372 Дедушка ВМФ 26 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 372. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Дедушка военно-морского флота. 26.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Чертёж, рисунок оформления и точная копия бота Петра I «Фортуна».

Обратите внимание на боковые плоские балансиры - успокоители качки и обилие отличительных гордых флагов: военно-морской Андреевский флаг России на корме, флаг-гюйс на носу корабля и флаг-штандарт российского императора Петра 1 на флаг-штоке грот-мачты.

Ботик «Фортуна» - это дубовая голландская шлюпка-ял на пять вёсел с полными, почти круглыми сверху обводами носа и кормы. В средней части носовой банки сделан вырез и намётка для крепления мачты. Парусное вооружение ботика «Фортуна»: гафельный или шпринтовый грот и треугольный фок (кливер). Управление ботиком – навесной руль с железным румпелем.


В предыдущем:

Я решил заинтересовать «годков» (моряков-срочников второго года службы) и «молодых» свиреповцев (моряков-срочников первого года службы), а также будущих «салаг», которые должны были прийти в мае-июне 1974 года, морскими боевыми традициями первого экипажа БПК «Свирепый» на примере «свиреповцев» далёкого прошлого – времени Великой Октябрьской социалистической революции и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Окрылённый, я начал оформлять новый стенд-историю-хронику боевых кораблей с яростным именем «Свирепый»…

«Дедушкой» всех кораблей современного российского и советского государственного военного флота по праву считается небольшой деревянный кораблик (корабль поэтому, что был вооружён четырьмя 1/3-фунтовыми салютными пушками) – «ботик Петра I».

«Дедушка русского флота» - так этот парусный кораблик, очень похожий на современный шестивесёльный ял, традиционно называется  и считается «российской национальной историко-морской реликвией».

Этот бот со всем полагающимся парусным стоячим и бегучим такелажем был построен в Англии и доставлен в Россию в 40-х годах XVII в. Этот бот имел водоизмещение 1,28 т, длину 6,1 м, ширину - 1,97м, высоту - 0,8м и осадку в воде - 0,3 м.

Этот «аглицкий бот» был куплен в Англии и хранился в сарае, в имении боярина Н.И. Романова, двоюродного деда будущего первого Императора Всероссийского Петра I.

Шестилетний будущий «царь Всея Руси» Пётр Алексеевич Романов, младший сын русского царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, весной 1678 сам обнаружил этот «аглицкий ботик» и повелел отремонтировать и подготовить к плаванию. Эту работу выполнил голландский судовой мастер Карстен Брант. Ботик был спущен сначала в реку Яуза, а затем доставлен на Просяной пруд в Москву.

Просяной (Просянский) пруд – это самый большой искусственный водоём из комплекса Измайловских прудов, располагавшийся на северо-востоке Москвы в центральной части Казённого Измайловского Зверинца.

Просяной пруд был образован Просянской (Жуковской) земляной плотиной на реке Измайловка (совр. Серебрянка). Акватория Просяного пруда занимала район реки Измайловки (Серебрянки) от плотины до Лебедянского пруда вверх по течению.

Общая площадь Просяного пруда – 60 га, его ширина - 0,5 км, длина - 1,5 км. Просянскую (Жуковскую) плотину создали в XVII в. для создания напора воды пруда для водяного колеса мельницы на выходе реки Измайловки (Серебрянки) из пруда.

В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Пётр Алексеевич и его брат Иван Алексеевич «были провозглашены царями, но фактически управление русским царством взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна».

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина и её сын Пётр «вынуждено были отдалены от двора царевны Софьи и переехали из Москвы (Коломенское) жить в село Преображенское».

Летом 1686 года четырнадцатилетний русский царь Пётр I «прогуливался верхом по Измайловскому Зверинцу вместе с Ф. Тиммерманом и дошёл до ангаров Льняного двора, в которых они обнаружили старый «аглицкий ботик». Сорокадвухлетний Франц Фёдорович Тиммерман – голландский купец, учитель Петра І по геометрии, фортификации, корабельному мастерству, астрономии и морскому делу.

На этом ботике Пётр I Алексеевич мальчиком (1678) «некоторое время плавал по реке Яузе», но по причине того, что «…река для лавировки была тесна, то ботъ перенесли въ Просяной прудъ…». Теперь страсть к «лавировке» парусным ботом вновь охватила юного русского царя Петра Первого. Вместе со своим учителем, Фёдором Тиммерманом, он катался на ботике, названном «Святой Николай» по Просяному пруду.

Большое село Преображенское возникло на месте нескольких деревень (Черкизово, преображенское) около 1747 года «в связи с сооружением вокруг Москвы Камер-Коллежского вала и образованием новой Преображенской заставы». Здесь проходила «таможенно-экономическая граница первопрестольной столицы Руси». Практически, деревня-застава Преображенское было для царицы Н.К. Нарышкиной, её сына Петра Алексеевича и всего её двора – выселками.

