Исторические загадки села Чусовое

«…Тайна притяжения Чусовой не только
в километрах и пейзажах. Тайна Чусовой
в обретении своего рода – племени».
  А. Иванов

                ПРЕДИСЛОВИЕ

В декабре 2014 года Сеть взбудоражил документальный фильм об «историческом открытии Клуба путешественников «Достояние Планеты». Согласно сценарию фильма, на Среднем Урале, в селе Чусовое Свердловской области, сохранилось странное мегалитическое сооружение — стена-пристань, сложенная по принципу полигональной кладки, нетипичной для России. Разведгруппа названного Клуба путешественников  исследует стену в Чусовом и делает неожиданное открытие, способное перевернуть не только историю села, но и все наши представления о прошлом Урала и Сибири. И далее: «Все участники экспедиции испытывали волнение первооткрывателя, стоящего на пороге разгадки великой тайны. Возможно, сейчас мы увидим то, что перевернёт всю историческую науку и заставит академических историков признать, наконец, наличие следов допотопных цивилизаций на территории России».

В заключение документалисты выдвигают две версии возникновения каменной стены-пристани и приводят в пользу каждой из них «определенные доводы». Например, связывая в одной из версий происхождение стены с деятельностью древней цивилизации, авторы фильма используют, по их мнению, «самый удивительный факт»: стена отсутствует на старинных планах демидовского железоделательного завода, хранящихся в местном краеведческом музее, а значит, её построили… раньше и обнаружили при строительстве завода. Согласитесь, странная логика.

В целом, фильм ориентирован на сенсацию, легковесен и не располагает к серьезной дискуссии. Но есть от него и определенная польза: во-первых, он привлек дополнительное внимание к селу Чусовое как туристическому объекту; во-вторых, пусть косвенно, но показал, что история уникальной гавани, существовавшей в этом селе, еще не прописана из-за отсутствия достоверных данных. Отсюда и обилие всевозможных версий и домыслов.

Попытки объяснить некоторые исторические феномены действиями древних высокоразвитых цивилизаций нередко свидетельствуют о недоработках исторической науки, о наличии белых пятен в краеведении.

Отсюда вытекают задачи нашего исследования:
1. Поиск новых, до сих пор неизвестных фактов, связанных с обустройством, реконструкцией и производственной деятельностью старинной гавани в селе Чусовое.
2. Пересмотр и исправление ложных данных и версий, получивших отражение в известных публикациях по данной теме, восстановление исторической правды.

Работа основывается на документах из архивов Екатеринбурга, авторитетных публикациях XIX—XX веков и электронных ресурсах.

Чтобы материал статьи был понятен и интересен не только местным, но и другим читателям, не знакомым с историей горнозаводского Урала, перед изложением основной темы кратко рассмотрены события, предшествующие исследуемому периоду.

Автор выражает благодарность Главе Чусовской сельской администрации Полякову В.Н. и заведующей школьным музеем села Чусовое Баглаевой Г.П. за содействие в выполнении данной работы.

                ПЕРВЫЙ ДЕМИДОВСКИЙ ЗАВОД НА РЕКЕ ЧУСОВОЙ

Указ Петра I о передаче казенного Невьянского завода тульскому мастеру Никите Демидову был подписан 4 марта 1702 года. С этой даты начинается эра Демидовых на Урале.

По указу предоставлялось право искать руды и строить новые заводы в Верхотурском уезде Пермской губернии. Были построены Шуралинский (1716 г.), Быньговский (1718 г.), Верхнетагильский (1716 г.) заводы. Уже в 1720 году Урал (преимущественно демидовский) давал, по меньшей мере, две трети металла России [Википедия, «Никита Демидов»].

Вопрос доставки продукции в Центральную Россию для Демидовых решался непросто. Основной транспортной магистралью была река Чусовая, а своих пристаней на ней Демидовы не имели. Приходилось на паях пользоваться казенными пристанями: вначале Уткинской [1], затем Курьинской , что приводило к частым конфликтам, большей частью по вине демидовских приказчиков.

В 1721 году Акинфий, сын Никиты Демидова, предпринял смелый шаг — перегородил устье реки Шайтанки, притока Чусовой, плотиной длиной 120 сажен, высотой 4 и шириной 15 саженей (сажень — мера длины, равная 2,13 м. — Г.Н.). При плотине построил пильную мельницу (лесопилку) для постройки плоскодонных барок (коломенок). Со строительством завода Акинфий, однако, не спешил: возможно, были другие, более важные дела — шло строительство Нижнетагильского завода, который был введен в действие 25 декабря 1725 года.
 
