Z-мир. 17. Принцип сомнения
Для принятия решения в процессе НЕалгоритмизированного управления нередко (а у некоторых людей и постоянно) возникает ситуация с недостатком информации – управляющий оказывается в ситуации «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» (я имею в виду управляющего не как представителя профессии, а в самом широком смысле этого слова, т.е. как любого человека, принимающего какое-либо управляющее решение). При разрешении этой трудности возможны три исхода:
а) недостающая информация где-то существует и ее легко раздобыть;
б) она кому-то известна, но не стоит того, чтобы тратить силы на ее поиск;
в) недостающая информация не известна никому.
Но далеко не каждого человека смущает недостаток информации. Многие возмещают отсутствующую информацию разными слухами, домыслами, а то и вовсе не обращают внимание на это обстоятельство. Например, увидела жена, как супруг обнимает другую женщину, – значит, непременно изменяет, и однозначный приговор уже вынесен.
Однако встречаются люди, ясно осознающие и остро чувствующие факт недостаточности информации и испытывающие от этого такой дискомфорт, что неспособны принять решение (высказать оценку, дать указание и т.п.). Вот это чувство дискомфорта от недостатка информации для принятия решения мы и можем назвать СОМНЕНИЕМ.
Человек рождается всегда без сомнения – он абсолютно верит каждому слову родителей. Но с обретением сомнения, а тем более с возведением сомнения в принцип (что случается редко), человек как личность обретает новое качество, существенно отличающее его от людей несомневающихся.
Самый существенный эффект сомнение производит при оценке человеком своей системы ценностей. Если Я человека оснащено могущественными принципами, то и шансов на успех в любом деле у него будет больше, чем у человека с развитым Я. Поэтому пересмотр своего Я является самой важной задачей для того, кто хочет добиться в жизни наибольшего успеха.
У несомневающихся людей мысли о переоценке своего Я даже не возникает. Но сомнение в отношении своей системы ценностей и качеств своего Я открывает человеку новое, второе вИдение: он приобретает способность видеть себя как бы со стороны. И это видение позволяет человеку изучать самого себя как совершенно ДРУГОГО человека и не по заказу этого «другого» человека. Второе Я, или над-Я, позволяет человеку быть достаточно объективным при оценке своего Я. При возникновении над-Я личность как бы раздваивается, но не на тождественные части, а с возвышением над-Я над Я.
[Появлению в моем сознании над-Я способствовало то обстоятельство, что я жил без отца, а сурового со мной отчима я за отца не принял. И лет с десяти у меня стала возникать идея о самовоспитании. И вот когда в 13 лет я продал три новогодних браконьерских елки, то на вырученные деньги сделал первую в своей жизни покупку: брошюру для родителей о… воспитании детей. Ее чтение заставило меня глядеть на себя со стороны.]
Пересмотр своего Я есть наиглавнейшая (и, пожалуй, единственная) акция проявления внутренней свободы человека. С действительным ВЫБОРОМ своего Я человек выходит за пределы А-общества фактически в любом поведении и сущностно это уже совершенно другой вид человека (по сравнению с теми, кто так и остался "запрограммированным"), хотя внешне это как будто и не заметно. Кем человек себя выберет – это вопрос другой, но для начала важно, что он САМ СЕБЯ ВЫБРАЛ, или, что то же самое, создал (если, конечно, под человеком понимать личность, а не его тело). С выбором своего Я человек обретает внутреннюю независимость от всего и вся, надежную точку опоры. Теперь у него появляется возможность рассматривать общество извне и видеть в нем свое место.
