373 Первый Свирепый 26 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 373. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Первый «Свирепый». 26.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:

Эскадренный миноносец «Свирепый» типа «Сокол», на котором 15 ноября 1905 года революционный командующий, лейтенант Пётр Петрович Шмидт, обходил боевые корабли севастопольской эскадры Черноморского флота, агитируя их примкнуть к Севастопоьскому восстанию матросов, солдат и рабочих. Южная бухта. Севастополь. 15.11.1905 г.


В предыдущем:

В 1803 году специально для хранения бота Петра I «Фортуна» было построено здание – «ботный дом», названное «Музей-усадьба» (ботика Петра I). Этот «ботный дом» является «старейшим провинциальным музеем России, где хранится уникальный экспонат-памятник русского военного кораблестроения, главная переславская «достопамятность» - бот «Фортуна» Петра I. Отсюда есть и пошла история русского, российского и советского и современного военного флота России, всех военных кораблей и судов всех флотов, в том числе история нашего БПК «Свирепый».

Пока нет документальных подтверждений наличия в русском военно-морском флоте парусного корабля с названием «Свирепый», поэтому первенцем в истории этого названия и первым боевым кораблём в истории БПК «Свирепый» является миноносец типа «Сокол» проекта английской фирмы «Ярроу» (1894-1902). Всего для Морского ведомства России на судоверфи завода «В. Крейтон и Ко» в С.-Петербурге и на других заводах было создано 27 миноносцев типа «Сокол», первым из которых был эсминец «Прыткий».

Миноносцы типа «Сокол» - были серийными малыми боевыми кораблями русского военного флота к началу русско-японской войны 1904-1905 годов. С 1907 года миноносцы типа «Сокол» получили статус эскадренных миноносцев (ЭМ).

В отличие от своего прототипа - британского эсминца типа «Хэвок» - миноносец типа «Сокол» имел усиленную продольную прочность корпуса, никелевую сталь повышенной прочности и вместо одного 76-мм и трёх 57-мм орудий на «Хэвоке» одно 75-мм и три 47-мм артиллерийских орудия.

Корпус ЭМ типа «Сокол» был очень длинным по отношению к высоте корабля и до предела облегчён. Вся обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали повышенной прочности толщиной не более 5 мм, но которая прогибалась даже под весом человека. Таким образом, ЭМ типа «Сокол» должны были быть быстроходными, лёгкими и смертельно опасными «истребителями» на море.

Корпус ЭМ типа «Сокол» был клёпаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м) и разделён десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность корпусу обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный (заострённый) форштевень были кованые.

ГЭУ (главная энергетическая установка) ЭМ типа «Сокол» состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми водотрубных котлов. Расчётную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах в минуту. Восемь паровых котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу. На миноносцах с четырьмя котлами – каждый котёл имел свою трубу . Время «разводки паров» в котлах составляло около часа.

Полный запас угля ЭМ типа «Сокол» составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза. Загрузка угля в котлы и выгрузка шлама осуществлялись моряками вручную.

ЭМ типа «Сокол» были вооружены одной 75-мм пушкой «Канэ» с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками «Гочкиса» (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки Канэ составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек Гочкиса – 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.

Минное вооружение ЭМ типа «Сокол» составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда образца 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части — в трюме).

(Все данные достоверны и взяты в первоисточниках сайта Википедия, 2016 год).

Эскадренный миноносец «Свирепый» типа «Сокол» в августе 1899 года заложен на судоверфи завода «В. Крейтон и Ко» в Санкт-Петербурге, 23 ноября 1899 года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 7 сентября 1901 года, при традиционном крещении получил своё первое наименование «Павлин» (до 22 марта 1902 ода) и вступил в строй в сентябре 1902 года уже со своим истинным именем – ЭМ «Свирепый».

ЭМ «Свирепый» имел следующие ТТД (тактико-технические данные):

Длина корпуса - 58,14 м, ширина - 5,64 м, осадка - 1,98 м, водоизмещение - стандартное - 300 т.

Механизмы: две вертикальных паровых машины тройного расширения - 3800 инд. л.с.(сумм. контр.) - 3880 л.с. (Пр.И.); 4 водотрубных котла системы «Yarrow» («Ярроу») (14 кг/см2) в 2-х котельных отделениях, производства завода «В.Крейтон и Ко» (с 1912 года ЭМ «Свирепый» получит 4-е водотрубных котла системы «Yarrow» производства Николаевского судостроительного завода».

