Бегинаж, или нынешние амазонки

               
                А также почему современная женщина ТАК ценит свободу?   
      
         Проводя очередные майские каникулы в Бельгии, гуляя по Брюгге - случайно услышала о таком явлении средневековой Фландрии, как бегинаж. Заинтересовавшись, решила узнать об этом поподробнее.
               И вот что удалось выяснить: в средние века женщине нельзя было жить одной, без мужчины. Да это и понятно: ни в бытовых нуждах (дров там наколоть, сарай подправить, крышу залатать), ни в заботах о доходе (купчие, закладные письма и т. п.), ни из дома куда выйти, поехать - женщине одной было не сдюжить. Не говоря уже об общественном мнении: живи или при отце, или при муже, либо, на худой конец (коли замуж никто не берёт) иди приживалкой к родственникам. А если дама сама не желала выходить замуж (а такие самостоятельные рождались и в то смутное время) выбора у неё, кроме как монастырь, по сути и не оставалось. Но монастырь — это ведь навсегда! А если женщина передумает?
               Так вот, просвещённая Европа уже тогда задумалась и... предоставила женщине выбор. Теперь, с Вашего позволения, совершим небольшой экскурс в историю.    
               История бегинажей восходит к началу XIII века. Старейшее письменное упоминание о первой такой общине относится к 1232 году. Так латинская надпись на церкви г. Лёвен, например, отмечает 1234 год как год основания. Но сама эта община, как предполагается, появилась на два десятилетия раньше. Местные историки XVI века, включая Юста Липсия, указывают в качестве года образования 1205.
        Лёвенский бегинаж, как и другие на территории Фландрии, пережил первый период расцвета в XIII веке. Во период религиозных конфликтов XVI века для бегинажа настали трудные времена. С конца XVI века, особенно после заключения в 1621 году Двенадцатилетнего перемирия, бегинаж переживал второй период расцвета, пик которого пришёлся на последнюю четверть XVII века. Затем начался постепенный упадок, продолжавшийся до вторжения антирелигиозных французских революционеров. Число бегинок, проживавших здесь, достигло 360 в 1650-1670 годах. Около 1700 года их число вновь вернулось к 300 из-за последствий военных действий, и болезней. К середине XVIII века продолжилось дальнейшее уменьшение числа бегинок, снизившегося примерно до 250. Сходная демографическая ситуация наблюдалась и в других бегинажах, как, например, в соседнем Дисте или, с некоторым отставанием, в Лире.
             Захватившие Фландрию французские революционеры конфисковали собственность общины и передали гражданской комиссии с целью преобразования в богадельню. Бегинкам позволили остаться в их жилищах, но свободные комнаты передали в аренду престарелым и бедным людям.
               Общины находились под покровительством влиятельных горожан, которые давали деньги на постройку бегинажа и поддерживали их затем материально. В каждом домике жила одна-две бегинки, при этом им разрешалось иметь при себе служанку или мать или сестру. Бегинки вели образ жизни, близкий к монашеству, однако не давали обет безбрачия и не были обязаны пожертвовать своё имущество при вступлении в общину. Поэтому в бегинажи на раннем этапе принимали и жён крестоносцев, которые могли покинуть бегинаж после возвращения мужа из многолетнего похода.
                Бегинки занимались общественно полезными делами: воспитывали сирот, занимались рукоделием (в том числе плели кружева), ухаживали за больными и престарелыми. Они вели монашеский образ жизни, но пользовались большей свободой по сравнению с монахинями. Хотя они принимали на себя некоторые обеты, у них оставалось право покинуть общину в любое время, в том числе при вступлении в брак.
                Это что касается истории, а как обстоит дело с «амазонками» в современном мире? С ростом технологического прогресса и изменением общемировой точки зрения по отношению к женщине в современном обществе — свобод у неё стало больше. Это касается и свободы выбора: быть одной, или быть с мужчиной. И, зачастую, современная женщина делает выбор в пользу безусловной свободы. Хочется поразмышлять почему так происходит?
            Ну, во-первых, действительно, достижения современной цивилизации предоставляют женщине максимальное удобство для самостоятельного проживания. Это и наличие различных коммунальных служб, которые за определённую плату берут на себя обеспечение комфортных условий проживания без бытовых проблем. И уровень женской адаптации в современном обществе, в силу полученного образования и возможности найти себя в качестве востребованного специалиста. И многое другое.
           Во-вторых, свободное отношение общества к институту брака и воспитанию детей упростилось донельзя и привело к смещению исходной составляющей отношений между полами с фундаментального Домостроя до лёгкости и вседозволенности.
           А в-третьих, (и я считаю это главной причиной) современным «амазонкам» проще, а зачастую и качественно удобнее проживать самостоятельно. Судите сами: женщина отвечает только за свой быт и досуг, или ещё и мужчины? Она сама решает как и куда распределять свой бюджет, или в ежедневных спорах с главой семьи (при учёте его, зачастую, далеко не феноменальной, а порой и ниже её собственной, зар.платы)? Женщина выбирает схему своего будущего и планирование жизни, исходя из своих интересов, или с учётом желания мужа? А детей, в конце концов, она может вырастить сегодня самостоятельно и, заметьте, общество в этом случае будет её только ободрять и поддерживать. А на самый крайний случай, если амазонка имеет конкретный «зуб» на представителей всего мужского «электората»**   — у неё всегда имеется, так называемый, метод ЭКО.
           Итак, современное общество, обеспечив женщину всем необходимым, этим самым, как бы выбила почву из-под ног современного мужчины, превратив его из охотника и завоевателя в анторопоморфного*** инфантила, интересующегося, в лучшем случае, поиском ни к чему не обязывающих одноразовых отношений, а в худшем — вообще ничем не интересующегося.
            Откуда же в сложившейся ситуации «ноги растут», возможно Вы меня спросите? Как наше общество докатилось до жизни такой? Кто виноват и что делать? Конечно у меня нет ответов на все эти вопросы, но кое-какие предположения имеются. Итак, в первую очередь виновато, я считаю, воспитание подрастающего поколения, а именно мальчиков и конкретно  матерями. Представьте себе следующую ситуацию: такая вся себе современная амазонка, точнее сказать «викинг в юбке» растит одна сына. Возможно, на не дополучила в своё время отцовской любви, или не в полной мере познала мужской заботы и нежности мужа. И вот, оставшись наконец (не имеет значения, в силу каких именно факторов) одна — вкладывает всю свою нерастраченную энергию в сына. Можете теперь себе представить, каким он вырастит мужчиной? Как будет относиться конкретно к потенциальной спутнице и к семейным обязательствам в частности? Представили?
           А теперь возьмём девушку. Современную такую эмансипе. Не важно в какой семье (полной, или нет) она выросла — заботиться о себе, уважать и любить в первую очередь себя — она умеет априори. Образование ею получено престижное, работу имеет  ответственную и хорошо оплачиваемую. Продолжать? Думаю, не ст0ит...            
             Не в упрёк оставшимся настоящими нынешним мужчинам будет замечено, что сейчас женщине/девушке работу найти в разы легче, чем мужчине. И что Вам остаётся со всем этим делать? Бороться. Бороться за себя, за любовь и внимание своей женщины. И да будете Вы здравы и счастливы подольше, чтобы воспитать здоровое (во всех отношениях) поколение!

