Дорога длиной в жизнь. Часть 18-я

Юмористическая проза
/ о былом /

ДОРОГА ДЛИНОЙ В ЖИЗНЬ
или
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…

Часть 18-я

Трудовое воспитание
/ связь теории с практикой /

При советской власти в Университете студенты не только учились. Летом, у них была так называемая “практика”. Деканат посылал нас в основном на сельхозработы. Но мне каждый раз удавалось, изловчившись попасть, как сейчас говорят, на альтернативную службу. Это была стройка на университетской территории. Ничего особенного она из себя не представляла. В то время Университет строил себе новый корпус радиофака. Так что, можно сказать, мне повезло вдвойне. Я не только избежал неприятного пребывания на сельхозработах. Но еще и поучаствовал в строительстве здания, в котором потом проучился несколько лет, до получения диплома.
В то время я еще не понял достоинства краткосрочной жизни в деревне. Видел только ее недостатки.

Однажды в качестве “практики” деканат направил нашу студенческую группу поработать месяц на горьковском автозаводе. Том самом, который выпускает легковушки с надписью “ГАЗ”.
На заводе нас определили в формовочный цех. Для тех, кто не знает, расскажу, что это такое. В цеху специальную смесь засыпают в формы. Потом начинают ее уплотнять. Трясут и плющат на специальных станках. В результате получается готовая форма для той или иной детали автомобиля, в которую можно заливать расплавленный металл.

В цеху постоянно висела какая-то пелена. Смесь из воздуха и мелкой пыли. Без респиратора и защитных очков долго не продержишься.

Попав на горьковский автозавод, я побывал на экскурсии в его кузнечном и литейном цехах. В них условия для работы еще хуже, чем в “родном” формовочном. Так что, можно сказать, нашей студенческой группе еще повезло.
В кузнечном и литейном цехах постоянные шум и пыль. Из топок плавильных печей летят искры. Над твоей головой в разные стороны движутся ковши. Они наполнены расплавленным металлом.

Пол в тех цехах сделан из стальных решеток с прорезями. Сквозь них я видел огонь. Как будто под мной кто-то развел большие костры.
Все это похоже на преисподнюю. Неудивительно, что на автозаводе постоянно не хватало рабочих. Далеко не каждый человек захочет трудиться в столь тяжелых, вредных, опасных для здоровья и даже жизни условиях.

Поэтому по указанию местных органов компартии в помощь автозаводу и посылали студентов под видом “практики”. Но, думаю, каждому читателю понятно, что к учебе на радиофаке Университета она никакого отношения не имела. Как и пребывание на сельхозработах. Все-таки я учился не в аграрном институте и не транспортном.

Побывав на горьковском автозаводе, как тогда говорили, флагмане промышленности СССР, я получил о ней наглядное представление. По своему уровню она была похожа на ту, которая существовала еще в 19-м веке. Труд на таких предприятиях вполне достоверно отобразил писатель Горький в своем романе “Мать”. Раньше его изучали в школе на уроках литературы.

Если посмотреть кинофильмы времен советской власти, то обстановка на таких заводах выглядит по-другому. Чистота, порядок. Волевые лица рабочих, проницательные взгляды мастеров, веские слова инженеров. Во главе находится начальник цеха. Естественно, он круглосуточно печется о благе подчиненных и выполнении производственного плана. В общем, как раньше писали в газетах, кругом небывалый трудовой подъем, энтузиазм и самоотверженность.


Рецензии