Спустя два месяца после смерти отца Акинфий Демидов 27 января 1726 года обратился в Берг-коллегию за разрешением построить на Урале три завода, в том числе один на реке Шайтанке [1, с.168]. Такое разрешение было получено уже 9 февраля, и 1 сентября 1727 года Шайтанский передельный завод, оборудованный двумя молотами, начал ковку железа из чугуна Верхнетагильского завода.

Шайтанский завод был наиболее удалённым от центрального Невьянского завода: по зимней дороге — в 70 верстах, по летней — в 91 версте. По объему выпуска продукции (кричного железа) он занимал последнее место в Невьянской группе заводов. Недостаток воды в заводском пруду не позволял значительно увеличить объем производства [2]. Но только Шайтанский завод имел выход к Чусовой, что придавало ему особое значение среди других демидовских заводов. Его производственное значение определялось в большей степени пристанью, пильными мельницами и строительством коломенок, чем производством железа [1, с.300].

Здесь уместно остановиться на переименовании исторических названий Шайтанского завода и окрестного селения Шайтанка.

Завод назывался Шайтанским со времени его постройки и до прекращения деятельности. Именно так он назван в рекламном проспекте Верх-Исетского горного округа, изданном в 1902 году, за шесть лет до закрытия завода [3]. Так он именуется в архивах и старинных публикациях. Тем не менее, сегодня нередко встречается в статьях и художественной литературе другое название завода — Старошайтанский, придуманное неизвестно кем и когда, якобы для того, «чтобы не путать с другими многочисленными Шайтанками». В действительности Шайтанский завод, как первенец, вправе носить свое историческое название, а более поздние «многочисленные Шайтанки» должны были сами озаботиться проблемой собственной идентификации. В жизни так и было: более поздние заводы вносили некие дополнения (префиксы) в свои названия, например, Васильево-Шайтанский, Висимо-Шайтанский, Нейво-Шайтанский заводы, и проблемы различия не существовало.  Поэтому в данной работе мы придерживаемся первоначального исторического названия завода.
 
Что касается переименования селения, то и здесь не всё однозначно. На многочисленных сайтах, посвященных селу Чусовое, утверждается, что переименование произошло в 1934 году, однако это не соответствует официальным документам. Так, в справочнике «Административно-территориальное деление Свердловской области на 1 апреля 1939 г.» есть такая запись: «Наименование сельского совета — Старо-Шайтанский. Наименование центра сельского совета — пос. Шайтанка. Наименование района или горсовета — Шалинский» [4].
Наконец, в материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) находим Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 марта 1941 года следующего содержания: «Селение Шайтанка переименовать в селение Чусовое и Старо-Шайтанский сельсовет — в Чусовой сельсвет» [5].

Таким образом, согласно официальным документам переименование селения произошло 7 марта 1941 года.

                АРХИВНАЯ НАХОДКА
 
Изучение автором архивных документов позволило установить, что в мае, июне и июле 1816 года проводились масштабные ремонтные работы в старой гавани и осуществлялось строительство новой гавани при Шайтанском заводе [6].

В этот период завод уже не принадлежал Демидовым, а с 1769 года находился во владении одной из ветвей знаменитого предпринимательского рода Яковлевых. Иван Яковлев, сын основателя рода Саввы Яковлева, сформировал из принадлежащих ему предприятий Верх-Исетский горный округ. В его состав входили заводы: Верх-Исетский, Режевской, Верх-Нейвинский, Нейво-Рудянский, Верхнетагильский, Шайтанский, Уткинский, Сылвенский и Шуралинский. Главная контора округа находилась в Верх-Исетском заводе. Первым управляющим округом Иван Яковлев назначил Григория Заверняева [7]. Государственная Берг-коллегия 23 сентября 1798 года узаконила это объединение заводов. В 1801 году после смерти отца во владение округом вступил гвардии корнет Алексей Иванович Яковлев.
 
Упомянутый выше архивный документ [6] на 68 листах содержит переписку Шайтанской заводской конторы с Главным Верх-Исетским правлением об оплате произведенных работ по перестройке старой гавани и устройству новой. Для нас наиболее ценным является не финансовая сторона, а приводимый в переписке перечень выполненных работ. Наиболее полно он изложен в письме Шайтанской заводской конторы от 5 сентября 1816 года. Ниже приводим его дословно с сохранением орфографии и пунктуации того времени. Такой стиль будем соблюдать на протяжении всей работы.