Однако в Преображенском «находился загородный дворец русского царя Алексея Михайловича, при котором был открыт один из первых русских придворных театров - Комедийная хоромина - деревянное здание площадью около 400 кв. м.»…

Здесь в Преображенском десятилетний русский отрок-царь Пётр Алексеевич Романов, горя желанием защититься от напастей междоусобной борьбы, начал создавать свои знаменитые «потешные полки» - Семёновский и Преображенский, которые стали ядром новой русской армии». Здесь на реке Яуза впервые Пётр Алексеевич начал испытывать первые «лавировки» на своём знаменитом «ботике Петра I».

Как поселение, созданное для выполнения определённой военно-таможенной функции на границе государства, село Преображенское было устроено «как военный лагерь, то есть прямолинейные, параллельные друг другу улицы с домами, фасадом выходящими на проезжую часть». Видимо, такая планировка улиц пришлась по душе юному царю Петру Алексеевичу и позже этот архитектурный принцип будет реализован в Петербурге.

В Преображенском юный царь Пётр Алексеевич «увлекается огнестрельным делом и кораблестроением, много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей иностранцев».

В 1689 году после известных событий Стрелецкого бунта царевна Софья, старшая сестра Петра Алексеевича, была отстранена от престола, и царская власть перешла к семнадцатилетнему Петру I, а управление страной доверено его матери, царице Наталье Кирилловне Нарышкиной и его родному дяде, боярину, главе Посольского приказа, Льву Кирилловичу Нарышкину. Катание на «ботике Петра первого» будет перенесено на Плещеево озеро.

Плещеево озеро России – это моренное (карстовое) пресноводное озеро на юго-западе Ярославской области России. Входит в состав национального парка «Плещеево озеро». Площадь озера - около 51 кв. км, наибольшая длина 9,5 км, максимальная ширина 6,5 км. Озеро имеет округлую форму, берега ровные. Максимальная глубина озера - 25 м. Город рядом с озером - Переславль-Залесскии;. В Плещеево озеро впадает река Трубеж, а вытекает - Вёкса (урочище Урёв).

В Плещеевом озере много разной рыбы (16 видов): густера, лещ, налим, окунь, плотва, ряпушка, уклея, щука, а также вьюн, ёрш, карась, линь, пескарь, щиповка. По берегам Плещеева озера живут птицы: лебедь, орлан-белохвост, скопа, утка, цапля, чайка.

Плещееву озеру около 30 000 лет и оно находится на границе ледниковой морены и древних аллювиальных наносов. В древности Плещеево озеро было гораздо обширнее современного. Сюда из Преображенского был перевезён «ботик Петра I» и здесь на этом глубоководном море-озере в глубине России была построена первая российская «потешная учебная флотилия» боевых кораблей.

«Ботик Петра I» - первое судно («Святой Николай»), на котором юный русский царь Пётр Алексеевич Романов учился ходить под парусами по реке Яузе и Просяному пруду. На Плещеевом озере молодой русский царь, уже побывавший в Западной Европе, ходил под парусом на другом боте – «Фортуна», сделанном с непосредственным участием Петра I.

Первоначальный «ботик Петра I» отслужил свой срок, обветшал, но не забыт и в 1701 году был перевезён из Измайлова (с Просяного пруда) в Московский Кремль и установлен под навесом у колокольни Ивана Великого, где ботик простоял 20 лет.

В 1722 году «ботик Петра I» использовали в праздновании победы над Швецией в Северной войне 1700–1721 годов – «мимо ботика на полозьях по снегу провезли макеты военных судов, что символизировало приветствие флотом своего первенца».

В 1723 году «ботик Петра I» перевезли в Санкт-Петербург и 11.08.1723 года на Кронштадтском рейде состоялась церемония встречи «ботика Петра I» Балтийским флотом. Двадцать парусных кораблей и один фрегат салюьовали скромному дубовому ботика – «дедушки русского военного флота».

Кстати, в этот день команду «ботика Петра I» составляли ближайшие сподвижники Петра I, сам император находился на руле ботика.

30.08.1723 года «ботик Петра I» был установлен в Государевом больверке Петропавловской крепости. На пьедестале была сделана надпись: «Детская утеха принесла мужеский триумф».

В 1724, 1744 и 1745 годах «ботик Петра I» участвовал в торжествах по случаю годовщины «Ништадтского мирного договора». На специальном судне, буксируемом галерой, «ботик Петра I» перевезли вверх по Неве до Александро-Невского монастыря и обратно в Петропавловскую крепость.