Скорость хода: наибольшая - 27 узлов (50 км/час) (22,5 узла или 41,67 км/час в 1912 году), экономическая - 12 узлов (22,22 км/час).

Запас топлива (уголь); нормальный - 60 т; усиленный - 70 т.

Дальность плавания: 300 миль (482,8 км) при 23 узлах (42,6 км/час); 900 миль (1448,41 км) при 12 узлах (22,22 км/час).

Вооружение: два 75мм артиллерийских орудия (50 выстрелов); два 7,62мм пулемёта; два однотрубных торпедных аппарата 457мм; после капитального ремонта в 1909 году добавились 12 мин заграждения; 2-а 40 см прожектора; тралы Шульца (при использовании ЭМ «Свирепый» в качестве тральщика).

Экипаж: 4 офицера, 3 кондуктора, 55 нижних чинов.

В период с сентября 1902 года по январь 1903 года ЭМ «Свирепый» совершил переход из Балтийского моря (С.-Петербург) в Чёрное море (Севастополь).

В 1908 году ЭМ «Свирепый» прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов на Николаевском адмиралтейском заводе с заменой водогрейных трубок в котлах. На верхнюю палубу ЭМ «Свирепый» был вынесен камбуз, поставлены мостик и штурманская рубка, деревянная внутренняя обшивка заменена на стальные переборки.

В 1915-1916 годах ЭМ «Свирепый» прошёл повторный капитальный ремонт с переоборудованием эсминца в тральщик.

В период Первой Мировой войны тральщик «Свирепый» участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, оказывал артиллерийскую поддержку сухопутным войскам, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота, нёс дозорную и конвойную службы, то есть фактически выполнял функции эскадренного миноносца и тральщика одновременно.

29 декабря 1917 года ЭМ «Свирепый» вошёл в состав Красного Черноморского флота.

С марта 1918 года ЭМ «Свирепый» находился в Севастопольском военном порту на долговременном хранении.

1 мая 1918 года ЭМ «Свирепый» был захвачен германскими войсками. 24 ноября 1918 года ЭМ «Свиерпый» был захвачен англо-французскими интервентами и под литерой «N 204» включён в состав британских ВМС.

3 апреля 1919 года ЭМ «Свирепый» убыл из Севастополя в Новороссийск. 3 мая 1919 года ЭМ «Свирепый» был включён в состав белогвардейских морских сил Юга России.

14 ноября 1920 года ЭМ «Свирепый» был оставлен в неисправном состоянии врангелевцами, при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 15 ноября 1920 года ЭМ «Свирепый» был захвачен частями РККА и в декабре 1920 года, после постановки на ремонт, включён в состав Морских сил Чёрного моря.

12 июля 1921 года ЭМ «Свирепый» вновь введён в строй РККФ Советской России. 31 декабря 1922 года ЭМ «Свирепый» переименован в ЭМ «Лейтенант Шмидт».

29 апреля 1927 года полностью обветшавший ЭМ «Лейтенант Шмидт» (ЭМ «Свирепый») был разоружён и исключён из списков судов РККФ с передачей Комиссариату государственных фондов для разборки на металл.

Исторической вехой в истории ЭМ «Свирепый» было его участие в Севастопольском восстании 1905 года.

«Севастопольское восстание 1905 года» - это вооружённое выступление матросов Черноморского флота и солдат Севастопольского гарнизона, рабочих порта и севастопольского Морского завода, произошедшее во время первой русской революции с 11 (24) ноября по 15 (28) ноября 1905 года.

Тогда в октябре 1905 года по всей России «прокатилась» всероссийская политическая стачка. Практически все слои российского общества выступали против правящего режима царской власти и династии Романовых, резко критиковали правительство России за неудачу в русско-японской войне 1904-1905 годов.

10 октября 1905 года железнодорожники на станции Джанкой и на Феодосийской железнодорожной линии в Крыму прекратили работу и Николаевская железная дорога остановилась.

11 октября 1905 года железнодорожники перестали обслуживать станцию в Симферополе.

14 октября 1905 года по севастопольскому Нахимовскому проспекту прошла колонна демонстрантов, которых разогнали солдатами 50-го пехотного Белостокского полка.

17 октября 1905 года в Ялте закрылись все государственные и местные учреждения, учебные заведения, магазины и банки.

18 октября 1905 года в Симферополе начали забастовку работники типографий и табачных фабрик, служащие почтово-телеграфной конторы, закрылись магазины.

