380 Немецкая история Пиллау 27 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 380. Балтийское море. БВМБ Балтийск. Часть 5. Немецкая история Пиллау. 27.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет (слева-направо сверху-вниз):

Ратуша города Пиллау. 1933-1940.

Гавань и маяк довоенного Пиллау. 1940-1941.

Эвакуация гитлеровских войск из Пиллау. 23-24 апреля 1945.

Капитуляция гарнизона и эвакуация жителей Пиллау. 9 мая 1945.

Окраины города Пиллау после штурма. 27 апреля 1945.

Пиллау и маяк после штурма и капитуляции Пиллау. Май. 1945.   

Источник дат и данных по истории Пиллау: Сайт: «Балтийск-Пиллау» и его источники. Copyright © 2006-2012 Ю&Н Каллиниковы.


В предыдущем:

Так закончилась «французская» или общеевропейская история Пиллау XIX века. Впереди была национальная германская история Пиллау – военно-морской базы ВМС Германии.

В 1900 году в «Старом Пиллау» появились «первые мастерские по обработке янтаря».

В 1901 году «началось систематическое и планомерное присоединение к городу Пиллау близлежащих селений и территорий». Изначально «площадь города Пиллау составляла всего 23,8 га». Весь Пиллау XIX века умещался на территории между Морским и Крепостным каналами.

18 ноября 1901 года открыт «Кёнигсбергский канал», соединивший город Кёнигсберг через Пиллау с Балтикой».

В «Кёнигсбергском канале» длиной 33 км зимой и летом могли проходить суда и корабли с осадкой до 6 метров. Открытие «Кёнигсбергского канала» понизило роль Пиллау как таможенного поста, так как «доход от таможенных сборов с кораблей, заходящих в его гавань, значительно сократился».

Практически все судоремонтные верфи и корабельные ремонтные мастерские прекратили свою работу, «прекратилось строительство в Пиллау индустриальных объектов и газового хозяйства, началась безработица, город Пиллау пришёл в упадок». Вот почему горожане и власти Пиллау «решили превратить город в морской курорт».

В 1903 году в Пиллау «построена первая телефонная станция и установлена междугородняя связь».

1 апреля 1903 года «Старый Пиллау, Вограм, Новый Пиллау и крепость объединены в единый город Пиллау». «Официально город делился на две части и имел два почтовых отделения: Пиллау-1 и Пиллау-2. Число жителей достигло 10 000 человек».

В 1903 году в Пиллау «построено здание городского суда» (Музей Балтийского флота).

В 1904 году в Пиллау «построен «Ансамбль зданий казарм пехотных частей», где размещались разбросанные раньше по всему городу казармы германских военных частей». «После окончания Первой Мировой войны, на территории пехотных казарм Пиллау были размещены склады артиллерии, продовольствия и амуниции».

В 20-30-е годы XX века «в казармах пехотных частей находились различные подразделения германской армии, а в годы Второй Мировой войны здесь готовили элиту военно-морского флота Германии: специалистов-подводников».

В середине 50-х годов XX века «в казармах находились учреждения Балтийского флота ВМФ СССР и его Главной базы Балтийск».
 
В 1904 году в Пиллау «введён в эксплуатацию газовый завод мощностью 60-70 тыс. куб.м газа в год, но постепенно его мощность увеличивалась, и к 1939 году достигла 1 млн. 750 тыс. куб.м газа в год».

В 1904 году в Пиллау «построена паровая мельница в районе нынешней улицы Головко (Балтийск)».

В 1904 году «городская почта Пиллау расположилась в новом здании на Курфюрстенбольверк, дом №8 (ныне – Морской бульвар в районе маяка, Балтийск).

В 1905 году в Пиллау «построена «Водонапорная башня» по аналогии с подобными сооружениями на территории Германии и Австрии».

В 1905 году в Пиллау «создан туристический центр «Дорожный Союз Пиллау», который издал «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллаусский еженедельник».

В 1905 году в Пиллау «Юлиус Трог основал типографию, где печаталась «Пиллаусская общественная газета».

14-18 июля 1905 года в Пиллау «прошла первая парусная регата в рамках «Пиллаусской недели».

