Я Учитель

 Эссе

  Я – Учитель… Повторяю про себя эти слова и улыбаюсь. Приятно осознавать, что мечта всего моего детства сбылась, хоть путь к ней был не прост и не гладок. С детства вокруг меня были руки близких и родных людей – учительские руки. Отец мой, матушка, их сестры и братья – много учителей в нашем роду.
    Наверное, маленький ребенок не зря копирует своих родителей, ведь в период раннего детства именно они – его первые Боги. Мои Боги работали учителями. И даже жить нашей семье периодически приходилось в школе в связи с профессиональными переводами отца. Пустые гулкие коридоры школы по вечерам – там и первые шаги, и первые падения… Куда же потом, как не в школу? Наверное, так и рождаются профессиональные династии. Не удивлюсь, если моя дочь пойдет по моим стопам…И отговаривать – не буду. Права не имею.
    Я – Учитель…Что же такое – Учитель? И почему так хочется писать это слово с большой буквы?
    Учитель – это прежде всего Долг. И не стоит думать, что прошли те времена, когда слова Честь и Долг стояли во главе угла. Они есть и будут. Когда я читаю книги о школьном обучении и воспитании в двадцатом веке, а тем более – в веке девятнадцатом, я поражаюсь требованиям, которые предъявлялись к ученикам того времени! Иной раз даже возникает чувство, что современная педагогика с годами сдает свои позиции. Но это неверный взгляд. Иные времена – иные требования. Справились бы дети прошлых веков с требованиями современными? – не думаю.
     В век новых технологий наши дети эрудированы сверх нормы, их захлестывают валы информации, поступающей из различных источников. Но знания, полученные таким путем, чаще всего поверхностны, а факты зачастую случайно или намеренно искажены. И долг Учителя вернуть ребенка в русло созидательных знаний; расширить и углубить все доброе и вечное, к чему удалось им вскользь прикоснуться; отвернуть их от знаний и убеждений ложных или разрушительных.
     В наше время Учителю приходится быть всезнайкой. Слишком велика конкуренция со средствами массовой информации и интернетом. А поле битвы – душа ребенка. Именно глубокими познаниями во всех областях жизни – не только по своему узкому предмету – может снискать Учитель авторитет в глазах своих технически подкованных подопечных. А еще у нас, взрослых, есть то, чего нет у детей: сформированная способность «отделять зерна от плевел», и долг наш состоит еще и в том, чтобы научить детей разделять достойное и недостойное в этом мире.
    Учитель – это прежде всего Воспитание. Корень слова Учитель – «чит» - говорит о том, что мы должны научить ребенка ЧИТать и сЧИТать, не указывая на то, что каждый Учитель (если это действительно Учитель с большой буквы) прежде всего – зодчий храма человеческой души. Испокон веков Учитель был образцом вкуса, образцом поведения, образцом строителя своего жизненного пути. Правила, правильность, правда – какие могут быть компромиссы с самим собой, когда на тебя смотрят столько юных глаз?
     ВосПИТывать – от слова «питать». «Науки юношей питают…» - помните? Это из классики. А современная реклама уже демонстрировала наглядно опыт, как чистая вода вытесняет из организма грязную, мутную. Учитель приобщает детей к чистым родникам познания, создает вокруг добрую питательную и развивающую среду, исключающую все дурное, калечащее человека, личность.
     Вся российская школьная программа – чем она и отличается от иных программ – построена на воспитании ученика: изучаем ли малые формы фольклора – поговорки и пословицы звучат о труде, о любви к матери, о дружбе; пишем ли диктант по любому разделу языка – текст обязательно несет в себе и познавательную нагрузку, и, несомненно, воспитательную. Именно школа формирует из юного человека личность и достойного гражданина.
    Отсюда, Учитель – это Ответственность. Результаты нашего труда невозможно увидеть сегодня или завтра, они проявятся в далеком будущем. Педагогика инвестирует в грядущее, формируя человека, который будет жить в обновленной стране, в новом обществе, строить его, развивать и усовершенствовать.
    Учитель сам - Саморазвитие и Самоусовершенствование. «Я знаю, что ничего не знаю… - а возможно ли знать всё? – Нет, конечно. Мы не Сократы, но и нам необходимо мужество признавать, что познания наши хоть и велики, но не бесконечны. Если мы хотим быть источником…пусть не Истины (вправе ли претендовать? Или – плох тот солдат…?), но верных суждений о мире, о нравственных его началах - нам необходимо заниматься самообразованием, развивать себя беспрестанно.
     Еще Лев Николаевич Толстой утверждал: для того, чтобы предъявлять требования к другим, убедитесь, что предъявляете к себе бОльшие требования. Учитель читающий книги -  бумажные ли книги, электронный ли их вариант – это всегда человек, которому есть, что рассказать детям. Читающий учитель – лучший пример!
    Можно учиться и у детей. Нынешнее поколение школьников, родившееся в миллениум, это особое поколение. Они способны воспринимать огромный объем информации. Такое свойство нового поколения – особую чуткость в восприятии, способность тонко слышать и видеть всё вокруг – социологи назвали «мультиканальностью». Дети могут усваивать информацию одновременно из нескольких источников, успевая заниматься сразу несколькими делами одновременно.
     Мы, педагоги, жалуемся на нехватку времени, потому, что по современным требованиям мы уже не можем ограничить свой профессиональный труд только проведением уроков по предмету, нам необходимо заниматься и сопутствующими делами: вести сайты, участвовать в конкурсах, учиться на курсах – однако наши ученики, живя в таком же бешеном режиме, легко с ним справляются. Почему? Мы привыкли во все глубоко и ответственно вникать, мы очень долго переключаемся с одного вида деятельности на другой, а дети чувствуют информацию, и моментально на нее реагируют, и понимают, что от них требуется, буквально с полуслова.
     Отсюда, Учитель – это образец коммуникации (а если нет – то этому стоит поучиться!), это пример того, как могут (не пишу надоевшего «как должны») общаться между собой люди, обмениваясь информацией, делясь всем самым лучшим, что успели аккумулировать за время жизни и сознание, и душа. И не нужно бояться спорить! Спор – самая активная и самая плодотворная форма диалога между людьми, если, конечно, он выдержан в рамках нравственных норм. Но и в этом можно (и дОлжно) быть образцом.
     Что же такое еще – Учитель? Учитель – это Дружба. Не панибратство, не игра в равенство, не заигрывание с детьми – а настоящая человеческая Дружба, на равных. Важно видеть в ребенке человека, важно понимать его проблемы, важно оказаться рядом в трудную для него минуту. Фактор Доверия – особый дар. Когда вы одновременно и психолог, и исповедник, и первая рука помощи. А самое главное – что в вас никто не сомневается, когда идет за помощью. Это добрый знак – вы состоялись.
    Есть такое выражение – «держать дистанцию». Думаю, многие ее понимают неправильно, когда держат эту дистанцию в социальной горизонтали. Вертикальная дистанция – жизненный и профессиональный (а иногда и родительский!) опыт – от такой дистанции никуда не денешься, но в ней и есть несомненный плюс – взгляд на ситуацию немного сверху.  Любой взгляд с высоты дает более исчерпывающую картину. Но такая дистанция не исключает ощущение человеческого тепла – гаранта неравнодушия. Плохо, когда от учителя веет холодом.
    Ну и, наверное, последнее из того, что же такое – Учитель… Учитель – это Любовь. Любовь безусловная (не требующая никаких условия для своего существования) и несомненная, иначе ваш выбор – не призвание. Бежать утром на работу с радостью, понимая, что сейчас войдешь в любимый кабинет, встретишься с детскими глазами (каждые из которых – по-своему любимы), будешь вести свой любимый предмет, цитируя любимых писателей и филологов… А вечером с чувством исполненного долга и с неизменной радостью – домой. Дома тоже нуждаются в любви…
    А дома каждый вечер – педсовет…Но это уже воспоминания из детства. Не каждому повезло родиться в профессиональной династии, в самом эпицентре педагогического умо…(и душе…)трясения. Кому-то приходилось ломать себя, подстраиваться под новую роль, чтобы войти в призвание, принять его на себя, как сан. И это тоже нужно понимать. Поэтому важнейшее значение для учителя, для педагога как профессионала, имеет коллектив. И, если принять (попробовать принять – у кого как получится), что Учитель – это Долг, Ответственность, Саморазвитие, Образец коммуникации, Дружба, Любовь, если во все это поверить – может, у нас всё получится? Хочется верить в лучшее.

