Делайте мне предложение, доктор!

Из цикла Хьюм-Сай-Фай

Перламутров на пятьдесят седьмом году жизни поступил на факультет психологии университета. На вопрос друга "Ты не повредился случайно умом?" Перламутров ответил: "Всю свою жизнь я занимался самообучением. Сегодня, когда я хорошо обеспечен на много лет вперёд, у меня возникло желание, чтобы кто-то взял на себя тяжесть заботы о повышении моих умственных способностей".

И действительно, Перламутров за свою жизнь перепробовал не менее дюжины профессий. В 17 с лишним лет он занялся золотоискательством. Ему невероятно везло. Он помимо золотого песка стал обладателем четырёх очень крупных самородков. Поскольку занимался он золотоискательством нелегально, то через три года жизни на дикой природе приобрёл на окраине города сарайчик, в котором осваивал профессию ювелира и продавал свои изделия проверенным посредникам. У них же он обменивал свои изделия на золото-сырец. Ожерелья и браслеты, которые он производил, были исполнены большого вкуса. Дело ювелира у него хорошо шло, но вскоре ему всё это надоело. Он приобрёл большую квартиру в центре города и стал осваивать профессию программиста.

В компьютерном программировании Перламутров быстро дорос до уровня профессионала высокого класса и начал заниматься разработкой компьютерной программы под названием "Эмпатия". Программа была рассчитана на оценку психологических особенностей людей принимаемых на работу в коллективе и для общения с клиентами. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека - поступков, мимических реакций, речи, жестов и так далее. Через два с половиной года Перламутров сумел за хорошие деньги продать разработанную им программу.

Руководитель фирмы, которая приобрела перламутровскую программу, учёный-психолог с мировым именем, очень удивился, узнав, что Перламутров не имеет высшего психологического образования и опыта работы с пациентами. Перламутров объяснил, что получил психологическое образование, наблюдая за своими постоянно сорящимися родителями и тремя жёнами. С третьей женой Перламутров развёлся за год до окончания работы над программой. Друзьям Перламутров объяснял, что жить с чужими женами и проще, и намного дешевле, а часто является ничем иным, как проявлением истинного гуманизма и альтруизма.

Поначалу студенты перламутровской группы стеснялись и сторонились его. Очень уж необычна была разница в возрасте. Но Перламутров был человеком без комплексов и не проявлял и следов практического учёта своей необычности. Через пару месяцев от начала обучения на факультете психологии студенты полностью потеряли ощущение того, что Перламутров по возрасту годился им не столько даже в отцы, сколько в дедушки. Перламутров не отказывался участвовать в студенческих междусобойчиках, хотя постоянно ощущал дефицит времени. Учась на психолога, он одновременно очень неплохо зарабатывал компьютерным программированием.

В тот день на третьем году обучения Перламутров слегка дремал на лекции профессора Невредимова "Маниакальные состояния при различных формах психических заболеваний". Всю ночь до утра он сидел за компьютером и сейчас делал грандиозные усилия над собой, чтобы не заснуть беспробудным сном. В один из моментов насильного пробуждения он обратил внимание на слайд, который демонстрировал лектор. Лектор говорил о том, что число известных маний в настоящее время превышает четыре сотни и, тем не менее, регулярно обнаруживаются всё новые виды маний.

В качестве такой недавно сформулированной мании Невредимов назвал синдром "скрупулёзной несовместимости", приводящий, как он выразился, к немотивированному усложнению жизни себе и окружающим. На большом экране Невредимов показал фотографию единственной хорошо изученной больной, страдающей этим заболеванием, и отметил, что есть мнение относительно более сложных проявлений этого заболевания, его течения и возможности переходов в другие состояния. Невредимов сообщил студентам, что профессор Карапузов, изучавший детали мании скрупулёзной несовместимости, считал, что на самом деле эта мания довольно распространена среди особ женского пола.

При взгляде на демонстрируемый Невредимовым слайд Перламутров проснулся, как от удара током. Девушка на экране показалась ему такой знакомой, словно он всю жизнь провёл с ней вместе рука об руку. Когда он впоследствии передавал близкому другу своё впечатление от портрета больной девушки, он сравнил это с любимыми красивыми стихами, которые он разучивал в детстве и забыл. И вот кто-то ему их начитал. От вида портрета Перламутрова бросило в дрожь, у него взмокла от пота спина, он мгновенно проснулся.

После лекции Перламутров подошёл к Невредимову и пытался узнать что-то дополнительное о синдроме скрупулёзной несовместимости и о пациентке, избраженной на цветном слайде. Невредимов сказал, что детали синдрома и слайд он получил от своего друга профессора Карапузова, который месяц назад погиб в вертолётной катастрофе. Профессор Карапузов был того мнения, что мания опасна именно перерастанием в тяжелую форму при особых условиях взаимодействия пациентов с окружением. Он сказал, что жена Карапузова обещала передать ему рабочие тетради мужа и, если Перламутрова интересуют детали, то он после того, как разберёт записи Карапузова, может ознакомить его с подробностями.