В 1905 году в Пиллау был «один подземный толчок и семь наводнений за год (1905)».

В 1906 году в Пиллау «построено здание, где располагались учебные заведения (Матросский клуб, Балтийск).

В 1907 году в Пиллау «построен кирпичный завод производительностью 1 млн. кирпичей в год, который находился между горой Прохладной и Внутренней гаванью».

В 1908 году в Пиллау Юлиусом фон Трёге начала издаваться «Пиллауская общественная газета».

В 1910 году «освящён единственный храм в Пиллау, который имел башню. «Домик пастора» - единственное здание, которое осталось от комплекса строений прихода католиков «Мария - Звезда моря».

В 1910 году в Пиллау «построено административное здание» (лицей №1, Балтийск).

Осенью 1910 года «капитан Вишке Раймер приобрёл моторный бот и организовал первое постоянное сообщение между Пиллау и Нойтифом (до 10 рейсов ежедневно)». Нойтиф – место, поселение на оконечности Балтийской косы (напротив Пиллау), в котором в 1934 году будет построен немецкий аэродром.

В 1910 году «между Морским каналом и равелином Шторхнест близ крепостных ворот Фаульвинкель (район вертолётной площадки на Северном молу, Балтийск) построена новая деревянная лоцманская башня, которая простояла до 1937 года».

В 1911 году «создан «Дорожный Союз Пиллау» (туристический центр), который начал издавать «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллауский еженедельник», широко известную в Европе».

В 1911 году в Пиллау «возникают разнообразные спортивные общества, проводятся парусные регаты, массовые спортивные игры, Праздник пляжа, Праздник гавани, который превратился в грандиозный «Праздник Моря». Все это привлекало многочисленных туристов из Германии и других стран. С 1911 года Пиллау становится общепризнанным морским курортом».

В 1913 году «усилиями бургомистра Пиллау и историка К. Хаберлянда в нескольких комнатах магистрата открыт городской краеведческий музей Пиллау».

В 1913 году «в Пиллау на улице Лотценштрассе, дом 2 появился первый кинотеатр на 120 мест, где впервые был показан немой фильм. Этот первый кинотеатр называли по-разному: «Метрополь», «Адмиральское кино» и «Блошиное кино».

В 1914 году «для детей, больных туберкулёзом, в лесу у Лохштедта с 1906 года строился детский морской курорт, который должен был открыться в августе 1914 года, но началась Первая Мировая война, и там стали лечить раненых. После войны курорт был восстановлен, и в нем принимали детей от 4 до 14 лет (санаторий был рассчитан на 80 мест)».

«После Второй Мировой войны на месте детского курорта образовался Госпитальный посёлок, который в 1951 году переименовали в Павлово и разместили здесь военно-морской госпиталь Балтийского флота».

В 1914 году «сильный ветер с моря нагнал воду в крепость Пиллау и частично разрушил стены».

В 1914 году «напротив вокзала Пиллау построена казарма для артиллеристов». «С 1946 по 1968 год в этих бывших казармах размещалась редакция газеты «Страж Балтики», затем общежитие морской инженерной службы».

1 августа 1914 года В Германии объявлена «всеобщая мобилизация». В Пиллау «усилилась охрана морского побережья». В августе 1914 года «в городе (Пиллау) господствовало лихорадочное возбуждение: создавалось народное ополчение, которое влилось в военный гарнизон города, а в Камстигалле срочно оборудовали лазарет на 800 коек».

Начало ноября 1914 года - «Нападения русского Балтийского флота на Пиллау, как ожидалось, но русскому миноносцу «Новик» удалось поставить западнее Пиллау 50 мин, которые уничтожили многие немецкие корабли. Военный гарнизон крепости резко уменьшился в связи с отправкой большей его части на фронт. В Пиллау остались, в основном, женщины и дети».

С начала войны в 1914 году «в результате этой войны Восточная Пруссия оказалась отрезанной от Германии, вследствие чего значение Пиллау значительно возросло, так как он становится единственным портом Германии восточнее Вислы».

Осенью 1914 года «Пиллау оказана большая честь – строящийся в Данциге малый крейсер германского флота назван «Пиллау».

