На виниловых дисках. Леонид Утёсов

        Невзрачная коробка комплекта альбомов «Памяти Леонида Утёсова» - убогое детище типографии Ташкентского завода грампластинок, не смогла убить желание приобрести этот набор дисков.
        В своё время краем уха слышал, что Всесоюзное радио, якобы по указанию свыше, размагнитило все записи Утёсова, попавшего отчего-то в немилость. А тут - такая удача! Поэтому я, не раздумывая, тут же приобрёл уникальный сборник, который, как можно предположить, был создан на базе уцелевших частных коллекций 30-х - 40-х годов ХХ века, тиражом всего 5000 экземпляров.
        Коллектив «Теа-джаз» (впоследствии Государственный джаз-оркестр РСФСР) под управлением Утёсова, был уникален тем, что ему удавалось играть джаз в Советской России, власти которой весьма настороженно относились к подобным музыкальным направлениям.
 
        Как упомянуто выше, конверты альбомов оформлены крайне некачественно, общая обложка изготовлена на низком техническом уровне в виде пенала из мягкого полукартона. На всех конвертах блёклая нерезкая фотография из кинофильма «Весёлые ребята» (улучшить фото слегка помог ACDSee Pro). Никаких поясняющих текстов, кроме названий песен и их авторов.
        Комплект записей Утёсова состоит из трёх альбомов. Не удержусь от соблазна поместить ниже перечень музыкальных произведений только затем, чтобы показать имена талантливых композиторов и поэтов того времени. Композиторы Дунаевский, Книппер, Гурилёв, Блантер, Соловьёв-Седой… Поэты Багрицкий,  Масс, Дыховичный, Лебедев-Кумач, Голодный… Есть среди авторов и напрочь забытые ныне.   

                МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
                1-я пластинка
                ГДЕ Б НИ СКИТАЛСЯ Я  (А.Леман —В.Мятлев)
                МОРСКОЙ БЛЮЗ  (обработка Н.Игнатьева)
                ЛИМОНЧИКИ  (обработка Л.Дидерихса — В.Лебедев-Кумач)
                КОНТРАБАНДИСТЫ  (обработка О.Кандата — Э.Багрицкий)
                УКРАИНСКАЯ РАПСОДИЯ
                РУССКАЯ РАПСОДИЯ  (И.Дунаевский)
                ДЖАЗ-БОЛЕЛЬЩИК  (обработка Л.Дидерихса — В.Лебедев-Кумач)
                ПАПОЧКА И МЫШКИ (обработка Л.Дидерихса — В.Лебедев-Кумач)
                СЕРДЦЕ КРАСАВИЦЫ, музыкальная шутка (обработка И.Дунаевского)
                ДВА ПАРАФРАЗА на темы оперных мелодий  (И.Дунаевский)
                «ВАШЕ ПРОШЛОЕ!», монолог грампластинки (обработка Н.Игнатьева)
                СЧАСТЛИВЫЙ ПУТЬ  (И.Дунаевский — В.Масс, Н.Эрдман)
                Записи 30-х годов

                ОТ ВСЕГО СЕРДЦА
                2-я пластинка
                ДЕСЯТЬ ЛЕТ, джаз-фантазия (Н.Минх)
                ПОЛЮШКО  (Л.Книппер — В.Гусев)
                КРАСНОФЛОТСКАЯ  (М.Блантер — Д.Долев, Ю.Данцигер)
                РАСКИНУЛОСЬ МОРЕ ШИРОКО  (А.Гурилёв — Г.Зубарев)
                КАРАВАН  (обработка О.Кандата)
                У САМОВАРА  (обработка Л.Дидерихса — В.Лебедев-Кумач)
                ПОРТРЕТ  (обработка Н.Минха — М.Орцеви)
                РОДНАЯ  (обработка Донаса — П.Герман)
                СУЛИКО  (В.Церетели, обработка О.Кандата — русский текст М.Улицкого)
                ДЯДЯ ЭЛЯ  (Н.Пустыльник — Е.Полонская)
                ФИЛЬМИАДА, фантазия (А.Островский, Г.Узинг)
                Записи 30-х — 40-х годов