Другой сильный эффект, который проявляет сомнение, – это оценка информации на достоверность. Если несомневающийся человек (или человек, проявляющий враждебное отношение к прогрессивному или обладающий некритическим мышлением, опирающимся на догмы) считает любую порцию информации либо верной, либо ложной (т.е. с достоверностью 1 или 0: хорошо – плохо, не виноват – виноват, умно – глупо, красиво – некрасиво...), то человек сомневающийся /подсознательно/ сопоставит данную информацию о предмете с полным набором свойств и характеристик, известных ему ранее. Различные неувязки в этом сопоставлении вынудят сомнение выставить информации значение достоверности в пределах от 1 до 0. Тщательный пересмотр познания показывает, что точное значение 1 или 0 истинность информации принимает в крайне редких случаях. Сомнение придает истине вероятностный характер и является едва ли не главной предпосылкой крупных открытий и изобретений.
Догматик не подвергает сомнению истинность знаний, почерпнутых им в школе (много позже люди узнаЮт, что в школе им вбивали нередко ложные вещи, но перелопатить критически весь информационный багаж прошлого им уже оказывается не под силу – этим нужно было заниматься с детства...). Поэтому если к двадцати годам человеку не довелось встретить на своем пути умного советчика, то почти наверняка всю жизнь ему придется пребывать во лжи, которую он будет принимать за истину. Понятно, ложное знание, приобретенное там-сям, будет проявлять свою противоречивость, а попытки исправить ложь ложными средствами будут лишь все глубже и глубже погружать человека в ложное знание. Причем изнутри этого ложного знания найти основание для подозрения его в ложности человек самостоятельно не может (ложное знание – это черная дыра!). Чтобы оценить систему, нужно выйти за ее пределы, нужно хотя бы мысленно не принадлежать ей. И для этой цели как нельзя лучше годится сомнение, находящееся (впрочем, как и вера) ВНЕ знания, следовательно и вне логики.
Вообще-то, частное (в отношении узкого круга вопросов) сомнение – явление не редкое. Редкостью же является случай, когда сомнение контролирует любой этап мышления и распространяется на любую информацию и на любой уровень организации мышления, когда человек не принимает на веру НИЧЕГО! А если человек умудрится пересмотреть еще и все знание, заложенное в него до принятия им принципа сомнения, то это будет уже серьезная ревизия мира-космоса /«для нас»/.
Приведу пример из своей жизни. В 15 лет мне взбрело в голову осилить "Капитал" Маркса. Не осилил. С 24-х до 28-ми лет "изучал" "Капитал" на экономическом факультете МГУ. С грехом пополам "сдал". А в 29 лет решил перечитать его с сомнением. И... уже на 5-7-й страницах обнаружил фундаментальную чушь, являющейся первоисходной, базовой аксиомой, на которой построено ВСЁ здание марксизма-ленинизма. (Эта аксиома утверждает, цена на товар на капиталистическом рынке не может быть произвольно изменена по прихоти продавца или по договору продавца и покупателя.) Но что же это за наука, которая базируется на заведомо ложном положении?!
Лично мне с сомнением повезло – оно досталось мне "по наследству" от мамы и бабушки. Благодаря ему, сначала спонтанно в школе, а затем сознательно в университете знание для меня раздвоилось: первое – то, которое нужно было выучить и "сдать", второе – вероятностное, уже для себя.
Понятно, что принцип сомнения порождает постоянное ощущение зыбкости нашего знания, нашего бытия. Сознанию же (и психике) нужна прочная точка опоры, нужны неколебимые первоистины. Роль такого фундамента может играть хорошо отревизованное базовое знание. Прочный фундамент стоит того, чтобы закрывать глаза на его незначительные противоречия отдельным фактам. [Аналогичное отношение должно быть, на мой взгляд, и к близкому, преданному другу. Редкое исключение, когда сомнение недопустимо.]
Если управляющий орган в сознании принимает решение произвести какое-либо действие (в частности, принять на вооружение ту или иную истину), то в этом случае сомнение играет роль тормоза. А если решение состоит в бездействии, то сомнение играет роль смазки. Таким образом, сомнение регулирует потоки управленческой энергии, не обладая при этом собственной значимой энергией /странная субстанция – сомнение!/.
