3. Лиссабон. В поисках целого

Если вас спросят: «Были ли вы в городе N?» А вы в этом городе только переночевали в придорожной гостинице… Какой ответ верен по существу: «да» или «нет»?

Вот пример. Будучи командированными в Хе;мниц, (нем. Chemnitz, город в Саксонии, Германия) мы с коллегами наняли минивэн, решив немного проехаться по Евросоюзу. Большинство поддержало чью-то идею за день побывать сразу в четырех государствах. Получилось вот что. Переночевали и позавтракали мы в Кёльне. У Собора сфотографировались и восхитились. Знаменитого бельгийского пива Leffe я выпил уже в льежском кафе с видом на епископский дворец. Обедали в идеально чистом, словно евросоюзная конституция нидерландском Маастрихте. Ближе к вечеру оказались в Люксембурге, подивились обилию парков и роллс-ройсов в городе-государстве. Поздний ужин случился уже снова в Германии, в Менхенгладбахе. Ощущение, что в перечисленных городах я был, у меня, вроде, есть, формальные основания так считать - тоже. И все же скорее вроде, чем на самом деле. Чтобы побывать в городе неформально, нужно в нем пожить. Но и этого мало.

У меня кузен последнюю четверть века в Москве жил в Орехово-Борисово. Так он из него два раза выезжал. Раз - в аэропорт Домодедово (летал хоронить дядьку), а второй раз, - за пределы МКАД, вперед ногами. Он сам шутил, что в Москве ему побывать всё некогда….

Для себя же я такой критерий выработал. Если имеешь представление, как город устроен, хотя бы в основных чертах, т.е. представляешь, как основные улицы и районы связаны, то непременно у тебя появится ощущение чего-то единого, в котором ты себя в  чувствуешь не заблудившимся и случайным, а его осмысленной частицей. Для меня это важно. Но добиться подобного непросто.

Первый день в Лиссабоне представление о городе как целом не дал, да и не мог дать. Пешком этого эффекта можно добиться, пройдя километров триста. Рассчитывать на обзорную экскурсию с экскурсоводом мы давно перестали. Всегда и везде экскурсоводы показывают ряд достопримечательностей, при этом всячески стараются дезориентировать туриста в городском пространстве. Основания для таких действий у экскурсоводов, разумеется, есть. Турист – сволочь. Как только поймет, что интересные места может найти самостоятельно, он тут же поймет и главное: дурные деньги, платит за экскурсионные услуги зря. Мы пошли иным путем.

                ***

26.04.2015 (пн.) Cолнечным, но не жарким утром на площади Комерциа купили билеты на Yellow bus. Это желтые двухэтажные автобусы с открытым верхом, которые идут по нескольким кольцевым маршрутам с остановками у интересных мест. Владельцы билетов в течение сорока восьми часов могут ездить по маршруту, сколько пожелают, садясь и выходя на любой из остановок. Для начала мы решили проехать по кольцу, охватывающему большую часть города. Маршрут назывался Olisipo (древнее название Лиссабона, вернее, иберийского поселения, которое существовало на месте Лиссабона в древности) tour/Lisboa moderna e inovadora!/ Modern and innovative Lisbon! Он опоясывал всю историческую часть города (за исключением района Белем, который по сути - отдельная часть Лиссабона). И район порта, и объекты, построенные к всемирной выставке Expo 1998, и современные районы с многоэтажной застройкой.


Я уже говорил, что не люблю организованные экскурсии, но данная поездка внесла коррективы. Оказалось, я не люблю не экскурсии, а экскурсоводов. А от Olipso Tour пришел в полный восторг. Двухчасовая поездка, (мы нигде не выходили) сориентировала меня в сложно спланированном городе настолько, что в дальнейшем я, почти не блуждая, находил дорогу в любых районах старого города. Разовые наушники, которые прилагались к билету, вещали на полудюжине языков, включая русский. Они давали информацию о местах, которые проезжали, настолько своевременно и толково, что когда окрестности были ничем непримечательны, просто звучала приятная музыка (в основном фаду).


С утра автобус был пуст или почти пуст. Это создавало ощущение, будто поездка организована только для нас. Никто не навязывал нам дурацкой информации, не пытался загнать в сувенирные лавки. Казалось, просто коренный житель везет нас по местам, которые сам любит, городится их красотой, а потому ему приятно всё нам показать. Не стану идеализировать португальский экскурсионный сервис. В прошлой главе я писал, что Салазар старался, чтобы португальцы не стали жить хуже. Видимо это повлияло на их ментальность, и они сегодня не слишком думают над тем, чтобы все стали жить лучше. Довольствуются и тем, что не живут хуже. Я это почувствовал так.