                ПЕСНЯ – НАШ СПУТНИК
                3-я пластинка
                ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ  (В.Пушков — А.Апсолон)
                МАТРОС ЖЕЛЕЗНЯК  (М.Блантер — М.Голодный)
                ТАЧАНКА  (К.Листов — М.Рудерман)
                ТЕПЛОХОД «КОМСОМОЛ»  (В.Соловьёв-Седой — Белов)
                МИШКА-ОДЕССИТ  (М.Воловац — В.Дыховичный)
                БАРОН ФОН ДЕР ПШИК  (обработка О.Кандата — А.Фидоровский)
                ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ  (Б.Мокроусов — А.Жаров)
                КОСА  (Н.Богословский — Б.Ласкин)
                НЕТ, НЕЗАБУДЕТ СОЛДАТ  (М.Табачников — Я.Зискинд)
                СПУСТИЛАСЬ НОЧЬ  (Л.Утёсов — И.Фрадкин)
                СТАРУШКИ-БАБУШКИ  (М.Табачников — В.Дыховичный, М.Слободской)
                ДОРОГИЕ МОСКВИЧИ (И.Дунаевский — В.Масс, М.Червинский)
                Записи 30-х — 40-х годов

                3;арт.11-1/4. Цена 7 руб. 90 коп.
                «МЕЛОДИЯ»
                Ташкентский завод грампластинок
                им.М.Т.Ташмухамедова
                Зак. 472. Тир.5000
                (Выпуск не ранее 1980 г. - А.С.)


        Сегодня появилась возможность проверить в Интернете слухи о размагничивании записей Утёсова. Но никаких сведений об этом не удалось найти.
        Зато попалось на глаза откровение известного в прошлом советского певца Владимира Константиновича Трошина, сделанное им «Комсомолке». Может быть, с этим и было связано возникновение последующих слухов о размагничивании:
        — В 1978 году позвонил мне как-то домой наш великий режиссер Григорий Васильевич Александров (мы ранее знакомы не были) и говорит: «Мы вас просим переозвучить за Утесова роль и все песни в фильме «Веселые ребята». Я был изумлен: «Как, да вы что? Он же сам прекрасно поет, я встречаюсь с ним на концертах» (а мы часто выступали в одних и тех же сборных программах)! «Вы понимаете, - отвечает режиссер, - объявлен международный конкурс фильмов всех времен и народов, и каждая страна представляет жюри пять картин. В их число попал фильм «Веселые ребята». Но надо переозвучить ленту - ее снимали в 1934 году, сейчас звук «пожух» - с таким качеством нам в Европе делать нечего. Мы пробовали Утесова, но он уже не «вытягивает» музыкальную партию». Я говорю, что мне неловко, а Григорий Васильевич отвечает, что с Утесовым они перепробовали многих певцов, но Утесов сам всех отверг и сам же просил взять в дублеры только Володю Трошина. «Ну, раз сам Утесов об этом просил», - наконец согласился я.
        Над озвучением я работал несколько месяцев, рядом со мной бок о бок озвучивала роль прекрасная Любовь Орлова (а вот пела за нее Ивантеева - певица из филармонии). Когда фильм вышел, я вдруг получаю письмо от Утесова: «Как же вы могли при живом артисте позволить себе такое?!» Я испытал настоящий шок. Звоню режиссеру Александрову за объяснениями, он отвечает, что был вынужден пойти на обман. «Нам дали задание сверху - из ЦК, чтобы мы вас уговорили петь в этом фильме. Как-нибудь переживете», - сказал Александров.
        Переживал я, признаюсь, долго. Три года обходил Утесова стороной. Когда мне звонили с предложением поучаствовать в очередном концерте, я спрашивал: «А Утесов занят? Если да, то я отказываюсь». Настолько мне было перед ним неловко, хотя, в сущности, я ни в чем не виноват. Года через три мы с ним случайно встретились на концерте в провинции. Думаю: ну, сколько можно мучиться - была, не была. Бросился к нему чуть ли не на коленях и все рассказал... Он меня простил, говорит: «Ах, Александров, ну я ему! А Любка-то моя тоже обо всем молчала!» Пошли с ним в буфет, взяли по коньячку, выпили, расцеловались... Но историю эту я до сих пор с волнением вспоминаю.


        После такого откровения сам бог велел посмотреть, в который уж, раз знаменитую кинокомедию, но теперь с пристрастием к распознаванию голоса певца. Сравнивая записи пластинок с исполнением киношного Кости, честно скажу, разницы не заметил — Утёсов, как Утёсов. Или это всё же искусное имитирование Владимиром Трошиным?


        Александр Соханский,
             декабрь 2016 г.


Рецензии
Спасибо, Александр, что помните выдающегося, действительно народного и уважаемого артиста! Был на его концерте и об этом событии, запомнившемся на всю жизнь, я обязательно напишу. Будет время, заходите. С уважением!

Виктор Кутуркин   28.07.2017 23:00     Заявить о нарушении
С нетерпением жажду Ваших воспоминаний о встрече с легендарным Леонидом Осиповичем.
Воспользовался Вашим предложением и зашёл в гости.
Всего наидобрейшего. Жду ответа,как соловей лета.

Александр Соханский   28.07.2017 23:23   Заявить о нарушении