Сказки Тевтобургского леса. Действие третье

         ДЕЙСТВИЕ    ТРЕТЬЕ.


Вольфганг, Сегест, Эрих и ещё несколько военачальников с дружинниками едут верхом по извилистой лесной дороге, освещая путь факелами. Кругом глухая темень, лес мрачно шелестит под ветром. С неба идёт мелкий но сильный холодный дождь, факелы трещат, слышно изредка фырканье лошадей. Сегест, подняв воротник, мрачно смотрит вперёд. Легко одетый Эрих поёживается. Людвиг пристально всматривается во тьму.
Вольфганг (Эриху): Дурак! Мальчишка! Кто тебе позволил открыть свой рот?! Ты едва не разболтал им всё!
Эрих (смиренно): Прости, отец!
Сегест: Не ругай парня. Он всё сделал правильно. Видел как разозлился Олберих?! Теперь то он точно костями ляжет, а зубами в глотку Армению вопьётся!
Вольфганг: Старое чучело! Вспомни своего отца! Он боялся даже лишний раз посмотреть ему в глаза! Эти старики испокон веков внушают страх всем. А остальные тёмные неучи общим голосованием выражают только лишь их волю. Попробовал бы кто из вождей идти им наперекор- никто даже мысли такой не мог держать.
Сегест: Армения воспитали в просвещении и науке лучшие умы Рима. Вот почему он не имеет веры в их страшные сказки. Те самые, которыми они пугают всех с малолетства и на которых стоит их власть. Вот почему они бояться его больше чем римлян. Римляне не сумели установить здесь новый порядок. А он- истинный сын германского народа сумеет! Будь проклят тот день, когда я согласился выдать свою дочь замуж за эту змею!
Эрих (осторожно): Отец, можно спросить?
Вольфганг: Говори!
Эрих: А почему мы должны ползать перед Олберихом и всей его сворой. На казни римлян Олберих хотел перерезать всех пленных и страшно разозлился, когда Армений не позволил ему это сделать. Но он всё равно собственными руками вырезал глаза у четверых, после чего растоптал их ногами. Римляне скоро вернутся, и этот старый лис будет распят первым…
Сегест: Ты ещё очень молод и горяч. Но ты смышлёный парень (Эрих улыбается). Поэтому ты должен знать всё? Правда,  Вольфганг. (Тот медленно кивает). Если мы устраним Армения прямо сейчас, то это вызовет бунт и  нас просто порвут в клочья…  Другое дело когда выступят все старейшины кланов. Именно Олберих  может объединить их всех против Армения. А на это нужно время…
Людвиг: Уже многие старейшины херусков начинают роптать. У хаттов волнения и Адгандестрий  начинают открыто опасаться Армения.
Вольфганг: Так что если хочешь дожить до возвращения Августа, то держи язык за зубами.
Сегест: Эрих не глуп. Он всё понял правильно…  Меня больше заботит Аэзий.  А что если ему уже развязали язык?!
Людвиг: Я съежу вперёд. Во мне не сомневается никто. Весь поход я был на виду. И в ущелье меня особо отметили.
Сегест: Я надеюсь, что Олберих добрался до него раньше Армения…  Скажи, Ладвиг, что же на самом деле произошло в Дэрском  ущелье. Я уже неделю нахожусь здесь, но слышу только восторженные рассказы о резне и ничего путного.
Людвиг: Вар выдвинулся на зимние квартиры. Он вёз с собой огромные обозы, и с его войском  шла целая толпа простолюдинов.  Прошёл слух, что небольшая группа мятежников под руководством Арра осадила Ализон и ему нужна срочная помощь. Армений предложил Вару короткую дорогу к крепости через Тевтобургский лес, дабы не делать огромный крюк по равнине. Вар легко проглотил наживку и  двинулся через лес по болотистой дороге, растянув свою армию на огромное расстояние. Они шли прямо в засаду, которой руководил Виргий. Армений под каким то предлогом отстал от него, перерезал шедшую рядом с ним когорту римлян и хотел отрезать Вару пути к отступлению. Однако этот болван Виргий едва не завалил всё дело, атаковав Вара возле Чёрной топи. Он хотел расколоть сильно растянувшееся войско, ударив в середину и бить по частям. Однако ему удалось отрезать лишь крупный отряд. Вар мгновенно встал лагерем, куда, прорвались окружённые. Римляне понесли ощутимые потери, однако штурмовать укреплённый лагерь Виргий не решился. Вар созвал военный совет и под влиянием Цезония и Друза, не смотря на более чем веские возражения нескольких  более низких чинов, принял решение идти дальше. Мариус предложил для облегчения войска сжечь основной обоз, сильно тормозивший продвижение. Вар согласился и тем самым лишил себя провианта. Вот почему он потом не смог отступить- у него не было уже средств. Армений, узнав о провале, моментально прибыл к Дэрскому ущелью. Там поставил поперёк теснины частокол и привёл крупные скопления отрядов. Прознав о бедственном положении римлян к Армению подтягивались всё новые осмелевшие. Подойдя к ущелью Вар вновь встал лагерем. У него уже не было другого выхода как штурмовать ущелье, что он и сделал. Начался дождь, и ущелье превратилось в болото. Когда его войско зашло в теснину и упёрлось в частокол, по ним ударили с обеих склонов. Центр их смялся, строй развалился и они обратились в бегство. Конница, бросив пехоту ринулась наутёк.- потом их почти всех перебил из засады Ингвиомер.. Они все были рассеяны по лесу. Лес прочёсывали вдоль и поперёк, вылавливали отдельные отряды и вырезали полностью. Только ночь прекратила эту бойню...