«Ордером Главного Верх-Исетского заводского правления минувшего августа от 31-го за №1515-м, требуемые ведомости находящимся людям при перестройке гаванских ворот, здешняя Шайтанская заводская контора выписывать за нужное не признает, перестройка же происходит не одних гаванских ворот, но всего при старой гавани шлюза, что ясно можно видеть из представленных в Главное Верх-Исетское правление документов.

В мае месяце (по рапорту надзирателя Тимофея Полякова).
Устройство новой гавани. За обсечку бутового камня, за относку земли, теску и битье свай. Вольным людям по 20-45 коп/в день; крепостным по 10-25 коп/в день. Итого вольным — 1335 руб. 67 коп, крепостным — 407 руб. 98 коп. Харчевых - 7 руб.42 коп.За толчение и просев кирпича — вольным и крепостным — 10 руб. 5 коп. Кузнецам с работниками: за дело лопат, зубил, молотков, балод, оковку медведочных колес и копров — 27 руб. 15 коп. Итого  за май 1788 руб.28 коп.

В июне месяце (надзиратель Поляков). Находящимся при старой гавани свинок и выноски из оных земли — 543 руб.17 коп.

По устройству новой гавани. За обсечку бутового камня, относку земли, за теску и битье свай, толчение и просев камня алебастрового и кирпича; кузнецам с работниками за дело железных лопат, молотков, балод, каел, наварку зубил к обсечке камня - итого 2640 руб. 60 коп.

В июле месяце.
По старой гавани. За перестройку свинок, битье копром свай, кладку лиственного бруса, настилку в воротах полу, за носку в свинки земли - 941 руб.7 коп. Кузнецам с работниками за дело скоб, костылей, ломов, баутов, балод - 17 руб.31 коп. Итого — 958 руб. 38 коп.

По новой гавани. За обсечку бутового камня, кладку стены, теску и битье свай -1071 руб. 66  коп. Кузнецам за дело новых и наварку старых инструментов 5 руб.91 коп. Итого - 1077 руб. 57 коп.».

Обратим внимание, что представленный документ дает прямой ответ на интересующие нас вопросы, а именно, документально точно определяет дату сооружения стены, её назначение и исполнителей. На его основании установлено, что обсечка бутового камня и кладка стены производились в мае—июле 1816 года заводскими и вольнонаемными работниками в процессе устройства новой гавани при Шайтанском заводе. За скупыми строчками перечней работ можно усмотреть вполне реалистичные элементы технологии сооружения стены. Но эти вопросы мы рассмотрим ниже, а пока продолжим изучение представленного документа, имеющего непосредственное отношение к нашей теме и являющегося интереснейшим образцом деловой «разборки» начала XIX века, одной из форм управления предприятиями горного округа.

 Главное Верх-Исетское заводское правление 13 сентября 1816 года направило ордер приказчику Сылвенского завода Митрофану Янову, в котором поручило ему произвести ревизию выполненных работ по перестройке гавани на Шайтанском заводе. Руководство горным округом, озабоченное высокой суммой затрат, искало пути их снижения.

Результаты ревизии Янов доложил 28 сентября 1816 года.
 
Венчает «разборку» ордер Шайтанской заводской конторе №1812 от 19 октября 1816 года. Ограничимся кратким изложением и частичным цитированием этого объемного документа.

«Из произведенного по ордеру сего правления сылвенских заводов прикащиком Яновым, по перестройке старой Гавани следствия значится: 1-е, как в особенную обязанность Янова входило составить ведомость, кто сколько дней при перестройке ворот помянутой гавани находился, по каким платам, что сделано, и какая нашто имянно сумма вышла или вытти должна, означая каждую часть своим делением; но таковой ведомости составить никак было неможно, потому что в книгах и документах подробно и делительно работ означаемо небыло, а вообще сказано у перестройки пристарой гавани свинок и ворот».

Далее в констатирующей части ордера-приказа отмечается, что «на выписку каждодневно раскомандировки людей поработам книги по Шайтанской канторе совсем не оказалось»; надзиратель Поляков «под предлогом слабости здоровья» доверял писать развод людей своему помощнику Махотину, «а дни отмечать ничево незначущему и незнающему мальчишке Дудареву»; «обнаружено, что Шайтанская кантора заработы пристарой и новой гавани вытребовала денег больше нежели сколько действительно к выдаче принадлежало», «вытребовано излишне в мае 1000 и в июле 1000 руб.»; «плотинный Ермаков за всем довольствием при доме господском замечен был в пьяном виде, и ночевать часто в оный не приходилъ».