«Судьба крейсера «Пиллау» необычна: он строился по заказу русского правительства под именем «Муравьев-Амурский», однако с началом Первой Мировой войны оказался в составе германского флота. В бою у пролива Скагеррак корабль потерял часть команды и получил тяжёлые повреждения. Моряки крейсера «Пиллау» активно участвовали в восстании немецких моряков в ноябре 1918 года. После войны крейсер «Пиллау» передали англичанам, а потом итальянцам. В сентябре 1943 года его потопила американская авиация».

15 марта 1916 года «в Пиллау введены продовольственные карточки, так как нужда достигла высшего предела в суровую зиму 1916 года».

В 1916 году в Пиллау «построен городской архив, в котором хранились документы Вограма, Старого Пиллау и крепости Пиллау».

В 1916 году «в цехгаузе крепости открыт городской музей Пиллау».

В 1917 году в Пиллау «вспыхнули продовольственные беспорядки из-за серьёзного ухудшения снабжения населения». «Женщины громили булочные и пекарни, требуя муки и хлеба для голодных детей. Активных участниц арестовали и подвергли заключению. Для голодающих в Пилаау открылись «народные кухни».

10 ноября 1918 года в Пиллау совершилась революция. «Был создан Совет рабочих и солдат. Его возглавил офицер-ополченец писатель из Берлина Константин Якоб Давид (родился в Константинополе в 1886 году). Это восстание было подавлено 9 марта 1919 года батальоном под командованием майора Ульриха фон Заукена».

В 1920 году в Пиллау «решено создать Морскую службу Восточной Пруссии». «Основой морской службы «Восточная Пруссия» были три крупных корабля — «Ганзейский город Данциг», «Пруссия» и «Танненберг». В летний сезон ходил ещё турбоход «Кайзер».

В 1920 году «между Нойтифом и Пиллау установлена постоянная почтовая связь». «Такое же сообщение существовало и между Пиллау-1 и Русской Дамбой, паромная переправа также была организована между Русской Дамбой и Нойтифом».

1 апреля 1921 года «Пиллау объявлен базой германского флота - свободный доступ в город Пиллау был закрыт, крепость Пиллау также перешла в подчинение ВМС Германии».

«В 20-е годы XX века в Пиллау дислоцировалось 5-е отделение береговой защиты, которое 1 октября 1926 года было переименовано в V отделение морской артиллерийской защиты (охраны) ( V МАА). 1 октября 1933 года в Пиллау, на постоянное место дислокации, была переведена 1-я флотилия тральщиков ВМС Германии, а в 1940 году — 1-й учебный дивизион подводных лодок, который в 1943 году разделили на 3-й учебный отряд и 19, 20, 21 и 26-ю флотилии подводных лодок ВМС Германии. Накануне Второй Мировой войны в Пиллау были установлены мощные морские артиллерийские батареи».

В 1922 году «в Пиллау на улице Шоссештрассе, дом 16 открылась фабрика по производству минеральной воды». «С 1946 года на месте фабрики открыт цех по изготовлению карамели и мороженого (с 1954 года — межшкольные мастерские, Балтийск).

1 апреля 1922 года в Пиллау «открылась профессиональная школа, в которой вначале было 3 ремесленных класса и 1 торговый (всего 101 ученик)».

«Пиллау стал первым городом провинции Пруссии (Германия), который сумел поставить профобразование на солидную основу. В 1936 году в школе было три ремесленных класса (99 учеников), два класса для малограмотных (83 мальчика) и пять классов по ведению домашнего хозяйства (139 девочек). В 1936 году ремесленная школа разместила многие классы в старом школьном здании на Оберст-фон-Геррманн-Штрассе, дом 2 (бывшая Высшая школа для девочек)».

Февраль 1923 года – «Пиллау стал получать электроэнергию от единой Восточно-Прусской электросистемы».

«В то время как Кёнигсберг с 1890 года уже имел электроэнергию, в Пиллау не было возможности обеспечить себя электричеством. Только перед Первой Мировой войной город был подключён к электросети, но после войны это стало невозможным. В 1923 году Пиллау был окончательно подключён к электросети Восточной Пруссии. В городе быстро увеличивалась потребность в электроэнергии».