Вечером 18 (31) октября 1905 года в Севастополе был обнародован официальный текст Высочайшего Манифеста об усовершенствовании государственного порядка («Октябрьский манифест»).В это время во Всероссийской октябрьской политической стачке 12-18 октября 1905 года в различных отраслях росийской промышленности бастовало свыше 2 000 000 человек.

Около севастопольского Военно-морского музея собрался стихийный митинг. Демонстранты в количестве 8000-10 000 человек с митинга, во главе с народовольцем Н.И. Емельяновым, подошли к зданию Городской Думы Севастополя и направили туда своих делегатов.

Политические лозунги возбудили толпу демонстрантов и митингующих, был разорван портрет российского императора-царя Николая II и принято решение «следовать к тюрьме для освобождения политических заключённых». На митинге и в среде демонстрантов выступил офицер Черноморского флота лейтенант Пётр Петрович Шмидт.

Однако огромная толпа митингующих и демонстрантов была разогнана выстрелами солдат и офицеров 49-го пехотного Брестского полка, погибло 8 и ранено 50 участников митинга. Лейтенант П.П. Шмидт обратился в Городскую Дума Севастополя с требованием «наказать виновных в гибели демонстрантов».

В Севастополе городские власти объявили «военное положение». При этом Главный командир Черноморского флота Г.П. Чухнин вместе с Морским министром А.А. Бирюлевым находился в море. Градоначальник Севастополя контр-адмирал А. Спицкий «практически самоустранился от ведения дел», комендант Константиновской крепости генерал-лейтенант В. Неплюев (и.д. генерал-губернатора) «также не проявлял особой активности». Таким образом, фактически на несколько дней власть в Севастополе «перешла к Городской Думе и Городскому главе А. А. Максимову».

19 октября 1905 года состоялось заседения «гласных» Городской Думы города Севастополя с «делегатами от народа», среди которых П.П. Шмидт и И.П. Вороницын. На заседании присутствовал князь С.Д. Урусов, «только что назначенный товарищ Министра внутренних дел России».

Совместным решением «принято решение о создании (в Севастополе) дружин собственной охраны (народной милиции), которая должна была патрулировать город вместо полиции и армии». Однако, в этот же день «забастовали Реальное и Техническое училище», закрылась классическая гимназия, торговые и промышленные заведения, повсюду возникают стихийные митинги. Вечером 19 октября 1905 года «с моря вернулся Главный командир Черноморского флота Г. П. Чухнин».

20 октября 1905 года состоялись похороны жертв расстрела 18 октября 1905 года. На похороны собралось около 10 000 человек. Лейтенант П.П. Шмидт выступил с речью, ставшей известной как «клятва Шмидта».

«Клянёмся в том, что мы никогда не уступим никому ни одной пяди завоёванных нами человеческих прав». (П.П. Шмидт. Севастополь. 20.10.1905 г.)

Вечером 20 октября 1905 года лейтенант П.П. Шмидт был арестован, и заключён на флагманский эскадренный броненосец «Три святителя». Мотивом ареста П.П. Шмидта было «возобновление следствием дела «о потере им казённых денег». Городская Дума Севастополя «немедленно заявила ходатайство об освобождении П.П. Шмидта».

21 октября 1905 года Главный командир Черноморского флота, адмирал Г.П. Чухнин собрал совещание с повесткой дня «Об обстановке в городе и мерах по её нормализации№. На этом совещании Городской голова Максимов предложил Чухнину «уступить свой пост уже арестованному лейтенанту П.П. Шмидту».

Главный командир Черноморского флота, адмирал Г.П. Чухнин своим приказом запретил матросам «посещать митинги, собрания, распространять и читать преступную литературу», при этом «постановление Городской думы от 19 октября 1905 года объявлены недействительными», запрещено «публиковать реферат её чрезвычайного заседания в газете «Крымский вестник».

22 октября 1905 года газета «Крымский вестник» вышла с пустой страницей вместо документов, принятых Городской Думой города Севастополя. В соответствии с приказом адмирала Г.П. Чухнина «распущена народная милиция» (существовала всего 3 дня) и «на улицы Севастополя возвращены полицейские». При этом по приказу Г.П. Чухникна из Севастополя «вывели войска с улиц города».

24 октября 1905 года вновь начались волнения в Севастопольском порту. 27 октября 1905 года «забастовали рабочие в портовых мастерских». 30 октября 1905 года к бастующим портовикам «присоединились мастеровые жестяночного цеха, а на следующий день каменщики и штукатуры».