Мы сидели в открытой части второго этажа автобуса. Многие улицы Лиссабона с обеих сторон обрамлены старыми деревьями, ветви которых переплелись, образуя зеленые туннели. Вначале я опасался, и при въезде под деревья инстинктивно наклонял голову. Потом понял, при сертификации экскурсионного маршрута высоту подрезки ветвей над дорогой обязательно проверили на соответствие с высотой открытых пассажирских автобусов. Когда я это понял – остерегаться перестал, предавшись фотографированию окрестных видов. И почти сразу получил оглушительную оплеуху веткой.


По силе ощущения оплеуха была сравнима с затрещиной, которую когда-то схлопотал в городе Иваново. Тогда я был очень молод, наивен и поверил информации одного сердцееда, утверждавшего примерно следующее. В Иваново так мало мужчин и так много одиноких женщин, что можно смело выбирать любую. Как выбирать, я не очень знал, но в статистику тогда верил. Поэтому, оказавшись волею судеб в Иваново,  лихо принялся за дело,и сразу получил по морде от крутобёдрой соседки по общежитию, имя которой так и не успел узнать. К чему я это? Просто жизнь меня, похоже, ничему не научила. Другое дело Салазара. Тот, когда узнал, что в Анголе - тогдашней португальской колонии, нашли нефть, воскликнул: «Этого мне только не хватало!»


Иными словами, наличие вокруг тебя отлаженного сервиса, красивых, ласковых женщин и даже дармовых нефтедолларов вовсе не означает, что ты поймал бога за бороду… Описывать увиденное из автобуса не стану, хотя бы потому, что дело это не благодарное, подобное пересказу третьим лицам собственных снов или чтению снов Веры Павловны у Чернышевского.

Запомнилась почему-то Лиссабонская тюрьма. Она в центре города. Довольна страшная. С облупленной стеной, увенчанной щеголеватой  нержавеющей колючей проволокой. Рядом с тюрьмой на лужайке большая скульптурная группа: голый мужчина держит под уздцы двух норовистых жеребцов. Что она символизирует, могу только предполагать. Не исключаю, что к установке скульптуры приложил руку кто-то из бывших клиентов пенитенциарного заведения. Неподалеку от тюрьмы начинается и главный проспект (вернее это в значительной части бульвар) Лиссабона - Авенида-да-Либердади или, по нашему, проспект Свободы, который, спускаясь по холмам, тянется вплоть до площади Восстановителей, с которой мы вчера и лицезрели начало Свободы. Так что лозунг «На свободу с чистой совестью» в Лиссабоне может иметь не только пропагандистское, но и более многоплановое, как символическое, так и прикладное значение: Восстановители - Свобода - Тюрьма.

Закончили поездку на площади Фигуейра, которая является официальным окончанием и началом маршрутов Yellow bus. Настроения у меня было приподнятое, - от иллюзии, что теперь представляю, где нахожусь и даже могу показать жене, в какой стороне наше Абзаково. У жены настроение было не такое приподнятое. Оказывается, в самом начале экскурсии она по неосмотрительности села на пластиковое автобусное кресло, в котором от дождя скопилась вода, а узнала о роковой ошибке не сразу, т.к. была в шерстяном пальто. Зато потом, все два часа поездки пыталась не обращать внимания на появившийся дискомфорт. Словом нам срочно нужно было в гостиницу. Потом обедать. Потом по плану у нас была пешеходная прогулка в знаменитый квартал Шиаду.


Честно сказать, я был бы не прочь снова пообедать хлебом с поросятиной. Но рынок на площади в будни не работал. Огорчало и то, что полюбившийся деликатес можно было бы съесть в номере, где меня преданно ждала непочатая бутылка джина. Супруга же, когда мы вошли в номер, зная меня как облупленного, сказала своим фирменным врачебным тоном: «Натощак не смей. Сейчас пообедаем в кафе, которое я присмотрела. Вернемся, тогда и выпьешь».


Жена в выборе не ошиблась. Кафе находилось в двух шагах от гостиницы, было многолюдным. В часы пик туда даже очередь. Могу смело рекомендовать всем россиянам и россиянкам. Шведский стол. Блюда для полноценного обеда. Два-три сорта жареных колбасок, запеченый свиной окорок, тушёное мясо и блюдо бакаляу (о нем отдельно, ниже). Все вкусно. Есть позволяется, сколько влезет и при этом стоит обед €6,99 на человека. Дешевле еды такого уровня я больше нигде не встречал. Напитки и десерты, правда, за отдельную плату. И весь доход, как мне кажется, заведение делает именно на платных блюдах. Они довольно дорогие и цены на них установлены нестандартно. Большинство посетителей обычно заказывает воду, а здесь маленькая бутылка стоит 3 евро. Кофе-эспрессо – тоже 3. А вот приличного размера графинчик молодого вина всего 1 евро. То есть, стандартная туристическая раскладка такова. Вода (€3) + шведский стол (€6,99) + десерт (€3,5) + кофе (€3) = €16,49 с человека. Сдачу в Португалии сдают обязательно, но и чаевые принимают. Местные заказывают только шведский стол + вино, мы сделали также и заплатили ровно €16 за двоих.