В 1925 году в Пиллау «открыт кинотеатр в отеле «Немецкий дом», в котором часто устраивались художественные выставки».

В 1925 году в Пиллау «на углу Гинденбургштрассе/Хольцвизе построено здание для водной полиции». «В управлении водной полиции было 2 офицера и 20 полицейских чиновников. С 1946 года здесь разместился отдел внутренних дел (ОВД) Балтийска».

3 июня 1926 года в Пиллау «открыты народная и средняя школы для всего города в здании Анатомического театра».

В 1926 году в Пиллау «для морского курорта «Нойхойзер» стали издавать так называемый «Курортный листок».

В апреле 1927 года «все рыбаки Пиллау объединились для совместной работы по ловле и переработке рыбы в единое общество «Рыболовецкое общество Пиллау». «Началась интенсивная добыча и переработка трески, сёмги, камбалы, судака, корюшки и шпрот. Причём, добыча шпрот возросла настолько, что Пиллау становится главным местом добычи её в зимнее время».

В сентябре 1927 года в Пиллау «началась эксплуатация хозяйства канализации и водопровода для города.

12 ноября 1927 года В Пиллау «в торжественной обстановке городская канализация передана администрации города в управление». «Основная водонапорная башня города имела высоту 32 метра и ёмкость резервуара 300 куб.м (находится у дома №63 по пр. Ленина, Балтийск).

«Вода в Пиллау из четырёх артезианских колодцев глубиной до 76 м поступала в отстойник, и оттуда под давлением в городскую сеть. На улице Фридрих-Вильгельм-Штрассе, непосредственно у канала, была построена автоматическая фильтрующая воду станция».

В 1927 году в Пиллау «заасфальтированы все дороги города, все деревянные мосты были заменены на железобетонные, посажено много деревьев».

Зима с 1928 на 1929 год в Пиллау была необычайно суровая. 14 февраля 1929 ода «температура воздуха достигла отметки минус 43 градуса по Цельсию».

С февраля по апрель 1929 года «пролив в Пиллау был блокирован на протяжении 50 миль в длину и 20 миль в ширину ледяным панцирем толщиной от 3 до 5 метров, в лёд вмёрзло 14 кораблей в гавани и 16 на рейде Пиллау».

8 апреля 1929 года «в Пиллау из Ленинграда (СССР), по просьбе Германии, пришёл русский ледокол «Ермак» и освободил город от ледяного плена».

С 19 по 21 августа 1929 года «в Пиллау с официальным визитом находились советские эсминцы «Рыков» и «Ленин».

«Это был первый официальный визит советских кораблей ВМФ СССР за рубеж. Командовал отрядом боевых кораблей командир РККФ П.И. Смирнов».

«Советские корабли ошвартовались во внутренней гавани Пиллау. Многочисленные жители приветствовали заход советских кораблей. Официальные лица Пиллау посетили эсминец «Ленин» с ответным визитом».

«На городском стадионе Пиллау состоялись спортивные состязания с советскими моряками: встреча по футболу, эстафета и традиционное перетягивание каната. В гавани прошли шлюпочные гонки, победила команда с эсминца «Рыков».

«Вечером состоялся приём у бургомистра Пиллау. На следующий день командный состав советских кораблей отправился на экскурсию на янтарный завод, а затем — на банкет к коменданту крепости Пиллау».

В 1929 году в Пиллау «вступил в строй судоремонтный завод около дока (судостроительная фирма Шихау-Эльбинг)». «Вместе с военными кораблями на его верфях строились и ремонтировались суда пиллаусских рыбаков».

В 1932 году в Пиллау «открыта Высшая реальная гимназия для совместного обучения мальчиков и девочек и мореходная школа».

В 1932 году Пиллау «посетил крейсер «Кёльн» германских ВМС, взявший шефство над Пиллау». В этом году «на спасательную станцию городского пляжа был передан новый бот «Кляйнненштенберг».

В 1933 году в Пиллау «началось первое радиовещание, передачи велись из Кёнигсберга».

В 1934 году в Пиллау построен морской вокзал. «Пароходы «Морской службы Восточной Пруссии» осуществляли связь Пиллау с Килем, Хельсинки, Мемелем, Лиепаей, Ригой, Свинемюнде, Сойотом и другими городами-портами Прибалтики».