Сомнение играет судейскую роль в отношении принимаемых нами решений и проявляется параллельно процессу принятия новых решений. (Следовательно, в алгоритмизированном поведении сомнение не нужно.) Оно требует не спешить с осуждением поступков других людей и побуждает нас действовать в ситуации равнодушия и апатии. Задача сомнения – предупредить об опасности (в частности, о малодостоверности информации), а высший центр управления (в нашем сознании), принимающий решение, вправе к этому сомнению прислушаться или нет.
Извращенной формой сомнения является скепсис. Скептик может подвергнуть сомнению все что угодно, но при этом палец об палец не ударить для того, чтобы что-то сделать или что-то изменить.
Ниже мы еще будем рассматривать сомнение с разных сторон. А пока выскажу важное предостережение: не верьте ни одному моему слову, но и не спешите отбросить его не задумываясь: может быть, вы поймете то, что понравилось мне, и это понравится вам (и тогда наши истины совпадут); может быть, вы поймете меня неправильно, и это поможет вам самим уловить какую-то новую важную связь между явлениями. Ваша задача: при чтении чужих мыслей выудить или родить СВОЮ истину. К непонятным местам в моей книге вернитесь через некоторое время (может быть, через год) или уясните их с помощью диалога. Диалог позволяет и излагать мысли иначе, и видеть новые важные стороны явлений с помощью иной точки зрения. Не стесняйтесь задавать вопросы!
(2016)
Свидетельство о публикации №216120700001
В двух словах трудно объяснить свою позицию, потому я написал свою статью "Р7. Аксиомы бытия", в которой пытаюсь привести доводы, в необходимости подумать над системным подходом по изучению нашей собственной природы.
Приглашаю посмотреть эту статью. Ее смысл сводиться к следующему:
Существующее многообразие мнений начинается уже на стадии определения «начальных условий» нашего бытия, и я предлагаю всем, кого интересует эта тема, сконцентрироваться на этом этапе и опубликовать свои «аксиомы бытия», чтобы из этих представлений каждый мог уточнить свои позиции. Этот процесс может оказаться не только полезным в индивидуальном плане, но и значимым для общества.
Владимир Плетнёв 07.12.2016 09:39 Заявить о нарушении
Теперь относительно моих. Они исходят из СИСТЕМНОГО, а точнее - полносистемного подхода к человеку с включением ВСЕХ потребностей и сторон бытия. Но они сформулированы не на пустом месте, а после предварительного построения модели человека и, главное, его аппарата мышления. При этом, по моему убеждению, мой списко аксио является и необходимым, и достаточным: я, как будто, не забыл ничего, что нужно человеку, и в то же время не включил в их список ничего лишнего.
Сейчас мы с Андреем Девиным обсуждает вопрос: можно ли построить очень большое общество, живущее по этим аксиомам.
Виктор Сорокин 07.12.2016 15:18 Заявить о нарушении
Эти материалы очень показательны с позиции поиска точек соприкосновения по системным вопросам о сущности нашего бытия. Об этом и моя статья, которая опирается на мнение нескольких авторов. Посмотрите. Пожелаете, продолжим беседу.
Владимир Плетнёв 07.12.2016 20:40 Заявить о нарушении
Ответ Владимиру Плетневу на его запрос:
«Мне хотелось бы узнать ваши представления о ключевых элементах (аксиомах), которые являются существенными при воспитании ребенка».
Спасибо за вопрос, Владимир. Он один из самых-самых важных. Отвечаю экспромтом.
Если мы хотим сделать из ребенка Личность-ГЛЫБУ, то, пожалуй, самое важное: научить его НЕ СОГЛАШАТЬСЯ немедленно с тем, что ему говорят! Научить его – уже с трех лет – ПЕРЕЧИТЬ (правда, с чужими людьми из вежливости и ради безопасности в отношениях лишь мысленно) каждому человеку, каждой фразе, каждому слову! И в этом, считаю, заключена половина успеха – независимо от всего остального.
Второе: это показать ребенку как много больше ценностей в каждой субстанции: в физиологии, этике, эстетике, логическом и управленческом интеллектах, духе. От рождения дети склонны к добру, так что это знание позволит им из всех ценностей выбрать наилучшие и наидостойнейшие.
