Ближний как причина

У всякого человека есть три причины бытия: Бог, другие и он сам. Наверное необходимо родиться на каждом из этих уровней, чтобы быть по-настоящему, т. е. вполне, а не отчасти. Первое начало — Бог, это сотворение Адама и Евы, сотворение человека как такового. Второе — это рождение от родителей и становление под воздействием социума в самом широком смысле этого слова. Третье — это пробуждение в себя, приход в осознанное бытие, когда я — это я, а не кто-то другой, когда я осуществляю свой выбор сам, а не под влиянием чего-то или кого-то (второе рождение).

Выходит, когда мы кого-то обвиняем некрасивым восклицанием «Вот я из-за тебя….» — это отчасти правда, ибо отчасти в нас всё «из-за…». Кстати, эпоха модерна, помимо всего прочего (а может даже в первую очередь) была занята именно социальным аспектом человека, постмодерн подступил непосредственно к личности. Это лишь оговорка, которая здесь не совсем уместна, но всё-таки необходима, потому что важно понимать когда и какие уроки мы проходили и должны были выучить.

Итак, ближний для меня — причина, а не средство. Но причина чего? Важнее всего понять, что в нём обязательно есть причина меня самого. Помимо всяких высоких слов о любви к другому, надо уяснить, что моя любовь к себе включает в себя и любовь к ближнему. Хочешь по-настоящему любить себя — люби другого. Что за реальность стоит за этими словами попробуем сейчас разобраться.

Ближний — всегда провокатор по отношению ко мне: он будит во мне либо лучшие, либо худшие мои качества. Когда я являю себя городу и миру, я всегда завишу от того какой это город и какой мир. С одной стороны, меня понимают, трактуют в зависимости от того, кто воспринимает и трактует. С другой, я невольно (или вольно) буду стараться соответствовать, даже если действую вопреки. Правда, считается не очень хорошим тоном всецело зависеть от других, надо быть самому по себе, иначе ты как бы недородился, недовоплотился. Однако речь сейчас не об этом.

Надо понять каким быть для меня — хорошо: добродетельным или злодеем? Например, хороший грузовик — это какой грузовик? Тот, который соответствует своему предназначению. Хороший виноград — это какой виноград? Вкусный, сочный, вызревший, из него и вино хорошее получится, и сок, и кушать приятно. То же самое можно сказать и о хорошем человеке — он должен соответствовать своему предназначению. И здесь начинаются множественные разномыслия, которые в наше время достигли своего апогея.

А ведь в том и дело, что не я сам, а ближний — только хорошо бы в высшей своей точке, а не низшей — диктует меня самого. Отсюда растёт известное и подзабытое правило: моя свобода заканчивается там, где она начинает нарушать свободу другого. Или: люби ближнего, как самого себя.

А может запятую убрать? Тогда будет так: люби ближнего как самого себя — т. е. в нём люби себя (а в себе — его), ибо он это и есть ты. Как ты к нему относишься, таким ты и становишься.

Ближний — это причина меня. Но каким быть по отношению к ближнему — любящим или ненавидящим, помогающим или мешающим, благословляющим или проклинающим — решаю я сам (как причина его). Что и кого я буду осуществлять, взаимодействуя с другими, то и явится.

Кто правильно выучил этот урок, может двигаться дальше, ибо нашёл себя. Другого пути к себе настоящему не существует. Осуществляющий другого осуществляется сам (что отдал, то твоё).

Бог — ближний — я сам. Эту последовательную взаимосвязь нельзя отменить, можно только остановиться в своём развитии и начать загнивать (что и происходит со многими из нас, в т.ч. на уровне общества).

И вот что интересно: только нашедший себя действительно находит и Бога. Это вполне логично, ибо для встречи с Личностью необходима личность. А пока мы лиц не обрели, Бог для нас — абстракция, теория, идея, но не Встреча. То есть, мы знаем о Боге, но не знаем Бога — Он вне нас, а не внутри*.