В постановляющей части Шайтанской заводской конторе предписывается: «соблюдая непреложным правилом впредь в отметных книгах каждодневно точнейше означать против каждого имяни, кто при какой работе находился, отнюдь непопуская того безпорядка ни в малейшем случае, каков при перестройке гавани произошел»; «раскомандировочная книга за шнуром и печатью правления присемъ посылается»; «вновь определенному надзирателю Усольцеву строжайше подтвердить, дабы он вверенную должность исправлял с крепкою прилежностью»; «много ли не выдано за работы при старой гавани денег в Августе и Сентябре бывшие, и кому имянно, доставить особую ведомость с приложением основательного щета, во что вся перестройка той гавани стала»; «о пьянстве плотинного Ермакова, не ночевании в квартире и прочем его поведении, учиня наистрожайшее изследование представить на дальнейшее разсмотрение и решение правления.

Октября 19 дня 1816 года
Подписано: Григорий Зотов, правитель дел Владимир Медведев, канторщик Иван Попов».

В итоге Шайтанская контора представила на 29 листах поименные списки работников. В списках находим фамилии Баглаевы, Мезенины, Волеговы, Лузины, Поповы, потомки которых и сегодня живут в селе Чусовое.

Особая ценность обнаруженных архивных материалов состоит еще и в том, что они показали причастность к перестройке старой гавани и строительству новой гавани при Шайтанском заводе Григория Федотовича Зотова, выдающегося персонажа уральской истории. Выявление этой связи является важным результатом нашей работы, так как оно обогащает исследование и делает его более значимым. Такое дорогостоящее сооружение, как каменная стена, могло быть построено только по решению управляющего Верх-Исетскими заводами — Г.Ф. Зотова. Поэтому с полным основанием эту стену можно считать его детищем.

В данной статье не представляется возможным давать развернутую информацию о жизни и деятельности Г.Ф. Зотова. Эти факты достаточно полно изложены в исторической, художественной и сетевой литературе [8]. Отметим кратко лишь основные вехи его биографии.

 Родился Г.Ф. Зотов в 1775 году в Шуралинском заводе, происходил из рода крепостных приказчиков. При действующей тогда системе семейного профессионального обучения рано освоил тонкости заводского дела. Благодаря большим способностям быстро выдвинулся и получил должность поверенного Ивана Яковлева в губернском городе Перми. После образования Верх-Исетского горного округа был переведен на Верх-Исетский завод, и уже на документах, датированных 1800 годом, мы встречаем подпись Зотова рядом с подписью управляющего Заверняева. В 1801 году после смерти отца наследник Алексей Иванович Яковлев назначил Зотова управляющим Верх-Исетским горным округом. В этой должности Григорий Федотович проработал более двадцати лет, и благодаря его управленческому таланту это был период модернизации и расцвета вверенных ему заводов. Взамен деревянных построек возводились каменные здания, обновлялось оборудование, развивалась «социальная сфера». Важнейшим достижением Г.Ф. Зотова явилось освоение производства на Верх-Исетском и Сылвенском заводах знаменитого кровельного железа, которое без всякой покраски «по сто лет на крыше стояло».

По инициативе Г.Ф. Зотова в 1815 году начали рыть канал между рекой Решеткой (приток реки Исети) и Чусовой. Таким путем предполагалось увеличить запас воды в Верх-Исетском пруду для работы заводских механизмов. Проект остался незаконченным из-за опасений обмеления Чусовой и вошел в историю под названием «зотовская канава» (реализован только в 1944 году после создания Волчихинского водохранилища).

Триумфом Г.Ф. Зотова обернулся визит в Екатеринбург Александра I в сентябре 1824 года. Восхищенный состоянием Верх-Исетского завода и заводской больницы император посвятил полтора часа для беседы с Григорием Федотовичем. Своими впечатлениями царь немедленно поделился в письме императрице: «В первый раз в жизни я встретил мужика с таким светлым умом и опытностью во всех отраслях горного искусства» [8].

Таков светлый период жизни Г.Ф. Зотова. Но был и заключительный темный период, когда, получив вольную и Кыштымские заводы в свое управление, в погоне за прибылью Зотов превратился в «Кыштымского Зверя» и был сослан в финский город Кексгольм [8].

В нашем исследовании мы соприкоснулись с деятельностью Зотова — созидателя, когда поднятая им волна модернизации и нового строительства докатилась до Шайтанского завода и проявилась в проектах перестройки старой и строительства новой гавани.

                НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Может возникнуть вопрос: где располагалась новая гавань и является ли стена, указанная в архивных документах, той, что сохранилась до нашего времени?
Исчерпывающие ответы на эти вопросы дает обнаруженный автором план Шайтанского завода 1825 года [9]. Фрагмент плана представлен на иллюстрации к данному очерку.