26 октября 1905 года рабочие Севастополя избрали арестованного лейтенанты П.П. Шмидта «пожизненным депутатом» Совета рабочих депутатов, который «потребовал немедленного освобождения Шмидта, как их депутата». К этому требованию Совета рабочих депутатов «присоединились участники митинга проходившего 30 октября 1905 года на севастопольском Приморском бульваре».

2 ноября 1905 года П.П. Шмидта из-за проблем со здоровьем перевели из тюремного отсека в госпиталь. На слуе ующий день часовые у палаты куда-то исчезли и П.П. Шмидт «беспрепятственно покинул госпиталь».

7 ноября 1905 года народный депутат, лейтенант П.П. Шмидт был уволен из Черноморского флота.

8 ноября 1905 года на крейсере «Очаков» проходили приёмные испытания перед сдачей корабля в строй Черноморского флота. В августе 1905 года на крейсере «Очаков» сформировали команду в составе 385 матросов-новобранцев.

Среди рабочих Сормовского завода, участвовавших в установке машин на корабле, «имелись несколько человек социал-демократов, проводивших активную агитацию». Матросы «кочегарной и машинной команды на летучем митинге решили не повиноваться командиру крейсера «Очаков». Когда командир крейсера «Очаков» начал грозить наказанием зачинщикам митинга, из толпы матросов «послышались даже крики: «Долой командира!».

9 ноября 1905 года «при поднятии флага (ВМС России) команда (крейсера «Очаков») не ответила командиру на его приветствие, а потом, собравшись на нижних шканцах, опять стала кричать: «Долой!».

На крейсер «Очаков» срочно прибыл военно-морской прокурор. Матросы «жаловались на грубость командира, на скверную пищу и требовали, чтобы офицеры ежедневно объясняли события и вообще беседовали с командой на политические темы». От имени команды с военно-морским прокурором говорил машинист Гладков.

10 ноября 1905 года командир крейсера «Очаков» перестал здороваться с командой…

9-10 ноября 1905 года «вновь забастовали учащиеся средних учебных заведений Севастополя: реального училища, женской гимназии, мужской прогимназии, а после проводов демобилизованных матросов состоялся большой митинг, вылившийся в мощную демонстрацию».

11 ноября 1905 года «должны были состояться выборы в Совет рабочих, матросских и солдатских депутатов» города Севастополя. Главный командир Черноморского флота, адмирал Г.П. Чухнин направил к флотским казармам, где должен был состояться предвыборный митинг, «сводный отряд из матросов флотских экипажей и солдат Белостокского полка, которые заняли выходы из казарм и не выпускали матросов на митинг».

В результате «матрос К. Петров выстрелил из винтовки в штабс-капитана Штейна, возглавлявшего учебную команду 50-го Белостокского полка, и убил его. Затем К. Петров стрелял в контр-адмирала Писаревского — старшего флагмана дивизии, ранив его». Матроса К. Петрова схватили, но практически сразу его осободили окружавшие матросы. «После этого дежурные офицеры были арестованы, обезоружены и отведены в канцелярию» (флотских казарм). Утром следующего дня офицеры были «изгнаны из казарм».

Солдаты Брестского полка присоединились к восставшим севастопольским матросам, к ним присоединились служащие «крепостной артиллерии, крепостная сапёрная рота, а также матросы дежурной роты броненосца «Синоп», посланной адмиралом Г.П. Чухниным для усмирения восставших».

Вечером 11 ноября 1905 года Главный командир Черноморского флота, адмирал Г.П. Чухнин долодил царю Николаю II телеграммой: «Матросы, вероятно, поставят какие-нибудь условия, которым придётся подчиниться или распустить флот». В ночь на 12 ноября 1905 года «был избран первый Севастопольский Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов, который возглавил И. Вороницын».

11 ноября 1905 года «крейсер «Очаков» вышел в море для пробы башенных орудий, а по возвращении в порт вечером команда узнала о событиях в экипажах (о восстании матросов и солдат в казармах).

12 ноября в Севастополе «началась всеобщая забастовка, значительная часть матросов флотской дивизии и часть солдат Брестского полка поддержали восставших». Утром 12 ноября 1905 года «состоялось первое заседание Севастопольского Совета матросских, солдатских и рабочих депутатов».

Требования Совета: «созыв Учредительного собрания, установление 8-часового рабочего дня, освобождение политических заключённых, отмена смертной казни, снятие военного положения, уменьшение срока военной службы». Это были те самые острые принципиальные беды и проблемы, которые мучили весь российский народ…

Был создан исполнительный орган Совета — «Матросская комиссия», в которую вошли: Н. Ф. Кассесинов (28-й флотский экипаж), П. К. Кудымовский (28-й флотский экипаж), И. Д. Рыбалка (29-й флотский экипаж), П. И. Фоменко (учебный отряд), М. Ф. Щепетков (учебный отряд) и другие.