Третье: уже лет с пяти учить ребенка самообороне в случае каждого вида насилия: физического, экономического, этического, эстетического, логического, духовного.
И последняя, четвертое (самая малость): лет до пятнадцати полезно раззадоривать честолюбие – стимулировать стремление быть ВО ВСЕМ лучшим. (После пятнадцати стрелки нужно перевести на то, чтобы ребенок стремился быть лучше самого себя.)
Всё это – месяц, от силы год работы, а дальше ребенок попрет по жизни как паровоз!
И еще совет умному воспитателю: если что-то из перечисленного выше вам самим не под силу, не тратя времени, отдайте ребенка специалисту: познакомьте с художником и музыкантом, сильной духовной личностью, отдайте в спортсекцию, ЛЮБЯЩЕЙ бабушке, специалисту по развитию интеллекта.
Из сказанного выше в какой-то мере вытекает и еще одно пожелание: как-то мягко, без признаков давления побудить ребенка проявлять инициативу. В быту он должен быть не безвольным потребителем, а равноправным созидателем. В десять лет ребенок должен уметь купить в магазине всё, что нужно для всех семейных нужд и при этом рачительно и без вашей подсказки!
Всем родителям самых наилучших пожеланий!
Виктор Сорокин 02.01.2017 12:34 Заявить о нарушении
Виктор. Все справедливо для воспитания вундеркинда. А что делать с остальными, 99,99%, детьми? Хотим того мы или нет, но они воспитываются «не воспитанными» родителями. Таковы реалии нашей жизни.
Мне эпизодически попадаются статьи (наподобие тех, которые я отметил в своей статье Р7), в которых встречаются оригинальные мысли, которые резонируют с моими представлениями.
Так в статьях Андрея Якупа, «Человек, как система, состоящая из души и тела» и «Прощай, Господь Бог, здравствуй, господин Разум» мне понравились некоторые его ключевые представления:
«Слухи о «всемогуществе козы», с точки зрения травы, о всемогуществе человека с точки зрения козы, о всемогуществе «социума людей», с точки зрения человека, о всемогуществе Духов, с точки зрения «социума людей», тоже «оказались, мягко говоря, сильно преувеличенными». Способность козы подойти к траве, растоптать, или даже съесть её (!) могут расценить как «всемогущество» разве только растения. Субъекты других вышестоящих ступеней Пирамиды только посмеются над наивностью травы. Точно такая же цена пирамиде всех остальных вышестоящих «могуществ». Их оценка субъективна, сделана с точки зрения умственных возможностей очередного «раба божьего», поклоняющегося своему очередному «непознаваемому».
«Подпрограмма-эго» включает врождённые инстинкты: умение дышать, удовлетворять жажду, голод, умение избегать чрезмерных перегревов и охлаждений, удовлетворять требования сексуальных инстинктов и т.п.)».
«Вторая часть «души» - «социумная подпрограмма», включает приобретённые с помощью социума Духов индивидуумом в течение его жизни условные инстинкты. Начинается это приобретение с момента выхода ребёнка в свет, с момента его рождения».
Его схематическое представление «мироздания» своеобразны, но в них имеется определенное зерно. Чтбы понять себя надо «возвыситься над собой».
Я, на эту тему, написал черновик своей возможной статьи, в которой обозначил ступени, которые необходимо познать, чтобы познать самих себя:
«1.Нечто? 2.Гамма фотоны и нейтрино? 3.Заряды! (электрон и позитрон) и магнитное поле. 4.Элементрные частицы (мюон, пион, нейтрон и протон). 5.Атомы, (ренгеновские, световые и тепловые фотоны). 6.Молекулы и органические соединения. 7.Клетка! – Мышление! (органическое соеденение способное к определенным взаимодействиям). 8.Флора. 9. Фауна (травоядные, хищники и всеядные). 10.Человек! и его более совершенное МЫШЛЕНИЕ, которое обладает склонностью к РЕЧИ при помощи определенных СЛОВ. 11.ИНФОРМАЦИЯ! 12.ОСОЗНАНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ! 13.ИСТИНА!?»