 Дословное название документа: «План сочиненный по Указу Пермского Горного Правления по 1-му Департаменту от 13 ноября прошлого 1824 года №11601-м Его Высокоблагородия Господина Гвардии корнета и кавалера Алексея Ивановича Яковлева Шайтанского Завода заводскому действию расположению фабрик и других строений».

 Расшифровка буквенных обозначений на плане (литер) дана в «Изъяснении» (экспликации). Ниже эта расшифровка приводится в строгом соответствии с документом: «A-плотина; B-вешняшный прорез; C-сливной мост; D-для предположенной второй Гавани складенная нонерешительно каменная стена».

Итак, найдено то, что мы так упорно искали. Стена на плане по своему расположению точно совпадает с ныне существующей каменной кладкой. Её длина в масштабе — 40 саженей (85 м). Стена не упиралась в тело плотины, а отстояла от неё на длину сливного моста (около 20 м). Она предназначалась для второй гавани и была сложена «нерешительно», т.е. неокончательно (по Далю).

Новая и старая гавани не соединялись между собой. Канал имел открытый выход в Чусовую, ворота для подпора воды и выпуска барок не были построены. Приведенное на плане название прореза «вешняшный» однозначно, не оставляя места для других версий, говорит о его назначении. В связи с прекращением строительства новой гавани второй прорез и канал использовали лишь как вешняк для сброса из пруда паводковой воды, а каменная стена играла роль подпорной стенки, предохраняющей правый берег канала от размыва.
 
Позднее через канал были перекинуты два моста.  Один из них в устье канала дожил до нашего времени, второй — ближе к пруду — был разрушен. По воспоминаниям старожилов села огромные бревна, которые в наши дни перегораживают канал в этом месте, — не остатки упавшего шлюза, а остатки современных мостов, построенных в 1979-1980 гг. после прорыва плотины.

Строительство второй гавани не было завершено, скорей всего, по финансовым причинам. Как следует из приведенной выше переписки Шайтанской заводской конторы с Главным Верх-Исетским заводским правлением, в старой гавани пришлось производить перестройку не только гаванских ворот, но «всего при старой гавани шлюза». Представление о масштабе выполненных работ дает чертеж, составленный 19 сентября 1816 года [10]. Чтобы предотвратить размыв грунта и придать конструкции шлюза способность выдерживать напор воды, в проеме со стороны гавани копром забивали стойки. На них сверху горизонтально укладывали балки (огнива), «поперечь брусья и на оных понурый пол». На стороне, обращенной к реке, на брусья укладывали сливной пол. Вся конструкция скреплялась многочисленными дополнительными стойками, «открылками», «заборами» и «свинками» (четырехугольные срубы с перегородками внутри, плотно набитые глиной).

 "Шайтанская контора доношениями требовала отпуску денег на выдачу за работы при старой и новой гавани, производимые в мае, июне, июле месяцах, 7492 руб. 47 коп."[6].  Однако эта  сумма затрат  далеко не полная. В неё не входит неизвестная нам  доля расходов на  заготовку гранитных блоков для новой гавани в каменоломне, их обработку и доставку  в Шайтанку.  Можно уверенно сказать, что эта доля затрат является  решающей и может в десятки раз превышать указанную выше сумму.

В результате весь проект  оказался весьма дорогостоящим.Завершение стройки, возможно, было отложено «до поры», а позднее и вовсе заменено альтернативным вариантом. Поэтому каменную стену в нынешнем селе Чусовое можно в дополнение к «зотовской канаве» назвать «зотовской стеной», как еще одно его незавершенное строительство.

Вернемся к «Изъяснению» плана: E — кричный прорез; F — ларь и колодцы; G — водопроводные фанталы (водоводы. — Г.Н.); H — второй сливной мост; i — магазины для складки привозимых с заводов следующих к отправке в караван товаров; K — гавань, в которой нагружаются суда до вскрытия ещё ото льда реки Чусовой; L — ворота, через которые вводятся в гавань суда для нагрузки и нагруженные выпускаются; N — лесопильная фабрика; O — слесарная и плотничная; P — кричная фабрика; Z — кузница; T — магазин к содержанию караванных пеньковых снастей и других потребностей; v — перемычка, отделяющая гавань от реки Чусовой; x — гвоздильная к отковке гвоздей вододействуемыми и ручными молотами; W — господский дом, которого в нижнем этаже заводская контора и людские покои; S — конюшенный двор; a — обрубъ на другой стороне Чусовой, где Невьянская пристань.

