа над наёмниками империализма. Секу Туре через советское правительство возбуждает ходатайство о поощрении тов. Ильиных Ю.Г. Капитан 2 ранга Ильиных Ю.Г. выполнил задачу блестяще, с большим политическим эффектом и тактом. Волевые и решительные качества тов. Ильиных Ю.Г. и его экипажа высоко оцениваются советским послом А.П. Ратановым и аппаратом советников, за что они достойны заслуженного поощрения».

22 января 1973 года Юрий Григорьевич Ильиных, «так и не сдав дела, (да и сдавать их в Африке было просто некому), продолжил свою службу в качестве командира ЭМ «Бывалый». Командующий Северным флотом адмирал Г.М. Егоров прислал телеграмму-благодарность капитану 2 ранга Ю.Г. Ильиных «за смелые и решительные действия на боевой службе».

После этого руководство Гвинеи приняло решение о создании своего собственного государственного военно-морского флота. Из СССР и Китая в ВМС Гвинеи переданы:

Торпедные катера (ТКА) пр.183 - 4 единицы (1971-1972).
Патрульный катер пр.368 - 3 единицы (1972-1973).
Суда поддержки, 38-тонные ДК пр.1785 (T-4 класс LCVPs.) - 3 единицы (07.1974).
Пограничные  сторожевые корабли проекта 199  - 3 единицы: 2 единицы в 11-12.1972 г., 1 единица - 21.01.1973 г.
Шесть китайских патрульных катеров типа «Шанхай 2» (бортовые номера 733-738): в 1973 г. - 2 единицы, в 1974 г. - 2  и в 1976 г. - 2 единицы.

С 12 июня по 10 октября 1973 года в водах Гвинеи (Западная Атлантика) нёс БС (боевую службу) ЭМ «Скромный» 121-й бригады эсминцев Северного флота (СФ). Ранее с 6 по 28 января 1972 года ЭМ «Скромный» нанёс визит в Бисау (Гвинея), а с 5 марта по 6 мая 1972 года – в Гавану (Куба).

С 22 сентября 1973 г. по 24 января 1974 г. усиленный 2-й батальон морской пехоты десантного отряда кораблей Балтийского флота (ДЕСО) нёс боевую службу в Атлантическом океане в районе Гвинейской республики, командир морских десантников - гвардии подполковник Баранов. 10 октября 1973 г. десантный отряд кораблей (ДЕСО), в составе которого был БДК пр.1171 «Красная Пресня» 71-й бригады десантных кораблей БФ, вошёл в порт Конакри.

В 1973-1974 годах ЭМ «Светлый» БФ под командованием капитана 3 ранга О.В. Третьякова «во время 6-ти месячной БС (боевой службы) заходил только в Конакри». Главной задачей ЭМ «Светлый» в этой БС была «охрана советского рыболовства у побережья Западной Сахары, Марокко», а также задачи слежения за боевыми кораблями «вероятного противника», охраны советского посольства и наших граждан в Конакри (Гвинея), интересов СССР, а также «демонстрации советского военно-морского флага».

К началу 1974 года в Гвинее находилось около 110 советских военных советников. По данным ЦРУ США «с 1960 года советским Союзом и Китаем в Гвинею было поставлено вооружений на 48 000 000 долларов».

Теперь в атлантические воды Западной Африки, в Конакри, должен был спешить ЭМ «Настойчивый» 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ.


Рецензии