Сегест: Да. Дальше я знаю что было. Остатки разбитого войска хлынули из леса. Они входили в города, забирали жителей и бежали за Рейн, где уже стояли заслоны из легионов Аспрената.
Вольфганг: Другие пробились в Ализон. Крепость вскоре пала. Но большинству из них удалось уйти к  Аспренату.
Людвиг: В плен попало много центурионов, трибунтов, судей и других высоких чинов в том числе и Цезоний. Большинство принесли в жертву. Других продали в рабство.
Некоторое время все едут молча.
Сегест: Одного не могу понять. Почему Вар не поверил мне.
Эрих: А Ильдек точно доставил твоё письмо?
Вольфганг метает на него раздражённый взгляд.
Людвиг: Точно.
Вольфганг: А что ты указал в нём?
Сегест: Я написал о заговоре и готовящейся засаде. Я перечислил имена заговорщиков, дабы их немедленно арестовали...
Вольфганг: Кого ты именно указал?
Сегест: Армений, Виргий, Арр, Ингвиомер, Эрнст, Цезоний, Вал...
Вольфганг: Постой, постой... ты указал Друза, Цезония, Вала и Мариуса?
Сегест: Да. Всех. В том числе и их поверенных людей.
Вольфганг: Теперь понятно почему Вар только посмеялся над этим письмом. Вал прослыл своей храбростью и преданностью. Друз начинал карьеру вместе с Варом,  а Цезоний много лет был с ним в Сирии. Мариус был вообще среди его близких друзей. Он доверял им как самому себе и даже не мог представить что они его смертельные враги, готовые на всё, лишь бы извести его с позором...
Людвиг: Когда Вар вышел из палатки, то Аэзий следовал за ним. Ильдек тоже заметил что он был чем-то очень раздражён и что-то втолковывал Вару. Но Вар только отмахнулся от него. А Цезоний и Мариус, заметив это уже ни на шаг не отступали от него.
На некоторое время все вновь замолкают.
Эрих: Почему отец, ты не послал меня в Рим как в своё время это сделал отец Армения?
Вольфганг: Да, я сделал ошибку... там ты бы сделал себе хорошую карьеру. Когда здесь были римляне- здесь был порядок. Здесь было отменное вино, здесь были красивые женщины, здесь были термы,  золото. Цезарь и Август вкладывали в развитие этой провинции такие субсидии, каких никогда здесь не видели даже во сне. А теперь где всё это? Осталась одна нищета и рвань...
Сегест: Я желаю жить во дворце из мрамора и гранита, достойным моего звания. Я желаю есть на золоте, купаться в бассейне с благовониями. А не мёрзнуть в дрянной избе среди комаров и болот. В то время как кого-то будут превозносить до небес...
Людвиг: Рим- это сила, это могучее государство. Там есть тёплые моря и жаркие страны. Мне осточертело пухнуть здесь с голода и дышать ледяной топью.
Ещё один из присутствующих: У меня был договор с римскими торговцами. Через меня поставлялось огромное количество вина. Я имел деньги за его закупку и продавал его здесь вдвое дороже. А теперь кем я стал после этой победы Армения - нищим!
Второй из присутствующих: Я имел тайный договор с Ардием о поставке провианта для солдат. И получал с него проценты за это. А теперь я не имею ничего и скоро вынужден буду жрать помои.
Эрих: Из хаттов, бургеров и даже марсов есть те, которые имели при римлянах столько дохода, сколько не могли даже мечтать до прихода Августа.
Третий из присутствующих: Почти все мои люди жили в Вольвезиуме бок о бок с римлянами долгие годы. Где сейчас Вольвезиум? Вместо него остался лишь пепел. А чуть ли не треть моего народа ушло вместе с римлянами за Рейн. Ушли на чужую землю не глядя, лишь бы не возвращаться вновь на гнилое болото.
Людвиг: Да. Здесь осталось ни мало тех, для кого власть римлян была слаще мёда. А имя Армения теперь вызывает лишь дикую злобу...
Сегест: Ничего. Скоро всё это вновь вернётся сюда. Тиберий долго ждать не будет. Я хорошо знаю его характер... Мы встретим его как надо. Я с удовольствие преподнесу ему голову Армения, как в своё время он преподнёс ему голову Вара...
Из леса слышно протяжное завывание волков.


Рецензии
Жизненно получилось! Куда не посмотри кругом одни предатели. К сожалению, за власть и богатство приходится платить, иногда очень дорогой ценой. Желаю творческих успехов!

Мария Васильева 6   28.03.2018 03:24     Заявить о нарушении
Дальше больше...

Эрнест Марцелл   28.03.2018 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.