   ...Сегодня снова перечитывала статью о Януше Корчаке, написанную совместно с восьмиклассницами-журналистками из школьного пресс-центра. В нем – гуманисте, подвижнике, Учителе с большой буквы – в нем гармонично совместилось все! Перечитывала и думала – а я бы СМОГЛА?
    
   
   
   


Рецензии
По большому счёту - всё правильно в Ваших размышлениях о назначении профессии учителя, уважаемая Ольга.
Но вот есть один нюанс, не отмеченный Вами, и в котором (на мой взгляд) заключается весь корень проблемы.
Вытекает он из самого названия профессии - УЧИТЕЛЬ, понимаемый большинством представителей этой достойной профессии буквально: УЧИТЬ - учить жизни, предмету преподавания и т.д.
А ведь назначение учителя совсем в другом.
Постараюсь пояснить.
В польском языке это слово звучит по-другому - НАУЧИТЕЛЬ.
Почувствуйте эту очень тонкую и смысловую и лингвистическую разницу - научивать, т.е. не вкладывать в ученика готовые решения и понятия, а развивать (научивать) его собственное понимание жизни, раскрывать его индивидуальность, нащупывать и раскрывать его талант в той или иной области.
Казалось бы всего две буквы в одном и том же слове, но как принципиально много они меняют.
Правда не все это могут понять.
Я здесь выложил на Прозе свои размышления по поводу состояния русского языка в настоящее время. Если появится желание - поинтересуйтесь.

С почтением к Вашей профессии пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   24.01.2020 13:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.