Что там самое вкусное. Я люблю рыбу. Свежей рыбы не было, зато я оттянулся на бакаляу. Это блюдо из сушеной соленой трески (bacalhau — треска). Для меня остается загадкой, почему в Португалии, где полно свежей и вкуснейшей рыбы, так популярна привезенная с северных морей сушеная треска. В старину её ели бедняки. Сейчас едят все. Ну, примерно, как у нас любят жареную картошку и богатые и бедные. Мне блюдо понравилось, и потому, что люблю треску, а больше всего, пожалуй, тем, что оно напомнило мне аспирантские молодые года. Мы в общаге такое бакаляу готовили, как привило, из курицы. На противень выкладываются куски курицы (в Португалии - куски вымоченной соленой трески), сверху - чешуей - кружки картофеля, потом кольцами резанный репчатый лук, всё перчится и замазывается майонезом (в Португалии заливается взбитой смесью яиц и сливок). И в духовку, до золотистой корочки.


Всё, пообедали. Но прежде чем отправляться в номер к джину, сообщу читателю, как найти эту замечательную харчевню. В интернете ее следов я слёту не нашел. Вот адрес нашей гостиницы: Americano Residence: R. 1; de Dezembro 73, 1200 Lisboa, Португалия. Если встать спиной к входу в гостиницу, идти нужно налево по левой стороне улицы метров 30-50, кажется, и смотреть, у входа всегда реклама на грифельной доске «ланч за 6,99» и еще, там женщина стояла, курила. Будьте внимательны, следующая дверь это - дорогущий рыбный ресторан, не перепутайте! Ресторан такой дорогой, что платить нужно и за выход…

(продолжение следует)

Примечание.Текст вперваые опубликован  на портале Всемирная энциклопедия путешествий.http://planetguide.ru/academy/entry/1284/ Зесь он публикуется с дополнительной авторской правкой стилистики.


Рецензии
Как только прочла фразу: "Потом понял, при сертификации экскурсионного маршрута высоту подрезки ветвей над дорогой обязательно проверили на соответствие с высотой открытых пассажирских автобусов", сразу стала о Вас беспокоиться. Поняла, что Вы доверитесь - и зря. Но как могла я Вас предупредить?! Ну, и случилось то, что случилось. Живо написанные путевые заметки. Хорошим языком в рамках не видимой, но организующей текст схемы. Захотелось съесть что-нибудь под майонезом. ЕК

Елена Кенигсберг   09.12.2016 21:28     Заявить о нарушении
Спасибо,Елена.А можно подробнее об организующей схеме.

Барабанов Виктор   10.12.2016 12:33   Заявить о нарушении
Схема классическая - единство времени, места и действия ))) При этом весь текст состоит их частей - дней. Каждая часть, хотя и имеет начало и конец, но в то же время и начало не безусловно, и конец не окончателен. События происходят в городе, который автор показывает, как в кинематографе - планы меняются: средний, крупный, иногда общий. Ну, и есть главный сюжет - путешествие. ЕК

Елена Кенигсберг   10.12.2016 14:08   Заявить о нарушении
С вами пообижаешься, как в совете министр побываешь. Но ведь еще реироспекции, обобщения, отступления лирические и стеб,за который вы меня слегка критиковали.Но я над структурой и схемой текста не задумываюсь, пишу со слуха,как мой докторант-узбек.Хорошо, что вы мне объясняете. Хоть узнаю, что пишу прозой. Искренне благодарен! Честно!😠

Барабанов Виктор   10.12.2016 14:58   Заявить о нарушении
Пообщаешься

Барабанов Виктор   10.12.2016 15:03   Заявить о нарушении
"Реироспекции, обобщения, отступления лирические и стеб" входят во второстепенные сюжеты ("Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму" - из Википедии).

По поводу "я над структурой и схемой текста не задумываюсь" писал Пастернак ("Другие по живому следу / Пройдут твой путь за пядью пядь, / Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать").

По поводу Кабинета министров разговор отдельный ))) Сейчас убываю в парк.

Елена Кенигсберг   10.12.2016 16:12   Заявить о нарушении
Откуда в парк?Типа,ушла на базу?

Барабанов Виктор   10.12.2016 18:49   Заявить о нарушении