Не трогай кота! Кот тоже человек!

Язык пирахан, с помощью которого общаются пираха — охотники-собиратели, проживающие в Амазонии — назван самым странным в мире. Об этом сообщил профессор лингвистики Рольф Тейл из Университета Осло.

По словам ученого, пирахан — это тональный язык, в котором различие смысла слов зависит от высоты звука. Так, слова «друг» и «враг» на пирахане пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

Кроме того, на пирахане можно говорить, петь и свистеть. Свист используют мужчины во время охоты, чтобы обмениваться информацией со своими товарищами и не отпугивать дичь. При этом в языке самое маленькое количество звуков — три гласных и восемь согласных.

В пирахане практически отсутствуют числительные и слова для обозначения цвета. Количество определяется одним из трех слов («несколько», «еще больше» или «много»), но конкретных числовых значений слова не имеют.

Если нужно сказать о цвете, то для этого используется слово, отмечающее предмет этого цвета («кровь» — «красный», «лист» — «зеленый»). А у глаголов не существует временных форм, сообщает издание ScienceNordic.
Ну что же, для меня это совсем не ново. Когда ко мне в кабинет приходит делегация из двух котов и трёх собак, которые выражают свое возмущение тем, что я манкирую обязанностями кормильца, я иду на кухню и сначала кладу еду котам. Пока я достаю еду для собак из холодильника, собаки придвигают свои физиономии вплотную к кошачьим мискам и переводят взгляд с меня на миски и с мисок на меня. Особенно активна Лиля, которая уверена в том, что кошачья еда стоит намного дороже собачьей и человечьей, поэтому я склоннен на кошачьей еде сильно экономить. Стоит мне чуть-чуть зазеваться, как Лиля молниеносным броском выхватывает часть кошачьей еды. При этом я всегда одним и тем же тоном, с одной и той же интонацией, не оборачиваясь, говорю: "Не трогай кота! Кот тоже человек!". И Лиля тутже отскакивает.

Во время чтения статья про язык пирахан ко мне пришла делегация хвостатых и потребовала отправиться по месту раздачи еды. Когда я, стоя около холодильника, краем глаза заметил, что Лиля приблизилась вплотную к кошачьей миске, я сказал необычной скороговоркой: "Не трогай кота! Кот тоже человек!". Лиля, не обращая внимания на мои слова, отогнала кота и стала есть из его миски. Тогда я повторил сказанное, но с привычной интонацией и привычным тоном. Лиля сразу дернулась назад, а я сразу понял, как между собой общаются охотники-собиратели пираха, проживающие в Амазонии. 

На снимке Лиля после купания в халате ждёт, когда я отвернусь.


Рецензии