Я- русский поэт! Осип Мандельштам

Мандельштам сидел  в приёмной  директора  Государственного  издательства...
Очень долго ждал, мимо него проходили  другие писатели, Мандельштама секретарша  не  пропускала.  Терпение его лопнуло, когда пришёл  Катаев  и сразу был приглашён к  Халатову. От  обиды  "Я- русский поэт!" - гордо выкрикнул  Мандельштам и вышел из приёмной, сильно хлопнув дверью".
"Русский поэт"- в устах  Мандельштама  звучало  как высшая  похвала.  Он высоко ценил поэта  Блока и считал его русским  поэтом,  а также Ахматову,  Клюева.
 
В 1912году  выходит  первый  стихотворный  сборник Мандельштама "Камень".
Наряду  с многочисленными  заимствованиями  было  в "Камне" и нечто  неповторимоё, своё. В  "Камне"  едва наметилась  демократическая  устремлённость  совпала с общим движением  времени. В годы революции  и военных  мытарств  процесс  "единения  с  людьми"  у  Мандельштама  проходил  наглядно и  грубо.
Г. Иванов  ядовито заметил, что  Мандельштам  оказался  "около  большевиков", ибо по природе  своей  был  неудачником.  То  что  он состоялся,  как большой  и значимый поэт  и  писатель, говорит  его  творчество.
Анна  Ахматова  высоко ценила  прозу  Мандельштама "Четвёртая  проза", о которой  она писала, что "во  всём  20веке не было такой  прозы".

Осенью 1910года  из третьего класса  заграничного поезда  вышел молодой человек . Никто его  не встречал, багажа у него не было, единственный чемодан  он потерял в  дороге. Рассеянный  молодой человек, Мандельштам "точно  свалился с  Марса  на  петербургскую  мостовую".
Марина Цветаева  написала об этом :

Позвякивая  карбованцами
И медленно  пуская дым,
Торжественными  чужестранцами
Проходим  городом  родным.

Молодому  Мандельштаму  предстояло долго и  трудно преодолеть  отчуждённость  от русской  жизни.  Он жил в мрачной  петербургской  квартире зимой, унылая дача  летом...
Тяжёлая тишина.  Его отец неудачник- коммерсант, чахоточный  и сгорбленная  бабушка  сидит  над  Библией: страшные, непонятные,  шепчет  древнееврейские  слова.
Ужас и  отвращение  сквозит в  юношеских  стихах:

Из  омута  злого и вязкого
Я вырос, тростинкой шурша,
И страстно, и  томно, и ласково
Запретною  жизнью  дыша.

Запретная жизнь  "столицы  полу мира"  не только  манила, но и  пугала  молодого  поэта.
Стихи  1917года- в них пророчество  и  предчувствие  о чертах подлинной  России.

Творческая  судьба  Мандельштама  -поиск  слова  связанное  с  историей  и культурой  народа. Поэзия  и публицистика  даёт  богатейший материал  о русском  языке. У него звучит ликующая хвала  русскому языку.  Филолог-романист по  образованию, он сравнивает его  с европейскими  языками.  Поэт  не только гордится  нашей  литературой- он глубоко  чувствует  её  русский  характер.

Стихи начала  30-х  обнаруживают  тягу  к искусству  Италии, Германии,  Франции. 
Но  Мандельштаму  дорога  Россия, в  стихах  он  восхищается  красотой  русской  земли,  соборы (с каким  упоением  выписаны  они в его  стихах).  Его привлекает  трагизм  русской  судьбы.
Предчувствие  общей катастрофы  обостряло  ощущение  личной  обречённости :

Я знаю, с каждым днём слабеет жизни  выдох,
Ещё  немного- оборвут
Простую песенку  в глиняных  обидах
И губы  оловом  зальют.

У поэта  наступило  глубокое и  страшное  прозрение. 1924год. Праздник  нэпа.
"И некуда бежать от века властелина" - писал Мандельштам.
А спустя  несколько лет  сдавленный крик:  "И некуда больше бежать".  И  опять: "Мне на плечи кидается век- волкодав". А знаменитое:" Петербург, я ещё  не хочу умирать"?
Поэт живёт в  постоянном  напряжении и переживании о  своём трагическом  конце.
 Но и  уклониться  от общей  судьбы, он не  желал.

Тридцать третьим  годом  помечены  в судьбе  поэта. Он пишет  стихи: "Старый Крым",  "Мы  живём, под собою не чуя  страны...",  "Квартира  тиха, как  бумага..."
Власть им  недовольна.  Это время  мучительных  испытаний, но и  время  зрелости  поэта.

В 1937году  он писал  Борису   Пастернаку:"Я хочу, чтобы ваша поэзия... рвалась дальше, к миру, к народу..." Завещание?    Нет, он не успел оставить  творческое завещание, просто писал  о том, что постоянно занимало мысли.  В это время у поэта  появляется тяга к народной  поэзии.  Он пишет в некрасовском  стиле:

На  откосы, Волга, хлынь, Волга  хлынь.
Гром, ударь  в тесины новые...

Он нашёл  дорогу  к лучшему  из своих созданий.  Образ  возникает в "Стихах  о  неизвестном  солдате".  Это реквием  по всем, кто  погиб  и кому  предстоит  погибнуть:

Миллионы  убитых  задёшево
Протоптали  тропу  в пустоте,-
Доброй  ночи!  всего им  хорошего
От  лица  земляных  крепостей!

1938год.  Большой  поэт  погиб в  лагере.

01 декабря 2016 год
 

   

.


Рецензии