Дорога длиной в жизнь. Часть 21-я

Юмористическая проза
/ о былом /

ДОРОГА ДЛИНОЙ В ЖИЗНЬ
или
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…

Часть 21-я

Этапы большого пути
/ поиск себя /

Далее я работал во многих местах. На заводах, институтах, вычислительных центрах. В целях экономии бумаги не стану называть их и подробно рассказывать о тех годах. Все-таки я задумал свою книгу как однотомное произведение.

Однажды меня даже “занесло” на городской Телеграф. В то время на нем создавали прогрессивное техническое новшество - Центр коммутации сообщений, сокращенно ЦКС. Он занимался автоматическими обработкой и рассылкой телеграмм по адресам получателей. Для этого использовали две большие, электронные вычислительные машины отечественного производства. По тем временам они были современные и назывались ЕС-1033. С ними взаимодействовала и другая сложная аппаратура. Она обеспечивала их согласование с телеграфными каналами.

Обе ЕС-1033 работали на ЦКС одновременно и параллельно. Но выход на телеграфные каналы имела только одна, ведущая. Если по какой-либо причине она останавливалась, то к ним автоматически подключалась ведомая, как бы занимая ее место. Таким способом на ЦКС осуществлялась подстраховка, на случай профилактики или появления неисправности.

Работа не Телеграфе была сложная и ответственная. Все-таки ЦКС сортировал и рассылал адресатам не только обычные телеграммы, но и правительственные. Его обслуживающий персонал это ко многому обязывало.
ЦКС работал круглые сутки. Каждая смена составляла 12 часов. Особенно неприятной была ночная, потому что к утру сильно хотелось спать.

Однажды мне “повезло” заступить в смену на Новый год. Но мы не растерялись. Женская часть персонала организовала прямо в машинном зале праздничный стол. Даже нашелся маленький телевизор. Посмотрели по нему “Голубой огонек”. В общем, мы встретили Новый год не хуже, чем в домашней обстановке.

Окна машинного зала выходили на одну из центральных площадей города. Сквозь стекла нам была видна большая елка с игрушками и светящими, мигающими лампочками. Вокруг нее вовсю веселился народ.

Учиться в Университете было сложно, зато интересно. Потому что каждый день я узнавал что-то новое.
Другое дело –работа. Когда устраиваешься на новое место, сначала тебе интересно. Новые люди и дела. Но через какое-то время ты осваиваешься и привыкаешь. Становится скучно. У тебя появляется желание уволиться и заняться еще чем-нибудь.

Поэтому долго я нигде не задерживался, даже если не конфликтовал с начальством. Как правило, работал на одном месте не более 3-х лет. Можно сказать, когда я находился в расцвете своих трудовых сил, то не любил оседлую жизнь. Иначе говоря, у меня была склонность к бродяжничеству.

В советские времена людей, которые часто меняли работу, называли “летунами”. Но я был выше этих досужих мнений. Мне не нравилось по много лет сидеть на одном месте. Я всегда сочувствовал таким сотрудникам. Их немало в каждой организации. Они как бы приросли к своим стульям. Можно подумать, что в нашем огромном, разнообразном, интересном мире больше нечем заняться.

Была еще одна причина, по которой я часто менял места работы. Она связана с карьерным ростом.
Администрация предприятия не заинтересована в прибавлении зарплаты своим сотрудникам и тем более повышении их в должности. Действительно, нет смысла этим заниматься, если они и так работают. Зачем начальнику тратить свои время и силы, писать какие-то бумаги, что-то “пробивая” для того или иного подчиненного. Значительно приятнее с утра до вечера восседать в своем удобном кресле, предаваясь размышлениям на разные отвлеченные темы. О рыбалке, охоте и прочих маленьких радостях жизни.

Можно было по много лет ждать увеличения своей зарплаты и тем более повышения в должности. Как бы хорошо сотрудник ни работал, это ему не гарантировало, что в обозримом будущем начальство оценит его по заслугам. Даже если, образно выражаясь, он будет светиться и лопаться от трудового перенапряжения.

Неприятно, когда ты работаешь все лучше, но это никак не отражается на твоей должности и даже зарплате. Годы идут, а человек остается все в том же качестве “новичка”. Он чувствует себя униженным и оскорбленным.

Другое дело – поиск сотрудников на стороне. Человек не согласится поступить на работу, если его не заинтересовать материально. Для этого ему надо предложить лучшие условия, выше зарплату или даже должность, чем он имеет на старом месте.

Таким простым, но эффективным способом я “дорос” до ведущего инженера и начальника ЭВМ. Те же сотрудники, кто был, как говорится, тяжел на подъем, могли до пенсии проработать на одном месте, на тех же условиях, на которых их когда-то приняли. В общем, каждый сам выбирает себе судьбу.

За свою трудовую жизнь чем я только ни занимался. Разрабатывал разную аппаратуру. Контролировал ее производство. Ремонтировал вычислительные машины и другую технику.
Мне пришлось трудиться в авиационной промышленности, станкостроении, железнодорожном транспорте и других отраслях народного хозяйства СССР.

Я “сидел” в лабораториях и конструкторских бюро. Был разработчиком, производственником и ремонтником. Корректировал техническую документацию и создавал новую. Ездил в разные командировки для испытаний “родной” аппаратуры на тех или иных объектах.

По сути я стал универсальным специалистом, широкого профиля. При столь разносторонних знаниях и практическом опыте можно было с ходу успешно заняться чем угодно, работой любой специфики. Времени на подготовку к ней требовалось немного.

В моей жизни был период, когда я активно занимался рационализацией. Подал и внедрил 23 предложения в вычислительной технике и разных отраслях промышленности. До сельского хозяйства я добраться не успел. Видимо, человеческая жизнь слишком коротка.
За некоторые внедренные рацпредложения “любимое” начальство не хотело мне платить.

Пришлось использовать свои знания и навыки в правозащитной деятельности. К тому времени они уже значительно возросли и стали приносить ощутимые положительные результаты.
Поскольку администрация завода, где внедрены некоторые рацпредложения, пыталась сэкономить за мой счет, я был вынужден обратиться в районную прокуратуру. После ее вмешательства причитающаяся сумма выплачена.

На первый взгляд, технические вопросы не имеют никакого отношения к финансовым и юридическим. Но мой пример показывает, сколь полезно бывает их совместное решение. Если бы у меня не было соответствующих познаний в законодательстве, то мне не удалось бы довести свои внедренные рацпредложения до их логического конца, т.е. получения денежного вознаграждения. Тот самый случай, когда разносторонность интересов человека, его универсализм помогают ему добиться желаемого успеха в жизни.

Я занимался не только рационализацией, но и выставлял свои “конструкции” на конкурсы технического творчества. Даже получал за них премии, правда, небольшие. Как говорится, пустячок, но все равно приятно.

В 70-е и 80-е годы в Горьком жил широко известный академик Сахаров. Для него это была своеобразная “ссылка”.
Я к тому, что в те времена Горький был не только одним из промышленных и научных центров СССР. Власти страны еще использовали его и в качестве “Сибири” для некоторых инакомыслящих. Это было удобно. С одной стороны, Москва почти рядом. До нее всего-то 450 км.
Но, с другой стороны, в те времена ни один иностранец не мог приехать в Горький без специального разрешения властей. Он был “закрытым” городом.


Рецензии