 Рассматриваемый план дает четкий перечень и точное расположение всех служб Шайтанского завода по состоянию на 1825 год. Производственный комплекс в составе кричной и лесопильной фабрик, а также «ветхого здания плющильной фабрики» располагался вблизи кричного (рабочего) прореза E. От него по системе ларей и водопроводных «фанталов» вода поступала на водобойные колеса и приводила в действие механизмы фабрик. К лесопилке примыкала слесарная и плотничная мастерская. Возле камня Шайтан находилась кузница, а неподалеку от неё — склад караванных пеньковых снастей.

Вблизи причалов старой гавани располагались три «магазина» (амбара), в которых хранилась продукция заводов, предназначенная для отправки в караванах. В гавани в осенний и зимний период сооружались коломенки, там же они загружались еще до вскрытия реки ото льда. Весной при подъеме воды в Чусовой гавань заполнялась водой из пруда через рабочий прорез. Подача воды регулировалась задвижками, предусмотренными в конструкции прореза [11]. Коломенки всплывали и через ворота выводились на речной простор.

 Гвоздильная мастерская для ковки гвоздей с применением вододействуемых и ручных молотов размещалась на перемычке, отделяющей гавань от Чусовой.

Между старой гаванью и каналом находился господский дом [12]. Расстояние между усадьбой и каменной стеной составляло всего 8 саженей (17 метров). Дом был двухэтажный, из круглого леса, и имел на фасаде, обращенном на юг, по десять окон на каждом этаже. Рядом с домом располагался флигель, в котором находились стряпчая для прислуги и амбары для хранения продовольственных припасов. Между домом и флигелем был внутренний огороженный двор с двумя воротами, обращенными на юг и на север. На первом этаже дома помещались заводская контора и «людские покои».

Конюшенный двор находился по другую сторону канала на площадке перед горкой.

На правом берегу Чусовой, у кромки воды, было построено сооружение из четырехугольных венцов брёвен, именуемое на плане «обруб». Впечатляет длина сооружения — 162 сажени (340 м). Здесь, как указано на плане, находилась Невьянская пристань. Здесь же на берегу строились коломенки для Невьянского каравана. Через проём в обрубе их сталкивали по стапелям на воду после вскрытия реки и причаливали к обрубу, где нагружали продукцией Невьянского завода.

Согласно установленному порядку, еще с конца XVIII века и вплоть до 1879 года, Шайтанская заводская контора строила из собственного леса, конопатила и комплектовала коломенки по заказу Невьянской заводской конторы c последующей оплатой заказчиком выставленных счетов. Для примера, за период с 1865 по 1879 год с перерывами было изготовлено 127 коломенок, причем наибольшее число коломенок (17 шт.) пришлось на 1873 год, а за последний 1879 год их число составило 10 шт. [13].

Конфигурация старой гавани не сохранилась такой, какой она изображена на плане.  После 1825 года площадь гавани была увеличена примерно на 20% за счет дополнительно отрытого бассейна между перемычкой и господским домом.
 
Благоустроенная Шайтанская гавань, одна из немногих на Чусовой, справно служила еще три десятилетия после постройки Горнозаводской железной дороги. С неё ежегодно отправлялись до 20 судов с железом только Сылвинского завода [3].


                ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ГАВАНИ

По утверждению исследователей Григорий Федотович Зотов строил «не просто хорошо, а с нарочитой роскошью. Если строить каменные здания, то такие, что дворцам не уступят» [8]. Возможно, отчасти по этой причине каменная стена в селе Чусовом так разительно отличается качеством кладки от сооружений на других чусовских пристанях. Второй причиной, наверняка, явилось наличие уже осуществленных к тому времени аналогов. Богатая фантазия путешественников из «Достояния планеты» унесла их к знаменитым мегалитическим сооружениям неизвестных цивилизаций в Мексике, Перу, Ливане и Египте. В то же время существует близкий аналог стены в родном отечестве — гранитные набережные Санкт-Петербурга.

Облицовка берегов Большой Невы гранитом началась по указу Екатерины II с Дворцовой набережной в 1763 году. Почти одновременно принялись за Французскую (1764—1768), потом за Английскую набережные [14].

Блоки гранита вырубали на островах в Финском заливе. Там же их маркировали (высекали номера), а по ним укладывали в набережные.

В царствование Александра I велись работы по облицовке берегов Васильевского острова (1804—1810). Свидетелями строительства этих набережных были и владелец Верх-Исетских заводов, постоянно проживавший в столице, и приказчики Петербургской конторы.  Накопленный полувековой опыт обработки гранита и его укладки в стены набережных Санкт-Петербурга, без сомнения, был известен на Урале, и в полной мере мог быть применен при строительстве стены в новой гавани.
 