Сейчас мы находимся на 11 уровне, активно формируя свои познания. К сожалению, эти познания не только позитивны, но и содержат много негативных элементов, о которых образно выразилась автор статьи, «Сознание определяет быт», Надежда Каменская Адамова:
«Сознание человека — либо помойка, либо клумба с цветами. Одни видят везде только плохое, трудности, различия, противоречия, грязь. Другие видят хорошее, радостное и доброе».
Для этого и надо не просто накапливать ИНФОРМАЦИЮ, а подходить к ее формированию ОСОЗНАННО!
Ключевым элементом в приведенной последовательности событий является МЫШЛЕНИЕ, в котором все процессы протекают в интерактивном режиме, что и приводит к появлению в нашем сознании не только «цветов», но и «помоев».
Владимир Плетнёв 05.01.2017 14:52 Заявить о нарушении
С 99,99% детей ни мне, ни Вам ничего делать не надо - мы до них не дотянемся. Это забота ИХ родителей. А мы можем лишь высказать свои сображения - может, кому-то из родителей они окажутся полезными.
Виктор Сорокин 11.01.2017 12:24 Заявить о нарушении
С другой стороны, если бы не было человеческой популяции, не было бы и ИНФОРМАЦИИ, откуда мы можем вобрать в себя, лишь ее мизерную долю и сформировать из этих «скудных» данных свои представления и, затем, обозначить свой жизненный путь в виде целей.
С помощью приобретенных инстинктов просто объясняются все особенности человеческой популяции в сравнении с дикими популяциями. Я, как умел, показал это в своей «Науке о Человеке», а общение с участниками Прозы и размышления последних месяцев формируют более краткую цепочку наших жизненных установок (целей).
Родители и окружение формируют посредством слов первые приобретенные инстинкты ребенка. Это его своеобразное «я». Затем школа, друзья и события дополняет это «я», житейскими инстинктами, и, к моменту совершеннолетия, человек уже имеет, свое твердое «Я». Вот эти «Я» и являются микро целями, из которых складываются более высокие.
Любое, даже самое простое действие, не говоря о процессах, совершаются организмом человека под управлением некоторого массива инстинктов, которые подчинены, в этот момент, одному из инстинктов, определяющему главную суть действия. Для всех остальных, участвующим в этом процессе инстинктам, он является своеобразным «Над Я» (как коза над травой).
«Сверх Я» представляет собой «ДОМИНАНТНЫЙ» инстинкт, т.е. своеобразная «сверх цель», которая может превратить человека в позитивную или негативную личность.
Владимир Плетнёв 12.01.2017 10:38 Заявить о нарушении
Мне видится некоторое различие между индивидуальностью, субъективностью и я. Я - это оущение человеком своей субъективности, СИСТЕМЫ своих установок ("приобретенных инстинктов"). Я - не микроцели, а их СИСТЕМА. У человека одно я, а установок тьма. Микроцели не складываются - они самодостаточны, но могут бобразоввать прчино-следственные цепочки цель-средство-цель...
"Любое, даже самое простое действие, не говоря о процессах, совершаются организмом человека под управлением некоторого массива инстинктов, которые подчинены, в этот момент, одному из инстинктов, определяющему главную суть действия. Для всех остальных, участвующим в этом процессе инстинктам, он является своеобразным «Над Я» (как коза над травой)".
Вот эта система целей является и называется ПЛАНОМ. Последняя позиция в плане это и есть конечный продукт. Называть его над-Я я как-то не вижу особого смысла.
"«Сверх Я» представляет собой «ДОМИНАНТНЫЙ» инстинкт, т.е. своеобразная «сверх цель», которая может превратить человека в позитивную или негативную личность".
Не слишколм ли жирно для рядового конечного продукта, коих бесчисленное множество?