Таким образом, полная цепочка выглядит вот как: Бог — ближний — я сам — Бог. Альфа и Омега, Начало и Конец…

---
* Одно дело — верить, что есть Бог, и другое — знать Бога. Прп. Силуан Афонский


http://omiliya.org/content/blizhniy-kak-prichina


Рецензии
"Или: люби ближнего, как самого себя.

А может запятую убрать? Тогда будет так: люби ближнего как самого себя — т. е. в нём люби себя (а в себе — его), ибо он это и есть ты. Как ты к нему относишься, таким ты и становишься.

Ближний — это причина меня."

Ближний не может быть причиной меня. Причина меня, это - Бог, и только Бог. И в Образе и Подобии Божием, в свободной даже от Творца воле и самовластии - моя личная неповторимая индивидуальность... отличная от ближнего.
И, соответно, качество во мне исконного отношения к ближнему, должно быть - Божиим... жертвенным, и как заботливая любовь о себе, а не зависимым от разного ближнего. Т.е. как Господь относится к своим чадам. Где чадо никак не может быть причиной Отца.

"...
Бог — ближний — я сам. Эту последовательную взаимосвязь нельзя отменить, можно только остановиться в своём развитии и начать загнивать (что и происходит со многими из нас, в т.ч. на уровне общества)."

- Эту "взаимосвязь" не только можно, но и должно отменять, как являющейся - идолопоклонством.
- Похоже, Вы сами себя запутали в сем, причем основательно.
Ближний, просто по определению не может и не должен быть впереди меня после Бога.
мне нужен - только Бог. Будет Господь, буду и я. А ближний может быть и... уничтожен, как самоотреченный от Бога, и превративший себя в нежизнеспособную скверну и сеющий её вокруг... что и произошло со всеми допотопными ближними. И что ныне уже происходит в уже начавшемся обезличивании (начертании зверя на лоб и руку) и уже очень скором окончательном сожжении в огне Земли, со всеми делами и телами беззаконных ближних..
-

"И вот что интересно: только нашедший себя действительно находит и Бога. Это вполне логично, ибо для встречи с Личностью необходима личность. А пока мы лиц не обрели, Бог для нас — абстракция, теория, идея, но не Встреча. То есть, мы знаем о Боге, но не знаем Бога — Он вне нас, а не внутри*."

- Вообще-то, всё до наоборот.
Только желающий, ищущий и нашедший исконную Истину Бога (в себе и вовне), и в соПричастии с Ним (т.е. уже в главенствующем приоритете исконной отвергнутой, забытой и забитой духовности в себе /дух, духовность - высшая часть души, всегда обращенная к Творцу/), может, только с Божией помощью, стать полноценной личностью.
- Ищите и обрящете, толцыте и отверзется, просите и дано будет вам -
- Без Мене не можете делать ничесоже -
...Без чего, человечек - только марионетка (генов, приученного воспитания, привычек, внушений, вожделений, иллюзий, страстей, животности, чувств, немощей и зависимостей...)
Т.е. человеку без Источника, в принципе просто неоткуда, не от чего и не от кого обрести качества полноценной человеческой личности, в восстановлении своего Образа и Подобия...
-
"Таким образом, полная цепочка выглядит": Бог — я в Боге и с Богом — все и всё Божие.

Сергей Одиниз   25.07.2017 10:07     Заявить о нарушении
Сергей, у Вас желание спорить доминирует над желанием познавать. Вы не прочли мою статью, не сумели - всё мимо.

Светлана Коппел-Ковтун   26.07.2017 09:33   Заявить о нарушении
Статью прочел, свою точку зрения на неё обосновал.
Но Вы увидели в сем лишь противоречие собственной значимости, как и предполагаемую соринку в чужом глазу, возможно, и вне возможности что либо здраво возразить по сути предмета... всё мимо. ))

хотите быть или выглядеть пушистее во всем? не буду мешать )

доброго Вам

Сергей Одиниз   26.07.2017 14:14   Заявить о нарушении
а жаль что ошибся, жаль

Сергей Одиниз   26.07.2017 14:15   Заявить о нарушении