Можно с высокой степенью вероятности предположить, что заготовка гранитных блоков для Чусовской стены производилась на территории заводской дачи Верх-Исетского горного округа. Во-первых, это диктуется экономическими соображениями. Во-вторых, блоки, уложенные в стену, разного размера. Значит, гранитные заготовки не выламывались из массива стандартными блоками, а получались в результате разборки и обработки плит расслоенных выходов гранита. Именно такие месторождения гранита были типичными на территории Верх-Исетского округа, так как заводская дача охватывала большую часть Верх-Исетского гранитного массива, изобилующего гранитными останцами [15].

Эта версия нашла подтверждение у специалистов кафедры минералогии, петрографии и геохимии Уральского горного университета. По их заключению, сделанному после изучения образцов, Чусовская стена сложена действительно из гранита Верх-Исетского гранитного массива. Этот гранитный массив является многофазным образованием и наряду с темноокрашенными (биотитовыми) гранитами имеет, особенно в периферийных зонах, жильные выходы светлоокрашенных гранитов с вкраплениями кристаллов граната. Именно из таких гранитных блоков и сложена стена в селе Чусовое.

Доставка блоков могла осуществляться водным путем или гужевым транспортом.
В последнем случае  блоки доставлялись в Шайтанку зимой конной тягой, скорей всего, по кратчайшему наезженному пути  - Шайтанскому тракту.

 Вернемся к документально подтвержденным фактам. Согласно представленному выше письму Шайтанской конторы от 5 сентября 1816 года при строительстве новой гавани в течение трех месяцев производились обсечка бутового камня, относка земли, теска и битье свай. Эти работы, как элементы технологии строительства стены, нуждаются в пояснении.
 
Блоки, доставленные на строительную площадку, без сомнения, обрабатывались в каменоломне, так как нерационально перевозить за десятки верст излишний груз. Следовательно, обсечка камня на месте строительства могла означать только подгонку и подрезку блоков по месту. После этой операции промаркированный камень был «согласован» с соседними нестандартными блоками и полностью готов для установки.

Отметим, что местными кузнецами изготавливался весь набор инструментов и приспособлений: молотки, зубила "к обсечке камня"; "бауты" (железные болты); "медведочные колёса"(небольшие крепко окованные колеса, применяемые в устройствах для перемещения больших тяжестей); "балды"(ручные "бабы" для забивки свай); костыли, ломы и др.

Такое сооружение, как массивная каменная стена высотой 3-4 метра, не могло бы простоять два века в экстремальных условиях без надежного основания. Строительные технологии XVIII—XIX веков решали задачу обеспечения устойчивости каменных сооружений путем забивки в их основание деревянных свай. Приемы старинных мастеров хорошо изучены при ремонтах петербургских набережных и опубликованы в литературе. Приведем одно из таких описаний [16].

«Основание каменной стенки представляло семь рядов свай. В первом ряду сваи забивались через 70 см одна от другой, за ними следовал в сторону берега второй сплошной ряд, и затем ещё пять рядов. На первый ряд укладывался брус, по следующим трем рядам к сваям железными болтами прикреплялся ростверк, и возводилась стена набережной, еще три ряда выполняли функцию контрфорса.

Пустоты между сваями заполнялись диким камнем и щебнем, на которые опускались камни первого ряда кладки. По первому ряду на слой мха укладывался второй ряд камней. Выше возводилась стена из плит с облицовкой гранитными блоками. Каменная стенка завершалась «кордонным камнем» — карнизом, отделяющим её от парапета».

Гавань на Чусовой — не Дворцовая набережная в столице империи. Поэтому едва ли приведенная технология применялась полностью в нашем случае, скорей всего, использовался более упрощенный её вариант. Но это не меняет трактовку записи «относка земли, теска и битье свай» и наш вывод о наличии под каменной стенкой свайного основания.
Наконец, осмысление еще одной операции в перечне работ по новой гавани — «толчение и просев кирпича» в мае, «толчение и просев камня алебастрового и кирпича» в июне — привело нас к неожиданному выводу.

Изучение источников показало, что еще со времен древнего Рима строители вводили в известковый раствор «цемянку» — толченый кирпич для увеличения прочности и атмосфероустойчивости кладочного раствора [17]. Отожженный и размолотый алебастровый природный камень (гипс) ускоряет схватывание известкового раствора. В кладочных растворах наземных частей каменных сооружений с давних времен использовался гипс в чистом виде или же в смеси с известью и кирпичной мукой. Более половины зданий Парижа сооружено на гипсовом растворе [17].