В 1761 году «ботик Петра I» был установлен в специально построенном на территории Петропавловской крепости павильоне — «Ботном домике».

16.05.1803 года во время празднования 100-летия основания С.-Петербурга «ботик Петра I» был установлен на шкафуте 110-пушечного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве у Сенатской площади.

03.07.1836 года был повторен парад 1723 года. Ботик, установленный на шканцах парохода «Геркулес», был провезён перед строем кораблей Балтийского флота на Кронштадтском рейде.

В 1872 году «ботик Петра I» экспонировался в Москве на Всероссийской политехнической выставке, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I.

В 1928 году ботик был передан на хранение в Новый Петергоф, а с августа 1940 года «ботик Петра I» хранился в Центральном военно-морском музее. В июле 1941 года «ботик Петра I» как национальная реликвия был эвакуирован в Ульяновск, а в 1946 году возвращён в ЦВММ. Ремонтировался «ботик Петра I» в 1688, 1722, 1872 и 1966 годах.

Бот или ботик - это шлюпка голландского типа, сдекланная из крепкого дерева - дуба. Ботик «Фортуна», созданный с участием Петра I, фактически является близнецом первого ботика «Святой Николай», который традиционно признаётся «Дедушкой Российского Флота». По словам самого Петра I «ботик «Святой Николай» стал для Российского флота «плодоносным семенем».

Кроме изначального «ботика Петра I» первыми судами-кораблями «потешной флотилии» Петра I на Плещеевом озере были два малых фрегата и яхта, заложенные в 1689 году на Переславской верфи голландским судостроителем Карстеном Брантом и спущенные на воду Плещеева озера 1 мая 1690 года.

Голландские морские специалисты и судовых дел мастера были первыми учителями и помощниками молодого русского царя Петра Алексеевича потому, что единственным иностранным языком, которым свободно владел Пётр 1- это был голландский язык. Первого такого голландского друга-помощника и учителя Пётр I нашёл в Немецкой слободе – это был Франц Тиммерман.

Франц Тиммерман показал юному Петру Алексеевичу как ходит бот под парусом, как лавирует и даже идёт вверх по течению реки. Увиденное восхитило десятилетнего русского царя Петра Алексеевича и навсегда подарило ему мечту о море, кораблях и флоте.

В 1697 году, сразу после рождественских праздников, Пётр I назначил «судный приказ», который должен был «ведать строительством кораблей». Главой «судного приказа» был поставлен Александр Петрович Протасьев, а его помощниками Франц Тиммерман и Карстен Брант.

Александр Петрович Протасьев (1655-1699) – потомственный дворянин, сначала стряпчий при дворе русского царя Алексея Михайловича, воевода Мангазеи, думный дворянин, окольничий, начальник Владимирского судного приказа, участник «Кожуховского похода», организатор и руководитель в Воронеже строением кораблей для Азовского флота при Петре I, первый дворянин, получивший звание «адмиралтеец», введённого Петром I. В конце своей служебной карьеры за взятки был разжалован императором Петром I.

В 1690 году на Преображенской верфи в подмосковном селе Преображенское самим русским царём Петром Алексеевичем была заложена яхта («Анна»?). 14 марта 1691 года яхта «Анна» (?) была спущена на воду реки Яуза и перевезена на Плещеево озеро.

В 1691 году уже на Переславской верфи русским царём Петром Алексеевичем был заложен первый русский военный корабль «Марс». «Марс» строился под руководством голландских мастеров, в частности Карстена Бранта. 30-ти пушечный фрегат «Марс» спущен на воду 1 мая 1692 года.

Однако фрегат «Марс» был далеко не первым русским мореходным кораблём. Издревле русские люди строили лодьи, струги и другие суда, на которых осваивали практически все реки, озёра и моря Древней Руси.

Первый русский мореходный корабль был построен в 1667 году, за 5 лет до рождения Петра Алексеевича Романова. Под руководством московского боярина Ордина-Нащокина голландские мастера построили двухпалубное трёхмачтовой судно «Орел» и спустили его на воду реки Ока. Судно «Орёл» могло совершать плавание по морю. Кроме этого местные русские мастера под руководством голландцев построили пару шлюпок и одну яхту.

Пётр I Великий считал, что строительство трёхмачтового судна «Орёл» положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках», но первенство строительства русского военного флота он оставил за собой и своим «ботиком Петра I».

Строительство русских кораблей велось с ошеломляющей скоростью, уже к лету 1692 года «потешная флотилия» Петра I насчитывала несколько десятков судов.