      Автор оставляет за собой право на собственное мнение, но с удовольствием выслушает любую конструктивную критику и суждение, отличное от собственного.

Послесловие, написанное автором по свежим событиям.

     По прошествии нескольких лет с интересом стала вдруг подмечать некоторые изменения, имеющие место быть в современном мире. Молодые люди начали меняться на глазах. Стали вести себя (а может даже быть!) надёжнее и достойнее, как сами по себе так и по отношению к лицам, противоположного пола. И тут дело явно не в воспитании. В чём конкретно? Кто сдвинул "точку сборки" в сознании общества?! Буду разбираться. Придут новые соображения - с удовольствием поделюсь ими!

*  Бегинаж (фр. b;guinage) или бегейнхоф (нидерл. begijnhof) — поселение-община одиноких женщин (бегинок) во Фландрии и Нидерландах. В средние века женщины, оставшиеся без попечения мужчины (обычно вдовы, или сироты) и не желавшие повторно выходить замуж, могли попросить убежище при монастыре, фактически не принимая монашество (своего рода, послушничество). Для поступления в общину достаточно было сделать небольшой взнос из своего наследства. Сумма взноса разнилась в зависимости от величины наследства и других факторов, не являясь фиксированной. Причём, бегинка могла в любое время покинуть поселение при первом желании сменить свой статус на замужний.

** Электорат — здесь, намеренно взятый в кавычки, олицетворяет обобщающее наименование людей (в данном контексте, мужчин), наоборот, НЕ осуществляющих выбора и потенциально НЕ имеющих никакого права голоса.

*** Антропоморфный — здесь, почти неодушевлённый, т. е. переставший принимать самостоятельные решения индивид.


Рецензии
Спасибо Наташа,за поданный материал интересующий больше всего молодёжь.Примеров много -развивать научно полемику не каждый прислушается что ему советует ранний период воспитания.Все происходит по обстоятельствам нынешнего устроенного мира.
Умеешь достичь того что тебе необходимо создаешь условия для других помогаешь
реализоваться без благодарности ибо это честь человека осознанная.
Когда нибудь и тот обустроится создаст семью,но бывает без нужды ему это он доволен хотя бы тем ,что приносит пользу обществу трудом-остальное приложится,а
самое интересное у него есть свобода распоряжаться собой никому ненавязывая свою.
Такое время сейчас и думаю не плохо молодежи искушать жизненные проблемы -это и есть входить в жизнь с опытом. Жаль мало живем. Благодарю за беседу.

Нинель Товани   21.11.2019 18:59     Заявить о нарушении
"приносит пользу обществу трудом-остальное приложится" - совершенно справедливо!
Благодарю, Нинель, за такую вдумчивую подробную рецензию!
По существу вопроса.

Нестихия   22.11.2019 18:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.