Виктор Сорокин 13.01.2017 23:25 Заявить о нарушении
По этой причине я и предложил, на примере своих представлений о превращении ребенка в человека (личность), попытаться разобраться в сути наших противоречий.
Рождается ребенок, у которого уже имеются сформированные и не совсем сформированные системы жизнеобеспечения. Одной из таких, практически, готовых врожденных систем жизнеобеспечения является «руководящая» система, которой подходит известный термин МЫШЛЕНИЕ. Все другие системы жизнеобеспечения изменяют свой (предопределенный генетически) характер функционирования, только по сигналам от этой системы мышления.
Ребенок «знает», как привлечь внимание родителей к себе. Он просто заявляет это своей «речью», которая является плачем, криком, и порой со слезами, требуя определенного внимания к себе – покушать, устранить дискомфорт, и т.п. Т.е., у него уже есть сформированные (по Павлову) безусловные рефлексы, (в моей терминологии) врожденные инстинкты, а в вашей терминологии, очевидно, будут называться установками. Так ли это?
Затем, к этим первым, врожденным установкам, начнут добавляться родительские установки из простых слов – кушать, спать, гулять и т.п. Это уже приобретенные установки, но они размещаются на равных правах с врожденными установками. Когда ребенок слышит эти слова, то он уже понимает их «смысл», и его организм, под управлением его мышления, выполняет соответствующие действия.
С течением времени, освоив РЕЧЬ, ребенок будет говорить родителям: я хочу кушать, я хочу гулять и т.п. Т.е., возникшее желание кушать, гулять и т.п., можно временно считать его «я» (с маленькой буквы), но это маленькое «я», в любой момент, может стать доминантой и превратиться не только в «Над Я», но и в «Сверх Я» (у ребенка это просто капризы, у более взрослых - наркотики, обжорство, праздный образ жизни и т.п.).
Чтобы маленькие «я» не превратилось в доминанты и требуется превращения ребенка не просто в человека, а в личность, которая бы имел свою собственную установку «Над Я» (сила воли, разумность), которая не позволяла бы маленьким «я» превращаться в доминанты.
Если мы хотим сблизить наши позиции, то уже на этом этапе, наши представления о начальном развития ребенка (до 3-5 лет), не должны иметь принципиальных расхождений. Это, в первую очередь, касается роли систем жизнеобеспечения человека и особенно системы Мышления в становлении ЛИЧНОСТИ.
Владимир Плетнёв 14.01.2017 16:07 Заявить о нарушении
Виктор Сорокин 16.01.2017 13:57 Заявить о нарушении
Эта короткая фраза содержит в себе вопросы, по которым требуются пояснения.
В моем представлении имеется ЕДИНАЯ система (МЫШЛЕНИЕ), которая управляет системами жизнедеятельности человеческого организмом, в котором «собираются» все врожденные, приобретенные инстинкты или установки. Или инстинкты накапливаются в одном месте, а установки в другом месте организма. Так ли это?
Я считаю, что инстинкты или установки (для меня это одно и то же!) обладают определенными СВОЙСТВАМИ. Очередность их функционирования зависит от конкретных житейских ситуаций и определяется мышлением в интерактивном режиме. Выбранный инстинкт (установка), становиться на данный момент «ведущим». Он имеет «определенные» связи с другими инстинктами, которые, в данный момент будут «ведомыми». Поэтому, в зависимости от обстоятельств, любой инстинкт может быть отстрочен!
В моем понимании, любые инстинкты-установки вступают в действие только после предварительной оценки организмом (мышлением), и только тогда начинается их автоматическое воздействие на системы жизнеобеспечения человека.
Что касается «сесть на горшок», то это инстинктивный процесс (установка), состоящая из серии элементарных инстинктов, которые делаются в автоматическом режиме: берут горшок, а не ведро, снимают штаны, а не куртку и т.д. Эту процедуру, многие малыши, выполняют еще до освоения речи.
Владимир Плетнёв 16.01.2017 15:50 Заявить о нарушении