Ночью с 12 на 13 ноября 1905 года решением командования Черноморским флотом «Брестский полк был выведен из города (Севастополя) в лагеря Белостокского полка, город Севастополь был объявлен на военном, а крепость (Севастополя) на осадном положении».

13 ноября 1905 года началось восстание на крейсере «Очаков». Офицеры вместе с кондукторами покинули корабль. Восстание возглавили матросы С.П. Частник, Н.Г. Антоненко и А.И. Гладков.

14 ноября 1905 года «во второй половине дня на «Очаков» прибыл лейтенант П.П. Шмидт, подняв на нём флажный сигнал: «Командую флотом. Шмидт».

В ночь на 15 ноября 1905 года «ударные отряды (восставших) овладели минным крейсером «Гридень», миноносцем «Свирепый», миноносцами № 265, № 268 и № 270 и несколькими мелкими судами, а в порту захватили некоторое количество оружия». К восставшим морякам Севастополя «присоединились экипажи канонерской лодки «Уралец», миноносца «Заветный», миноносца «Зоркий», учебного корабля «Днестр» и  минного транспорта «Буг». Утром 16 ноября 1905 года «на всех восставших кораблях были подняты красные флаги».

Лейтенант П.П. Шмидт, признанный восставшими матросами, солдатами и рабочими Севастополя командующим Черноморским флотом, на мостике эскадренного миноносца «Свирепый» обошёл все корабли Черноморской эскадры, расположившиеся в Южной бухте Севастополя. При этом П.П. Шмидт не покидал мостик ЭМ «Свирепый» и обращался к матросам на кораблях голосом через рупор.

П.П. Шмидт предлагал командам боевых кораблей севастопольской эскадры поддержать восставших. Однако на кораблях его почти не было слышно, при этом офицеры и кондукторы кораблей сделали всё, чтобы не выпускать матросов на открытую палубу, особенно «молодых» матросов.

ЭМ «Свирепый» с лейтенантом П.П. Шмидтом на ходовом мостике «направился к превращённому в тюрьму транспорту «Прут», где «вооружённый отряд матросов во главе со П.П. Шмидтом освободил находившихся на судне «потёмкинцев» - участников восстания матросов на броненосце Потёмкин».

В результате обхода П.П. Шмидтом на ЭМ «Свирепый» кораблей Черноморской эскадры «к восставшим присоединилась команда броненосца «Пантелеймон» (бывший броненосец «Потёмкин»), но сам броненосец уже не представлял большой военной силы, так как был разоружён ещё до начала восстания».

15 ноября 1905 года военное командование Севастополя предъявило восставшим «ультиматум о сдаче». Когда в назначенное время ответа на ультиматум не последовал, правительственные войска «начали обстрел восставших кораблей».

Канонерка «Терец» встретила огнём катер с крейсера «Очаков». На этом катере «восставшие матросы пытались доставить на броненосец «Пантелеймон» («Потёмкин») замки к орудиям».

Команда ЭМ «Свирепый» под командованием матроса Ивана Сиротенко попыталась атаковать эскадренный броненосец «Ростислав» и канонерку «Терец», но «попав под перекрёстный обстрел был подожжён и выведен из строя».

В севастопольской Южной бухте восставшая команда матросов «затопила минный заградитель «Буг», от полученный повреждений затонул миноносец № 270. Верные царскому правительству корабли Черноморской эскадры ущерба от восставших кораблей не имели, только крейсер «Память Меркурия» «получил небольшие повреждения рангоута».

Бой восставших моряков с кораблями Черноморской эскадры длился всего 2 часа. Лейтенант П.П. Шмидт, матросы А.И. Гладков, Н.Г. Антоненко, кондуктор С.П. Частник были арестованы и приговорены к смертной казни. Все они были расстреляны в 5 часов утра 6 марта 1906 на острове Березань.

14 матросов Севастопольского восстания 1905 года были приговорены судом к бессрочной каторге, 103 человека – к каторжным работам, более 150 матросов и солдат были направлены в дисциплинарные части, более 1000 человек «наказаны» без суда.

Волей или неволей ЭМ «Свирепый» стал участником исторических событий, которые совершенно чётко давали всем понять, что в России тяжёло, с надрывом и с жертвенной кровью вызревала народная Революция и ничего с этим поделать уже никто не мог…


Рецензии