В 1934 году в Пиллау построен «Дом стрелка» - отель и казино (Дом офицеров флота, Балтийск).

В мае 1934 года в Пиллау был сильный снегопад.

В сентябре 1934 года в Пиллау «начались работы по строительству аэродрома между горой Швальбенберг и Русской Дамбой». «Но сначала необходимо было решить сложную задачу по осушению болотистого места, которое осталось здесь от ушедших вод Фриш-Хаффа. Болото засыпали тем грунтом, который остался при проведении углубления фарватера, а также, частично, грунтом с горы Швальбенберг».

В 1935 году в пиллау «закончено строительство артиллерийских казарм «Химмельрайх» с различными вспомогательными постройками (хозяйственными, административными, и площадками для воинских упражнений)». «С 1945 по 1948 год здесь находилось около 2000 немецких военнопленных, затем размещалась часть ПВО, а с 1991 года городок артиллерийских казарм передан морской части федеральной пограничной службы РФ.

В 1935 году в Пиллау «сгорел самый большой ресторан, расположенный на «Плантации».

В 1936 году в Пиллау «открыто автобусное сообщение». В декабре 1936 года «открывается автобусное сообщение между Пиллау и Нойхойзером».

В декабре 1935 - январе 1936 году в Пиллау «сооружение аэродрома между горой Швальбенберг и Русской Дамбой, гидротехнические постройки, посадочные полосы, гаражи, производственные мастерские, бензоколонка, а также подключение всех сооружений к железнодорожной сети — всё было готово». «Однако, недостаточно осушённая земляная площадь была подвержена колебаниям, поэтому в 1936-1937 годах все строения были снесены, и на этом месте построили Военно-морскую гавань для стоянки кораблей военного флота Германии. Реализация проекта по созданию аэродрома была перенесена в район Нойтифа».

2 марта 1936 года в Пиллау «сгорела находящаяся в дальней гавани рыбоконсервная фабрика фирмы Гош-Гамбург, 300 человек осталось без работы».

В мае 1936 года в Пиллау «для «Единого немецкого юношеского туристического союза», на Фридрих-Вильгельм-Штрассе построено новое здание и названо именем адмирала фон Трота». «В 1947 году в этом здании разместились ГК КПСС и горисполком, а с 1977 года — школа искусств (Балтийск)».

16 мая 1936 года в Пиллау заложили новое здание Морского вокзала.

В 1936 году «селение Камстигалль было включено в город Пиллау, под управление пиллаусского бургомистра».

18 октября 1936 года «обер-президент (нем. Oberpr;sident) - верховный начальник окружного управления (высшее должностное лицо в государственном управлении прусских провинций 1815-1946), присвоил городу Пиллау титул «Морской город», и ему была выдана новая городская печать «Морской город Пиллау. 1936 год», на печати также было написано «Магистрат королевского морского города Пиллау».

В 1936 году в Пиллау «в северной части «Русского острова» открылась верфь Курта Закута, занимавшаяся строительством маленьких рыбацких катеров».

Ранней весной 1938 года В Пиллау «начались строительные работы по созданию Военно-морской гавани для стоянки кораблей военного флота Германии». «Предполагалось построить: порт, стартовые дорожки, слипы, железобетонные ангары, оружейную мастерскую, складские помещения, гидротехнические сооружения, котельную, бензоколонки, торпедные мастерские, 8 казарм, производственные здания, казино, жилые дома» (В конце 1939 года почти вся программа строительства военной гавани – базы германского флота – была реализована).

В 1938 году в Пиллау «на берегу моря город проложил променад на одном уровне с пляжным рестораном, длина променада - 500 метров». «Ресторан был открыт в мае 1927 года и вмещал 300 человек. Там в любой сезон подавали горячие и холодные блюда».

В декабре 1938 года в Пиллау «гамбургским отделением фирмы Гош на Русской Набережной была открыта рыбоконсервная фабрика, а у горы Швальбенберг был построен кирпичный завод».

В 1939 году в Пиллау «в Камстигалле начато строительство военного городка».

В августе 1939 года в Пиллау «прибыли войска, принимавшие участие в войне против Польши».

