Дорога длиной в жизнь. Часть 16-я
/ о былом /
ДОРОГА ДЛИНОЙ В ЖИЗНЬ
или
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…
Часть 16-я
Дрожь земли
/ “конец света” местного значения /
Жизнь учит, что если в ней хорошего много, то жди неприятностей. В природе все сбалансировано. Она не терпит не только пустоты, но и большой концентрации положительных событий в одном месте.
Так оно и получилось в дальнейшем. Практика подтвердила теорию. В апреле 1966г. в Ташкенте было сильное землетрясение.
Я проснулся рано утром от того, что дрожала моя кровать. Сначала подумал, что началась война и наш городок бомбят. Все-таки он военный, авиационный. Но за окном не было видно вспышек от разрывов.
Через некоторое время я услышал с улицы крики “Землетрясение ! Землетрясение !”. Только тогда мне все стало ясно.
Кто хотя бы раз оказался в районе землетрясения, тот автоматически становится большим специалистом в этой области. Он может давать всем желающим квалифицированные консультации по вопросам такого рода. Я исключением не являюсь.
Для полной ясности авторитетно расскажу читателям о некоторых особенностях землетрясений вообще и ташкентского 1966г. в частности. Сейсмические колебания почвы бывают поперечные и продольные. В целях большей наглядности приведу конкретный пример. Однажды, уже после 26 апреля, когда были наиболее сильные подземные толчки, я сидел у себя дома и мастерил очередной транзисторный приемничек. Вдруг услышал какой-то гул. Она постепенно нарастал.
Если кто-то отдыхал на море, то, наверное, помнит шум, с которым приближаются его волны к берегу. Но услышанные мной звуки были более низкими и грозными. Наконец, шум достиг своего максимального значения. В этот момент меня изрядно встряхнуло, как будто я находился на морской волне. Разница в том, что, когда это делает вода, а не подземная стихия, ощущения значительно приятнее.
Тряска мне настолько не понравилось, что я даже хотел выбежать на улицу. Но пока “прорабатывал вопрос”, опасность миновала. Продольная сейсмическая волна пошла по поверхности земли дальше. Ее гул постепенно затих.
Центр землетрясения был в стороне от нашего городка. Поэтому сильно он не пострадал. Моей семье и многим другим крупно повезло.
Спустя несколько дней после землетрясения я прогулялся по Ташкенту. Полностью разрушенных зданий не видел. Но в некоторых из них были трещины. Настолько широкие, что можно просунуть голову и посмотреть, что внутри.
Были и более существенные разрушения. У некоторых зданий даже выпали на улицу стены. На меня все это произвело сильное впечатление.
Отправляясь знакомиться с последствиями землетрясения, я взял с собой фотоаппарат. Сделал в городе ряд примечательных снимков. Некоторые из них у меня сохранились до сих пор.
Военные привезли большие палатки и поставили их на улицах Ташкента для всех желающих. Многие жители боялись возвращаться в свои дома, поскольку подземные толчки продолжались. Они были с перерывами разной длительности.
Нельзя угадать, когда “тряхнет” в следующий раз и насколько сильно. Поэтому жить в домах рискованно. Особенно в тех, которые были уже повреждены.
Из-за землетрясения занятия в школах Ташкента закончились еще в апреле месяце. Даже отменили экзамены. Получилась как бы дополнительная прибавка к летним каникулам. Все это вызвало бурную радость учеников. Я исключением не был.
После землетрясения Ташкент отстраивал весь Советский Союз. Некоторые его города не только направили своих рабочих. Они еще и предоставили пострадавшим жителям квартиры. Тогда-то наша семья и переехала в Горький. Было это летом 1966г.
Свидетельство о публикации №216120401614