Голландский мастер судовых дел Карстен Брант был уже «в летах», поэтому строительством 30-ти пушечного фрегата «Марс» фактически руководил другой голландский судостроитель Клас. Контролировал и лоббировал работу голландских мастеров известный придворный и один из ближайших сподвижников русского царя Франц Яковлевич Лефорт.

В этот период времени (до 1692 года) на Переславской верфи под руководством Карстена Бранта были построены и спущены на воду две яхты и одна голландская галера.

В 1693 году в селе Холмогоры судостроителями из Голландии П. Бас и Г. Янсен была построена яхта «Святой Пётр», длиной 17 м, шириной 5,7 м, имевшая на вооружении 12 корабельных орудий. С 4 по 10 августа 1693 года русский царь Пётр I Алексеевич «выходил на яхте в Белое море, сопровождая иностранные купеческие суда до Трех островов в Горле Белого моря».

В 1692-1694 годах суда и корабли «потешной флотилии» участвовали в маневрах и «потешных сражениях со стрельбой и высадками десантов».

18 сентября 1693 года на Соломбальской верфи судостроители Н. Вилим и Я. Ранс заложили фрегат, который был спущен на воду 20 мая 1694 года и получил имя «Святой апостол Павел» и командира корабля Я. Флама (1694). Длина фрегата «Святой апостол Павел» - 24,3 м, ширина - 6,2 м, вооружение - 24 корабельных орудия.

В 1964 году в состав «потешной флотилии» вошёл фрегат, построенный в Роттердаме по заказу Петра I. По приходу голландского фрегата в Архангельск 21 июля 1694 года, Пётр I дал ему имя «Святое пророчество». «Пророчествовать» могли 22 корабельных орудия фрегата. Пётр I встретил голландский фрегат у бара Северной Двины.

В августе 1694 года фрегат «Святое пророчество» в составе отряда купеческих судов ходил из Архангельска до мыса Святой Нос.

Суда и корабли «потешной флотилии» Петра I не стояли без дела. С 29 мая по 13 июня 1694 года сам русский царь Пётр I выходил на яхте в Белое море до Унской губы и Соловецкого монастыря. С 13 по 20 августа 1694 любимая петровская яхта «Святой Пётр» в составе отряда купеческих судов ходила до мыса Святой Нос.

В октябре 1694 года по приказу Петра I фрегат «Святой апостол Павел» был «нагружен казёнными товарами и отправлен во Францию». Фрегат «Святой апостол Павел» шёл под голландским флагом под командованием голландского капитана Я. Флама с экипажем из матросов-иностранцев. В декабре 1694 года фрегат «Святой апостол Павел» в одном из портов Франции был захвачен «как корабль противника» (?).

После 1694 года многие суда и корабли «потешной флотилии», спешно построенные из мёрзлого и сырого дерева, более не использовались.

После 1695 года фрегат «Святое пророчество» был переоборудован в торговое судно.

31 декабря 1697 года российский царь-император Пётр I в письме князю Ф.Ю. Ромодановскому дал указание: «Корабль, построенный Класом, перевести на Волгу», но попытка перетащить корабль по рекам и мелям не удалась.

Летом 1699 года во время бури на реке Северная Двина яхта «Святой Пётр» была сорвана с якоря и выброшена на береговую отмель, затем снята с отмели и отремонтирована.

В августе 1702 года яхта «Святой Пётр» в составе флотилии ходила из Архангельска до Соловецких островов и после этого в море не выходила. Яхта «Святой Пётр» сохранялась в память о первых плаваниях Петра I по Белому морю. Была поставлена на берегу реки Повракулка, но без ухода постепенно рассохлась и обветшала.

7 февраля 1722 года российский император Пётр I подписал свой указ переславским воеводам: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и потомков ваших».

В 1723 году все суда и корабли «бывшей «потешной флотилии Петра I»  были отремонтированы, вытащены на левый берег реки Трубеж и установлены под навесами, кроме большого корабля «Марс» (?), который «по недостаточности средств был вытащен только до половины».

В ноябре 1729 года разобрана («на дрова») любимая яхта Петра I «Святой Пётр».

В 1783 году все суда и корабли «потешной флотилии Петра I», кроме бота Петра I «Фортуна», сгорели. Ботик Петра I «Фортуна» уцелел в селе Веськово, где находился «под надзором уездного суда».

В 1803 году специально для хранения бота Петра I «Фортуна» было построено здание – «ботный дом», названное «Музей-усадьба» (ботика Петра I). Этот «ботный дом» является «старейшим провинциальным музеем России, где хранится уникальный экспонат-памятник русского военного кораблестроения, главная переславская «достопамятность» - бот «Фортуна» Петра I.

Отсюда есть и пошла история русского, российского и советского и современного военного флота России, всех военных кораблей и судов всех флотов, в том числе история нашего БПК «Свирепый».


Рецензии