«У причальных стенок гавани Пиллау расположились минотральные подразделения, учебная дивизия подводников, а, затем, и несколько флотилий подводных лодок».

«На пяти аэродромах в окрестностях Пиллау базировались самолёты германской морской авиации, совершавшие разведывательные полёты вдоль советских границ. У горы Швальбенберг немцы построили современную гавань для стоянки кораблей, включая тяжёлые крейсеры».

«Причальные стенки военной гавани Пиллау имели устройства (коммуникации) для подачи воды, пара, топлива, электроэнергии, воздуха высокого давления и постоянного тока. Здесь же находились многочисленные склады и укрытия, железобетонные укрытия и сеть трубопроводов».

«В гарнизоне военной гавани Пиллау работали судоремонтный завод, подземный минно-торпедный завод, два коксогазовых завода, цементный завод, консервный, колбасный заводы, железнодорожное депо и парниковое хозяйство».

В 1940 году в Пиллау «на «Плантации» (Парк имени адмирала Головко, Балтийск) построен стадион, который стал местом проведения спортивных общегородских соревнований и футбольных турниров».

В 1941 году в Пиллау «на Хакене (городской район между Крепостным каналом и Морским бульваром, Балтийск) построен двухэтажный отель «Золотой якорь» по проекту немецкого инженера Скорта Фрика», в котором было тридцать шесть одноместных и двухместных номеров».

«Во время Второй Мировой войны здесь находился пункт эвакуации гражданского населения и раненых солдат Вермахта из Восточной Пруссии. В послевоенные годы здесь размещались военные строители Балтийского флота. В настоящее время гостиница входит в состав гостиничного комплекса «Славянка» МО РФ».

В 1941 году «после начала войны фашисткой гитлеровской Германии с Советским Союзом город Пиллау был замаскирован». «Погасли огни маяка. На городском кладбище (вблизи Дома культуры, Балтийск) появилось захоронение нескольких десятков немецких лётчиков — жителей Пиллау, погибших у стен далёкого Ленинграда».

В 1943 году «курорт «Нойхойзер» (посёлок Мечниково, Балтийск) включён в состав города Пиллау».

Зимой 1945 года «в подземном заводе Штиле, где работали военнопленные, взорвалось несколько тысяч морских мин».

«Из полутора тысяч заключённых, оказавшихся в эпицентре взрыва, в живых осталось не более четырёх сотен. На месте взрыва образовался огромный кратер — 350 метров длиной, 150 метров шириной и глубиной в 75 метров. Советские военнопленные, вступившие в неравную схватку с охраной лагеря, была расстреляны».

24 февраля 1945 года в Пиллау «сформирована «Пиллаусская военно-морская база» ВМС фашисткой гитлеровской Германии.

В марте 1945 года «юго-западнее Кёнигсберга советскими войсками разгромлена 4-я немецкая армия, остатки которой переправились в окрестности Пиллау, куда устремился и новый поток беженцев, с конца марта 1945 года началась их эвакуация».

4 апреля 1945 года «из Кёнигсберга в Пиллау отправился последний железнодорожный состав с гитлеровскими войсками и беженцами».

9 апреля 1945 года комендант кёнигсбергской крепости генерал Ляш в 2 часа ночи и его штаб (два генерала и более 10 старших командиров) прибыли в штаб 11-й гвардейской дивизии Красной Армии и безоговорочно принял ультиматум.

В 22 часа 45 минут 9 апреля 1945 года командант кёнигсбергской крепости генерал Ляш «отдал приказ о немедленном прекращении сопротивления и сдаче гарнизона Кёнигсберга в плен. «К утру 10 апреля 1945 года в целом город Кёнигсберг был очищен от гитлеровцев».

17 апреля 1945 года «в ходе ночного штурма, советскими войсками был взят город Фишхаузен». В ночь на 18 апреля 1945 года «части и соединения советской 11-й гвардейской армии заняли боевые позиции для штурма Пиллау».

