377 Шведский период истории Пиллау 27 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 377. Балтийское море. БВМБ Балтийск. Часть 2. Шведский период истории Пиллау. 27.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Германия. Пруссия. Пиллау. Первая деревянная лоцманская башня-маяк высотой 43 фута (13 м 11 см). 1657-1804.


В предыдущем:

1626-1636 годы – начало «Шведского периода» в истории Пиллау.

В 1626 году началась «Шведско-польская война» (период «Тридцатилетней войны» 1618-1648 гг.). Вражда католиков и протестантов за господство в Европе. Крепость Пиллау стала плацдармом для борьбы Густав II Адольф, короля Швеции (1611-1632) с Польшей. В гарнизоне крепости Пиллау всего 240 солдат, командир крепости подполковник Себастьян фон Хохендорф. На Хакене достраивают защитные рвы.

6 июля 1626 года на рейде Пиллау «совершенно неожиданно появился шведский флот, состоящий из 37 парусников, защитники рвов на Хакене («крючке») успели дать один залп и сдались шведам без сопротивления». Командующий шведскими войсками, король Густав II Адольф «оставил в Пиллау 3 полка под командованием Николауса Штернешильта, а сам отплыл с ядром основных сил на Браунсберг (г. Бранево, Польша) для нападения на Польшу».

Осенью 1626 года шведские оккупационные войска «расположились на зимних квартирах, а король Швеции Густав II Адольф вернулся на родину». Курфюрст Пруссии Георг Вильгельм «по настоянию Польши усилил крепости Лохштедта и Фишхаузена (города вблизи от Пиллау)».

В мае 1627 года шведский король Густав II Адольф «вновь появился на рейде Пиллау и повёл решительное наступление на Лохштедт».

В середине 1627 года шведский король Густав II Адольф заключил перемирие с Польшей на 6 лет. В Пиллау, Лохштедте, Фишхаузене и других городах Замланда остались шведские оккупационные войска. Шведы стали получать в Пиллау немалые доходы от таможенных сборов.

В 1627 году шведскими оккупантами восточнее крепости (Курфюрстенбольверк, Морской бульвар) построен редут, а также «укрепления, расположенные поперёк полуострова от залива к морю, названные «Шведеншанце» (между Балтийском и Мечниково). По проекту самого шведского короля Густава II Адольфа шведскими мастерами построена та крепость в Пиллау, которая и сейчас находится в Балтийске.

В 1627 году в Вограме (Пиллау) шведскими оккупантами построен кирпичный завод (работал до 1900 года). Работники кирпичного завода проживали близ посёлка Камстигалль. С 1795 года этот завод будет называться «Кёнигсбергский завод».

В 1629 году на Хакене «появились первые жилые дома, а первыми улицами этого возникающего селения (Пиллау) были Лицентштрассе и Хаффштрассе (район маяка Пиллау-Балтийска)».

В 1632 году началось строительство «Пиллаусской крепости» или «шведской цитадели-крепости» почти правильной пятилучевой формы (автор проекта шведский король Густав II Адольф). Начальник строительства инженер-строитель из Голландии Матиас Вентц.

В 1635 году прусский курфюрст Георг Вильгельм купил у шведов за 10 000 талеров недостроенную «Пиллаусскую крепость» (строительство будет закончено в 1670 году). По условиям перемирия шведские войска покинули Пиллау.

15 января 1636 года в «Пиллаусскую крепость» вошёл бранденбургский полк фон Редерна и остался здесь на постоянное время службы.
 
23 июня 1640 года прусский курфюрст Георг Вильгельм подтвердил торговые права Пиллау (утерянные во времена шведской оккупации).

В 1640 году курфюрстом Бранденбургским стал 20-летний Фридрих Вильгельм, прозванный в народе «Великим курфюрстом» - основатель прусской власти и прусского величия.

В 1640 году в районе Пиллау «На Хакене» «появился первый трактир с гостевыми комнатами» (гостиница). Хозяин трактира - служащий таможни Амброзиус Бергман – получил привилегию на торговлю вином.

В 1646 году «На Хакене» (Пиллау) построена первая гостиница для иностранных моряков.

В 1646 году «Великий курфюрст» Пруссии Фридрих Вильгельм «учредил государственную почту». Из Берлина в Кёнигсберг через Кольберг (г. Колобжег, Польша), Штольп (г. Слупск, Польша), Данциг (г. Гданьск, Польша), Фрише-Нерунг и Пиллау. был проложен почтовый путь. «Почта доставлялась из Пиллау в Кёнигсберг: летом за пять часов, а зимой за 9,5 часов. Морская почта имела два галиота, которые курсировали между Пиллау и Свинемюнде (г. Свиноуйсьце, Польша) (1680 г.)».

В 1657 году «губернатор Пиллау приказал вырубить весь лес до Нойхойзера (п. Мечниково), чтобы своевременно можно было заметить приближающегося к крепости неприятеля». В результате вся южная часть Пиллаусского полуострова была занесена песком, в том числе и «Пиллаусская крепость».

В 1657 году «таможенная вахта» или «таможенный домик» переведён из Старого Пиллау на Хакен. На Хакене построена «специальная лоцманская башня», но «сами лоцманы жили в Старом Пиллау».

В 1657 году для защиты Пиллау Великим курфюрстом Пруссии Фридрихом Вильгельмом в Пиллау «была создана флотилия из четырёх кораблей: «Клевишер Линденбаум», «Любише Шуте», «Курфюрст Бранденбургский» и «Курфюрстлихе Лейб-Яхт» под командой полковника Иоганна фон Хилле. Капитаны и матросы этих кораблей, большей частью, были из Голландии».