Перламутров попросил Невредимова дать ему на один день фотографию пациентки с синдромом скрупулёзной несовместимости. Перламутров при этом состроил такую жалобную физиономию, что Невредимов рассмеялся:
- Вы что влюбились в эту Надежду Колышкину? Так зовут эту пациентку. Здесь есть запись на обратной стороне фотографии.
- Нет, просто я, как мне кажется встречал эту девушку, но не могу вспомнить, где именно.
- Послезавтра у меня лекция в Вашей группе. Вернёте мне фотографию.

После той лекции собранный и уверенный в себе Перламутров сильно повредился. Девушка с фотографии преследовала его и во сне, и наяву. Ничего с собой поделать Перламутров не мог. У него было такое впечатление, что вот сейчас Колышкина вернётся из магазина и они сядут обедать. Ничего подобного в жизни Перламутрова, весьма опытного по части женского пола, никогда не было. У него появилось подозрение, что он заболел какой-то неизвестной ему формой психоза. Перламутров скопировал фотографию и заказал знакомому художнику написать маслом портрет девушки. Портрет получился неплохим и весьма похожим на фотографию. Перламутров повесил портрет напротив кровати и, проснувшись, первым делом начинал громко разговаривать с портретом. Иногда он улыбался в усы, понимая, что поступает, как выраженный псих.

Дипломную работу Перламутров делал под руководством профессора Невредимова. К нему же он поступил в аспирантуру после окончания университета. И дипломная работа и кандидатская диссертация Перламутрова была посвящена синдрому скрупулёзной неудовлетворённости. За прошедшие пять лет Перламутров установил, что этот синдром очень часто встречается, но до сих пор не фиксировался психотерапевтами из-за того, что отсутствовала методика его обнаружения на ранних стадиях. С целью выполнения диссертационных исследований Перламутров открыл кабинет психотерапии, где осуществлял лечение синдрома скрупулёзной неудовлетворённости с помощью разработанной им методологии.

Кабинет психотерапии Перламутрова располагался в солидном здании в центре города. У него работали две лаборантки и он собирался расширять штат работников. К этому времени Перламутров приобрёл у различных художников девять портретов, написанных с фотографии Колышкиной. Первый из заказанных им портретов продолжал висеть у Перламутрова дома напротив его кровати. А восемь других портретов были развешены на стене его кабинета. Многие посетители кабинета Перламутрова с недоумением разглядывали написанные в различной манере портреты одной и той же девушки. Тем, кто задавал ему вопрос о том, кто изображен на портетах, он отвечал, что это - портреты его любимой тёти, которая воспитывала его в детстве, а год назад уехала жить в Норвегию.

Однажды у Перламутрова была назначена важная деловая встреча и он предупредил секретаршу, что после 11 часов дня должен будет уехать, в связи с чем вынужден будет перенести приём части пациентов на следующий день. Секретарша сказала ему, что в приёмной дожидается девушка, записанная на три часа дня, которая приехала специально из соседнего города и вечером вынуждена будет уехать домой. Перламутров сказал, что примет её вне очереди. В кабинет вошла очень молодая улыбающаяся девушка, которая вдруг остановилась на середине комнаты и замерла, уставившись на развешенные на стене портреты:
- Доктор, это я?

Перламутров поднялся из-за стола и почувствовал, что сердце его съехало намного ниже того места, где ему природой положено биться: вошедшая в кабинет пациентка была, как две капли воды похожа на женщину, изображенную на портретах. Перламутров дрожащим голосом произнёс:
- Да, это Вы! Скажите, Ваша фамилия Колышкина?
- Нет, доктор, меня зовут Ираида Балеринова!
- Скажите, Ираида, могу ли я Вам задать личный вопрос?
- Личный, как интересно! Задавайте!
- Могу я сделать Вам предложение выйти за меня замуж?

На лице пациентки недоумение сменилось озабоченностью. Она испугалась, что попала к кабинет к маньяку. Потом она подняла взгляд на три портрета, висящие за спиной вставшего из-за стола Перламутрова. После этого повернулась и увидела ещё пять портретов. По два из них висели по обе стороны двери, а один самый красивый, выполненный в скрупулёзной технике, напоминающий фотографию, висел над дверью, то есть перед глазами владельца кабинета. Нахмуренные её брови разгладились. Она посмотрела в глаза Перламутрову, улыбнулась и сказала:
- Делайте мне предложение!


Рецензии