В 11 часов дня 20 апреля 1945 года «началось общее наступление советских войск на Пиллау»

«Военно-морскую базу и город Пиллау обороняло 40 000 солдат и офицеров шести пехотных и танковых дивизий, двух отдельных танковых батальонов, танковой дивизии «Великая Германия», гаубично-артиллерийской бригады, бригады штурмовых орудий, зенитной дивизии, отдельных зенитных полков и множества других частей, отдельных соединений и боевых групп Вермахта гитлеровской Германии. Обороняющиеся немцы имели трёхмесячный запас продовольствия и боеприпасов».

«В артиллерийской подготовке штурма Пиллау перед наступлением участвовало советских 600 орудий и реактивных миномётов. В этот день советская авиация сделала 1500 вылетов».

«В время штурма Пиллау советская пехота, при поддержке танков и самоходок, была встречена губительным огнём немецких орудий, замаскированных на опушке леса. Немцы шесть раз переходили в контратаки, оттесняя наступавшие части. Все попытки продвинуться дальше не имели успеха».

21 апреля 1945 года в пригороде Пиллау «бои немецких и советских войск разгорелись с новой силой». «Советскими войсками был преодолён первый противотанковый оборонительный рубеж. Ураганным огнём встретил советских солдат немецкий гарнизон замка Лохштедт. Сутки не удавалось подавить сопротивление обороняющихся немцев».

К исходу 22 апреля 1945 года «сопротивление немецких войск, обороняющих Пиллау, стало ослабевать». «Немецким командованием был отдан приказ об эвакуации из города небоевых частей. Советской авиацией были уничтожены склады с боеприпасами и горючим, техникой и вооружением. Город горел. Второй противотанковый ров стал серьёзным препятствием для наступающих советских войск».

Весь день 23 апреля 1945 года в районе Пиллау «велась разведка боем, были сменены советские воинские части, понёсшие большие потери». «Глубокой ночью немецкие части удалось оттеснить в глубину леса и переправить через противотанковый ров боевую технику и пехоту».

Весь день 24 апреля 1945 года «две советские гвардейские стрелковые дивизии вели бои за Нойхойзер, на окраине которого закрепились остатки танковой дивизии «Великая Германия».

«Вечером советские войска овладели частью третьего противотанкового рва и ворвались на городские окраины Пиллау. Был водружён красный флаг над одним из домов. Несмотря на ожесточённое сопротивление, оборона противника была сломлена».

В ночь на 25 апреля 1945 года «через пролив переправились около 15 000 немецких солдат и офицеров и 7000 раненых».

«Город Пиллау полыхал в огнях пожаров. На пирсах творилась паника. Немецкие солдаты пытались вплавь добраться до противоположного берега. Город был окружён. Весь день шли схватки в казармах военного городка Химмельрайх, на территории порта и гаваней, где противники сражались за каждый причал. Каждый подвал, этаж или чердак советским солдатам приходилось брать штурмом. Особенно упорные бои шли в парке «Плантаже».

«К 20-ти часам 25 апреля 1945 года «немецкий гарнизон Восточного форта сложил оружие». «К вечеру советские солдаты переправились через крепостной канал в старую часть города, где бои продолжались всю ночь. Штурм города и крепости Пиллау дался советским солдатам дорогой ценой. Таких тяжёлых потерь ещё не знала советская 11-я гвардейская армия».

Утром 26 апреля 1945 года «на косу Фрише-Нерунг высадились основные силы сводного полка советского 13-го гвардейского корпуса». «Восточный» и «западный» десанты соединились с частями 11-й гвардейской армии, уничтожив и взяв в плен несколько тысяч немецких солдат и офицеров, но и после окончания десантной операции бои на Фрише-Нерунге продолжались ещё до победных майских дней 1945 года».

27 апреля 1945 года «в последние дни перед штурмом, Пиллау представлял собой огромный перевалочный пункт по отправке стекавшихся со всего Замланда гитлеровцев и беженцев через пролив на косу Фрише-Нерунг и морским маршрутом на полуостров Хель».

«Всего в период с 23 января по 24 апреля 1945 года через Пиллау было эвакуировано в Нойтиф и далее по косе на запад около 180 000-200 000 солдат, а морским путём на транспортных судах –
около 141 000 раненых и 451 000 солдат и беженцев».

Конец немецко-фашистской истории Пиллау и начало история советского Балтийска.


Рецензии