Из всего сказанного следует вполне обоснованный вывод: кладка Чусовской стены производилась с применением связующего известкового раствора с добавлением в него гипса и толченого кирпича. Гранитные блоки для этой стены не обладали идеальными поверхностями, между ними образовывались щели. Это требовало постоянного выравнивания рядов, что достигалось за счет толщины раствора.

Может возникнуть вполне закономерный вопрос: почему сейчас между камнями кладки не видно раствора? Ответ простой: то, что хорошо для Парижа, не подходит для сурового уральского климата. Кроме того, по данным старожилов в конце 70-х годов прошлого столетия плотину промыло на «вешняшнем» прорезе. Наполненный до краев вешними водами пруд обрушился через промоину в канал, подвергнув стену серьезному испытанию. В основном она устояла, хотя и была частично разрушена. За два столетия существования стены уральский климат и удары стихии разрушили сравнительно нестойкий известковый кладочный раствор между плитами, во всяком случае, в доступной для рассмотрения части.

Таким образом, проведенный нами анализ технических аспектов строительства стены показал, что в этом сооружении нет ничего необычного. Каменная стенка в новой гавани построена на основе строительных технологий, хорошо известных в начале XIX века.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги нашего исследования.

Собранный материал, извлеченный преимущественно из фондов Государственного архива Свердловской области, окончательно развенчал миф о строительстве знаменитой каменной стены в селе Чусовое некой древней цивилизацией.

На документальной основе установлено, что обсечка камня, битье свай и кладка стены производились в мае — июле 1816 года заводскими и вольнонаемными работниками в процессе устройства новой гавани при Шайтанском заводе. Одновременно осуществлялась перестройка обветшавшего шлюза в старой гавани. Строительство новой гавани и каменной стены не были завершены, предположительно, из-за дороговизны всего проекта. В дальнейшем второй прорез в плотине и канал использовали лишь как вешняк для сброса из пруда паводковой воды, а каменная стена играла роль подпорной стенки, предохраняющей берег канала от размыва.

 Примечательно, что в 1816 году управляющим Верх-Исетским горным округом, в который входил Шайтанский завод, был Григорий Федотович Зотов — выдающийся деятель уральской истории. Такое дорогостоящее сооружение, как каменная стена, могло быть построено только по решению управляющего Верх-Исетскими заводами. Поэтому, следуя исторической традиции, с полным основанием эту стену можно и должно назвать "зотовской стеной".


                ИСТОЧНИКИ

1. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в XVIII – XIX вв. Изд. АН СССР, 1949, с.134-135.
2. Металлургические заводы Урала XVII – XX вв. Энциклопедия. УрО РАН, Академкнига, Екатеринбург, 2001, с. 513 -514.
3. Верх-Исетский горный округ. Типография газеты «Урал», Екатеринбург, 1902.
4. Административно-территориальное деление Свердловской области (справочник) на 1 апреля 1939 г., «Уральский рабочий», Свердловск, 1939, с.114.
5. ГАСО. НСА / Справочник по административно-территориальному делению / Шалинский район.
6. ГАСО. Ф. 72. Оп. 1. Д. 985.
7. Гагарин А.А. Верх-Исетский завод: от основания до начала первой мировой войны. Электронный научный архив УрФУ: http://hdl.handle.net/10995/30321

8. Беркович А.В. Крепостной приказчик. Сайт музея истории Екатеринбурга.
9. ГАСО. Ф.72. Оп.1. Д.5865.
10. ГАСО. Ф.72. Оп.1. Д.5854.
11. ГАСО. Ф.72. Оп.1. Д.5853.
12. ГАСО. Ф.72. Оп. 1. Д. 5871.
13. ГАСО. Ф. 72. Оп. 1. Д.3847.
14. Лурье Ф.М. Первые набережные Невы. Историко-культурно-познавательный журнал. Сайт: http://www.ilovepetersburg.ru/content/pervye-naberezhnye-nevy
15. Щетинин О. Каменные останцы Верх-Исетского гранитного массива. «Уральская библиотека». Сайт: http://urbibl.ru/Knigi/kamen_ostanci_3.htm
16. Смоленков В.Ю. Использование микросвай при ремонте набережных. Инженерно-строительный журнал, №8, 2009.
17. Значко-Иворский И.Л. Очерки истории вяжущих веществ от древнейших времен до середины XIX века. Изд. АН СССР, М.-Л., 1963.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.