Храм
С моим бывшим сослуживцем по работе в музее мы договорились в очередной раз встретиться и не за границей, как бывало уже не раз, а в родных пенатах, то есть по месту прежней службы, а именно в Павловске. И вот гляжу – выходит мой красавЕц из ворот, и направляемся мы с ним прямо на галерею дворца. Ну, обнялись, конечно, поцеловались, как всегда, и мимо очереди, без билетов, на правах « своих», прошли нижним Парадным вестибюлем по лестнице на второй этаж и сразу зашли в Итальянский зал. Уперлись взглядами сначала друг в друга.
- Ничего ты еще, ничего! Худой, правда, ну, дак, какие наши годы, еще поправишься.
Про его впечатления от меня и не спрашиваю, все равно не выдаст себя, да я и сама все понимаю: у него теперь интерес не к моей внешности, а к некоторым деталям нашей общей трудовой жизни. Да, было дело под Полтавой! Покарячились мы тут некогда на ниве просвещения, - бывало, по 9 экскурсий в день проводили. Ну, это во дворце. На парковую экскурсию, на одну только, надо было 3 часа. Зато на свежем воздухе! А ведь еще и велосипедные были прогулки… До вдохновения в изложении материала в таких условиях не всегда доходило. Слушателям приходилось довольствоваться необходимым . Но желающие приобщиться к прекрасному неколебимо стояли перед дворцом в три кольца. И всех надо было обслужить! И ничего, с некоторыми потерями в количестве материала мы с коллегами, наседая друг на друга в тесных залах или парковых дорожках, умеряя зычность своих голосов, проводили все нужные линии по истории объекта повествования, соответственно методикам, за чем негласно, однако, следили наши начальники.
- Слушай, - вопиет коллега ко мне, благо никого в Итальянском зале, кроме нас, пока нет. - Прошло-то всего каких-то 50 лет, и вот недавно я уже стоял в Римском Пантеоне, о котором вещали мы с тобой когда-то в Итальянском зале многочисленным своим слушателям с такой убежденностью в его красоте и святости, что они нам верили. И правильно делали!
- Да! Я всегда начинала показ Павловского дворца-музея практически с Итальянского зала, который своими пропорциями, архитектурой, убранством по замыслу создателей - Камерона, Бренны, Воронихина – отсылал гостей дворца ко временам оным, временам культа Прекрасного во всем – к Древнему Риму и еще далее – к Древней Греции. Круглый, с куполом, правда, застекленным, в отличие от Римского Пантеона, Итальянский зал ведь сразу вводит нас в атмосферу царства красоты и величия человеческого ума и тела. Статуя Венеры с голубем, портреты древних римлян и римлянок, наши рассказы, связанные с послевоенным воссозданием, рассказы о подвигах сотрудников музея… Если бы не временные рамки, здесь можно было бы днями и показывать, и рассказывать… Но нас пихали в спину другие посетители, и мы вели своих подопечных дальше!
- И только вот теперь, 50 лет спустя после начала моей гидовской работы в Павловском музее, я смог увидеть эту красоту не на картинке, а своими глазами! И конечно, это меня не разочаровало, наоборот, я убедился в великолепии и неповторимости древнего храма всех богов и в справедливости тех вдохновенных речей, которые мы толкали здесь во славу создателей Павловска.
- А я еще и в Греции, в Афинах и на Крите, и на Кипре, как будто коснулась самого золотого века, культа небожителей. Роспись посуды, формы и пропорции статуй и зданий, да сама благословенная атмосфера страны, ее море, горы, сады, солнце просто не могли не сотворить всего этого. Что говорить! Прекрасно, что все-таки мы это смогли почувствовать, хоть и с опозданием. Правда, я могла бы, наверно, и раньше попасть в Грецию, - как-то один из моих экскурсантов- интуристов, грек, очень заинтересовался моей особой, прорвался к нам в экскурсоводческую, угощал, одаривал сувенирами, но «старшие товарищи» это дело бдительно и твердо пресекли, вывели красивого южного темпераментного молодого человека под белы ручки из нашего «служебного помещения», а мой рабочий день еще не кончился, и он еще немного пооколачивался с товарищами у статуи Павла на площади да и уехал на интуристовском автобусе, на том эти его поползновения иностранные и закончились.
- А на каком языке ты вела их группу? Где я был, чего-то я не знал об этом.
- Ты был на парковой экскурсии. Их гид переводил мои речи, и видно, я ему понравилась.
- Да, наши начальники тогда такое старались не допускать: у иностранцев обычно бывали свои экскурсоводы. Меня в Петергофе тоже иногда, для особо почетных гостей, просили рассказывать гидам, а те переводили своей группе, хотя английский у меня был приличный.
- Да уж ты известный был мастак! И главное, помню, с лету-налёту, хоть где, хоть в Ленинграде, хоть в Ломоносове, хоть в Петергофе, хоть в каком пригороде, как пойдешь, бывало, заливать – умно, интересно, правдиво… За это мы тебя любили. И еще за стихи твои.
- А начальники любили других, видно. Нигде меня не брали в штат, только на договор.
- Начальники, они такие, они бдили, и правильно: ведь и свалил же ты, да куда, в Штаты!
- Чего ж мне было здесь торчать – на работу не брали, стихи не печатали, статья грозила за тунеядство, и ты мое внимание к тебе не поощряла.
- Да я тогда только что разошлась со своим придурком. Травмированная вся была морально. Ни до кого было. А ты меня сам напугал, честно предупредил, что некоторые коллеги могут неправильно понять наши с тобой посиделки в рабочих перерывах. С таким политически неблагонадежным , как ты, было небезопасно «дружить». Ты и выпивал изрядно. Иногда с такого бодуна по утрянке являлся на работу, что было боязно за тебя. Но на качество твоих речей это влияло часто только в лучшую сторону: ты пел и разливался соловьем про историю царской семьи, ее быт, в его самых интимных деталях , - про блохоловки из севрского сервиза или про ночную посудину в спальне Марии Федоровны, – в ущерб, конечно, соблюдению методических указаний о необходимости, например, подчеркивания роли партии в развитии культуры страны…
- А чиво? Я и о роли мог ввернуть, например, что несмотря на нелегкие экономические условия в народном хозяйстве, правительство одобрило еще до окончания войны работы по консервации руин дворца под руководством директора, что для этого начальство даже не побоялось попасть на прием к Самому. А мог напомнить слушателям о главном хранителе, которому являлась сама царица…
- Ты наш сладкоречивый! Теперь-то мы с тобой сами себе хозяева, и никто нам не указ, и делаем по своим берлогам, что хотим – пишем, читаем, указываем своим почитателям и потомкам. Тебе я сейчас, после Итальянского зала тоже укажу: а ну, марш за дверь, продолжим наше причащение в Греческом зале! И подумаем, куда мы пойдем после.
Лахти, декабрь 2016.
-
Свидетельство о публикации №216120300814
Спасибо Вам
Татьяна Трофимова 2 19.07.2017 10:33 Заявить о нарушении
Лидия Орлова 19.07.2017 19:57 Заявить о нарушении
Татьяна Трофимова 2 19.07.2017 20:42 Заявить о нарушении