1 мая 1657 года корабли «пиллаусской флотилии» с военной командой из Пиллаусского гарнизона вошли в порт Пиллау.

28 мая 1657 года «пиллаунская флотилия» впервые вышла в море. «Это было крупнейшим событием, ознаменовавшим начало создания «курбранденбургского флота» - первого прусского флота». «Пиллаунская флотилия» начала вести крейсерскую службу в море вблизи Пиллау.

В 1657 году почти на том месте, где стоит маяк Пиллау-Балтийска «построена первая деревянная лоцманская башня-маяк» почти там (снесена в 1804 году).

В 1660 году заключён польско-шведский мирный договор. К этому времени усилиями Великого курфюрстра Пруссии Фридриха Вильгельма в Пиллау «построены каменная кирха, мельница и таможенная башня-маяк, а жителям города Пиллау разрешено торговать с владельцами корабельных грузов». В 1660 году в Новом Пиллау проживает 300 жителей.

Конец декабря 1660 года - на город Пиллау «обрушился сильнейший юго-западный ветер и шторм, принёсший много жертв».

В 1664 году в Пруссии вышли новые правила лоцманской службы (лоцманская служба разделена на «морскую» и «внутреннюю»).

24 ноября 1669 года «в результате сильного ветра песком занесло церковь Адальберта».

В 1670 году завершено строительство Пиллаунской крепости-цитадели по проекту шведского короля Густава II Адольфа.

В 1679 году «Пиллау становится портом бранденбургско-прусского флота и местопребыванием морского гарнизона, для которых построили особые бараки, не желая держать их вместе с солдатами; эти бараки располагались на том месте, где сейчас находится улица Флотская (Балтийск)».

14 августа 1680 года «из гавани Пиллау вышли корабли на ведение каперства против Испании: фрегат «Фридрих Вильгельм», фрегат «Кур-принц», фрегат «Доротея», фрегат «Фукс» и фрегат «Берлин».

В 1680 году «по распоряжению Вениамина Рауле (1634-1707), голландского купца, создавшего в Пиллау гавань со всеми необходимыми условиями для строительства и ремонта парусных кораблей, инженер Бернхард Шайтхер построил судоверфь на том месте, где позже будет отель «Ильскефалле» (Пиллау».

«При строительстве судоверфи, на которой работали почти одни голландцы, корабельными мастерами были голландцы Гиллис Корнелиус Пекельхеринг и его сын». На верфи Пиллау «были построены парусные суда-корабли: «Носорог», «Фортуна», «Фридрих Вильгельм на коне», «Фогель Грайф» и другие».

17 сентября 1680 года «парусные суда-корабли «Вымпела Бранденбурга» и «Мориан», принаджлежащие голландскому купцу Вениамину Рауле, вышли из Пиллау и взяли курс в Западную Африку с целью разведать там обстановку и всё подготовить для создания прусской колонии».

Осенью 1680 года «прусские суда-корабли Вениамина Рауле подошли к побережью Гвинеи и их капитаны заключили договор с тремя вождями «диких племён», которые отныне были «под защитой бранденбуржцев».

В 1980-1681 годах на обратном пути из Гвинеи судно-корабль «Вымпела Бранденбурга» был захвачен голландцами, а «Мориан» благополучно вернулся в Пиллау в августе 1681 года. В Пиллау основана «Бранденбургско-африканская компания».
 
В 1981 году «разыгралась битва прусско-немецкого флота с флотом Испании у Санта-Ванцетта, перешедшая в войну». «После окончания компании, в Пиллау остались три корабля: фрегат «Доротея», фрегат «Руммельпотт» и шнява «Литауер Бауер».

13 июля 1682 года первые суда-корабли «Бранденбургско-африканской компании»: «Курпринц» и «Мориан» отправились из Пиллау в Гвинею (Западная Африка). Общее руководство экспедицией осуществлял майор и камер-юнкер Отто Фридрих фон дер Гребен. В Гвинее экспедиция из Пиллау основала форт «Гросс-Фридрихсбург». Отто Фридрих фон дер Гребен на паруснике «Мориан» вернулся в Пруссию (Германию), а судно-корабль «Курпринц» был «послан с партией рабов в Америку».

В 1683 году «закончилось строительство корабельной гавани (Крепостной канал) – первой прусской военно-морской гавани и первой гавани Пиллау». В Пиллау открылась первая городская аптека.

5 мая 1697 года «русский царь Пётр I на парусном корабле «Святой Георгий» прибыл в порт Пиллау из Либавы (Лиепаи) в составе Великого посольства, но задерживаться здесь не стал, и на следующий день отбыл в Кёнигсберг».

10 июня 1697 года русский царь Пётр I с посольством вернулся в Пиллау из Кёнигсберга и остался в городе до 1 июля 2697 года. В Кёнигсберге, особенно, в Пиллау русский царь Пётр I «изучал артиллерийское дело, наблюдал за артиллерийской стрельбой по морским целям, гулял на свадьбе местного шкипера Иоахима Лянге в домике на Раулештрассе (район причалов №3, 4, Балтийск), отобедал у коменданта крепости полковника Мартина фон Дитмарсдорфа, по приглашению прусского курфюрста Фридриха Вильгельма выезжал на охоту в Фишхаузен».

29 июня 1697 года Великое посольство русского царя Петра I «устроило в Пиллау грандиозный царский фейерверк в честь именин царя Петра I».

В 1697 году на косу Фрише Нерунг начали регулярно ходить почтовые лодки.

Далее начинался новый XVII век и новая история Нового Пиллау…


Рецензии